Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


„еловек [есть] разум, соединенный с полезной [ему] и приличествующей плотьюї15.




(—в€титель ¬асилий ¬еликий)

„еловеком... называетс€ он по естеству: ни душа без тела, ни, напротив, тело без души, но то, что из соединени€ тела и души, сложенное в один образї16.

(—в€щенномученик ћефодий ѕатарский)

3.3.1.2. “рехчастные схемы

“рехчастна€ схема восходит прежде всего к апостолу ѕавлу:

1 —ол. 5.23:...дух, душа и тело.

“рехчастное учение наиболее общее в православной антропологии. »м пользуютс€ наибольшее число отцов и учителей ÷еркви.

ѕон€тно, что телесный уровень тот же самый Ч тело, матери€; душевный уровень Ч это уровень тварных духовных сущностей, к которым может быть отнесены ангельска€ природа и природа человеческой души. ƒуховна€ сущность Ч это некий духовный мир, в котором обитают души и ангелы. Ќо они там не одни, там есть энерги€ божественна€, нетварна€ энерги€, есть нетварные духи, а есть и тварные сущности Ч ангелы и бесы. „еловек про€вл€ет себ€ во всех этих уровн€х, он со всеми этими уровн€ми св€зан онтологически и не может быть лишен ни одного из них, не может жить только в одном из этих уровней. «начит, в этих трех уровн€х можно рассматривать человека.

—овершенный человек состоит из тела, души и духаї17.

(—в€щенномученик»риней Ћионский)

„еловек состоит из тела, души и духаї18.

(ќриген)

Ђ»з трех [ частей ] человек... духа, души и телаї 19.

(—в€титель √ригорий Ќисский)

ЂЕибо человек из сих трех имеет устроение; и свидетель [ тому ] ѕавел, призывающий на ефес€н... благодать тела, души и духаї 20.

(ѕрокопий √азский)

3.3.1.3. —хема ћаксима »споведника

≈сть несколько других схем состава человека, еще более детальных. Ќапример, схема, которую выдел€ет у ћаксима »споведника —.Ћ. ≈пифанович21. ќна состоит из четырех уровней, и каждому уровню соответствует определенна€ человеческа€ сущность, а именно: тело, чувства, душа и ум.  аждой из этих составл€ющих человека отвечает соответствующа€ реальность. ”му соответствует реальность несозданна€, т.е. нетварна€. ”м Ч это око души, которое может общатьс€ с нетварными энерги€ми, с несозданным, т.е. то, что принадлежит одному Ѕогу. ƒуша Ч это мысленное, то, что можно было бы назвать в нашем современном представлении интеллектом. », наконец, чувственное бытие.

ƒл€ ћаксима »споведника чувственное бытие Ч это не только человеческа€ чувственность, но и, как он говорит, логосы вещей, логосы тварного мира или чувственный мир. „увственный мир дл€ него Ч более широкое пон€тие, чем чувства человека. Ќа этом построена и его гносеологи€. „еловек черпает эти логосы из чувственного мира через свои чувства и тем самым постигает этот мир, но чувственный мир дл€ ћаксима »споведника есть нечто более широкое.

3.3.1.4. —хема ћихаила ѕселла

¬ православии существует схема более интересна€ и подробна€. ќна принадлежит византийскому монаху ћихаилу ѕселлу. ¬от эти уровни:

Ђ”м сродствен Ѕогу (так же, как и у ћаксима »споведника. Ч ј.Ћ.), уму сродна логическа€ душа, логической душе сродна неразумна€ душа, неразумной душе Ч природа, природе Ч тело, а телу Ч матери€ї 22.

—родство, по ћихаилу ѕселлу, Ч это нека€ св€зь между двум€ сущност€ми, но св€зь не только установленна€ актуально. Ёто нека€ потенциальна€ св€зь, котора€ заложена в творении. ќчевидно сходство с моделью иерархии быти€ преподобного ћаксима. ƒл€ нас эта схема будет очень важна, по ней действительно можно просматривать уровни сугубо человеческого быти€, она помогает многое увидеть.

3.3.1.5. —хема Ѕ.ѕ. ¬ышеславцева

Ќаконец, есть схема семиступенчата€, которую выдел€ет Ѕ.ѕ. ¬ышеславцев. ¬ ней нельз€ увидеть библейскую или св€тоотеческую традицию, но в той или иной степени это попытка православного мыслител€ представить иерархию быти€ с научных и библейских позиций, котора€, на наш взгл€д, очень интересна и полезна. Ѕ.ѕ. ¬ышеславцев начинает свои ступени снизу вверх23. ¬ ЂЁтике преображенного эросаї он пишет:

¬ существе человека мы находим семь онтологических ступеней (ступеней быти€).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 288 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

80% успеха - это по€витьс€ в нужном месте в нужное врем€. © ¬уди јллен
==> читать все изречени€...

1398 - | 1246 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.