Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культуральные метафоры и символы




Данная мифологическая аргументация использует следующие доводы: «больше — лучше», «выше — луч­ше», «прочнее — лучше», «научное — хорошее», «на­писано по латыни — значит, лучше российского», «с иностранным акцентом — значит, импортная про­дукция». Примером может служить поддельный ки­тайский чай, который все принимали за настоящий в силу того, что инструкция к его заварке отличалась типичными китайскими «русскостями»: «Положив около пяти граммов чая в фарфорную кружку с покрыжкой или чайник, потом налить кипяток в них с по­крышкой. Через три-пять минут можно пить. Если чай с молоком или сахаром, то еще вкуснее». Или вот еще ряд устоявшихся примеров: лучшие духи — во Фран­ции, лучшие часы — швейцарские, а самые красивые девушки — в Самаре.

5. Перенесение системных концептов в жизненный мир

Используется очарование системного мира и его непонятность в жизненном мире потребителя. Это мо­гут быть вероятности, большие числа и их законы, мо­да, циклические рыночные процессы, жизненный цикл товара и т. п. Например:

• Реклама по телевидению: «Параллельные линии не пересекаются — доказано Евклидом. Надежная техника существует — доказано ZANUSSI» рассчи тана на человека, имеющего к математике лишь от даленное отношение, для которого употребление имени Евклида (не часто цитируемое наряду с Пи фагором и Архимедом) является «интеллектуаль ным прогрессом». Между тем, на самом деле, ничего подобного Евклид не доказывал, условие парал­лельности было принято как постулат (аксиома).

• Часто потребителя могут пугать вероятностью свер­шения чего-то нежелательного, не указывая точной математической величины этой вероятности.

• Законы моды подвержены определенной перио­дичности к преемственности, которые, однако, мо­дельеры совсем не склонны раскрывать — вся но­визна в моде просчитывается.

• Потребителям могут сообщить, что фирма выводит на рынок их страны лучший из производимых этой фирмой товаров. На самом деле это может дикто­ваться маркетинговой стратегией либо падением спроса на этот товар в другой стране.

В завершение несколько слов хотелось бы сказать о практической значимости мифологического подхода.

1. Принцип мифоцентрированности, положенный в основу нашего рассмотрения мифологий, снимает противоречие между медиаориентированной и человекоцентрированной парадигмой исследова­ния, т. е. стыкует мир системы и жизненный мир потребителя. Сделанные ранее акценты на домини­рующую роль СМИ или человека-потребителя рас­сматриваются на основе концепции «использование и удовлетворение». А именно: удовлетворение потребностей потребителя в процессе использова­ния им средств массовой коммуникации.

2. Концепция «использование и удовлетворение» предлагает построение мифодизайна — новой про­ектной дисциплины, в том числе коммуникативно- маркетингового толка.

3. Становление желаемо-необходимого мира требует опережающего формирования мифологического уровня знания общества, что практически достига­ется методологией мифодизайна.

■ 7.3. Бизнес ритуалы

«...Когда в похожем на пещеру зале «Кингдом» в Сиэтле собрались все 5 тыс. сотрудников корпорации «Майкрософт» и стал гаснуть свет, луч прожектора внезапно выхватил ярко-красный «корвет», на борту которого красовалась надпись «Уиндоуз». В этот мо­мент буквально из-под колес машины вынырнул стар­ший вице-президент «Майкрософт» Стивен Болмер и принялся «заводить» публику, выбрасывая вперед руку и скандируя вместе с толпой: «Уиндоуз!», «Уиндоуз!», «Уиндоуз!». Затем в свете юпитеров по сцене протащился автомобиль марки «Эдсел», «украшен­ный» символами программных средств конкурентов из «1ВМ» — «OS/2». И тут под звуки песни «Вожак стаи» в зал буквально ворвались на своих «харлеях» 10 мотоциклистов в кожаных куртках. На первом вос­седал тощий очкарик Уильям Гейтс III. Увидев его, тол­па взревела, как при встрече рок-звезды» («Бизнес Уик», 1992, №9) [8, с. 218].

Каждый, кто своей деятельностью связан с бизне­сом, сталкивается с такими его фрагментами, которые, будучи объективно-обусловленными, очень резко от­личаются от повседневной работы. В частности, это выставки, презентации, пресс-конференции, брифинги и т. д. По своей сути они являются «действами», по­скольку имеют «экстраобусловленный» характер. В отличие от повседневных действий, представляют организованный комплекс действий людей или от­дельно спланированный и управляемый процесс, фор­мально выражающийся в звучаниях или в движениях [8, с. 219].

Ритуалом называется обусловленное религиозными традициями действо, проводимое группой специа­листов как реализация обычаев [БЭС, с. 1019]. Во вре­мя проведения ритуала ослабляется контролирующая функция сознания индивида, он впадает в состояние транса. В состоянии транса человек обладает повы­шенной восприимчивостью к информационным воз­действиям извне. Особенным образом организованные действия оказывают воздействие на него как вводя в транс, так и вызывая устойчивые изменения в его психике.

Имеют значение порядок проведения действий, са­ми действия, организация информации, предметы, во­влеченные в действие, обстановка, время, продолжи­тельность и особые объекты — символы, предъявляе­мые участнику ритуала. Структурными стадиями ритуала являются: подготовка к ритуалу, обряд входа в ритуал, ритуал, обряд выхода из ритуала, послеритуальные действия.

Бизнес-ритуал — это необходимая и объективно обусловленная составляющая функционирования ор­ганизации, способствующая ее адаптации, целедостижению, интеграции и поддержанию ценностного стандарта в окружающей среде.

Задачей бизнес-ритуала становится удовлетворение потребностей гостей (в т. ч. не всегда ими осозна­ваемых) посредством их участия в ритуале.

Основными действующими началами современно­го бизнес-ритуала являются следующие:

• параллельная коммуникация с сознанием и подсо­знанием;

• воплощение сознательных ожиданий (алиби для со­знания);

• раздельное информационное воздействие по раз­ным модальностям/каналам коммуникации: аудиальной, визуальной, кинестетической. Возможным вариантов воздействия является синестезия — од­новременное воздействие, имеющее кумулятивный эффект;

• убеждение и внушение;

• наведение транса;

• изменение установок участников;

• вымышленная реальность (спроектированное дей­ствие должно производить впечатление естествен­ного, реального);

• приглашенные должны чувствовать, что все при­сутствующие — и устроители и приглашенные — единый тайный союз, участвующий в некоем важ­ном деле.

Знание о природе ритуала еще не дает практиче­ских рекомендаций их проектирования и проведения. Для практического применения потребуется понима­ние принципов и детальная проработка этапов бизнес- ритуалов.

Автор концепции бизнес-ритуалов А. Ульяновский предлагает пять принципов проектирования бизнес- ритуала [8, с. 225-226]:

1. Организация сквозного действа. Данный принцип проявляется в условиях связности элементов биз- нес-ритуала, сочетания его фрагментов, разделения единого действа между несколькими лицами и воспроизведение действия — его повторение или стилизация.

2. Проектирование на основе определенного комму­никативного качества бизнес-ритуала.

3. Алиби для сознания. Коммуникация с подсознани­ем гостей происходит лишь в моменты, когда их со­знание полностью задействовано.

4. Традиционная последовательность ритуала и воз­действие по стадиям состояния сознания участника. Воздействие, предназначенное для одной стадии, не работает в другой.

5. Встроенные воздействия.

Стадии бизнес-ритуалов

Бизнес-ритуал представляется самым благоприят­ным случаем для организаторов осуществить встроен­ные воздействия. Понимание возможностей тех или иных воздействий приходит из знания структуры бизнес-ритуала. Выделяют следующие 10 стадий [8]:

1. Проектирование. Определение времени и дли­тельности проведения бизнес-ритуала, подготовка сценария, расчет сметы расходов. Уже на этом этапе важно учесть, что эстетика транса не совпадает с эсте­тикой нормального состояния.

2. Подготовка организатора. Организация внут­ренней и внешней среды бизнес-ритуала: рекламные щиты, плакаты, объявления, внутреннее оформление помещений и организация пространства действа.

3. Оповещение гостей. Первое одаривание. Имеется в виду и психологическое одаривание. Так, включение графы «Дополнительные требования к оснащению но­мера» в конце обратного купона пригласительного пись­ма является психологическим одариванием в России.

4. Сбор-прием гостей. Этап начинается с встречи гостей в аэропорту и заканчивается встречей непо­средственно на презентации.

5. Ритуал. Он начинается с организации гостей. Из дезорганизованной массы гости как-то организуются, например собираются вокруг некоей точки. Сле­дующей стадией является открытие ритуала. В со­ветское время в этот момент было принято разрезать ленточку. Так формируется предвосприятие ритуала, некоторое эмоциональное отношение к предмету ри­туала еще до его демонстрации. Присутствующие на­чинают ощущать себя объединенными ритуалом. Иду­щая следом демонстрация предмета ритуала создает благоприятную почву для осознания. На этой стадии происходит формирование мнения и постепенное втягивание в ритуал, выражающееся в концентриро­вании внимания на предмете ритуала.

Самым ответственным моментом становится пере­ход границы (отсечение обыденного) и вхождение в транс. Здесь мы вынуждены сделать отступление, по­скольку некоторые представляют транс как нечто ужас­ное, обязательно сопровождающееся конвульсиями и имеющее отношение к наркотическим практикам. Это глубочайшее заблуждение. Под трансом понимается состояние психики, характеризуемое ослабленной регулирующе-контролирующей функцией сознания (а не его отключением) [8, с. 285]. Степень ослабления контроля сознания описывается в терминах глубины: глубокий — неглубокий транс. Для бизнес-ритуалов ха­рактерно состояние неглубокого транса.

Итак, переход границы оказывает мощное внушаю­щее воздействие и снижает контролирующую функ­цию сознания. Отсечение может происходить физиче­ски, освещением, чудесным действием (например, символическое зажжение).

Следующая стадия пир и транс составляет ядро ри­туала. На этой стадии происходит комплексное воздей­ствие еды, алкоголя, музыки, света, запаха. В состоянии транса в процессе еды участники буквально «заглаты­вают» внушающие воздействия (Господа, сегодня с на­ми живое пиво «Визит»), Аплодисменты, вызванные внушающей репликой, усиливают ее действие.

Любое действие, совершенное в связи с предметом ритуала, укрепляет установку на принятие предлагае­мого мнения о нем. Очень сильно задействуются эмо­циональные стороны сообщений. Длинные аргументи­рованные рассуждения типа «Обратите внимание на новые конструктивные элементы схемы крепления подвески» здесь малоэффективны. Если участник ри­туала съедает пирожок, на котором пропечен фирмен­ный логотипчик, или выпивает бокал вина за предмет ритуала, он символически вводит в себя этот предмет.

Общие добровольные действия группы участников (в неявно задаваемом организаторами направлении) укрепляют расположение к предмету ритуала. Такие действия носят название перфомансов. Перфоманс ни в коем случае не игра, это серьезное действие, имею­щее некий результат. VIP обычно не вовлекаются в перфомансы, либо «управляют» ими. Конечно, это должно быть очевидно только для организаторов дей­ствия и VIP.

По окончании пира наступает время выхода из условного времени транса и завершения ритуала. В со­стоянии транса (секс, алкоголь, развлечения, чтение книги, просмотр захватывающего фильма) изменяется ощущение времени. Культурологи называют это состоя­ние условным, космическим временем [8, с. 233]. В кон­це ритуала нужно вернуть всех его участников в реаль­ность. Транс и все, что в нем происходило, должен за­хлопнуться и остаться с участником. Следует делать это очень осторожно — приглушить музыку, объявить окон­чание и т. д. Транс «захлопывают» не организаторы, а сознание участников, что достигается предваритель­ным оповещением об окончании презентации в связи с каким-то событием или временным моментом, кото­рые еще только будут. По завершении ритуала к участ­никам возвращается ощущение реального времени.

6. Второе одаривание. На прощание можно вручить пакеты с подарками, где есть и информационные мате­риалы. Подарок воздействует в момент дарения, соеди­няя приятную эмоцию с лицом дарителя, и после — уже в виде напоминания. Долговременный подарок связывает нитью воспоминаний участника и хозяина ритуала. На такой возможности лучше не экономить.

7. Организация времени гостей. VIP-гости и VIP-хо­зяева обычно отделяются от всей массы и отправляют­ся предаваться самым изысканным развлечениям. И. Кон указывает на общее для всех культур и традици­онное различие морали для VIP и обыкновенных лю­дей. Тем не менее всех гостей нужно обязательно про­водить. Перебравший гость нуждается в ухаживании, поскольку его сознанию была обещана безопасность. Еще один интенсивно дискутируемый вопрос: должны ли хозяева пить и как должны пить — нуждается в до­полнительном изучении. Если все хозяева будут демон­стративно трезвы, может нарушиться «узнавание», что весьма актуально для российского менталитета.

8. Фиксация ритуала. Обычно это происходит с по­мощью трансформации ритуала в массовый театр, зре­лище, средствами видео и телевидения. Организаторы совершенно правы: презентация стоит дорого и необ­ходимо сделать из нее зрелище. Однако есть несколько основных технических правил, которые необходимо соблюдать. Во-первых, в съемки не должны попасть трансовые состояния и недирективные внушения. Во- вторых, сценарий съемки должен быть заранее подготовлен, и в ходе съемки следует его строго при­держиваться. В качестве фото- и видеооператоров луч­ше приглашать профессионалов, имеющих качествен­ное портфолио[1]. И наконец, ритуал должен быть пере­монтирован по законам видеорежиссуры.

9. Оповещение среды. Основная роль на этом этапе отводится журналистам, присутствующим во время действа. А помочь им должны розданные пресс-рели­зы, медиа-киты и фотографии.

10. Мосты контактов. Есть замечательный повод соединить ваш ритуал с бизнес-реальностью гостей. Сделайте и передайте участникам презентации фото графии с презентации. Не упускайте возможность на вести мосты контактов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 847 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2141 - | 2100 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.