в репризе очень важен эффект неожиданности - когда окончание фразы совсем не то, которое ожидает публика. Любые построения репризы ничего не стоят, если в ней отсутствует тот эффект.
Режиссер эстрады должен четко отдавать себе отчет в том, '" универсальной репризы - на все времена и на любую публику- не существует. Ведь юмор, заложенный в репризе, становится таковым только тогда, когда вызывает в зале смех, то есть I ".II(((ИЮ зала. Сегодня такая реакция есть - реприза состоялась, i Шlтра нет реакции - значит нет и репризы.
Отсюда следует вывод: артист эстрады должен соотносить '" I роту, заложенную в репризе, со способностью сегодняшнего,,,,тава зрительного зала эту остроту воспринять. Ведь словес11,"(форма остроумия, к которой принадлежит и реприза, не все1:1.\ общедоступна. Восприятие тонкой остроты требует подготовленности слушателя. Тонкая реприза, выданная в зал, который 1111011 воспринимать только грубоватый площадной юмор, про! (, I "С будет понята. А грубоватая площадная реприза вызовет раздражение в зале, который хочет и может воспринимать тонкое остроумие. На этот счет у французов есть прекрасная поговорка о том, что острота - не столько на языке говорящего, сколько в ухе слушающего!
Типы восприятия юмора
Разные люди могут смеяться (или наоборот) одной и той же шутке по разным причинам (классификация дается по системе, предложенной проф. А. Луком(9):
человек не уловил смысла остроты и потому не смеется; соль остроты схвачена, и это вызывает смех; человек раскусил остроту, но считает ее слабой, примитивной и опять-таки не смеется; смысл остроты понят, но она настолько неудачна, что смеются над ее автором - незадачливым остряком.
По сути, здесь приведены типы восприятия юмора.
Понимание того, что настоящая реприза возникает только в единении шутящего и слушающего, - важное обстоятельство, из которого артист и режиссер должны делать практические выводы не только по построению самой репризы, но и по применению той или иной репризы в тех или иных обстоятельствах концерта.
Вообще эстрадная реприза - дело штучное, оно не терпит «массового производства, а тем более - употребления. Перебор в количестве реприз, которые, скажем, конферансье произносит на протяжении концерта, приводит к тому, что люди перестают воспринимать юмор; в публике может даже накапливаться реакция раздражения. Всем нам известно, как утомителен бывает человек, сыплющий анекдотами, пусть даже очень смешными, к месту и не к месту. Что же в таком случае можно сказать о человеке, который по своей профессиональной принадлежности обязан острить?
Темпо-ритм репризы
Несколько слов о темп о-ритмическом построении репризы,! "11 'Iюе имеет очень важное значение для ее грамотного построения.
Собой репризе всегда существует пауза, которая, как правило, i\"II.lется артистом перед эффектным и неожиданным завершен и,сМ репризы. Пауза в репризе - мощное средство усиления коми '1'",{ого эффекта.
Говорящий как бы «подвешивает публику на крючок~, он 1'01111 се ожиданием разрешения шутки. Таким образом нагнета, l' \1 напряжение ожидания, нарастает интрига, - отчего в ре'\' 111,тате усиливается комический эффект.
"Я сделаю паузу, промолчу, - говорил он (А. Райкин. 11 /;,), - и будет все ясно без слов. Даже еще острее. Публика 1",. JlоЙмет~20.
()днако место этой паузы и ее продолжительность очень раз11'" '()разны, здесь нет и не может быть единого правила. Все за"11'11'1' от настроения и состава зрительного зала, от самой реп1'11\1.1, от чувства темпо-ритма самого говорящего. Такие вещи "I'IIХОДЯТ только с практикоЙ. Можно рассказать об этом буду111'~IY артисту разговорного жанра или будущему режиссеру,,,1,P;I'I'I1TI> на это их внимание, но достичь этого в учебном проII>'IT нельзя, здесь нужен опыт.
Марк Твен в очерке «Публичные чтения~ вспоминал о сво11 Jlутешествиях по Европе и выступлениях, на которых он чи1'11,'вои рассказы. ОН заметил интересную вещь: один и тот же 1,,,I'lCаз иногда вызывал гомерический хохот, изредка - недруж11I,lii смех, а иной раз не удавалось вызвать даже улыбку. Все за1I11t".J[O от продолжения паузы перед последней фразой. Если 1\1,11'IC Твен угадывал паузу точно, все оглушительно смеялись. I, 1111 '1УТЬ-ЧУТЬ недодерживал, смех был не столь дружным. А если пауза оказывалась слишком длинной, - никто не смеялся21.
в контексте разговора о режиссуре сюжетного эстрадного но мера особенно надо остановиться на игровой репризе.
Игровая реприза разыгрывается как совсем маленькая, миниатюрная сценка (еще меньше скетча). Часто такой репризой выступает разыгранный актерами анекдот. По сути, это можно назвать теат рализованной репризой.
Нужно только помнить, что такие репризы лучше играть блоком, соединяя сразу несколько мини-сценок.
Такой вид репризы очень ценил А. Райкин. Он даже придумал для них специальное название - «МХЭТка~, производн()(\ от МХЭТ «<Маленький художественный эстрадный TeaTp~; антор термина А. Райкин), и в этом прослеживалась пародийная ассоциация с МХА Том. Его МХЭТI<И строились на конфликте, который раз решался после небольшого числа реплик очень неожиданно, и оттого - смешно. Вся предыдущая борьба была только подготовкой аудитории к решающему комическому узлу, который и вызывал смех аудитории.
Сремительно перебегает у лицу в неположенном месте. "На три рубля я уже нарушил, - говорит он, - теперь к ним надо прибавить шесть рублей, плюс на рубль я обегу вокруг фонаря"~.
А вот человек доверчивый и педантичный. Выходя на улицу, он всегда одевается в соответствии с переданными по радио сводками погоды. Радио сообщает, что ожидается хорошая погода.•. человек снимает пиджак; возможны осадки - надевает пиджак И плащ; объявляют, что будет ветер, возможен снег - он снимает всю верхнюю одежду и надевает шубу... Да на всякий случай еще прихватывает с собой вешалку, на которой целый гардероб.
... Все это, казалось бы, простые, даже примитивные вещи. Конечно, они были далеки от сатирической остроты, но в то же время - отнюдь не безделицы. В их основе лежали вековые традиции эксцентрического комизма. Не претендуя на глубину и обобщение, они, однако, требовали от нас снайперской точности, интонационНОЙ и пластической выразительности. Это были почти цирковые репризы»22.
Сегодня этот жанр, к сожалению, очень редКО встречается на ",раде. Его активно заимствует КВН, но непрофессионализм исполнителей чаще всего снимает всю прелесть такой инсценированной репризы.
Ос новные положения для конспектирования:
- реприза есть в первую очередь вербальный комический момент в выступлении артиста эстрады;
- даже соединяясь с пантомимой и другими жанрами в единой миниатюре, вербальная составляющая остается в репризе основной;
- ВедущИМИ приемами построения репризы являются: калам()ур, парадокс, намек, двойное истолкование, намеренное искажение афоризма, доведение мысли до абсурда, ложное усиление;
- реприза не существует, если не несет в себе элемента неожиданности, что достигается, как правило, за счет двухчастного пOстроения фразы, где проводится сравнение или сопоставление частей, опровергающих друг друга;
- режиссер, работая с репризой, обязан учитывать типы восприятия юмора;
- игровая реприза разыгрывается чаще всего как инсценированный анекдот;
1) реприза требует соблюдения закономерностей ее темпо-ритмического построения, в чем ведущая роль принадлежит паузе перед ударной репликой;
2) также из приемов остроумия в репризе нужно обратить внимание на следующие: ложное противопоставление, логическая несовместимость, бессмысленная детализация, смешение
ГЛАВА б