Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


О специфике природы конфликта в эстрадном номере




Отдельно следует сказать об особенностях природы конф­ликта в драматургии эстрадного номера.

В номере, где присутствует сюжетное построение, природа драматургического конфликта немногим отличается от драмати­ческого театра.

следует отметить, что эстрада требует не просто кон­'1· IIIIIIII,IX тем, а максимально возможного обострения драматического конфликта. Локальность темы влечет за собой и локаль­ность конфликта. ~Эстрадный" конфликт однонаправлен, прост 11 '" 111' отрицает глубины и масштабности), сознательно выражен. Даже если это серьезный внутренний пси­"'Н IIII'IССКИЙ конфликт, он не может быть выражен в эстрадном 11' Щ "1)(: средствами сугубо психологического театра, ему необхо­1111'111 ~lpKoe внешнее выражение. И что особенно важно подчерк­1 11.,011 должен принадлежать иному эстрадному жанру. Даже в жанрах, наибо­,.,!,IIIIЗКИХ К драматическому театру (например, в разговорных­1"'ll1логе, сценке, скетче), приходится прибегать к чисто эстрад­111.11\1 IIриемам и средствам выражения, например, к репризе.

'ITo же касается эстрадного номера вообще (а не только сю­l' 11101'0), то здесь природа конфликта может еще больше отли­'j,lll.e}[ ОТ привычных канонов драматического театра. В этом

I.""еле можно говорить О другом типе конфликта. В особеннос­1 11 110 ОТНОСИТСЯ К так называемым бессюжетным номерам, чаще н, "10 В оригинальных и эстрадно-цирковых жанрах, отчасти так­1,.)(lIекоторым видам эстрадного вокала и хореографической '"I"II;[ТЮРЫ. Речь идет о тех случаях, когда исполнитель демон­. 1I'IIpyeT в номере исключительно техническое мастерство ­111 "УССТВО не ронять перебрасываемые предметы, искусство удер­I,IIIIIЯ равновесия, искусство владения вокальным мастерством (" вокализе, в джазовой импровизации, в демонстрации техни­'1I','КИХ возможностей голоса) и т. д.

от сутствие в номере сюжетного построения не означает отсутствия НIЮМ конфликта, который даже можно назвать универсальным, то '" 11> одинаковым для всех эстрадных номеров такого рода.

Ведь проявление технического мастерства всегда связано с 1IIIl'одолением собственно физических и психических возможно­'II'Й человека и борьбой с условиями внешней среды - предме­l' 1М, пространством.

В борьбе с законами тяготения акробат взлетает вверх и де­11;leT немыслимые трюки, в борьбе с падающими предметами их IIОJ(брасывает жонглер, на преодолении сопротивления живот­IIi>!X основана дрессура...

Все сказанное подводит нас к пониманию двойственной при­роды конфликта в сюжетном эстрадном номере.

Допустим, мы имеем дело с акробатическим сюжетным эст­радно-цирковым номером. Здесь присутствует собственно дра­матический конфликт, но и другой конфликт (борьба человека с законами тяготения, с преодолением собственных физических возможностей) никуда не исчезает.

Два типа конфликта в эстрадном номере - драматургический и трюковой - существуют параллельно и должны развиваться в оди­наковой динамике, подкрепляя один другой.

Невозможно грамотно выстроить драматургию эстрадного номе­ра только с помощью выявления одного из конфликтов.

В одном случае номер превратится в драматическую сцен­ку, в другом (при отсутствии драматического конфликта) - ис­чезает сам признак эстрадного жанра,

Из всего этого следуют сугубо практические выводы, каса­ющиеся режиссуры эстрадного номера. Во время исполнения эс­традного номера довольно часто возникают ситуации, когда ар­тист, откликаясь на одобрительную реакцию публики, как бы приостанавливает свое выступление и делает, как говорят, ~KOM­плимеНТJ> (выражение пришло из цирка). В современном драма­тическом театре такое, как правило, не происходит: представьте себе десятиминутную сцену из спектакля, в которой актеры не­сколько раз останавливают действие и раскланиваются! Тем бо­лее это касается традиций русского психологического театра, традиций, заложенных МХАТовской школой.

В эстрадном же номере (в особенности в эстрадно-цирковых и оригинальных жанрах) такое поведение исполнителя не толь­ко не удивляет, оно воспринимается публИI<ОЙ как вполне зако­номерное.

И причиной этого является наличие как раз ~BTOpOfOJ>, чис­то эстрадного, а не драматического конфликта. Реакция публи­ки, а следовательно, и ~комплимеНТJ> артиста всегда имеют мес­то в моменты наиболее яркого проявления этого конфликта, в моменты выражения преодоления человеком своих возможнос­тей. Грамотный режиссер, понимая закономерность этого, должен специально выстраивать сценарий номера таким образом, чтобы не затушевывать, а выявлять эти моменты, подчеркивать их.

Работая над сценарием, режиссер должен выстраивать эти "",менты, эти акценты и «программировать» в номере места для 'l'I'IIстических «комплимеНТОВJ>. Они являются не просто данью 'I'тистическому тщеславию - они есть результат разрешения од­11010 из двух типов конфликтов эстрадного номера, являются од­II"j'l из закономерностей многих жанров эстрады.

ОCHOBHbIe положения для конспектирования:

- lщя эстрады естественным является тот факт, что режиссер номера часто берет на себя функции его драматурга-сценари­ста и должен обладать соответствующими способностями и навыками;

- специфика драматургии эстрадного номера состоит в том, что она скорее является драматургией обозначения, а не подроб­ного изложения событий; драматургия эстрадного номера вто­ростепенна, она призвана «обслуживать» жанр, она в первую очередь помогает раскрыть мастерство, индивидуальность эс­традного артиста, которые находят выражение в специфичес­ких выразительных средствах жанра;

1) В создании драматургии эстрадного номера отправной точкой является индивидуальность артиста, причем под этим подра­зумевается не только собственно актерская индивидуаль­ность, но также особенности и степень жанрового мастерства исполнителя;

- в тех жанрах, где присутствует авторский текст (как слово, так и музыка), режиссер чаще всего становится полноправным соавтором;

- важным приемом создания драматургии номера является адаптированное использование известного литературного сю­жета;

- одной из главных задач в создании драматургии номера це­лого ряда оригинальных жанров является драматургическое обоснование трюковой составляющей мастерства исполните­ля, для чего используются такие основные приемы, как нахож­дение аналога между бытовым и трюковым движением, а так­же пр ев ращение традиционного трюкового реквизита в узна­ваемые бытовые предметы;

- наряду с отточенностью, лаконизмом, выверенностью сцена­рия номера, которых требует эстрада, в нем должны быть опре­делены места, которые отдаются артисту на импровизацион­ное исполнение (подобно каденции в музыкальном произве­дении);

- тема эстрадного номера раскрывается посредством специфи­ческих средств жанра; краткость и лаконичность формы эст­радного номера не означает узость и поверхностность подни­маемых в нем тем;

- в драматургии эстрадного номера присутствует параллельная составляющая, которая обусловливается необходимостью вы­страивания специфической техники исполнения в определен­ном жанре в соответствии с сюжетом номера;

- в целом ряде жанров в эстрадном номере различают фальшь­финал (сюжетно- драматургическая кульминация) и собствен­но финал, который очень часто выражается в блестящей ди­вертисментной демонстрации специфических выразительных средств жанра;

- в сюжетном эстрадном номере, наряду с традиционным кон­фликтом сюжета, присутствует параллельно другой тип кон­фликта, который выражается в преодолении человеком как собственных физических возможностей, так и физических за­конов тяготения и пространства;

- комплимент, места которого заранее планируются в сценарии номера, есть логичное отражение присутствия в номере вто­рого типа конфликта.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 594 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2145 - | 2033 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.