Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Империя Ахеменидов с V в до н.э.

Месопотамия

Одна из древнейших культур – развивалась параллельно с Египетской. Месопотамия=Междуречье=Двуречье – между двумя реками (Тигр и Евфрат). Египет – единое государство, тут – сменяющие друг друга. Отличие от Египта – влажная почва => плохая сохранность памятников, строительство из кирпича-сырца (высушенного на солнце).

Территория современных Ирака, Кувейта, частично Сирии, частично Турции, частично Ирана.

Письменность – клинопись (материал – глиняные таблички). Это разные языки с одной графикой, постепенно сменяющие друг друга. Полтора десятка языков и диалектов: шумерский, эламский, хурритский, аккадский или ассиро-вавилонский, эблаитский, ханаанский, угаритский, урартский, хеттский, древнеперсидский и т. д. Иногда слоговое, иногда буквенное письмо. Расшифровка – Георг Фридрих Гротефенд, середина XIX в.

 

Шумер (ок. 2750 – 2315 до н.э.)

Образование государства. Горок + округа, города: Ур, Урук, Лагаш и др.

Развивается глиптика – резьба по камню цветному камню малых форм. Личные печати.

Постройки из кирпича-сырца плохо сохраняются и существуют в виде развалин.

Самые древние постройки – Белый храм с Уруке и Красная культовая постройка (сохранились фрагменты её декорации – орнаменты из различно окрашенных глиняных «гвоздей»). Из этого храма происходит голова богини, где отмечается использование техники инкрустации.

Но новая форма – зиккурат: ступенчатый храм.

Зиккурат в Уре (Ирак). XXII-XXI века до н.э.

В храмы вкладываются скульптуры адорантов – раболепность, молитвенная поза, сложенные на груди руки.

Замечательная работа по металлу. Памятники ювелирной работы находят в гробницах (в женских – украшения, в мужских – шлемы и оружие). Человеческие жертвоприношения.

 

Зарождение мозаичного искусства и инкрустации.

Штандарт из Ура (Британский музей, Лондон). С одной стороны мир – с другой война. Изображение разделено горизонтальными линиями на пояса, по которым и строится композиция. Отдельные, часто разновременные эпизоды развертываются в этих поясах и создают повествование о событиях. Обычно головы всех изображенных находятся на одном уровне. Исключением являются изображения царя и бога, фигуры которых делались всегда в значительно большем масштабе. Одно из первых изображений музыканта в изобразительном искусстве.

Лучшим образцом скульптурного рельефа Шумера является стела Эаннатума, получившая название «Стелы Коршунов». Памятник выполнен в честь победы Эаннатума правителя города Лагаша (XXV в. до н.э.) над соседним городом Уммой. Ярусность, чёткая композиция.

Аккад (XXIV - XXIII вв. до н.э.)

Интересная культура, но мало памятников.

 

Стела Нарамсина. По сравнению с шумером – цельная композиция без ярусов.

Новым качеством и важным стилистическим отличием этой стелы от более ранних памятников являются единство и ясность композиции. Нет больше «поясов», разделявших изображение. Диагональное построение. Хорошо моделированы руки, ноги, плечи, пропорции тела — гораздо правильнее, чем в древних шумерийских изображениях. Каноничными остаются, однако, разворот плеч при профильном изображении головы и ног, а также условная разномасштабность фигур царя и воинов.

Голова Саргона Аккадского. Великий правитель. Зарождение иконографии царя.

В городе Лагаш – правитель Гудеа. Сохранилось огромное количество его статуй.

Старовавилонский период (XIX - XII вв. до н.э.)

 

Свод законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.) - знаменитый законодательный сборник, представляющий собой важнейший источник для изучения хозяйственного и общественного строя Вавилона. Сохранилась стелла (в Лувре) с записью законов и изображением царя Хаммурапи, принимающего законы от бога солнца и правосудия Шамаша.

Записывается «Эпос о Гильгамеше» (история о всемирном потопе, очень напоминающая библейскую).

В это же время в Мари зарождается дворцовая культура. Огромный дворец сложной композиции, оттуда сохранились фрагменты живописи. Оттуда происходит скульптура адоранта - Ибих-иля – из алебастра.

Ассирия (IX - VII вв. до н.э.)

Покорили огромные территории. Огромные дворцово-культовые ансамбли. Дворцы – один дворец мог занимать площадь 6 га. Ориентировались на Аккад.

Вся полнота власти (и гражданской и жреческой) сосредотачивалась в руках ассирийских царей; от искусства требовалось прославление военных походов и воспевание царской доблести. Ассирийское искусство носило по преимуществу светский характер, несмотря на существовавшую в Ассирии связь искусства с религией, типичную для всех древневосточных культур. Не культовая, но дворцовая архитектура.

 

Дворец в Дур-Шаруккине (Хорсабад) VIII в. до н.э.

Дворец отчетливо делился на три части: приемную, чрезвычайно богато украшенную, жилую, связанную с обслуживающими помещениями, и храмовую, в состав которой входили храмы и зиккурат.

У входа – фигуры Шеду (покровители дворцовых сооружений). Фигуры выполнены в технике очень высокого рельефа, переходящего в круглую скульптуру. Специальный эффект – пять ног.

Длинные ленты рельефов тянулись на уровне человеческого роста по залам ассирийских дворцов. В хорсабадском дворце рельефом было занято 6000 кв. м. Исследователи считают, что существовали картоны, по которым художники наносили общие контуры изображений, в то время как бесчисленное количество помощников и учеников копировали отдельные сцены и исполняли детали композиций. Есть данные предполагать также наличие наборов трафаретов рук, ног, голов и т. п. как для изображения человека, так и животных.

Сюжетами композиций были главным образом война, охота, сцены быта и придворной жизни и, наконец, сцены религиозного содержания. Главное внимание сосредотачивалось на тех изображениях, где царь являлся центральной фигурой.

 

В IX в. до н.э., при Ашшурнасирпале II, Ассирийское государство достигло своего наибольшего возвышения. Столица – Кальху (Калах) = Ниневия.

Дворцы и Нимруде и Ниневии.

В круглой скульптуре не достигли таких успехов: плоскостность и ориентация на рельеф.

 

Нововавилонское царство (VII - VI вв. до н.э.)

 

Восстанавливается независимость Вавилона и расширяется его могущество. Он вновь становится центром обширного государства.

Расцвет нововавилонского зодчества относится ко времени Навуходоносора II (604 - 562)

Висячие сады Семирамиды – одно из семи чудес света.

Вавилонский зиккурат Этеменаки (Вавилонская башня).

Ворота Иштар (вход в город) и дорога процессий – сохранились, ныне в Берлине в музее Пергамон.

 

После смерти Навуходоносора Вавилон, раздираемый внутренними противоречиями и острой классовой борьбой, начал утрачивать свое значение и в 538 г. до н.э. был завоеван Киром и присоединен к Иранскому государству.

 

Империя Ахеменидов с V в до н.э.

Искусство Ахеменидов, как и в Ассирии призванное прославлять земного владыку, носило придворный характер, что особенно сильно было выражено в зодчестве.

Дворцовая архитектура, грандиозная и величественная, блещущая красочной декорацией из изразцовых плит и позолотой деталей, богато украшенная скульптурой, прославляла мощь и величие империи. По сравнению с зодчеством других стран Передней Азии отличительной конструктивной особенностью древнеперсидской архитектуры было широкое применение камня в строительстве и употребление отдельно стоящей колонны.

Официальная религия – Зороастризм. Основатель – Заратустра (Зороастр). Вера в Ахура-Мазду (верховный бог, творец духовного и физического мира). Этическая триада: Благие мысли, благие слова, благие деяния. Огонь и свет – зримый образ бога в физическом мире, поэтому – храмы огня. Учение Заратустры было одним из первых, что провозгласило личную ответственность души за совершённые деяния в земной жизни. Злая сторона - Ангра Майнью.

Воскресшие пройдут через поток расплавленного металла, в котором сгорят остатки зла и несовершенства. Праведным испытание покажется купанием в парном молоке, а нечестивые сгорят.

Погребальный обряд – выставление трупов на съедение животным и птицам в Башни молчания. По представлениям зороастрийцев труп — это не человек, а оскверняющая материя, символ временной победы зла в земном мире.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Древнее царство. III-VI династия фараонов. | Основные теории о происхождении государства.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 281 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2354 - | 2220 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.