Древний Египет.
Египет – греческое название. Самоназвание – «Кемет» (чёрная земля) или «Та-Мери» (возлюбленная земля).
Правитель - фараон – сына бога на земле. В Египте господствует заупокойный культ – жизнь после смерти, но только в случае нетленности тела. Древнеегипетское искусство обращено к мёртвым, не предназначались для осмотра.
Сложное строение души – из многих элементов. Основные части души – ба (глубинная сущность и жизненная энергия), ка (двойник человека, дух, жизненная сила), хат (физическое тело), рен (имя) + (в последствии) сах (мумия).
Мифология – очень много богов, в том числе разные в разных регионах, дублирующие друг друга и взаимоисключающие. Часто – в зооморфном виде (в виде человека с головой животного или просто животного).
Основные:
- Амон – бог солнца, царь богов, покровитель власти фараона. Животные – баран, гусь (но чаще изображается в виде человека в короне).
- Анубис – проводник человека в загробный мир. Животное – шакал.
- Баст или Бастет – богиня радости, веселья, женской красоты, домашнего очага. Животное – кошка.
- Геб – бог земли. Изображается как человек в короне.
- Гор – бог неба, царственности и солнца. Сын Осириса и Исиды. Животное – сокол.
- Исида (Изида) – одна из основных богинь. Супруга Осириса, мать Гора. Считалась матерью египетских царей. Изображалась как женщина в короне.
- Маат – богиня мирового порядка и истины. Атрибут – перо.
- Осирис – бог плодородия и царства мёртвых. Бог-судья. Изображается в виде мумии с зелёным лицом.
- Птах – бог-творец.
- Ра – верховное божество.
- Себек – бог воды и разлива Нила. Животное – крокодил.
- Сет – бог ярости и песчаных бурь. Брат Осириса, убивший его. Животное – осёл.
- Сехмет – богиня войны и палящего солнца. Животное – львица.
- Тот – бог мудрости и знания. Животное – ибис.
- Хапи – бог Нила.
- Хатхор – богиня неба и любви. Животное – корова.
- Хнум – бог-творец. Животное – баран.
- Хонсу – бог Луны. Изображался как человек с лунным диском на голове.
- Шу – бог воздуха.
После смерти душу ждал суд Осириса и процедура психостасии (взвешивание души по отношению к пёрышку).
Древнее царство. III-VI династия фараонов.
Традиционная гробница этого времени называлась мастаба (от араб. скамья), трапециевидной формы, сложенная из камня, с двумя внутренними камерами.
Одна мастаба для фараона была поставлена на другую => ступенчатая пирамида.
Пирамида Джосера – самая первая пирамида. 3 Династия (ок. 2650 г. до н. э.). Из белого известняка. Архитектор Имхотеп.
Размер основания | 121 × 109 м |
Высота (первоначально) | 62,5 м |
Высота (сегодня) | 62 м |
Три великие пирамиды находятся в месте под названием Гиза.
Пирамида Хуфу. IV династия (~2560 до ~2540 до н. э.). Более известна как пирамида Хеопса. Самая большая из пирамид. Входила в число семи чудес света.
Размер основания | 230 м |
Высота (первоначально) | 146,60 м |
Высота (сегодня) | 138,75 м |
Пирамида Хафра. Середина XXVI века до н. э. Более известна как пирамида Хефрена.
Сохранился фрагмент облицовки на верхушке пирамиды.
Размер основания | 215,3 × 215,3 м |
Высота (первоначально) | 143,5 м |
Высота (сегодня) | 136,4 м |
Объём | 2 211 096 м³ |
Наклон | 53°10′ |
Пирамида Менкаура. Более известна как пирамида Микерина. При ней сохранились малые пирамиды. IV династия.
(~ 2540—2520 годы до н. э.)
Размер основания | 102,2 × 104,6 м |
Высота (первоначально) | 65,55 м |
Высота (сегодня) | 62 м |
Наклон | 51°20′25″ |
Письменность была расшифрована Жаном Франсуа Шампольоном в 1822 г. при помощи Розеттского камня ( параллельный текст на древнеегипетском и древнегреческом языке).
Статуи – погребальные и это изображение ка.
Портретность, разница в женской и мужской красоте (мужчина – загорелый, женщина – белокожая).
Например:
Статуя Рахотепа и Нофрет - Около 2700 г. до н. э.
Известняк.
Египетский музей, Каир.
Не всегда идеальные черты.
Пример:
Статуя Каапера. Натуралистично. 2450-2350 до н.э.
Простолюдинов просто закапывают в песок, в лучшем случае – в саркофагах. У других – скальные гробницы. Часто – с росписями или рельефами. Хозяин делает то, что ему нравится, слуги – обслуживают его.
Например:
Рельефы гробницы Ти. Саккара. XXV—XXIV вв. до н.э.
Канон изображения человека на плоскости – глаз в фас, лицо в профиль, плечи в фас, туловище в три четверти, ноги в профиль.
Среднее царство (XXI – XIX вв. до н.э.)
Важное время. Нил становится судоходным. Сочиняются произведения литературы (Сказка о Синухе).
Междуусобные войны => раздробленность. Потом попытка объединения – возвышение Фив. Подражание древним.
Заупокойная архитектура
Заупокойный храм Ментухотепа I в Дейр эль Бахари (объединитель Египта). Пограничная черта между орошаемой землёй и пустыней.
Колонны в портике имели форму четырехгранных столпов, на которых были высечены имена фараона Ментухотепа I; иероглифы на первом ряду колонн были окрашены в желтый цвет, на втором - в синий. Стена портика, облицованная известняком, была покрыта цветными рельефами, изображавшими сцены войн и царских охот. Выше, на террасе, стоял второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась пирамида.
Пирамида была сложена из каменных глыб, а основанием для нее служила скала. Сочетание привычного для предков Ментухотепа, фиванских номархов, типа скальной гробницы с обязательной для фараона формой усыпальницы – пирамидой.
Сочетание колонн с естественными скалами.
В подражание фараонам Древнего царства – строительство пирамид. Размеры этих пирамид значительно уменьшились (пирамида Сенусерта I имела 61 м в высоту при длине стороны основания в 107 м), строительным материалом служил теперь в основном кирпич-сырец, причем резко изменился способ кладки пирамиды, поэтому они – в развалинах. Например: пирамида Аменемхета I.
Зато – гробницы номархов и вельмож. Внутри – интересные предметы и скульптурные группы. Например: Армия из гробницы Месехти (египетская и нубийская); гробница Меректа: модель ткацкой, плотницкой мастерской и т.д.
Скульптура
В целях своего прославления фараоны-фиванцы начали широкое храмовое строительство; теперь они стремились поставить в храмах возможно большее количество своих изображений, причем царские статуи помещались не только внутри храма, но и вне его. Такие статуи становились памятниками живому правителю страны; прославляя его мощь, они должны были закрепить в сознании народа конкретные черты данного фараона. Эти статуи-памятники, принимавшие иногда огромные размеры, должны были иметь уже иной облик, и их развитие пошло по пути создания возможно близкого к оригиналу портрета. Например: статуи фараона Сенусерта III.
Кубоватые статуи (из кубического объёма выявлены только голова и ноги).
Живопись
Росписи гробниц. Предельная реалистичность. Пример: гробница Хнумхотепа (кошка, удод, птицы).