Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социологическая юриспруденция




Представителисоциологической юриспруденции исходят из того, что государство-законодатель не создает, а лишь фиксирует право, сложившееся в самом обществе. Здесь существует целый ряд теорий.

Согласно социологической концепции право основывается на совокупности социальных фактов и феноменов, которые возникают и развиваются в определенную эпоху. Оно отражает социальные потребности, социальные функции, в случае необходимости вытекает из борьбы интересов, и в этой связи оно является отпечатком самой социальной жизни. В этой концепции именно социальные потребности, или даже социологические, в широком смысле, в том виде, как их ощущает один и тот же народ, наделяют право его обоснованностью и авторитетом.

Сторонники социологической теории разделяют право и закон: право воплощается в реализации закона. Под правом понимаются юридические действия, правопорядок. Право – это реальное поведение субъектов правоотношений (теория «живого» права). Формулируют «живое» право прежде всего судьи.

Заслуживает внимание:

- ориентация на практическую реализацию права;

- приоритет общественных отношений как содержания над правовой формой.

Слабые стороны:

- сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;

- теряются четкие критерии правомерного и неправомерного;

- возрастает опасность произвола должностных лиц.

Согласно концепции исторического реализма право основывается на глубокой сущности политического общества в том виде, в каком она постепенно сформировалась в ходе истории этого общества. Именно все прошлое данного общества в целом создает право этого общества. Таким образом, право получает свой авторитет из многовековых обычаев, возникших в коллективе в соответствии с природой и характером входящего в него населения. Право – это историческая характеристика политического общества, такая же, как и язык, нравы или политический режим.

Заслуживает внимание:

- обращено серьезное внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

- подчеркивается естественность развития права, что должен также учитывать законодатель;

- подчеркиваются достоинства правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных норм поведения.

Слабые стороны:

- возникновение данной теории явилось реакцией на естественно правовую доктрину. Это рецидив феодального сознания;

- переоценка роли правовых обычаев в ущерб законодательству.

Психологическая концепция – право трактуется главным образом как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Объективно в области права существуют только психические переживания, связанные с представлением одного человека, пользующегося каким-либо правом требовать выполнения определенных обязанностей, возложенных на другого человека. Сторонники психологической теории различают официальное и неофициальное право. Официальное – установленное государством, неофициальное – психические переживания людей. Правовые нормы должны создаваться главным образом в результате определенных эмоций и переживаний человека по поводу права. Не объективное право и позитивные нормы являются главными в содержании права, а переживания и нормы интуитивного происхождения.

Заслуживает внимание в данной концепции:

- учет психологических процессов, которые так же реальны,
как и экономические, политические и пр. Законодатель должен учитывать положения социальной психологии и психологическую структуру личности;

- роль правосознания в правовом регулировании.

Слабые стороны:

- односторонность оценки природы права без учета экономических, политических и других факторов;

- отсутствие четкого критерия правомерного и неправомерного
поведения в связи с игнорированием формально определенного
права.

Марксистская теория представляет право как результат социально-экономической реальности общества. В определенном обществе право обосновывается именно волей имущих классов применять все меры принуждения, необходимые для того, чтобы подчинить себе классы управляемых. В так называемом буржуазном обществе право отражает и выражает господство капиталистов, хозяев средств производства в экономике, над пролетариатом, огромной массой рабочих, поставленных в неблагоприятное положение и являющихся источником рабочей силы.

Право, таким образом, становится главным средством эксплуатации трудящихся капиталистами, а также инструментом предупреждения и подавления выступлений, которые может вызвать эта эксплуатация.

В социалистическом обществе, которое незамедлительно последует за присвоением средств производства трудящимися, право выполняет две функции: функцию ликвидации последних капиталистических элементов и последних ростков буржуазного общества, с одной стороны, и функцию организации социалистического общества путем уравнительного распределения доходов и воспитания граждан, с другой стороны.

Обоснованием права в этом случае является создание строго уравнительного социального порядка.

В коммунистическом обществе, последней стадии марксистского теоретического процесса, отказ от имущества и общая трансформация менталитета должны устранить любые столкновения интересов. Все граждане самопроизвольно исполняют свои разнообразные социальные обязанности, и право исчезает ввиду феномена ликвидации государства и любого его аппарата принуждения.


Заслуживает внимание:

- показана зависимость права от социально-экономических факторов, влияющих на него;

- обращено внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.

- преувеличена роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим, право ограничено историческими рамками классового общества;

- право слишком жестко связано с экономическими факторами.

Если в прошлом разделение философского понимания права, позитивистской и социологической юриспруденции было выражено очень явно и носило характер противоборства, то в настоящее время такое разделение является очень условным. Сегодня можно говорить об определенном сближении и даже интеграции этих концепций. Основные теории правопонимания в современной интерпретации имеют сходные черты. Все они признают: - естественные неотчуждаемые права и свободы граждан; - примат международного прав над национальным; - возрастание роли судебного контроля над деятельностью государственных органов. В то же время сохраняются существенные различия в методологии, расстановке акцентов, оценочных выводах и т. п.

Принципы и функции права

 

Слово принцип означает буквально основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления.

Принципы права – это основные исходные положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они воплощают закономерности права, его природу и социальное назначение.

В правоведении выделяются:

- принципы, сформулированные учеными юристами, которыевыступают в виде фундаментальных идей и идеалов, отражающих достижения правовой мысли, практического опыта, объективные закономерности развития общества. Эти принципы составляют важнейшую часть профессионального и научного правосознания, юридической политики и не являются обязательными для исполнения субъектами права;

- исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования), определяющие общие начала правового регулирования общественных отношений. Они непосредственно выражены в конституциях или важнейших законах и служат ориентирами для правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Принципы права в зависимости от сферы действия подразделяются на общие, межотраслевые и отраслевые.

Общие принципы права:

- демократизм;

- равноправие;

- преемственность;

- справедливость.

Эти принципы характерны для всего права в целом, для всей системы права. Из них вытекают определенные требования.

Принцип демократизма означает:

- право формируется волей народа;

- в основе содержания права такие ценности, как свобода, равенство;

- закрепление и предоставление гражданам прав и свобод в экономической, социальных сферах, личные права.

Равноправие:

- применение ко всем субъектам права равного масштаба, соразмерность прав и обязанностей;

- равенство граждан по реализации права при однотипных условиях.

Преемственность:

- заимствование правом положений прошлых или современных правовых систем;

- исключение старого отжившего, не отвечающего современным условиям;

- сохранение положительного, ценного, необходимого для прогресса.

Справедливость (justitia – правда, справедливость):

- соответствие социального положения лица его вкладу в общественное развитие;

- соразмерность между деянием и санкцией;

- достижение компромисса между субъектами.

Межотраслевыепринципы относятся к нескольким отраслям права (гласность судопроизводства, неотвратимость ответственности и др.).

Отраслевые принципы характерны для отдельных отраслей права (состязательность и равенство сторон в имущественных отношениях – для гражданского права; индивидуализация наказания – для уголовного; принцип свободы труда – для трудового права и т. д.).

Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, т. к. они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в основу решения по конкретному юридическому делу, т. е. могут выступать средством устранения пробелов в праве.

От грамотного использования принципов права в значительной степени зависит качество правотворческой и правоприменительной деятельности.

Активная роль права в обществе выражается в его функциях. Функции права – это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей, деятельность организаций и учреждений.

Функции права характеризуют собой направления воздействия права в целом, а не какой-либо его отрасли. Можно выделить две группы функций права:

- общесоциальные;

- специально-юридические.

Общесоциальные функции права – направления правового воздействия, выражающие роль права во всей системе общественных отношений. В этом смысле функции права в основном совпадают с функциями государства.

Особо можно выделить такие социальные функции права, как познавательную, информационную и воспитательную.

Познавательная функция права заключается в свойстве права отражать объективную реальность, существующие общественные отношения, политические и иные институты посредством их закрепления в правовых нормах, в нормативно-правовых актах.

Информационная функция проявляется в способности права аккумулировать знания о различных сторонах социальной действительности, фиксировать общие принципы общественного и государственного строя, его политическую структуру, характер экономических отношений, формы собственности.

Воспитательная функция права проявляется в формировании высокой правовой культуры.

Специально-юридическиефункции права – направления правового воздействия, раскрывающие своеобразие права, его юридическое значение. К ним относятся:

- регулятивная функция права; выражается в упорядочении общественных отношений в связи с положительными, нормальными явлениями общественной жизни;

- охранительная функция права; направлена на охрану общественных отношений, восстановление нарушенного порядка в связи с отрицательными явлениями в жизни общества.

Отдельные авторы выделяют категорию «ценность права», под которой понимают способность права служить средством для удовлетворения справедливых, прогрессивных интересов общества и отдельной личности. Содержание понятия «ценность права» в какой-то мере перекликается с понятием «функции права». Однако это содержание совпадает не полностью. Оно имеет свои особенности. Ценность права выражается в том, что оно выступает средством:

- регулирования общественных отношений, обеспечения согласованности, упорядоченности действий индивидов;

- защиты существующего общественного строя;

- развития социальных связей, в которых заинтересовано общес-
тво;

- решения глобальных проблем современности;

- определения меры свободы личности в обществе;

- утверждения нравственных начал в общественной жизни.

Существуют различные взгляды на социальную роль права. Можно выделить три группы таких взглядов:

- индивидуалистические доктрины;

- этатистские доктрины;

- центристскую.

Общую концепцию, занимаемую сторонниками индивидуалистических доктрин, достаточно легко понять. Эта позиция сводится к утверждению, что высшей и самой главной задачей права является сама человеческая личность. Иначе говоря, высшая задача права – это защита индивидуума.

Согласно этой концепции и на основании очень четкой формулы именно общество создано для человека, а не человек для общества. Без всякого сомнения, общество необходимо, но оно не является естественным
организмом, который может естественным образом и легитимно установить свою власть над человеком и ограничить его свободу; оно является всего лишь структурой, предназначенной для того, чтобы дать человеку возможность проявить свои способности и таланты и применить их на практике.

Общая позиция, занятая сторонниками этатистских доктрин, основана на противоположной точке зрения. Эта точка зрения заключается в утверждении, что высшей или главнейшей задачей права является не личность, а само общество.

Политическое общество должно рассматриваться как центр или даже как сущность социальной жизни людей. Именно благодаря ему, благодаря его существованию и его организации отдельные люди все становятся действующими эффективными лицами, каждый на своем уровне. Именно благодаря ему люди получают свои самые ценные приобретения и могут продвигаться вперед по пути цивилизации и прогресса. Наконец, именно благодаря ему люди могут получить гарантии против анархии и обеспечить свою безопасность от зависти и злобы враждебных групп. Следовательно, именно к обществу, которое должно считаться высшей ценностью, к его развитию и совершенствованию должна стремиться любая юридическая система.

В соответствии с такими взглядами право не может исходить от людей и служить в первую очередь их интересам; право – это дисциплина, которую требует жизнь в обществе, которая должна служить обществу и превозносить его. Следовательно, право должно стремиться поощрять организацию и сплоченность общества как условие эффективной реализации всеобщих интересов и условие доминирования глобальной социальной структуры над всеми отдельными людьми.

Центристыпредпринимают попытки синтезировать эти две проти-
воположные категории доктрин, синтезировать точки зрения, благоприят-
ствующие личности, и точки зрения, выделяющие общество или государ-
ство.

Принципы права непосредственно участвуют в регулировании общественных отношений. Они находят свое выражение в функциях права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1327 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2418 - | 2130 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.