По способам установления и обеспечения:
- нормы права;
- нормы морали;
- обычаи;
- корпоративные нормы.
По сфере регулируемых отношений:
- политические;
- этические;
- экономические;
- эстетические и т. д.
По уровню обобщения регулируемых отношений:
- принципы;
- правила поведения.
Активное воздействие на мотивы поведения оказывают не только конкретные правила, но и юридические, моральные и другие принципы. Они оказывают глубокое воздействие на выбор определенного варианта поведения субъектов в случае отсутствия норм, непосредственно регулирующих данный вид отношений.
В некоторых источниках политические нормы относят к первому способу классификации наряду с правовыми, моральными, корпоративными и т. п. нормами. Целесообразность такой классификации сомнительна. Политические установки обычно выражаются в виде правовых, моральных, корпоративных или обычных норм.
Право, выполняя нормотворческую функцию, отличается от простого социального регулирования присущим ему этатистским характером и типом связанного с ним принуждения. В то же время это отличие не означает, что право не может – и даже не стремится – сблизиться в том, что касается содержания его норм, с механизмом социального регулирования, и воспринять некоторые из его правил, которым впоследствии будет придан юридический характер.
Одна из важнейших особенностей права заключается в том, что оно выступает в качестве важнейшего регулятора общественных отношений. В этом главным образом проявляется социальное назначение права. Право как главный регулятор общественных отношений является мерой возможного (когда в нормах права закрепляются дозволения) или должного (т. е. норма права содержит обязанности или запреты на какое-либо действие) поведения.
Правоявляется важнейшим регулятором общественных отношений. Посредством законодательства закрепляются основополагающие институты и отношения:
- основы общественного и государственного строя;
- форма правления, порядок формирования органов государственной власти;
- административно-территориальное устройство государства;
- система и компетенция государственных органов, порядок их взаимодействия;
- основные права и свободы личности;
- обязанности граждан;
- отношения в экономической, политической, духовной сферах.
Мораль представляет собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм, определяющих и регулирующих отношение людей друг к другу, обществу, окружающей действительности.
Нормы морали – это правила общего характера, основанные на представлении людей о добре и зле, чести и справедливости, служащие регулятором отношений людей в обществе и мерилом оценки поведения.
Нравственное регулирование осуществляется в том случае, когда проявляются характер поведения субъектов, цели и мотивы их поступков.
Теоретически и по своей сути право нейтрально с точки зрения нравственности: оно может быть и соответствующим морали, и не зависящим от морали, и противоречащим морали:
- право нейтрально по отношению к морали, если речь идет о нормах права, устанавливающих лишь технические принципы, не влияющие на совершенствование индивидов: правостороннее движение на дорогах, организация службы по уборке улиц, регламентация охоты или рыбной ловли и пр.;
- право противоречит морали, если речь идет о нормах права, юридически закрепляющих ситуации, не совместимые с понятиями нравственности.
В то же время, поскольку право есть отражение общественных умонастроений, отдельные понятия и нормы морали во многих юридических системах включены в состав права, будучи преобразованы в юридические нормы, подкрепленные материальными средствами принуждения.
Соотношение норм права и норм морали проявляется в наличии общих черт, различиях, взаимодействии и противоречиях.
Общие черты:
- право и мораль являются разновидностями социальных норм;
- право и мораль имеют нормативное содержание;
- право и мораль являются регуляторами общественных отноше-
ний;
- право и мораль основаны на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей идеалам;
- право и мораль формируются, как правило, из соображений справедливости;
- право и мораль определяют границы возможного и должного поведения людей, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;
- право и мораль являются элементами культуры общества;
- право и мораль характеризуются преемственностью норм.
Различия:
- по времени возникновения: право возникает вместе с государством; мораль зарождается уже в первобытном обществе;
- по способам формирования, структуре и форме выражения: право состоит из норм, установленных и санкционированных компетентными органами и зафиксированных в источниках права; мораль основывается на его культурном уровне, складывается в общественном сознании, включает в себя не только нормы, но и представления, чувства, т. е. является более сложным по своей структуре явлением;
- по содержанию: в нормах права выражается и закрепляется воля правящего класса, группы, народа; в морали норма устанавливается на основании общественного мнения;
- по степени детализации: нормы права характеризуются определенностью, конкретностью; моральные нормы отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования;
- по характеру гарантии соблюдения: соблюдение норм права охраняется силой государственного принуждения; соблюдение норм морали обеспечивается силой внутреннего убеждения индивида и общественным мнением;
- по критериям оценки: право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, но не касается мотивации; мораль в первую очередь оценивает мотивацию поступка;
- по характеру ответственности и порядку её возложения: нарушение норм права влечет юридическую ответственность, осуществление которой носит процессуальный характер; за нарушение моральных норм воздействие осуществляется без соблюдения каких-либо определенных процессуальных норм.
Взаимодействие норм права и норм морали:
- влияние морали на формирование права. Право основывается на морали и является одной из форм её осуществления. Оно под влиянием моральных факторов постоянно обогащается (расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает роль как социального регулятора общественных отношений). Моральные нормы учитываются в правотворческом процессе;
- влияние права на формирование нравственных норм. Активно влияя на мораль, право способствует более глубокому её укоренению в обществе. Нормы права формируют нравственные ценности;
- охрана правом моральных норм. Некоторые правовые нормы непосредственно нацелены на охрану моральных интересов общества. Система права закрепляет жизненно важные для общества требования морали;
- использование нравственных норм в процессе правоприменения. Активно влияя на мораль, право способствует более глубокому её укоренению в обществе. Нормы права формируют нравственные ценности.
Использование нравственных норм при применении права, морально-правовое воздействие проявляется в следующих формах:
- учете моральных факторов;
- моральном осуждении;
- оценке правонарушений с помощью нравственных категорий.
Между правом и моралью постоянно возникают противоречия:
- мораль более консервативна и меняется значительно медленнее. Необходимо отметить, что относительно этого положения существуют абсолютно противоположные взгляды;
- право и мораль могут по-разному оценивать одни и те же факты;
- наряду с общечеловеческой моралью существует мораль различных социальных, этнических, профессиональных и других групп. Мораль для различных социальных групп может быть разной, а право одно для всего общества.
Наличие противоречий обусловлено:
- изменениями в экономической жизни и необходимостью их учета в процессе правотворчества;
- влиянием социально-политических факторов на формирование права, носящем более предметный характер;
- формальной определенностью правовых норм.
Противоречия объективно отражают диалектику развития правового и нравственного регулирования. Пути их преодоления – выработка новых нравственных принципов и норм в ходе развития общества и внесение корректив в действующее законодательство.
Перспективы развития морали и права:
- сближение норм права и морали, но не поглощение морали правом;
- взаимопроникновение норм права и морали;
- усиление согласованного воздействия на общество;
- гармонизация нравственного и правового сознания;
- усиление морального аспекта в процессе правоприменения и в самих создаваемых нормах права.
Корпоративные нормы – это правила, выраженные в уставах, положениях, решениях организаций для реализации целей их функционирования. К ним относятся нормы различных коллективов, учреждений, общественных организаций, движений, ассоциаций и т. п.
Большая часть корпоративных норм – это правила организационного характера. Они закрепляют порядок формирования, построения, функционирования организаций и учреждений, а также права, обязанности, ответственность их членов.
Корпоративные нормы распространяются только на членов организации и регулируют, в первую очередь, внутренние отношения в ней, компетенцию её органов, отчасти взаимоотношения с другими субъектами и т. п. Их особенность в том, что они выражают общую (коллективную) ответственность всех членов организации.
Корпоративные нормы обеспечиваются определенными организационными мерами. По отдельным признакам они близки к юридическим:
- формализованности;
- установленным процедурам принятия;
- предусмотренными санкциями за их нарушение.
Разновидностью корпоративных норм можно считать религиозные нормы. Церковь отделена от государства, но она не отделена от общества и оказывает значительное воздействие на сознание и поведение людей.
Религиозные нормы – это нормы, регулирующие отношение верующих к богу, церкви, друг к другу, к окружающим, а также внутреннюю структуру и функции религиозных организаций. В принципе они являются разновидностью корпоративных норм, имеющих некоторые черты норм морали и обычаев.
Религиозные нормы имеют формальный характер. Они изложены в писаниях, постановлениях церковных соборов и т. п.
Средства обеспечения религиозных норм специфичны – обещание награды или кары от сверхъестественных сил.
Применительно к области религиозных норм проблема взаимосвязи между нормами права и нормами религии оказывается более сложной, чем в том, что касается сфер морали и социальных соглашений. Это, несомненно, объясняется тем, что религия в состоянии формировать общественные и иногда политические силы значительного масштаба, в ряде случаев балансирующие на грани слепого убежденного фанатизма.
Отсюда – наличие правовых систем, полностью отделенных от религиозных норм и даже враждебно настроенных в отношении религиозного влияния.
Наряду с этим существуют правовые системы, полностью построенные на той или иной религиозной концепции. Речь идет об особом случае так называемых теократических обществ, в которых принципы и правила общественного поведения одновременно имеют характер божественных установлений и юридических норм. Наиболее яркими примерами теократической организации общества являются исламские страны.
Во многих обществах сформировались более уравновешенные правовые системы, где право, не отождествляясь с религией, учитывает в то же время религиозные правила, придавая некоторым из них качество юридических норм.
Религиозные нормы и нормы права могут вступать в противоречие. В этом случае государство с помощью правовых и моральных норм пытается воздействовать на религиозные организации с целью пресечения их противоправной деятельности.
Обычаи – это правила поведения общего характера, которые складываются в результате их многократного и длительного повторения и изменяются в процессе развития общества.
Традиции являются разновидностью обычаев. Они подразумевают взгляды, вкусы, образ действий, унаследованные от предшествующих поколений.
Обычаи продолжают играть определенную роль в процессе урегулирования общественных отношений, в том числе и в процессе реализации требований правовых норм.
Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов.
Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, форме выражения, способу обеспечения реализации:
- обычаи по своей природе более консервативны (существуют даже пережитки, предрассудки и т. п.);
- обычаи не представляют цельной, связанной в прочное единство системы норм;
- обычаи не обеспечиваются какой-либо внешней силой;
- несоблюдение обычаев не влечет юридических последствий.
В общественной практике могут утверждаться обычаи, противо-речащие принципам морали и права. В этом случае юридические и моральные нормы используются для вытеснения вредных для общества обычаев.
Ряд действующих в обществе обычаев приобретают юридическую силу и становятся правовыми. Придание обычаям юридической силы осуществляется путем их санкционирования правотворческим органом.
Таким образом, право – это обусловленная природой человека и общества, выражающая свободу личности система социального регулирования, которой присуща нормативность, системность, формальная определенность и обеспеченная государством принудительная сила. Мораль, обычаи, корпоративные нормы – это также обусловленная природой человека и общества система социального регулирования, выражающая общественное и корпоративное мнение. |
Источники (формы) права
Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять присущие праву функции, оно должно иметь свое внешнее выражение
Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены в каких-либо документах или ссылках, которые являются способами их существования, формами жизни. Это внешнее выражение права называется в одних случаях формой права, в других – источником права, в третьих – одновременно источниками и формами права.
Право, как и любое явление, характеризуется такими философскими категориями, как форма и содержание.
Содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, связей, состояний, тенденций развития.
Форма – есть способ существования, выражения и преобразования содержания.
Среди правоведов нет единства в понимании рассматриваемой проблемы. Некоторые авторы полагают, что содержание права составляет государственная воля, а форма права – это юридические нормы. Однако государственная воля скорее отражает сущность права, а юридическая норма – это не форма права, а само право.
Исходя из вышесказанного, содержание права составляет совокупность юридических норм.
Форма права представляет собой внешнее выражение содержания права, придающее ему упорядоченность и государственно-властный характер. Но право имеет внутреннюю и внешнюю формы.
Внутренняя форма права – это структура и связи. Она отражает горизонтальную и вертикальную структуру права, способы образования каждой отдельной нормы права и объединения всех норм права в единую систему, а также распределение правовых норм по отраслям и институтам соответственно характеру регулируемых ими отношений.
Внешняя форма есть совокупность способов формирования, своеобразного «документирования», выражения вовне государственной воли. При этом не следует ни сводить право к формам его выражения, ни отрывать его от этих форм. Раскрыть внешнюю форму права – значит выяснить, какими способами властвующая группа придает своей воле обязательный характер, какие формы выражения приобретают нормы права. Под внешней формой права понимаются лишь конкретные нормативно-правовые документы, содержащие нормы права.
Неоднозначное понимание термина «форма права» не позволяет объективно обозначать им нормативно-правовые документы, содержащие юридические нормы.
Понятие источника права предполагает его анализ с точки зрения способов возведения в закон воли соответствующих политических сил, стоящих у власти, выражающих интересы класса, всего народа или его части.
Однако если исходить из общепринятого значения слова «источник» как начала, исходной точки, корня, причины и т. д., то применительно к юридическим явлениям это понятие может иметь различное содержание.
Источник права в материальном смысле – материальные условия жизни
общества, способ производства и распределения, система экономико-хозяйственных связей, формы собственности, которые определяют государственную власть и выступают правообразующей силой. Материальные условия жизни общества обусловливают волю через соответствующую правотворческую деятельность, результатом которой является тот или иной нормативно-правовой документ.
Источник права в идеальном смысле – источник познания, под которым понимаются дошедшие до нашего времени исторические документы, правосознание, правовые доктрины, концепции, идеи, представления людей о действующем и желаемом праве. Господствующая правовая идеология – главный источник формирования права в идеальном смысле.
Под источником права в формально-юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации государственной воли. Это и есть внешняя форма права в юридическом значении этого термина.
Она отражает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде эта норма доводится до сознания субъектов.
Наиболее логичным и целесообразным представляется использование двойного термина – источник (форма) права, под которым можно понимать способ выражения, существования и преобразования правовых норм, действующих в пределах национальной правовой системы, отражающих определенную государственную волю.