Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Призовите Господа На Престол Своего Сердца




 

Вопрос: Что делать, когда тебя одолевают похоть, гнев и жадность?

Шридхар Махарадж: Нужно молить о помощи садху, они ниспосланы нам свыше. Многие души пускаются в нелегкий путь из материального мира в духовный. К ним в помощь и посылаются святые садху как ангелы-хранители. Поэтому преданный, понимающий свое бессилие перед мирскими соблазнами, должен воззвать во всеуслышание: "Эй, кто-нибудь! На помощь! Меня грабят!". Если преданный действительно чувствует, что попал в беду, он будет отчаянно просить о помощи: "Злодеи, от которых я пытался убежать, что мучили меня с незапамятных времен, снова настигли меня. Кама, кродха, лобха (похоть, гнев, жадность) — эти кровожадные грабители опять расставляют свои ловушки! Умоляю, помогите!". Молитва — единственное, что нам остается.

Но есть и искусственные способы:

йамадибхир йогапатхаих кама-лобха-хато мухух

мукунда-севайа йадват татхаддхатма на самйти

(Шримад-Бхагаватам, 1.6.36)

Чувства можно обуздать с помощью упражнений хатха - йоги, контролядыхания (пранаямы) и т.п. Но по большому счету это не обуздание, а подавление чувств. Когда-нибудь они снова вырвутся наружу. Похоть и другие пороки можно искоренить только "призвав Мукунду на престол вашего сердца" — мукунда-севайа йадват татхаддхатма на самйти. Искусственные методы помогут сдержать похоть, гнев и жадность, но не искоренить их. Как только человек прерывает занятия йогой, чувства эти снова дают о себе знать. Совладать с похотью невероятно трудно.

Приверженцы йоги и отречения (гьяни) полагают, что проявления низменных чувств можно укротить с помощью медитации или ухода от мира. Преданные не разделяют этого мнения, считая такие способы неестественными. Что бы ни происходило с ними, преданные всегда обращаются к Господу, и Господь помогает им устоять перед грозными врагами — похотью, гневом и жадностью.

Вопрос: Махарадж, говорится, что мы должны следовать святым. Но в начале, по неопытности, мы не следуем, а подражаем им. В чем разница между следованием (анусараной) и подражанием (анукараной)?

Шридхар Махарадж: В анусаране есть искренность, а в анукаране — желание прославиться, покрасоваться перед другими (пратиштха). Некоторые, не обладая внутренней чистотой, лишь подражают поведению и даже внешнему виду святых, чтобы самому снискать славу святого. Анусарана предполагает подлинную искренность, желание от чистого сердца. Поэтому искренне верующий духовно развивается, а подражатель только имитирует духовное развитие.

Многие преданные на собственном опыте убедились, что ответственное служение уберегает от похоти, гнева и жадности. Но сначала нужна вера (шраддха), затем Господь посылает нам на помощь чистого преданного, у которого мы можем учиться и которому можем служить. Это называется садху-санга. Полноценно служа садху, мы выполняем указания Верховного Божественного Учителя, и это служение называется бхаджана - крия. Полноценное служение подразумевает вовлечение в деятельность не только тела, но и мыслей. Служение должно быть сознательным, а для этого нужно чувствовать ответственность за содеянное то, что делаешь. От механического служения пользы мало. К любому поручению, которое дает учитель, нужно подходить ответственно, а это значит вовлекать в работу мысль. Когда ум занят служением, у ученика не остается времени для низменных чувств — для похоти, гнева и жадности. Это замечательное свойство полноценного, сознательного служения. Оно несет пользу не теоретически, а практически. Чтение Писаний и общение со святыми имеет смысл только тогда, когда осуществляется в духе служения (парипрашна севайа). По мере того, как служение становится более осознанным и ответственным, враги — похоть, гнев и жадность, отступают. Иногда они все-таки будут наведываться, но, увидев подлинное служение, уйдут: "Сейчас он слишком занят, его не соблазнить. Он настолько погружен в служение (севу), что не замечает нас".

Служение не должно быть только физическим. Служить нужно в сознании, тогда соблазнам не одолеть нас. Если тело выполняет механическую работу, а ум в этом не участвует, его будут привлекать образы чувственных наслаждений. Ценно только сознательное служение Кришне.

 

Глава Четырнадцатая

Видеть Дхаму Глазами Веры

В каждой стране есть место, где присутствие правителя ощущается особенно сильно. Это столица. В стране преданности — это Голока Вриндавана. Хотя Господь присутствует в каждом уголке Своего творения, есть особое место, Святая Обитель (Дхама), где Его присутствие чувствуется особенно сильно. Это понимают лишь те, кто обладает особым видением. Господь везде, но в Дхаме Его "еще больше". Для тех, кто не имеет такого видения, Дхамы не существует. В Дхаме существует присутствует определенная иерархия. Хотя в Святой Обители все служат Прекрасной Реальности — птицы, звери, насекомые, люди, черви, — каждый делает это по-своему. Каждый вносит свою лепту в Игры Господа.

Дхамера сварупа, спхурибе найане. В своей песне Шрила Бхактивинода Тхакур выражает надежду, что когда-нибудь он прозреет, чтобы увидеть Дхаму. Без такого прозрения Иначе Обитель Господа невозможно отличить от обычных окружающих нас мест. Только те, у кого есть вера, видят чистоту реки Ганги, для неверующих это обычная река. То же самое касается божеств в храме. Для кого-то Господь Джаганнатх в Пури покажется нескладным — с огромными круглыми глазами, без ног, с культями вместо рук. Но Махапрабху смотрел на Него часами и плакал. Что же Он видел в Божестве Джаганнатха? Никто не знает. А что видим мы? Всего-навсего нескладное деревянное изваяние.

Чтобы видеть Дхаму, Божества, святость Ганги, нужно иметь особое внутреннее видение. Шрадхамайо 'йам пурушах (Б.-г. 17.3): "Вера формирует природу человека". Святость невозможно увидеть глазами. Чтобы увидеть святость Дхамы и отличить ее от окружающего нас мира, нужна вера (шраддха). От веры зависит все. Она — единственное звено, связующее нас со Всевышним и Его Обителью. Мы видим солнце, потому что оно излучает свет. Также и вера. С ее помощью я могу постичь Бесконечное. Вера — единственное средство связи со Всевышним. Бессмысленно пытаться "пощупать" нематериальную субстанцию, основу мироздания, с помощью органов чувств или рассудка. Высшая сфера бытия нематериальна, ее нельзя потрогать руками или попробовать на вкус. Там не действуют законы нашей примитивной логики. Как же туда проникнуть? С помощью веры — шраддхамайо 'йам пурушах.

Возникает неизбежный вопрос — кому и как верить. Нас не устраивает слепая вера. Но если существует вера слепая, значит должна быть и "зрячая". Слепая вера — нездорова. Здоровая вера — безгранична. Искать доказательств на основе опыта и логики — значит не иметь здоровой веры. Опыт всегда ограничен, следовательно, умозаключения, основанные на опыте, также ущербны. Там, где речь идет о безграничном, нужна безграничная вера, а это совсем не то, что слепая вера.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 284 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2396 - | 2209 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.