Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Высшее Понятие о Праведности 1 страница




Слово Хранителя Преданности

Вместо введения

 

Введение в мир внутренней полноты

 

Выслушайте пожалуйста, внимательно мое объяснение. Я постараюсь излагать предмет с точки зрения здравого смысла, отставив в сторону религии и вероучения.

Прежде всего, нужно понять, что мир делится на три сферы: наслаждения, отречения и преданности. Мир наслаждения —это мир, в котором мы, в той или иной степени, находимся сейчас. Материальное наслаждение подразумевает эксплуатацию; не эксплуатируя других, нельзя жить в нашем мире.

Как говорится, безрукие служат пищей имеющим руки, растения служат пищей четвероногим, сильный поедает слабого. Нас всюду окружает жизнь: трава, деревья, другие растения — это тоже живые существа, которых мы используем для самовыживания. В материальном мире невозможно жить не причиняя другим вреда.

Мир эксплуатации живет по третьему закону Ньютона, который гласит: каждое действие вызывает равное и противоположно направленное противодействие. Эксплуатируя других, мы оказываемся в у них долгу, и чтобы выплатить долг, нам приходится опускаться вниз, в зависимое от них положение, в котором нас будут эксплуатировать. Так бесчисленные души оказываются втянуты в вечный круговорот, то поднимаясь на вершину то опускаясь на дно — то эксплуатируя, то подвергаясь эксплуатации. Общество стремится извлечь максимум возможного из эксплуатации; повсюду можно видеть, какие усилия прилагают люди, чтобы жить за счет других. В этом мире невозможно жить, не эксплуатируя других.

Буддисты, джайны, адепты Шанкары и многие другие пытаются высвободиться из сетей эксплуатации и достичь жизни, где нет действий и их последствий. Чтобы избежать деятельности и ее последствий, они пытаются достичь состояния отрешенности и приходят к нирване: полному отстранению от объективного мира и погружению в себя. Не позволяя своим чувствам действовать в материальной сфере, они удерживают себя на субъективном плане, что в чем-то схоже с сном без сновидений.

В отличие от эксплуататоров и отшельников вайшнавы, предпочитают служить Сверхсубъекту, Центру. Существует иной мир, мир преданности, прямая противоположность мира эксплуатации. В материальной сфере бытия каждая частичка стремится эксплуатировать окружающее, но в царстве преданности каждая частичка полна желания служить окружающему; и не только окружающему — ключ к жизни в том мире лежит в служении Центру. Все мы — части единого организма, а значит чтобы обрести гармонию должны служить единому Целому.

"Поливая корень, ты питаешь все дерево. Если же поливать только ствол, ветви и листья, дерево засохнет". Так гласит древнее предание.

В древних Упанишадах говорится: "Стремись найти того, познав которого, ты познаешь все":

Кто познал Средоточие всего, тот познал все. Кто достиг Его, тот достиг всего — так гласят Веды. Найди центр всего сущего, и для тебя не останется непознанного. Поливая корень, ты питаешь все дерево. Служа Центру, ты служишь всему сущему. Так ты вступаешь в мир преданности, высшей сферы бытия.

Сторонитесь мира корысти и мира отречения, ступайте в мир преданности. Вы, ваша душа родом оттуда, из мира служения, реального мира, а мир корысти — не более чем искаженное отражение реальности. Часть служит Единому — такова реальность: посвятив себя служению Центру, вы оказываетесь в Реальном мире, где как в здоровом организме каждый атом работать на благо всего тела. Если часть живет собственническими интересами, она обрекает себя на гибель. Это низко и это смертельно опасно.

Кто этот Центр и каковы наши отношения с Ним? На эти вопросы Он Сам отвечает в Бхагавад-Гите: "Забудь обо всех, кому ты должен и просто предайся Мне. Я избавляю тебя от всех долгов, не бойся". Таково Его величие. Такова Его власть. Кто сдался Ему на милость, тот никому ничего не должен.

Великому немецкому философу Гегелю принадлежат такие слова: «Абсолют, Первопричина всего, обязан обладать двумя свойствами: Он существует Сам по Себе и для Себя».

Это очень важно понять. Он Сам по Себе, это значит, что Его никто не сотворил и для существования Он не нуждается в других — Сам по Себе. Если бы Он был сотворен, Его создатель занимал бы первичное положение. Тогда бы Он не был Абсолютом, безусловным. Он по определению вечный и несотворенный.

Второе Его качество — он существует ради Себя, — ради собственного удовольствия, а не других. Опять от обратного: если бы целью Его существование было угождение другим, Он занимал бы второстепенное положение, равно как и если бы Его удовольствие зависело от них. Это противоречит природе Абсолюта. Этого не может быть по определению.

Итак очевидно, Он — причина Себя и живет в Свое удовольствие и не зависит от других. Сам по Себе и для Себя. Даже травинка не шелохнется, если это не будет приятно Абсолюту. Все происходит вокруг, служит одной цели — удовольствию Абсолюта, поскольку Он всемогущий и Его воля превыше всего. Еще одно свойство Абсолюта — для получения удовольствие Ему не нужно прилагать усилий. Вся Его жизнь — игра, и это есть подлинное понимание реальности. Мы не видим этого лишь когда живем ради себя, ради собственнических интересов — семьи, страны, человечества, — когда заражены болезнью социальной справедливости и гуманизма. Все наши местные интересы настолько ничтожны в сравнении с бесконечностью. Более того, преследуя каждый свой интерес, мы постоянно воюем и причиняем друг другу боль. Только отбросив своекорыстный интерес, мы обретем гармонию с Целым и с самими собой, выйдем из тьмы невежества на свет.

Мы по ошибке ставим знак равенства между собственным благом и стяжательством. На самом деле наше благо — в жертвовании Единому, а в стяжательстве у Него.

Если полицейский возьмет в качестве взятки хотя бы три монеты, его накажут как преступника, но если он убьет человека в интересах страны, его наградят медалью. Так и в отношениях с Единым целым — все, что делается в Его интересах — благо; все, что делается для себя или для своих близких — зло, за которое придется нести наказание. Работник не имеет права воровать и бастовать — работать против интересов хозяина или не работать вовсе. В обоих случаях он наносит вред и себе и стране.

Для души пагубны как эксплуатация, так и отречение. В органичном целом все работает на благо Центру, Отречением мы вредим и себе и ближним. Преданность единому — вот что должно объединять части. Если пища попадает в желудок, энергия распределяется по всему телу согласно потребностям каждого органа. Если же какая-то часть тела захочет питаться самостоятельно, она засохнет. Если мы будем класть пищу в глаз, ухо, нос, куда угодно, кроме желудка, мы умрем с голода. В этом заключается учение вайшнавов: мир — единый организм, мы — его части. Если мы служим целому, мы служим всем и себе. К этому нас призывают писания от Всевышнего, об этом говорят святые в своих откровениях — его посланники, которые нисходят в мир корысть, чтобы призвать нас в мир жертвенности.

Эту религию высшей гармонии проповедовал и исповедовал Махапрабху Шри Чаитанйадев, который основывал Свое учение на Шримад-Бхагаватам, квинтессенции божественного откровения. Он утверждал, что, что сила и могущество — еще не самое высшее, выше силы стоит знание. Сила подчиняется мудрости. Но даже мудрость беспомощна перед любовью. Любовь — правит всем. Не знание, не сила, а любовь наполняет нашу гармонией. В любви утоляются чаяния сердца.

Милость выше справедливости. Справедливость существует там, где есть закон, но в царстве Абсолютного Самодержца, который есть и Абсолютное Благо, нет законов. Ибо зачем закон, если в Его мире правит Любовь. Там наш родной дом, туда нас зовет Шри Чайтаньядев. Домой, в обитель Любви. Дом — это там где мы доверяем и нам доверяют. Дома не нужны законы, там не обманывают и не крадут, там в царстве Абсолютного Блага нас окружают благожелатели. Такова природа Абсолюта, сдавшись Ему на милость, отдав себя высшей форме служения Ему, мы увидим, какие любовь, гармония и красота царят в Его обители. В самом деле любовь, согласие и красота — составляют основные качества Бога — а не сила, разум и справедливость. Там наш родной край и туда лежит наш путь.

Некогда злоупотребив свободой, мы сбились с пути, и вот теперь блужлаем во тьме мира выгоды и корысти. Но сердце не перестает прислушиваться к родному зову: "Возвращайтесь домой, в край любви и согласия".

Такова общая идея вайшнавизма — сознания Кришны, которая изложени в Бхагавад-гите и Шримад-Бхагаватам, и которую проповедовал Господь Шри Чаитанья. Мы следуем Его стопам и ради этого существует наш Шри Чаитанйа Сарасват Матх и миссии гаудия-вайшнавов. Ступайте к Средоточию всего, не теряйте напрасно жизнь, посвятите себя служение Единому Целому, — Любви и Красоте, которые выше справедливости. Кришна — океан милосердия, нежности и любви.

Итак существуют три уровня бытия — эксплуатации, отречения и преданности, — душа принадлежит к миру преданности. Преданность в природе души. В преданности Абсолюту душа обретает счастье. Но кто злоупотребляет своей свободой — свободой служить Целому, тот обрекает себя на бесконечную борьбу за выживание в мире эксплуатации. Великие учителя человечества — Будда, Джайн и другие указали путь избавления от страданий — но не научили, как обрести счастье. "Устранившись от дел, — говорили они, — вы обретете покой". Но покой и счастье не одно и то же. Душа не может быть вечно бездеятельной. Первое ее деяние снова приведет к падению в пропасть эксплуатации.

В подлинно свободном мире каждая частица исполнена преданности единому Целому. И человек отличается от животных тем, что способен понять это. Да помогут нам святые посланники мира любви, выпутаться из сетей своекорыстия и ступить на землю преданности, любви и красоты...

 

Глава первая

Возвращение Домой

Любое переживание, связанное с Богом, дается свыше. Нам лишь позволено желать служить Ему, а Он оставляет за Собой право соблаговолить снизойти до нас. Он, являясь сущностью потустороннего мира, делает то, что пожелает. Он может снизойти к душе, может не снизойти, на то Его воля. Он абсолютно независим. Нам же позволено лишь желать находиться рядом с Ним. Хотя энергия и источник энергии тесно связаны, они относятся к разным началам. Мы — энергия, хотя и сознательная, Он — обладатель энергии.

Он везде и нигде; в Нем все и в Нем ничего. Такова Его особая, непостижимая природа. Об этом Он говорит в Бхагавад-гите (9. 4 - 6). Наша задача — служить Ему, а не пытаться понять Его умом или почувствовать осязанием. Он везде и нигде. Он вдруг мелькнет вспышкой молнии: "Вот он Я", а когда мы бросимся ему навстречу — Его уже нет. Он непредсказуем, Его пути неисповедимы. Мы лишь ищем Его, но неизвестно, найдем ли.

ашлисья ва пада-ратам пинасту мам

адаршанам марма-хатам кароту ва

Смысл нашего существования — служить Ему, безоговорочно предаться Всевышнему. Но это вовсе не значит быть в непосредственной близости к Нему. Служение может осуществляться на расстоянии, но через его слуг оно обретает "осязаемость". Наш высший идеал — служить Господу через Его слуг и не рассчитывать на награду. Служить Ему, даже без надежды хоть раз увидеть Его. Пусть та ничтожная сила, которой мы располагаем, будет отдана Ему. Мы принадлежим Ему и должны показать, что понимаем это. Махапрабху умоляет Господа: "Можешь заключить меня в объятия, можешь прогнать вон или остаться равнодушным ко мне. Поступай со мной, как хочешь. Я твой раб и принадлежу Тебе". Не ставится никаких условий. Безоговорочное подчинение. Таково настоящее служение. Не допускать даже подобия мысли — "Если Господь не отвечает мне взаимностью, обойдусь без Него. Не буду верить в Бога или сам стану Богом. Раз Он не идет мне навстречу, не удовлетворяет мои нужды, Он мне не нужен". Если есть хоть намек на такое настроение — значит, мы сбились с пути.

ятха татха ва видадхату лампато

мат-прана-натхаш ту са эва напарах

(Шикшаштака, 8)

"У меня нет выбора, кроме как служить Тебе. Искать Тебя, чтобы служить Тебе. Быть хоть чем-то полезным Тебе. Любую возможность послужить Тебе я приму как величайшую милость".

Служение Всевышнему, как и все, что с Ним связано, не может быть незначительным, даже если оно совершается в самом отдаленном уголке мироздания. Он не обязан доставлять нам удовольствие, будь то даже возможность лицезреть Его. На все Его воля.

Безусловное самопожертвование — признак подлинной веры. Кто жертвует, ставя условия, тот по-прежнему далек от Него. Высочайшая вера отличается одним качеством — она не зависит от внешних обстоятельств. "Я счастлив служить Ему, пусть издалека, пусть через посредника, пусть через многих посредников: даса-даса-дасанудасатвам — «Я слуга слуги слуги». Я связан с Ним, пусть на расстоянии. Мне этого достаточно. Все равно мои усилия через Его слуг достигнут Его, в ком сосредоточено осуществление любых моих чаяний. Какую бы роль я ни играл в этом мире, я хочу быть связан со Всевышним, служа которому достигну полного самовыражения".

Каждое живое существо стремится выразить себя в полной мере, осуществить все свои чаяния. Господь говорит, что это возможно только в служении Ему.

сарва дхарман паритьяджья мам экам шаранам враджа

(Бхагавад-гита, 18.66)

Поиск Всевышнего лишает смысла всякий мирской долг. Истинный слуга Всевышнего думает: "Я не должен ничего и никому, кроме Него, моего Господа, Кришны". Самые достойные Его преданные служат не Ему лично, а Его величайшему представителю. Общение не напрямую, а с Его слугами, позволяет построить наиболее возвышенные и правильные отношения самозабвенного служения, не смешанные с корыстью.

Пусть в нас не останется ни тени потребительского духа. Ни малейшего желания наслаждаться, в том числе общением с Богом. Следует полностью изжить в себе стяжательство. Если в тебе есть хоть намек на чувство обладания, ты обречен скитаться в призрачном мире, блуждать в семи его кругах — Бхур, Бхувар, Свар, Махар, Джанар, Тапар и Сатья.

Но вырваться за границы призрачного мира еще не значит войти в безграничный мир служения. В ком есть хотя бы тень отречения и нежелания служить, тот не будет допущен в безграничный мир Вайкунтхи, мир преданности. Кунтха означает "ограниченность", Вайкунтха — "безграничность". Наша задача — войти в круг обитателей безграничного мира!

Понятие "ограниченное" приходится вводить, когда у живого существа возникает желание отгородить для себя часть безграничного. В действительности, ограниченного не существует — это иллюзия, наваждение. Когда наше ненастоящее "я" пытается "отмерить" часть безграничного и объявить ее своей собственностью, мы начинаем видеть реальность в искажении, усеченную бесконечность. Это наваждение, от которого нужно избавиться.

Другая крайность — думать: "Если я не могу подчинить себе окружающий мир, то лучше вообще отказаться от деятельности — отречься от всего, объявить забастовку". Этого тоже следует избегать.

Нужно смотреть в сторону позитивного мира, из центра которого исходит лила, волна Игр, забав Абсолюта. Эти Игры призваны удовлетворить желания Всевышнего, и мы должны отдаться этой волне. Если же мы преследуем частные цели или не преследуем никаких, т.е. отказываемся от деятельности, мы не сможем соприкоснуться с вечным потоком, призванным наслаждать Абсолют. Только освободившись от пороков своекорыстия и отречения, мы сможем влиться в вечный поток, где каждый атом доставляет наслаждение Единому Центру. Этот поток — не безжизненное пространство, там царят счастье и творчество, — мы почувствуем это. При одном только соприкосновении с ним все остальное теряет ценность. Этот поток служения — дорога домой. А корыстные желания удерживают нас на чужбине, где мы обречены на смерть, болезни, старость и новые рождения. Эти несчастья преследуют душу, которая по недоразумению отождествляет себя с временной телесной оболочкой.

бхукти-мукти-сприха яват

пишачи хриди вартате

тавад бхакти-сукхасьятра

катхам абхьюдайо бхавет

(Бхакти-расамрита-синдху, Пурва 2.22)

"Разве может сердце ликовать в преданности, пока оно одержимо желанием стяжать или отрекаться?". Идеи отречения и обладания чужды нам. Они, как злые духи, овладевают нашим "я". Мы — добыча в их нечистых руках. Мы должны бежать от коварного наваждения (майи) как свободные граждане безграничного мира, омываемого волнами благородной преданности. Там не существует своекорыстных интересов — там река безграничной преданности затопляет наши сердца и устремляется к Центру. Там наш дом, край, где мы живем вечно, где каждый — неповторимая личность, где нет смерти, рождения, старости и болезней. В той стране воскрешается наше подлинное "я", и мы попадаем в круг родственных душ.

В духовной жизни не следует полагаться на чувственный опыт. Наши представления о Боге не всегда соответствуют действительности: "Бог такой, каким я Его представляю. Я почти прикоснулся к Нему!".

Был один отшельник, которого многие считали великим святым. Когда он произносил Святое Имя, его тело принимало немыслимые позы, он заливался слезами, у него текло из носа, и приближенным приходилось вытирать ему лицо. Атеисты считали поведение отшельника типичным проявлением религиозного фанатизма, а простые верующие полагали, что это святой высочайшего уровня. Но наш Гуру Махарадж Шрила Бхактисиддханта Сарасвати сказал, что кривлянья этого отшельника не имеют ничего общего с религиозным чувством, и что он не имеет ни малейшего представления о Боге.

атха нихсаттвах -

нисарга-пиччхила-сванте тад абхьяса-паре’пи ча

саттвабхасам винапи сйух квапи ашру пулакадаях

(Бхакти-расамрита-синдху, Дакшина 3.89)

"Потоки слез, судороги и т.п., кроме внешнего сходства не имеют ничего общего с настоящими эмоциями, вызванными божественным опытом. Чаще всего плаксивость или безудержный восторг демонстрируют притворщики, чьи сердца мягки снаружи, но черствы внутри".

Кто выставляет напоказ признаки преданности Богу, тот не связан с миром преданности. Показная преданность способна впечатлить кого угодно, только не самих преданных. В театре пьяные актеры тоже изображают любовь к Богу — рыдают и танцуют в исступлении. Выглядит очень правдоподобно. Если потренироваться, можно ввести себя в такое состояние, когда слезы текут ручьем и глаза закатываются. Но никакие внешние проявления не доказывают наличия подлинной преданности. Настоящая преданность (су-дурллабха) — редчайший дар.

"Кто готов отказаться от свободы, тот, вероятно, обладает крупицей настоящей преданности. По сравнению с преданностью, свобода кажется чем-то мелким и незначительным". (Бхакти-расамрита-синдху, Пурва 1. 14). Истинная преданность Господу настолько редка, что вероятность того, что она достанется нам, почти равна нулю. Тот, кто называет себя преданным, вряд ли таков в действительности. Но в том случае, если душа чувствует себя лишенной преданности и при этом не желает ничего кроме преданности, можно говорить о ее возможном духовном росте. Духовный путь начинается с того, что душа ищет чего-то не от мира сего, не вполне осознавая, чего именно. Так она непроизвольно тянется к святым и Священным писаниям, рассказывающим о преданности. Постепенно она понимает, что преданность относится к иному миру, миру, который она всегда искала. И если душа чувствует, что лишена преданности, но преданность — единственное, в чем она нуждается, то входит в естественное для себя состояние. Состояние готовности воспринять милость свыше.

Господь проливает милость на того, кто чувствует себя опустошенным и лишенным милости. Мы — бесконечно малые, "отрицательно заряженные" частицы сознания, созданы для взаимоотношений с бесконечно большим,"положительно заряженным" началом, Абсолютом. Но за эту связь нужно платить дорогой ценой. То, что связывает с Безграничным, нельзя купить дешево. Господь ценит только одну валюту — служение Его слугам, его преданным. Основное средство платежа — преданное служение и покорность Писаниям и святым. А за служение душе дается возможность служить еще больше, а именно — еще глубже понимать слова Писаний и святых, еще больше помогать им и повиноваться. Лучшего душе не пожелаешь.

Ничто не ценится так высоко, как общение с Писаниями и со святыми, поскольку богатство, которое они нам дают, не связано с зыбким иллюзорным миром. В этом мире ни на что нельзя опереться — то, что сегодня кажется важным и значимым, завтра превращается в прах. Пора понять, что здесь нет ничего надежного — сначала мы бежим за соблазнами, а потом понимаем, что это мираж, наваждение. И так продолжается вечно. Только осознав зыбкость материального бытия, мы будем искать что-то существенное — сат, чит, анандам — вечное сознание, способное к самовыражению. Самовыражение — вот, в чем нуждается душа. Вечное сознательное самовыражение. Прати анга лаги канде, прати анга мора (Гьяна-Даса): «Каждая часть моего существа ищет соответствующую часть Его Существа, чтобы соединиться с ней".

Кришна говорит: "Только в общении со Мной ты сможешь добиться полного самовыражения. Поэтому брось все и иди ко Мне".

сарва-дхарман паритьяджья

мам экам шаранам враджа

ахам твам сарва-папебхйо

мокшайишьями та сучах

(Бхагавад-гита, 18. 66)

"Я возьму на себя ответственность за твои поступки в мнимом, иллюзорном мире. Я оплачу все счета. Только положись на Меня". Чтобы обрести счастье, душе достаточно внять этому зову свыше и насколько возможно жить в согласии с ним. "Приди ко Мне, забудь о долгах. Я сниму с твоих плеч тяжкий груз",– уверяет Кришна. Услышать этот призыв и поверить в него — само по себе величайшее достижение. Кто услышал эти слова, пусть следует им насколько возможно, а возможно это только в обществе тех, кто целиком предался Господу.

Среди преданных мы ощущаем тепло родного дома. Мы все родом из одной страны. Кто видит в преданных соотечественников, которые зовут нас на родину, тому нечего бояться. Сейчас мы блуждаем на чужбине и бессознательно ищем родной дом. Чтобы вернуться домой, нужно прислушиваться к голосу сердца и не ждать чуда извне.

Мы крохотные души, нам все что угодно может показаться чудом. Нас могут пленить фокусы йогов и чародеев. Маленькую душу легко удивить. В мире много "чудотворцев". Да убережет нас Господь от их чар! Не поддавайтесь их уловкам и запомните раз и навсегда — с помощью фокусов не прийти к Господу.

яди карибе кришна-нама садху-санга кара

бхукти-мукти-сиддхи-ванча дуре парихара

(Према-виварта)

"Если ты намерен внимать Святому Имени, находись в обществе преданного и забудь про наслаждения, освобождение, сверхъестественные силы и чудеса".

Нужно навсегда отказаться от потребленчества, отказаться от стремления к свободе и желания обрести сверхъестественные силы. Наше сердце принадлежит только Господу, только Он один способен утолить наши чаяния. Каждый атом нашего существа создан для того, чтобы быть связанным с Господом, и это связь высочайшего порядка. Так учит школа гаудия-вайшнавов Шри Чайтаньядева и Шри Нитьянанды Прабху.

В атмосфере Вриндавана Безграничное ближе всего к ограниченному (апракрита). В мире апракрита Безграничное настолько приближается к ограниченному, что между ними почти стирается различие. Божественное так близко, что воспринимается как ограниченное. Махапрабху советовал: "Попробуй найти счастье во Вриндаване, где творятся удивительные вещи — Нанда и Яшода поймали Абсолютную Истину, и теперь Она ползает у них по двору (ахам иха нандам ванде ясьялинде парам брахма). Постарайся найти себе занятие там, каким бы ничтожным оно ни казалось. Попытай судьбу!". Вот мы и ищем такое счастье, рядом с которым меркнут все соблазны.

кам прати катхайитум ише

сампрати ко ва пратитим аяту

го-пати-таная-кундже

гопа-вадхути-витам брахма

(Радьявали, 98)

"Кому рассказать, да и кто поверит, что Абсолютная Истина — это Возлюбленный пастушек Враджи, который развлекается в лесу на берегах Ямуны?". Немыслимо, чтобы Абсолют добивался любви деревенских девушек. Всевышний желает наслаждаться среди пастушек, которые даже не воспринимают Его как Всевышнего. Он настолько близок с ними, что это не укладывается в сознании.

Шри Чайтаньядев не только предлагает нам попытать удачу на этом поприще, но и обещает оказать помощь. В Чайтаньядеве объединены позитивная и негативная стороны Абсолюта, причем позитивная сторона "раздает" себя другим. Шри Чайтанья — бесконечное и непостижимо щедрая ипостась Абсолюта.

Наше естественное состояние — служить не Божественному, а слугам Божественного. У одного гуру был ученик, который служил ему верой и правдой. Господь, видя усердие ученика, решил проверить его и послал к нему гонца: «Бог доволен твоим служением и призывает тебя к Себе!». — «Нет,- ответил тот,- мне некогда гулять по Царству Божьему, я должен служить учителю». Мы тоже должны проникнуться таким настроением — вайшнав доверил мне служение, и не надо сбивать меня с толку.

сакхьяя те мама намо’ cту намо’ сту нитьям

дасьяя те мама расо’ cту раве’ сту сатьям

Шрила Рагхунатха Даса Госвами, выразитель идеи служения Шримати Радхарани (радха-дасьям), говорит: "Меня не прельщает служение Ему как другу, на равных. Меня не прельщает даже быть Его слугой. Мне по душе быть слугой Его слуги. Я не считаю себя настолько близким к Нему, чтобы служить Ему непосредственно. Правда, если Он решит, что я буду полезен Ему в ином качестве, Он может перевести меня в круг Своих приближенных слуг. Но боюсь, я не подхожу для этого. Есть более достойные души. А я послужу Тебе где-нибудь пониже".

Внизу безопаснее, там меньше соблазнов. Наше дело — скромно служить, а Он Сам призовет нас наверх, если сочтет нужным. Если Он решит, что настало время нам служить наверху, Он даст об этом знать, и мы не сможем отказаться. Но в общем, слуга должен стремиться занять положение поскромнее. Поэтому Даса Госвами говорит: дасьяя те мама расо’сту — "Я хочу быть слугой, а не другом". Быть слугой — естественное стремление преданного. Положение слуги самое безопасное. В мире служения не следует претендовать ни на что, кроме роли слуги слуги слуги. Так говорят Святые писания. Это может показаться крайностью, но таково наше реальное положение в Реальном мире. Быть слугой — наша природа, нам нужно лишь раскрыть в себе это качество. Заняв положение слуги, душа становится целостной личностью, поскольку из сердца уходит страх.

 

Глава Вторая

Наше Сокровище

 

Шри Чайтаньядев — это Радха и Кришна в одном лице. Он — Кришна в настроении Радхарани. Шри Чайтанья — это Кришна, который ищет Себя. Он объединяет в Себе позитивную и негативную стороны Абсолюта. Имперсоналисты, в том числе последователи Шанкары, утверждают, что соединяясь, позитивное и негативное застывают в равновесии. Но вайшнавы считают, что такое объединение подвижно, оно живет, постоянно меняется и развивается. На определенном этапе Своего бытия Господь начинает искать Сам Себя, Свою господствующую, позитивную половину, приняв сознание подчиненной, негативной половины. В этом состоянии поиска Он раздает Себя другим — Позитивное влечется к Негативному и, сливаясь, Они раздают Себя другим. В этом сущность Шри Чайтаньядева. Эту идею принесли в мир ближайшие спутники Господа, и чем глубже наша вера, тем яснее эта идея.

Вера — единственный инструмент, с помощью которого ограниченное может измерить Безграничное. В ограниченном мире все имеет пределы, кроме веры — поэтому только благодаря ей можно пересечь бесконечность. У ограниченной частицы сознания безграничной может быть только вера. Бесконечная вера способна вместить в себя Бесконечность. «Но как можно полагаться на веру, — думаем мы,- когда речь идет о Бесконечном?». Нас пугает слепая вера, но в Бесконечности невозможное становится возможным. Достаточно верить. Мы, бесконечно малые, действительно можем соприкоснуться с бесконечно большим, но единственным средством такой связи может быть вера. Все остальные средства — знание и логика, бесполезны. К Богу можно прийти, только поверив Ему.

Вера (шраддха) способна преодолевать огромные расстояния. Когда-нибудь мы увидим, что вера — не отвлеченное понятие, а нечто осязаемое, и даже самая существенная составляющая нашего "я". Если душа отделит от себя внешний, чувственный опыт как тонкий, так и грубый, она будет жить в мире, где есть только вера. Когда нельзя положиться на чувственный опыт, каким бы богатым он ни был, остается уповать только на веру. Душа рождена, чтобы жить верой, а не разумом и чувственным опытом. Когда-нибудь мир чувственного восприятия исчезнет, и все, что с ним связано — джанма-мритью-джара-вьядхи-духкха-дошанударшанам (Бхагавад-гита, 13.9), — потеряет смысл, но вера не исчезнет. Она — наше спасение. Она заложена в природе души. Когда в небытие уходят чувственные ощущения, тело и разум, внешний мир перестает существовать. Если нет средства восприятия окружающего мира, значит, нет и самого мира — ни солнца, ни луны, ни природы, ни воздуха.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 305 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2281 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.