Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


С4. В стихотворениях каких русских поэтов XIX – XX вв. встречаются размышления о приближении смерти и в чем они отличны от лермонтовских?




А.С.Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

С.А.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…»

С5. Как в лирике М.Ю.Лермонтова раскрывается тема одиночества?М.Ю.Лермонтов – одна из самых загадочных и сложных фигур русской литературы XIX века. «Ночное светило», «злой дух», «поэт сверхчеловечества», «злой гений» – такими эпитетами определяла критика характер глубоко трагического лермонтовского дарования. Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не выразилось столь пронзительно чувство трагического одиночества, горькой безысходности, непонимания, бесприютности, непреходящей тоски по настоящей жизни, полной высоких устремлений и разочарований, радостей и поражений. Несмотря на то, что в историю литературы Лермонтов вошел как ближайший преемник пушкинской традиции, его лирика носит совершенно иной характер. Различия поэтов проявились, прежде всего, в психологическом плане: эмоционально уравновешенная, успокаивающе гармоничная тональность пушкинского стиха сменилась импульсивными, нервными интонациями Лермонтова. На смену утверждению, убеждению пришли многочисленные вопросы, восклицания, отрицания. Пушкинская «светлая печаль» сменилась восприятием жизни как «пустой и глупой шутки»; на смену всепрощению, чувство гармонии вытеснило ощущение безысходности, депрессии, тоски. Современники восприняли М.Ю.Лермонтова в облике одного из своих героев – «человека странного», подвергающего сомнению, а порой и отрицанию устоявшиеся, казавшиеся незыблемыми ценности. Как писал один из современных исследователей творчества поэта С.В.Ломинадзе, М.Ю.Лермонтов и жил, и творил как бы по «перевернутой жизненной шкале», когда нормой жизни становилось отчаяние и страдание, а счастье и покой воспринимались как ее нарушение и вносили тревогу.Чувство одиночества и трагизма обусловлено не только эпохой безвременья, но несет и более широкий смысл. Оно, по словам В.Г.Белинского, «добыто со дна глубочайшей и могущественнейшей натуры», стремящейся к возвышенному и отрицающей всякие компромиссы. Суть человеческой и творческой сущности Лермонтова, его непреодолимая жажда деятельности блестяще передана в стихотворении «1831-го июня 11 дня»: «Так жизнь скучна, когда боренья нет. / В минувшее проникнув, различить / В ней мало дел мы можем, в цвете лет / Она души не будет веселить. / Мне нужно действовать, я каждый день / Бессмертным сделать бы желал, как тень / Великого героя, и понять / Я не могу, что значит отдыхать». Выросший в барском особняке, освобожденный привилегией рождения от прозаических забот, фактически обреченный на безделие, он ощущает в себе необъятные силы и мощную волю. Однако миру, времени не нужна была энергия действия, отсюда и осознание трагического неизбывного одиночества. Совершенно прав в этом плане В.Г.Белинский, отметивший, что лирика Лермонтова – это стон, боль человека, для которого отсутствие духовной жизни в тысячу раз страшнее физической смерти. Эта боль ощущается в интонации любого стихотворения поэта. Обратимся в качестве примера к стихотворениям «Листок» и «На севере диком».В первом тема одиночества выражается через объективный сюжет. Лирический герой – листок, оторванный от родимой ветки, гонимый всеми ветрами, иссушенный и увядший, носится по свету, напрасно пытаясь обрести успокоение. Скитальцу нигде не находится приюта, он везде чужой, лишний. Об этом говорит ему и молодая чинара, сверкающая своими изумрудными ветвями. Его мольбы оказываются бесплодны, любимая солнцем красавица остается глухой и равнодушной к страданиям несчастного пилигрима. Второе стихотворение представляет собой вольный перевод произведения Гейне, только в первоисточнике ведущей была любовная тема, Лермонтов же выдвигает на первый план философскую проблематику. Поэт говорит о невозможности обрести понимание, родственную душу. Одинокая сосна, стоящая на голой вершине, грезит о теплом юге, где растет красавица пальма, такая же одинокая и печальная. Унылая, элегическая интонация дополняется показательным сравнением: и снегом как ризой одета она.Если вспомнить, что снег в русской народной традиции – это символ смерти, а риза – монашеская или траурная черная одежда, то трагизм решения главной темы очевиден.

Своеобразной кульминацией в раскрытии темы одиночества является стихотворение «И скучно и грустно...», о котором В.Г.Белинский писал следующее: «Это потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни! <…> Это не минута духовной дисгармонии, сердечного отчаяния: это - похоронная песня всей жизни». Начинается произведение с констатации печального факта, а дальнейшие строки построены по принципу тезиса и его отрицания. Выясняется, что ни чувства, ни углубление в собственный внутренний мир не спасают героя от ощущения безысходности.

Однако было бы неверно рассматривать пессимизм Лермонтова как неверие в жизнь. Свои романтические идеалы поэт соизмеряет с гармонией космоса. В связи с этим необходимо сказать о столь важных в лермонтовской лирике понятиях небесного и земного. По отдельности ни небо, ни земля не дают радости душе - это взаимодополняющая гармоническая пара. Только в краткий миг их слияния герой переживает «чудное мгновенье» жизни, обретает искомую цельность, умиротворение. У Лермонтова этот краткий миг, когда герой переживает чувство полноты жизни, проявляется в нескольких формах: слияние с гармонией природы («Когда волнуется желтеющая нива»), молитва («Молитва»), воспоминания о детстве («Как часто пестрою толпою окружен»).

Таким образом, основной темой лермонтовского творчества является тема трагического одиночества, представленная во всем многообразии оттенков и вариантов. Поэт горестно размышляет о невозможности найти сочувствие и сострадание, встретить того единственного человека, который предназначен ему судьбой. Правда, даже в самых трагических стихотворениях Лермонтова чувствуется вера в истинные идеалы любви, добра, красоты, которые способны спасти человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 345 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2374 - | 2099 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.