Между этими двумя элементами существуют промежуточные звенья – юридические факты, правоотношения.
А.В. Малько называет пять основных стадий, или элементов, механизма правового регулирования: 1) нормы права; 2) юридический факт или фактический состав; 3) правоотношение; 4) акты реализации прав и обязанностей; 5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент). Несмотря на различие позиций, и в первой, и во второй, по существу, имеется в виду одно и то же, но некоторые элементы выделены в самостоятельную стадию.
С.С. Алексеев к элементам механизма правового регулирования относит: юридические нормы; правоотношения; акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей; индивидуальные предписания, акты применения права как факультативный элемент. В юридической литературе чаще всего называют именно эти четыре элемента механизма правового регулирования. Они же одновременно являются стадиями механизма.
Различия в позициях отдельных ученых состоят главным образом в том, что в качестве факультативной называют не стадию правоприменения, а правоприменение именно охранительного характера. Не всегда в качестве самостоятельной стадии указывают на юридические факты, так как они неотделимы от правоотношений, которые не могут возникнуть без юридических фактов.
Структура механизма правового регулирования едина для правового регулирования любого содержания. Охарактеризуем каждую из его стадий.
Первая стадия – формирование нормативной основы включает процесс создания и общее действие юридических норм. Но нормативная основа включает не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники, иные инструменты правового регулирования. С.С. Алексеев придает наибольшее значение в нормативной основе таким юридическим средствам, как позитивные обязывания, дозволения и запреты, поскольку они проявляют себя именно в действии права.
Вторая стадия включает правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава) и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения субъектов. Этой стадии нередко предшествует факультативная стадия – применение права, без которой не могут возникнуть правоотношения. Правоприменительный акт служит тем юридическим фактом, без которого не может быть правоотношения. Например, право гражданина на высшее образование неосуществимо без вынесения соответствующего правоприменительного акта – приказа ректора о зачислении данного лица в вуз. Это главный юридический факт, но он, в свою очередь, не может быть принят, пока абитуриент не представит требуемые документы, не сдаст вступительные экзамены и не пройдет по конкурсу.
В рамках правоотношений устанавливается конкретная юридическая связь между субъектами, при этом субъекты вполне определенно разделяются на управомоченных и обязанных. Именно здесь выявляется, какая из сторон правоотношения имеет интерес и соответствующие субъективные права, а какая обязана не препятствовать удовлетворению этого интереса либо осуществлять конкретные активные действия в интересах управомоченного.
Правоотношения, как известно, возникают на основе норм права и при наличии определенных юридических фактов. В рамках правоотношения абстрактная программа действия, заложенная в нормах права, преобразуется в конкретное правило поведения для соответствующих субъектов.
Третья стадия – реализация субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регулирования. При этом реализация осуществляется в формах актов: соблюдения (запретов), исполнения (обязанностей), использования (прав) и применения права.
Акты реализации представляют собой основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т. е. осуществляются в поведении тех или иных субъектов. Если на этой стадии не создается препятствий для реализации прав и обязанностей, то не возникает необходимости в четвертой (факультативной) стадии – контроля за использованием прав и исполнением обязанностей или защиты прав субъектов правоотношений.
Четвертая стадия характеризуется наступлением определенных юридических последствий при невыполнении субъектом возложенных на него обязанностей или при совершении правонарушения. Данная стадия наступает только при конфликтной ситуации и свидетельствует о невозможности обычными, «мирными» средствами разрешить конфликт. Поэтому на этой стадии возникает необходимость в правоотношениях другого рода – правоохранительных, а также в правоприменительной деятельности обеспечительного характера. Здесь управомоченный приобретает право на защиту, с помощью которого он или специальные органы возбуждают правоприменительный процесс, и с помощью юрисдикционных органов имеет возможность в отношении обязанного лица применить меры государственного принуждения. Нарушившая свои обязанности сторона в рамках охранительных правоотношений приобретает новый статус, где на первый план выдвигается юридическая ответственность. Поэтому охранительное правоотношение строится по типу властеотношения, в котором юрисдикционный орган использует власть для восстановления справедливости, укрепления законности. Таким образом, главным элементом на данной стадии являются охранительные правоприменительные акты.
Перечисленным выше стадиям соответствуют элементы механизма правового регулирования. Ими выступают:
1. Нормы права, или нормативная основа регулирования. Они устанавливают общее правило или модель поведения, а также определяют круг субъектов, их правовой статус. От вида нормы права – запрещающая, обязывающая, уполномочивающая, рекомендательная, поощрительная и др. – зависит характер поведения субъектов права.
2. Правоотношение, которому предшествуют юридические факты. Последние, по существу, включают в действие весь механизм правового регулирования и вызывают возникновение правоотношений определенного вида. В правоотношении общая модель поведения конкретизируется применительно к субъектам и в нем фиксируются субъективные права и обязанности сторон.
3. Акты реализации прав и обязанностей представляют собой фактическое поведение участников правоотношений. Этим элементом завершается действие механизма правового регулирования, если достигается упорядоченность общественных отношений, т. е. устанавливается правопорядок, или обеспечивается тот результат, на который направлена воля законодателя. Однако если этот результат не достигнут, то в качестве элемента механизма правового регулирования могут быть использованы акты правоприменения, которые гарантируют осуществление прав и обязанностей.
Процесс правового регулирования сопровождается определенными методами и способами. Напомним, что метод правового регулирования – это совокупность способов правового воздействия на общественные отношения. Различают властно-императивный (авторитарный) метод, основанный на централизованном регулировании «сверху вниз» (административное, уголовное, уголовно-исполнительное право), и автономный, или децентрализованное регулирование, при котором участники общественных отношений являются равноправными партнерами (гражданское, семейное право).
Способы регулирования – это приемы регулирования общественных отношений, которые зависят от специфики правовых норм. Выделяют следующие способы правового регулирования: а) запрещение; б) дозволение; в) обязывание; г) рекомендации; д) поощрения и др. В зависимости от способа правового регулирования выделяют такую категорию, как тип правового регулирования.
Их существует два:
1) общедозволительный, который основан на принципе «дозволено все, кроме…», т. е. субъекты могут совершать любые действия, кроме запрещенных законом;
2) разрешительный, основу которого составляет принцип «запрещено все, кроме…», т. е. субъекты могут совершать только действия, которые разрешены нормами права. Но в ряде случаев при этом требуется соответствующее разрешение компетентного органа.
Некоторые ученые подчеркивают большую роль в механизме правового регулирования правосознания и правовой культуры (В.В. Лазарев и С.В. Липень). Например, отмечается, что механизм правового регулирования оказывает серьезное влияние на формирование мотивов поведения участников общественных отношений. В психике людей по-разному работают обязывания, запреты, дозволения: в одних случаях они вызывают побудительные мотивы правомерного поведения, в других – напротив, могут побуждать к совершению правонарушений.
Правовое регулирование имеет свои пределы, так как воздействие права на общественные отношения не может быть безграничным. Вообще право не может быть выше, чем экономический строй общества и обусловленное им культурное развитие. Воздействовать с помощью права на поступки и действия людей можно лишь в той мере, в какой эти поступки и действия подвластны сознанию человека. Человек помимо своих действий безразличен для права. Лишь его поступки подлежат оценке права с точки зрения их правомерности или неправомерности.
Важно также иметь в виду, что предметом правового регулирования могут выступать не любые общественные отношения. Выделяют три группы общественных отношений, которые составляют сферу правового регулирования. Первая группа – отношения людей по обмену ценностями (материальными и нематериальными). Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом. В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка.
От предмета регулирования зависят особенности, способы, средства и методы правового воздействия, а также интенсивность правового регулирования, т. е. степень охвата правовым воздействием круга общественных отношений, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы государственного принуждения и другие характеристики.
72.Толкование правовых норм: понятие, значение, виды(+ дополнительно стр.268-275 Морозовой 2010 года)
Толкование норм права – это интеллектуально-волевая деятельность по уяснению и разъяснению смысла и содержания правовых норм с целью их наиболее правильного применения.
Необходимость толкования обусловлена:
1) абстрактностью, типичностью нормативных предписаний;
2) системными свойствами права, когда каждое предписание связано с другими предписаниями многими функциональными свойствами;
3) словесно-логической формой изложения юридической мысли, использованием своеобразной терминологии;
4) погрешностями в деятельности правотворческих органов.
Объектом толкования является текст юридического акта-документа, в котором выражена государственная воля по регулированию определенных отношений. В то же время в процессе толкования не только устанавливается воля правотворческого органа, но и познаются глубинные свойства права, его принципы, обусловившие социальную направленность толкуемых норм и основные цели их принятия. Истолковать – значит найти толк, пользу в правовом предписании для конкретного случая.
Содержание толкования выражается в уяснении и разъяснении смысла толкуемого предписания.
Для уяснения смысла нормативных предписаний необходимы следующие предварительные базовые знания:
1) владение языком, на котором изложена норма права;
2) изучение данной системы права, системных связей толкуемой нормы с иными правовыми предписаниями;
3) наличие информации об источниках нормы права, обстоятельствах и целях ее принятия;
4) изучение условий и обстоятельств реализации данной нормы.
При этом главной задачей интерпретатора является уяснение не того, что хотел выразить в юридическом акте законодатель, а того, что он реально зафиксировал, сформулировал в этом акте.
Виды
I В зависимости от особенностей субъекта толкования и возникающих при этом последствий различают официальное и неофициальное толкование.
Официальное толкование дается уполномоченными на то органами, воплощается в соответствующих интерпретационных актах и влечет юридические последствия. Разновидностями официального толкования являются нормативное, казуальное, легальное и аутентическое толкование.
· Нормативное и казуальное толкование отличаются особенностью содержания и адресностью актов толкования.
· Нормативное толкование рассчитано на повторяемость. Оно имеет юридическое значение для неопределенно большего количества субъектов, оказавшихся в типичной жизненней ситуации.
· Казуальное толкование рассчитано на отдельную жизненную ситуацию, конкретный случай (казус) и адресуется к персонально определенным субъектам.
· Аутентическое и легальное толкования выделяются особенностями субъекта, осуществляющего толкование.
· Аутентическое (авторское) толкование дается автором толкуемого акта.
· Легальное (делегированное) толкование дается по поручению правотворческого органа иным, специально уполномоченным на то органом (толкование Конституции РФ Конституционным Судом РФ).
Неофициальное толкование дается неопределенно большим количеством субъектов по своей инициативе и не влечет юридических последствий. Формально проявляется в различного рода рекомендациях и советах. Его разновидностями принято считать доктринальное, профессиональное и обыденное толкование.
· Доктринальное (научное) толкование дается представителями науки, политическими деятелями, научно-исследовательскими институтами и т.д. Свое внешнее выражение оно получает в различного рода комментариях.
· Профессиональное толкование осуществляется юристами-практиками (адвокатами, нотариусами и др.).
· Обыденное толкование дается отдельными гражданами.