Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Реакционная доктрина Ж. М. де Местра




Жозеф Мари де Местр (1754-1821 гг.) происходил из графского рода. Воспитывался сначала под руководством иезуитов, затем изучал право в Туринском университете. Накануне революции в 1788 он был назначен сенатором Сардинского королевства. В 1792 Савойя, где жил Местр, была захвачена Францией, и, отказавшись принести присягу новому правительству, он покинул страну. Жил в крайней бедности сначала в Лозанне, потом в Венеции. В 1798 его назначили канцлером Сардинского королевства, а в 1803 Местр отправился в Россию в качестве посланника сардинского короля. Именно здесь в С-Петербурге он написал свои основные произведения. Только в 1817 он переезжает Францию, где его произведения уже получили широкое признание. Последние годы он жил в Турине, где и скончался 26 февраля 1821.

Де Местр начал писать поздно, в возрасте около 40 лет.

Основные произведения: «Размышления о Французской революции», «Рассуждения о Франции», «Рассуждения о суверенитете», «Санкт-Петербургские вечера».

Произведение «Рассуждения о Франции» (1796) было своеобразным откликом на труд английского философа и публициста Берка «Размышления о революции во Франции». В нем Местр признает неизбежность Французской революции, как «дочери века Реформации и века Просвещения»; одновременно считая, что революция не является необратимой. Альтернатива ей – традиция, которая несет в себе порядок и движение истории, вне которых нет иной альтернативы, кроме тирании или анархии.

Государство. Ж. де Местр считал, что государство не может возникнуть в результате общественного договора, его возникновение - тайна. Государство создается в результате действий одного человека (полулегендарный праотец, Ромул и Рем), который получает свою власть не от народа, а по божественному праву. Соответственно этому, отношения подданных к государству определяются не правом, а нравственной обязанностью, основанной на религиозном подчинении.

Государство. По мнению Местра, – это иерархически упорядоченное на основе суверенной власти единство народа. Народ – это группа людей, имеющих собственный язык, территорию, культуру, обычаи, характер.

Форма государства. Де Местр считал, что нет одной идеальной формы правления, того «государства разума», о котором мечтали просветители, а есть множество естественных форм, соответствующих обычаям и характеру народа (идея, заимствованная у Монтескьё), даже если эта форма – деспотизм. То есть «каждый народ имеет такое правление, которого заслуживает». Местр разделял государства на монархию, аристократию и демократию. Однако настоящим полновластным государством по его мнению, может быть только абсолютная монархия, более того теократическая монархия, где власть короля подчинена католической церкви в лице папы Римского. Именно власть папы может удержать монарха от необдуманных действий, примирить народы и государства. Де Местр был против притязаний на власть и демократии, и аристократии, так как считал, что при аристократическом режиме нация раскалывается, при демократии - крошится и от нее ничего не остается, кроме пыли.

Право. Де Местр критикует учение о свободе и равенстве как естественных правах человека, полагая, что неравенство – это естественное состояние людей и необходимое условие всякого общежития, а права человека – не более чем замаскированное желание нести меньше обязанностей. Поэтому лучшие люди страны – это не те, кто обладает какими-то особыми правами, а те, кто несет особые обязанности. Политические права отдельных классов, как и отдельных лиц, нарушают единство общественной жизни.

Особенное внимание де Местр уделял критике известного тезиса Просвещения о всесилии разумного законодательства. Человек, писал он, «не может сочинить конституцию так же, как не может сочинить язык. Задача конституции – найти законы, подходящие для конкретного народа с учетом его нравов, религии, географического положения» и пр. Подлинные конституции складываются исторически из незаметных зачатков, из элементов, содержащихся в обычаях и характере народа.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 543 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2369 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.