Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Морфологический подход к типологии права и государства




Морфологическая типология предполагает поиск некоего реального архетипа, являющего собой «план строения» входящих в изучаемую систему объектов. Архетип служит как бы исходной точкой, образцом для выработки производных форм, составляющих все многообразие реальных проявлений исследуемого феномена. Вместе с тем важно подчеркнуть, что любой тип, в том числе и морфологический, есть всегда в той или иной степени упрощенная модель действительности. Однако упрощение упрощению рознь. Если для идеальных типов оно состоит в конструировании логической фикции, нигде не воплощенной в чистом виде, то при морфологической типологии упрощение удовлетворяется лишь тем, что в характеристике архетипа опускаются случайные и второстепенные детали, прочее же существует в реальности.

Морфологические типологии: Платон. Правильные → монархия, аристократия, законная демократия. Неправильные → тирания, олигархия, незаконная демократия (не на основе законов). Гегель. У Гегеля в качестве исторических типов государства выделены соответствующие формы государства у различных народов, находившихся на разных ступенях исторического развития – восточная теократия, афинская республика, римская республика, представительная монархия у германских народов в Новое время. В каждую эпоху всемирной истории в качестве носителя «развивающегося самосознания мирового духа» выступает определенный народ. Критерий: свобода духа, развитие моментов разума и тем самым самосознания и свободы духа → всеобщий духа. Формы → восточное, греческое, римское и германское царства. Объективно-исторические формации мирового духа, то есть развития идей разума и свободы во всемирной истории. Им соответствуют теократия, демократия или аристократия, монархия ограниченная.

Современные представления о типологии государства и права.

Форма правления. Монархия (абсолютная, представительная, сословно-представительная, дуалистическая, конституционная); республика (аристократическая, олигархическая, демократическая, феодальная (города-государства), парламентская, презиеднтская).

Форма государственного устройства. Унитарное государство (централизованное, нецентрализованное); федерация (административная/национальная; территориальная/

национальная; симметричная/асимметричная); конфедерация.

Политический режим. Либеральный (правовое государство), авторитарный.

Философия права -занимается поисками и установлением истины о праве, истинного знания о праве как специфической форме социального бытия людей и особом типе социальной регуляции.

Предмет философии права -это право и закон в их различении, соотношении и искомом единстве; это формальное равенство и формы его проявления; это принцип равенства и его проявления.

Позитивное право (от "ivs positivum") - возник в римской и утвердился в средневековой юриспруденции.

Юснатурализм (от "ivs naturale") - "естественное право".

Легизм - (от "lex" - "закон").

Метод философии права - совокупность познавательных средств и приемов философско-правового исследования, как путь познания, ведущий от объекта к предмету, - это тоже теоретическая форма, сама теория в ее самопознании, развитии, углублении и обновлении.

Метод -это способ, форма познания, понимания, объяснения объекта.

Либертарный метод (или либертарно-юридический, юридико-формологический, формально-юридический) - это понятийно-правовой метод философско-правового познания изучаемой действительности в качестве правовой действительности, производства и организации знания о праве как принципе формального равенства и внешних формах его проявления.

Правовая действительность, то есть как система правовых свойств и связей познаваемой действительности.

История философии права - это история новых понятий права и формирующихся на их основе новых философско-правовых теорий.

Легистский тип правопонимания - это отождествление права и закона, т.е. право произвольный продукт государства, его приказ (принудительное установление, правило, акт, норма).

Правовой дуализм - это представление о двух одновременно действующих системах права (права естественного и права официального).

Либертарно-юридический тип правопонимания - включает в себя не только понимание права (как сущность права, так и правового явления в форме правового закона), но и правовое понимание государства как институционально-властной формы выражения и действия принципа формального равенства, как правовой формы организации всеобщей публичной власти.

Равная мера - это равная мера свободы и справедливости.

Правовое равенство - это равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права по общему для всех масштабу, единой норме, равной мере.

Справедливость то, что выражает право, соответствует праву и следует праву. Действовать по справедливости - значит действовать правомерно, соответственно всеобщим и равным требованиям права.

Право - это соответствующая требованиям принципа формального равенства система норм, установленных или санкционированных государством и обеспеченных возможностью государственного принуждения.

Государство - это правовая (т.е. основанная на принципе формального равенства) организация публичной власти свободных индивидов.

Онтология права - учение о бытии права (что есть право?).

Гносеология права - учение о познании права (как познается право?).

Аксиология права - учение о ценности права (в чем ценность права?).

Легистская онтология - это точка зрения легистов о бытие права, то есть бытие права - это наличное существование эмпирически-реального (и в этом смысле позитивного) явления, т.е. определенного феномена официально-властного характера; феномена, представленного в виде текста соответствующего официального документа, который трактуется в качестве нормативно-правового акта и источника права.

Естественно-правовая онтология - это точка зрения юснатуралистов о бытие права, которая представлена в двух противоположных формах: в форме подлинного бытия права (это бытие естественного права) и в форме неподлинного бытия (это существование позитивного права).

Либертарно-юридическая онтология - это точка зрения о бытие права, которая утверждает, что это реальное, наличное бытие правового закона, т.е. позитивно-правового явления, выражающего объективную сущность права (свойства и требования принципа формального равенства).

Легистская гносеология - это точка зрения легистов о том, что в основе гносеологии лежит принцип признания (и знания) в качестве права лишь того, что является приказным, принудительно-обязательным установлением официальной власти. Л.г. занята: 1) выявлением, классификацией и систематизацией самих видов (форм) этих приказаний официальной власти, т.е. так называемых формальных источников действующего права (позитивного права, закона) и 2) выяснением мнения (позиции) законодателя, т.е. нормативно-регулятивного содержания соответствующих приказаний власти, выраженных в тексте официального акта.

Естественно-правовая гносеология - это такой подход, который представляет собой исторически первую попытку теоретического (философско-правового, научного) осмысления объективной природы права, постижения его истины. Этот путь познания, который приводит к различению естественного и позитивного права в качестве мыслительной предпосылки и исходной познавательной схемы в сфере теоретического понимания и изучения права.

Либертарно-юридическая гносеология - в основе ее лежит общая теория различения и соотношения (совпадения или несовпадения) права и закона, которая в теоретически развитой форме выражает все основные познавательно-значимые аспекты и варианты понимания права как сущности и как явления.

Общее благо - это смысл и искомый результат правового типа организации социально-политического сообщества людей как свободных и равноправных субъектов.

Социальные нормы (их виды) - это моральные, нравственные, религиозные, эстетические, корпоративные и др., которые наряду с правом представляют собой те основные формы и средства, с помощью которых осуществляется регуляция поведения и общественных отношений людей.

Социальная власть (моральная, религиозная, государственная и т.д.) - это определенный нормативный порядок организации силы (психической или физической) и применения соответствующего принуждения для управления общественными отношениями в данной социальной общности (группе, объединении, обществе и т.д.).

Типы права и государства (т.е. правовые государства разной степени развитости) - это этнические, сословные, индивидуально-политические и естественно-позитивные, которые представляют собой исторически сменяющие друг друга формы и ступени роста в развитии человеческой свободы от древности до современности.

Советское право есть совокупность правил поведения, установленных в законодательном порядке властью трудящихся, выражающих их волю и применение которых обеспечивается всей принудительной силой социалистического государства в целях защиты, закрепления и развития отношений и порядков, выгодных и угодных трудящимся полного и окончательного уничтожения капитализма и его пережитков в экономике, быту и сознании людей, построения коммунистического общества.

Цивилизм (цивилитарный строй) - это новый, послесоциалистический строй с гражданской (цивильной, цивилитарной) собственностью и соответствующим цивилитарным правом в отличие от капитализма и социализма.

Гражданская собственность - это идеальная доля каждого собственника в общей собственности всех граждан, где идеальная доля по природе своей не может быть изъята из общей собственности и не может быть предметом какой-либо сделки. Она носит персонально определенный, неотчуждаемый характер и принадлежит гражданину от рождения до смерти.

Цивилитарное право - это новое, послебуржуазное и постсоциалистическое правообразование, которое также по своему содержанию и уровню развитости стоит выше предшествующих типов права и, следовательно, в правовой форме воплощает большую меру свободы людей и выражает более высокую ступень в историческом процессе свободы в человеческих отношениях.

Концепция цивилизма - это теоретическое обоснование и выражение абсолютного смысла категорического всей постсоциалистической эпохи - идеи и требования движения к более высокой, чем это было в прошлой истории, ступени правового равенства, свободы и справедливости.

Политическое правление (по Аристотелю) - это правление законов, а не людей; законов разумных, выражающих требования политической справедливости, т.е. естественного права.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 428 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2340 - | 2145 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.