Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие правового государства.




Как отмечалось ранее, определение российского государства как правового и социального, содержащееся в ст.1 и 7 Конституции нужно рассматривать не как нечто уже реально существующее, а как цель, которую российское общество стремится достичь в процессе своего дальнейшего развития.

Сама теория правового государства имеет давние исторические традиции. Ее истоки можно найти уже в трудах Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона, Д. Локка, Ш.-Л. Монтескье, И. Канта, Гегеля и др. Наибольшее развитие учение о правовом государстве получило в работах великого немецкого ученого Иммануила Канта. Определяя идеальное государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам, он полагал, что право в таком государстве должно получить верховную власть, а деятельность государственных чиновников должна быть ограничена действующими в обществе демократическими законами.

Сегодня идея правового государства получила прямое или косвенное закрепление в законодательстве многих высокоразвитых стран - Испании, ФРГ, Австрии, Франции, Италии и других.

В правосознании современных российских политиков и ученых, мысль о необходимости построения правового государства утвердилась сравнительно недавно, хотя об этом писали многие видные дореволюционные русские юристы: П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, А.С. Алексеев, С.А. Котляревский и др.

Дело здесь в том, что господствующая долгое время в нашей стране «марксистско-ленинская» идеология критически относилась к самой идее правового государства, считая ее сугубо буржуазной, а, следовательно, идеологически вредной и иллюзорной, поскольку «порождает некий «культ права», создает юридические иллюзии о «всесилии и всемогуществе права».

В определенном смысле с подобными критическими замечаниями можно согласиться: как отмечалось ранее, переоценка роли права ведет к слепой вере во всесилие юридических установлений, к некому «правовому фетишизму».

Однако истинные причины столь критического отношения отечественной науки к идее правового государства кроятся в ином. Во-первых, нужно помнить, что сами российские большевики пришли к власти незаконным путем, в ходе вооруженного восстания. А ведь известно, что «при беззаконном режиме не может быть законных действий».

Во-вторых, теория правового государства, провозглашавшая ограничение государственной власти правовыми установлениями плохо корреспондировала с главной идеей марксистского учения о диктатуре пролетариата, которую В. И. Ленин определял как «ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть». Очевидно, что в тех российских условиях идеи правового государства никакой почвы для развития и реализации не имели.

Известным противовесом «буржуазной теории правового государства» можно было рассматривать «теорию социалистической законности», получившую развитие в трудах советских ученых в 70-е годы двадцатого столетия. Но если главной идеей теории законности было требование строгого и неуклонного соблюдения законов, то теория правового государства идет дальше простого исполнения законов, и поднимает проблему качества действующего законодательства с точки зрения его соответствия правам и свободам человека.

«Правовое государство, - подчеркнуто в материалах Копенгагенского совещания по человеческому измерению СБСЕ, - означает не формальную законность, которая обеспечивает регулярность и последовательность в достижении и поддержании демократического права, а справедливость, основанную на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности».

Таким образом, одним из показателей существования правового государства является не просто наличие законодательства и строгое его исполнение, а наличие и исполнениедемократических, правовых законов, закрепляющих основные права и свободы человека.

Другим аспектом теории правового государства является требование связанности деятельности государства демократическими, правовыми законами, ограничение вмешательства государственной власти в частную жизнь людей, во внутреннюю деятельность их ассоциаций.

В реальной жизни случаются обстоятельства, когда для сохранения общества, обеспечения общих интересов приходится идти на определенные ограничения прав и свобод его членов. Например, в случае возникновения эпидемии, государство может ограничивать право граждан на свободу передвижения, во время военных действий может быть ограничена тайна переписки, свобода слова и т. п. Так трагические события в Москве в ноябре 2002 года, связанные с захватом заложников на Дубровке спровоцировали внесение изменений в законодательство о свободе средств массовой информации.

Однако важно, чтобы все подобные ограничения ограничивались исключительно «форс-мажорными» обстоятельствами и осуществлялись только на основе закона.

Коротко говоря, правовое государство - это государство, где «царствует» правовой закон, а государственная власть ограничена требованиями демократического законодательства.

Среди признаков правового государства также выделяют:

· верховенство демократической Конституции;

· гарантированность и реальное обеспечение прав и свобод человека;

· взаимная ответственность государства и личности;

· разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

· демократизм осуществления государственной власти;

· ограничение государственной власти правом инекоторые другие.

Для того чтобы реально построить правовое государство необходимо множество условий - экономических, духовных, политических, правовых, социальных и т.д.

К важнейшим экономическим условиям относятся существование и функционирование рыночной экономики, наличие частной собственности, многоукладной системы хозяйствования.

Духовными условиями являются высокий уровень правосознания и правовой культуры населения, чувство уважения к достоинству и свободе человеческой личности, плюрализм идеологической жизни.

К политическим условиям можно отнести демократизм осуществления государственной власти, многопартийность, суверенитет народа. его реальное участие в решении общественных дел.

К правовым условиям относятся совершенство законодательства, четкость принципов административного и судебного процессов, правовое равенство, конституционное правосудие, недопустимость придания обратной силы закона, отмена смертной казни и т. д.

Важнейшим социальным условием существования правового государства является существование гражданского общества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 294 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2464 - | 2329 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.