Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Использование дыма, жира и пара




С ритуала очищения начинается любой целительский сеанс и им же заканчивается камлание. Очищение может быть произведено огнем (прмгание через костер и хождение по углям), воздухом (воскуривание благовоний), водой (окропление и баня) и землей (натирание тела жиром).

Считается, что болезнетворные духи не любят дыма от сжигания некоторых растений: можжевельника, полыни, табака, чаги, багульника и т. д. Прежде чем приступить к какому-либо делу, шаман окуривает дымом свой костюм и, если сжигаются целые стебли, ненадолго погружает в огонь свои руки (см. рис. 202). Если требуется очищение жилища, шаман совершает обход дома против хода Солнца по периметру, начиная


 

от входа. В руках он держит кадило и веничек. Дымом травы окуриваются все углы, а веничком выметаются злые духи. Помощник, следующий за шаманом, пугает духов звоном колокольчиков. Очищение человека проходит по той же схеме: шаман ходит против часовой стрелки вокруг пациента. Дополнительно очищаются задняя и передняя стороны тела по вертикальной линии вниз и вверх. Помощник в это время делает выметающие движения веничком влево-вправо. Окуривание полынью нельзя совершать при любых сроках беременности, так как дым может вызвать выкидыш. Зная свойства полыни влиять на женский организм, целители применяют се при нарушениях менструаль-

пого цикла. Для этого во влагалище больной вставляется свернутая из плотной бумаги конусообразная трубка, через которую нагнетается дым.

Аналогично действуют и прыжки через ритуаль* ный костер, на котором часто сжигаются изгоняющие зло травы. Древние славяне водили вокруг очистительного костра хороводы, а затем, сняв одежды, с криками прыгали через него. Это происходило на весеннее равноденствие и летнее солнцестояние. Когда костер догорал, шаманы предлагали всем желающим испытать силу своего духа и пройти по горячим углям. Сами же они по свидетельству очевидцев могли танцевать даже на раскаленной вулканической лаве.

Чукчи и эскимосы зимой используют для очищения олений жир. Как и во всех остальных случаях, этот способ требует полного обнажения. Теплым жиром тщательно натирается все тело (см. рис. 203). Под действием горящего в яранге огня жир хорошо проникает в поры. Затем он удаляется скребком и скатывается в шарики. Так же проходит и обычная чистка тела от грязи. В этом случае жировые шарики скармливаются собакам. С современной, «цивилизованной» точки зрения этот обычай может показаться кому-то диким, но когда-то и привычная нам парная баня воспринималась европейцами как варварство.

Очищение с помощью парильни известно очень многим народам. У шушвапов (салиш) Северной.Америки оно входило в обряд посвящения во взрослые члены общества. Каждую ночь юноша отправлялся в горы и парился в специально построенном для этого «шалаше для потения». Он ждал видения духов, которые бы направили его на путь мудрости. Наутро он возвращался в свою деревню и. если знака не было, вечером уходил вновь.


 

«Обряд они каре (парильни) использует все Силы Вселенной: землю и все, что растет на ней, воду, огонь и воздух,— сообщает шаман сиу Эхака Сапа — Вода во площает громовых духов, которые приходят в ужасном облике, но приносят добро; пар, поднимакнцийся от камней, с огнем внутри, устрашает, но очищает, чтобы мы могли жить по воле ВаканТанки (Великого Духа). И если мы хорошо очистимся, он может даже послать нам видение». Индейцы при постройке шалаша для потения ориентируются на устройство самой Вселенной. Двенадцать ивовых прутьев каркаса символизируют идею вечного возвращения, жизнь и смерть, а само их размещение согласовывается со сторонами света. Каркас накрывается шкурами, а на востоке, где встает Солнце, делается вход. Темнота шалаша — это чрево Вселенной, из которого потом и выходит прошедший очищение. В центр укладываются раскаленные камни, которые вытащили из священного костра, находящегося вне шалаша. Зачинщик обряда брызгает на них водой и возжигает сухую полынь. Все пространство заполняется ароматным паром, изгоняющим все болезни. Скифы, согласно Геродоту, совершая обряд парильни, клали на горячие камни коноплю и вдыхали дым, отчего начинали «в восторге громко кричать».

Первыми использовать в парильне веник стали, по всей видимости, финно-угорские народы. Когда в 907 году апостол Андрей посетил мордву, проживавшую в то время на месте будущего Новгорода, и увидел обнаженных людей, хлещущих себя вениками, он возмутился. В летописи монаха Нестора (1056 г.) это описывается так: «...И возьмут на ся прутье младое, и бьются сами... и облеются водой студеною... и творят мовение собе, а не мученье». Разумеется, после введения христианства парильни были запрещены. Служители церкви постановили, что в бане можно только мыть тело, да и лишь творя при этом молитву. Целители — балли, использующие для лечения парильню и изгоняющие хвори вениками, были объявлены вне закона. Только усилиями энтузиастов часть их знаний удалось сейчас восстановить. Березовый веник, изготовленный из молодых веток, помогает при заболеваниях верхних дыхательных путей, очищает кожу от угрей и способствует заживлению ран; дубовый снимает воспаление; липовый устраняет головную боль и улучшает работу сердца; рябиновый тонизирует; можжевеловый и крапивный (вяжут вместе с березовым) снимают боль при радикулите; веник из пижмы (клоповника) возбуждает нервную систему и повышает давление.

На Руси для изгнания болезней и злых духов некогда применялся обряд сбрызгивания. Кандидат, желающий

обучиться этому искусству, должен был три вечера париться в бане, три дня не есть и три дня ходить с непокрытой головой. Потом знаток этого обряда ставил в пустой избе миску с водой, а по углам рассыпал соль и золу. Посвящаемый должен был слизать соль и золу с иола, запивая водой. На третий день знахарь вручал ему грозовую стрелу и передавал слова наговора: «Соль солена, зола горька, уголь черен. Нашепчите, наговорите мою воду в миске для такого-то дела. Ты, соль крепка, услади, ты, зола, огорчи, ты, уголь, очерни. Моя соль крепка, моя зола горька, мой уголь черен. Кто выпьет мою воду, отпадут все недуги; кто съест мою соль, от того откачнутся все болезни; кто полижет мою золу, от того отбегут лихие болести; кто сотрет зубами уголь, от того отлетят узороки со всеми призороками». После этого молодой знахарь мог приступать к делу. При лечении он наливал в ковш воды, шепотом читал на нее полученный заговор и совершал окропление, брызгая водой на больного.

В Бурятии собирателем рецептов народной медицины С. Стрелочкиным был восстановлен один ценнейший ритуал, помогающий при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, расстройствах нервной системы. Прежде всего нужно собрать в мешок сосновых веток годового побега (10— 12 см от конца). Все ветки следует разделить на семь равных частей, из которых будут приготовлены отвары. Для отвара вскипятите в баке 2—2,5 ведра воды (вода должна лишь запузыриться), положите одну из частей сосновых веток и томите (без кипячения) в течение часа. Остудите отвар до утра. Наутро процедите отвар, переливая его в большое корыто (ванну), и добавьте горячую воду, доведя температуру до 36 градусов. Измерьте свой пульс в течение минуты. Во время выполнения обряда он не должен превышать пяти ударов сверх изначального. Если на каком-то этапе число ударов превысит этот предел, процедуру необходимо прекратить. Теперь намочите в отваре полотенце и, не отжимая, обмотайте им верхнюю часть головы. Через пять минут сравните удары пульса. Если он находится в пределах нормы, то доведите температуру до 36,5 градуса, встаньте в корыто на колени и облейте тело и голову. Проведите в этой позе 5 минут и вновь измерьте пульс. Поднимите температуру до 37 градусов и полежите в отваре 10 минут. Следите за пульсом всякий раз, когда увеличиваете температуру воды. На следующем этапе она должна достигнуть 38 градусов. Снимите с головы полотенце и погрузитесь в отвар с головой на 10 минут, оставив на поверхности только нос. Если с пульсом все нормально, то поднимите температуру еще дважды — до 39 градусов (лежа 10 минут) и до 40 градусов (лежа 10 минут). В завершение обернитесь простыней и, не вытираясь, ложитесь спать на 2—2,5 часа.

Такую процедуру нужно выполнить еще шесть раз — вечером того же дня, утром и вечером двух последующих и еще раз утром. Если при подъеме температуры пульс учащался, то очередные омовения нужно проводить с учетом этого. Например, если при температуре 39 градусов пульс вышел за допу стимые пределы, в следующий раз нужно остановиться на температуре 38 градусов и, поддерживая ее, оставаться в отваре в течение получаса.

ЛЕЧЕНИЕ ЗВУКОМ БУБНА

Многие целительские сеансы предполагают использование бубна или барабана. С помощью бубна шаман входит в состояние измененного сознания, подключается

к силам Вселенной и направляет потоки положительной энергии на больного. Определенные ритмы то погружают пациента в лес, где он слышит крики животных, то переносят в степь, сотрясаемую уда- рамп конских копыт, то возносят в горы, где, перекатывая камни, берег начало река.

Исследования в области психоритмотера- пии ведутся во многих странах мира. Было установлено, что вибрация, создаваемая бубном, улучшает работу сердечно-сосудистой системы и восстанавливает сосудодвигательные реакции. Шаман в ходе камлания может ускорить или замедлить у пациента биение сердца. При совпадении ритмов бубна и сердца кислород лучше проникает в ткани. Шаманы говорят, что если бубен смочить водой или кровью, через некоторое время он начнет вибрировать, вступив в резонанс с мышечной дрожью человеческого тела. Кандидат медицинских наук Марк Гарбер из Московского НИИ психиатрии пришел к выводу, что шаманское камлание с бубном вызывает образование пигмента меланина, который способен превращать звуковые колебания в химический процесс. Это приводит к повышению

уровня эндогенного этанола - внутреннего алкоголя. позволяющего не только испытывать чувство эйфории, но и излечиться от алкоголизма.

Для очищения организма и ликвидации энергетических нарушений в силовых центрах человека на Руси пациента помещали под огромный барабан (куде- сы) с односторонней мембраной, стоящий на деревянной треноге. Кудесник одной рукой бил колотушкой по коже барабана, а в другой держал полую трубку. С ее помощью он направлял

вибрацию в тот или иной центр, нуждающийся в «пробивке». Подобная практика известна и сибирским шаманам. Вот как применяет ее тувинский шаман Николай Ооржак. 11ациент садится на стул без спинки и выпрямляет позвоночник. Шаман, под звуки погремушки и зеркал кузунгу, объявляет причину камлания:

Пусть открывает юг свои двери.

Мы хотим очистить себя от злых духов,

Мы хотим, чтобы злая сила ушла через ноги в Землю.

Я прошу Всевышнего, чтобы мои молитвы были услышаны.

 

Затем Н. Ооржак берет бубен и начинает отбивать ритм, примерно в два раза превышающий сердечныц. Он созывает все силы:

Я призываю духов Вселенной И пробиваю ваши головы.

Пусть силы опускаются вниз до скамейки.

Я призываю силы Матери-Земли.

Они поднимаются и входят в нога.

Они поднимаются все выше,

И вы видите внутри себя свет.

Как хорошо двигаются ваши суставы,

Как рыбы, как змея.

Сознание принимает силы Духа,

Вы отпускаете силу сознания.

И душа расширяется.

Вам хорошо, вам приятно...

Шаман подходит к пациенту сзади, подносит бубен стороной с рукояткой к голове пациента и с силой бьет в него, приговаривая: «Поднимаем сознание вверх, вверх, еще выше, выше...» Через минуту’ II. Ооржак меняет бубен на крыло птицы с привязанными ленточками и колокольчики в виде двух соединенных ремешком тарелочек. Ударяя крылом о свою ладонь (имтация полета птицы) он обмахивает пациенга спереди и сзади, трижды сплевывая каждый раз у силовых центров (чокыров). Потом звенит тарелочками друт о друга на уровне макушки пациента и опускает руки вниз, тем самым направляя негативную энергию в Землю. В завершение Н. Ооржак берет нож с полукруглым лезвием и под звон колокольчиков как бы выскребает из пациента все зло[79].

Так лечились наши предки и так шаманы предлагают изгонять болезни сейчас.

ПСИХОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «12 ДАРОВ СИЛЫ»

Психоэнергетический комплекс «12 даров Силы» представляет собой последовательные ряды движений. направленные на накопление энергии, достижение внутренней гармонии и укрепление здоровья. Его могут выполнять как женщины, так и мужчины. В шаманском понимании все движения комплекса имеют скрытый смысл, который разворачивается в космогоническую мистерию, повествующую о сотворении Мира. В конечном итоге при правильном и регулярном выполнении пассов, подкрепленных соответствующей визуализацией, практикующий начинает чувствовать себя одновременно и Творцом Вселенной, и сторонним наблюдателем. При этом происходит накопление созидающей энергии и достигается полное внутреннее равновесие.

Все упражнения комплекса начинаются слева — со стороны восхода Солнца - и подразумевают обращение практикующего лицом на юг. Перед этим ритуалом необходимо отрешиться от мирской петы и настроиться на прямое восприятие духа, что символизируется снятием одежды. Традиционным облачением доя шаманок в древности служили надетые на руки и ноги браслеты, олицетворяющие четыре стихии: огонь, воздух, воду и землю, и пояс, который рассматривался в качестве объединяющего их элемента — эфира. Пояс и браслеты обычно состояли из синих и красных треугольников, символизирующих гармонию двух начал во Вселенной. Пояс повязывался нйЗ.ко на бедра, так чтобы его широкая часть закрывала верхнюю часть лобковой кости и оставляла открытой нижнюю (см. рис. 206).


Магические пассы «12 даров Силы» - это наследие, оставленное нам шаманами древности. Все части комплекса строго сбалансированы и выполняются последовательно. Психоэнергетический комплекс «12 даров Силы» составлен по рекомендациям корякского шамана Кочана Тыкентекьева и ненецкого шамана и мастера арктических боевых искусств в стиле хохорэй мин Ивана Ядне[80].

Комплекс состоит из четырнадцати частей, включая вход и выход:

Поклон Миру (вхождение) — 1 раз.

 

I. Созерцание четырех стихий — 9 раз.

II. Вращение Мирового Колеса — 9 раз.

III. Благодарение Солнцу и Луне — 6 раз.

IV. Извлечение силы Неба — 1 раз.

V. Прорубание щели между Небом и Землей — 9 раз.

VI. Падение Грозовой стрелы — 3 раза.

VII. Разгон облаков — 9 раз.

VIII. Сцепление столпов Неба и Земли — 9 раз.

IX. Уравновешивание сил Неба и Земли — 9 раз.

X. Заклинание удачи — б раз.

XI. Благодарение духов — б раз.

XII. Создание щита — 3 раза.

Поклон Миру (выход) — 1 раз.

^ Выполнение:

Поклон Миру (вхождение)

1. Встаньте прямо и сделайте небольшой шаг левой ногой вперед. Поднимите вытянуту ю правую руку вперед чуть выше плеча ладонью вниз. Четко и с силой произнесите слово «Дан!» (тюркск. «Слава!»).

2. Наклоните корпус вперед и прижмите правую руку ладонью к сердцу. Выпрямляясь, приставьте правую ногу к левой и опустите руку вниз.

Как и многие другие практики, комплекс «12 даров Силы» начинается с отключения потока мыслей и вхождения в так называемый Круг Силы. Границы Круга (Зилы определяются через расфокусировку глаз и видятся как стена из тумана. Для прохождения через эту' пелену делается шаг вперед левой ногой. В древности это сакральное действие было известно всем народам и нашло отражение в каноническом искусстве египтян, халдеев, греков, римлян и многих других народов. Еще один сакральный жест — поднятие вверх правой руки - означает приветствие Силы. Последующий поклон также имеет под собой древнейшую традицию. На Дальнем Востоке и в странах Средней Азии поклон с характерным прижиманием руки к груди используется до сих пор и служит выражением почтения.

I. Созерцание четырех стихий

1. Встаньте прямо и сожмите зубы. Сложите руки внизу за спиной, как крылья, соединив их кистями, ладонями назад. Для женщин левая тыльная сторона ладони должна накрыть правую ладонь; для мужчин — наоборот. Сделайте полный выдох носом[81].

2. Наклоните голову к левому плечу и поверните глаза влево. Вдох.

3. Наклоните голову к правому плечу и поверните глаза вправо. Выдох.

4. Откиньте голову назад и поднимите глаза вверх. Вдох.

5. Опустите голову вперед и посмотрите вниз. Выдох.

6. Повторите последовательно пункты 2—5 девять раз.

7. Сделайте девять круговых движений головой по ходу Солнца. Глаза при этом также должны совершать круговые движения. Дыхание произвольное.

8. Выполните девять круговых движений головой и глазами против хода Солнца. Дыхание произвольное.

На первом этапе практикующий уподобляется Птице-Космогону — Творцу' Вселенной. Практически это выражается в складывании рук за спиной, подобно крыльям. Наклоны головы, сопровождающиеся движением глаз, символизируют разделение пространства Круга Силы на четыре части и формируют две мистические дороги: синюю (влево-вправо) и красную (вверх-вниз). Синяя дорога означает преодоление препятствий на пути, а красная — благое свершение. Их пересечение образует Небесный Крест. С левой стороны Креста (восток) происходит зарождение жизни, с правой (запад) — увядание и смерть. За спиной у практикующего (север) располагается обитель вечной тьмы, а впереди (юг) — сияет источник вечной жизни. Наверху, над головой, простирается бесконечное синее Небо, а внизу, под ногами, зияют бездонные глубины Земли.

Подобные движения встречаются во многих психоэнергетических, боевых и гимнастических комплексах мира, например, в китайском тайцзи- цигун. Обозначение четырех частей Круга Силы символизирует проявление Матерей Природы — духовных составляющих первоэлементов: Матери-Огня, Матери-Воздуха, Матери-Воды и Матери-Земли. В результате девятикратного вращения головой и глазами в одну и в другую стороны происходит замыкание и объединение четырех Матерей пятой — Матерью-Пространством. Число девять в шаманизме символизирует полную завершенность любого действия.

Физиологическое действие.

Это упражнение укрепляет мышцы глаз, способствует восстановлению зрения, улучшает кровообращение в сосудах головы и шеи, снимает нервные стрессы.

//. Вращение Мирового Колеса

1. Слегка согните ноги в коленях и опустите руки вдоль корпуса. Выдох.

2. Наклоните корпус влево и начните плавное, но с максимальной амплитудой и силой круговое синхронное движение руками по ходу Солнца влево-вверх. Вдох.

3. Наклоните корпус вправо и продолжите двигать руками по ходу Солнца вправо-вниз. Выдох.

4. Сделайте девять круговых движений по ходу Солнца, следя за дыханием и представляя, что вы запускаете огромное колесо, которое приводит в движение галактики, солнечные системы и планеты.

5. Остановившись в позиции «руки внизу», произведите девять круговых движений руками против хода Солнца. Движение вправо-вверх с наклоном корпуса вправо соответствует вдоху, а движение влево-вниз с наклоном корпуса влево — выдоху. При выполнении упражнения следите, чтобы в области поясницы корпус сгибался только влево или вправо.

6. Сделав 18 кругов, займите позицию, описанную в пункте 1 упражнения III.

После проявления духовных составляющих четырех стихий следует их преобразование в конкретные физические первоэлементы: азот, кислород, водород и углерод. Слияние этих веществ образует протоплазму - основу жизни, а их взаимодействие рождает все многообразие Мира. В комплексе этот процесс отражен через круговые движения рук, которые как бы раскручивают воображаемое Мировое Колесо. Чтобы сдвинуть его с места, нужно приложить максимум усилий. Все мышцы рук напрягаются до предела.

Движение по окружности используется в различных ритуалах и несет колоссальный магический эффект, ибо сама жизнь подчиняется закон)' круговорота. Индейский шаман сиу Эхака Сапа говорил: «Мировая Сила всегда действует по кругу, и все стремится к нем)' <...> Все что ни делает Мировая Сила, действует по кругу: Небо округло <...> и Земля, и звезды тоже круглые, словно шары. Ветер, когда достигает наибольшей мощи, кружится вихрем. Птицы вьют свои гнезда круглыми, ведь у них с нами одна вера (знание). По кругу восходит и заходит Солнце, то же делает и Луна, и сами они округлы. Даже времена года сменяют друг друга по большому круговорот)', вновь возвращаясь к своим началам. И жизнь человека движется по круг)' — от детства к детству, и так бывает со всем, что имеет силу».

Физиологическое действие.

Это упражнение обладает тонизирующим эффектом и укрепляет мышцы поясницы, ног и плеч.

III. Благодарение Солнцу и Луне

1. Опустите руки вдоль корпуса и немного согните ноги в коленях. Выдох.

2. Выпрямляя ноги, медленно разверните корпус максимально влево, одновременно поднимая левую руку в сторон)' выше плеча ладонью вверх, а правую прижимая к верхней левой части груди у сердца. Голова при этом должна быть повернута влево, а взор направлен выше поднятой руки. Растяжение мышц максимальное. Представьте, что на востоке в Небе, куда вы указываете, сияет Солнце. Вдох.

3. Ненадолго задержите дыхание, а потом вернитесь в исходную позицию. Выдох.

4. Медленно поверните корпус вправо, поднимая правую руку вверх и прижимая левую к правой стороне

груди. Направьте взор выше правой руки и представьте себе полную Луну. Вдох.

5. Ненадолго задержите дыхание, после чего вернитесь в исходную позицию. Выдох.

6. Выполните упражнение шесть раз в каждую сторону (пункты 2—5). Возвращаясь в исходную позицию в последний раз, займите положение, указанное в пункте 1 упражнения IV.

Кульминационным моментом Творения является восхождение на Небо светил. При выполнении упражнения Солнце представляют себе слева, а Луну — справа. Солнце согревает созданный Мир живительным теплом, а Луна сообщает ему силу роста. Практикующий шесть раз обращается к дневному светилу и шесть раз к ночному, символизируя при этом полную завершенность цикла. Двенадцать — это число земного круга (эклиптика), в отличие от числа восемнадцать, которое символизирует круг небесный.

Обряды в честь Солнца и Луны сохранились у многих народов. Светила воспринимаются как напоминание людям Земли о Великом Духе. В шаманских представлениях Солнце рассматривается как вторичный свет, а Луна — как огромное зеркало с подвижной крышкой. Когда Солнце уходит за горизонт, погружая одну половину Мира во тьму, его место занимает Луна. Она отражает свет Солнца, находящегося в это время в обители теней и предков. Восходящее и Заходящее Солнце, или Утренняя и Вечерняя Заря, представляются в женском обличии, а Дневное и Ночное Солнце — в мужском. Аналогично этому, растущая и убывающая Луна выступают в виде мужского начала, а полная и скрытая Луна — в виде женского. Мужские и женские энергии сосуществуют в союзе друг с другом, образуя целостность, или священный брак.

Физиологическое действие.

Это упражнение стимулирует работу почек и селезенки, снимает мышечное напряжение и препятствует отложению жира в пояснице.

IV. Изменение силы Неба

1. Встаньте прямо, опустите расслабленные руки вдоль туловища и посмотрите в одну точку' перед собой. Выдох.

2. Откиньте голову до предела назад. Медленный вдох.

3. Оставаясь в этом положении, сделайте 18 резких выдохов и 18 коротких вдохов. Акцентируйте свое внимание на макушке головы и следите затем, чтобы плечи оставались неподвижными.

4. Делая медленный выдох, поднимите голову и займите положение пункта 1.

После выполнения первых трех этапов практикующему нужно восстановить свои силы, потраченные на Творение. Для этого он отождествляет себя с Мировым Столпом (Древом), пронизывающим все девять ярусов Мироздания и стоящим в центре креста, образованного пересечением двух дорог. По представлениям лакотов (сиу), человек может быть отождествлен с Осью Мироздания. На Оси располагаются три горизонтальных диска со вписанными в них крестами. Один крест находится в основании, второй — в центре, а третий — на самом верху. Средний крут с крестом символизирует саму суть человека, поскольку' он, соединяя Небо и Землю, совмещает в себе и дух, и материю. Согласно мифологии сиу человек был сотворен последним из всех живых существ и именно поэтому

он впитал в себя все аспекты Великого Духа. Остальные же создания, полнившиеся до него, отразили лишь по одному аспекту.

При выполнении восемнадцати резких вдохов-вы- дохов энергия бездонного Неба наполняет человека живительным потоком. Число восемнадцать, символизирующее небесный круг,- число священное. Оно состоит из двух девяток. Каждая из девяток символизирует начало и конец, полноту и пустот)- одновременно. Таким образом, число восемнадцать двойственно по своей природе, поскольку олицетворяет собой гармонию двух противоположностей: бесконечный день и бесконечную ночь; ослепительный свет и непроглядную тьму; силу жизни, согревающую теплом, и дыхание смерти, обдающее холодом.

Физиологическое действие.

Это упражнение улучшает кровообращение головного мозга, тонизирует сосуды, снимает напряжение в шее, очищает легкие от остаточного воздуха и благотворно воздействует на иммунную систему.

V. Прорубание щели между Небом и Землей

1. Поставьте ноги шире уровня плеч, опустите руки вдоль корпуса и напрягите мышцы спины. Выдох.

2. Медленно поднимите руки по сторонам вверх, вытягивая тело. В верхнем положении перекрестите запястья. Для женщин левое запястье должно лежать на правом, а для мужчин — наоборот. Вдох.

3. Резко наклонитесь так, чтобы руки рассекли воздух по вертикали и остановились низко между ног. Представьте, что вы прорубаете этим движением щель между мирами. Выдох.

4. Минуя исходную позицию, поднимите руки по сторонам вверх, одновременно выпрямляя корпус, и вновь нанесите удар вниз скрещенными запястьями. Вдох и выдох.

5. Сделайте девять секущих ударов по числу ярусов Мироздания. После девятого удара встаньте прямо (вдох) и займите позицию 1 упражнения VI (выдох).

Девять секущих ударов вниз символизируют открытие девяти врат, ведущих к девяти мирам. Через образовавшуюся в пространстве щель в мир проникает энергия Великого Духа, наполняя каждую часть Творения жизнью, смыслом и силой. После открытия врат все духовные сущности приобретают способность свободно перемещаться по ярусам Вселенной и взаимодействовать друг с другом.

Прорубание щели между Небом и Землей в каком- то смысле можно сравнить с возведением Космического Моста, некогда утраченного из-за невежества людей. Его воскрешение и налаживание через него непосредственной связи с Духом — задача для шамана первостепенная.

Физиологическое действие.

Это упражнение положительно влияет на работу желудка, кишечника, почек и легких, а также укрепляет мышцы спины, ног и таза.

VI. Падение /розовой стрелы

1. Поставьте ноги чуть шире уровня плеч, разверните корпус немного вправо, отведите левую руку в сторону, а правую приблизьте к верхней части груди так, чтобы ее ладонь находилась примерно у левого локтя. Сожмите пальцы правой руки в полукулак,

прижав ногтевые фаланги к поду шечкам ладони, а пальцы левой руки в иолукулак с поднятым вверх большим пальцем. Посмотрите на большой палец левой руки и представьте, что в кулаке находится древко небесного лука. Правая рука лежит на тетиве и зажимает между пальцев оперенный конец стрелы-молнии. Выдох.

2. Изо всей силы протяните правую руку поперек туловища, как будто натягиваете тетиву очень тугого лука. Полукулак правой руки в конце движения должен находиться у правого плечевого сустава. Смотрите вдаль через большой палец на воображаемую цель. Глубокий вдох и задержка дыхания.

3. Отпустите тетиву, одновременно разжимая кулаки, но не убирая вытянутый палец левой руки. Резкий выдох.

4. Отведите правую руку в сторону, продолжая смотреть через большой палец на выпущенную стрелу. Отождествите свои вытянутые в стороны руки с летящей стрелой. Глубокий вдох и задержка дыхания.

5. Не меняя положения рук и глядя на палец, медленно наклоните корпус влево, так чтобы левая рука коснулась щиколотки левой ноги. Выдох.

6. Задержитесь в этом положении. Вдох.

7. Приложив усилие, начните наклон корпуса вправо, одновременно переводя руки мельницей так, чтобы правая рука теперь оказалась у щиколотки правой ноги, а левая с вытянутым пальцем наверху. Выполняя это движение, представьте, что вы вырываете стрелу- молнию из земли. Выдох.

8. Задержитесь в этом положении и сделайте три вдоха и три выдоха, представляя себе, как вырванная стрела отправляется обратно на Небо. На третьем выдохе медленно вернитесь в исходну ю позицию (1), но в другую сторону.

9.11атяните левой рукой тетиву воображаемого лука. Глубокий вдох и задержка дыхания.

10. Отпустите тетиву. Резкий выдох.

11. Отведите левую руку в сторону так, чтобы обе руки находились на одной прямой. Глубокий вдох и задержка дыхания.

12. Наклоните корпус вправо, увлекая за ним руки. Туловище при этом не должно нагибаться вперед. Выдох.

13. Задержитесь в этом положении. Вдох.

14. Наклоните корпус влево, переводя руки мельницей. Выдох.

15. Задержитесь в этом положении и сделайте три вдоха и три выдоха, возвращаясь на последнем выдохе в исходное положение.

16. Повторите упражнение 3 раза в каждую сторону. Выпрямив корпус в последний раз, займите положение пункта 1 упражнения VII.

В начале этого упражнения практикующий отождествляет себя с Небесным Лучником, посылающим на Землю Огненные (Грозовые) стрелы. В азиатской и индейской мифологии лук дают людям духи через того или иного героя. Например, у нивхов знание о луке получает Первый Небесный Шаман от своего покровителя Человска-Мухи, а у индейцев сиу им награждают вождя Красного Грома Громовые Крылатые существа за побед)' в состязании бегунов.

Сжимая в руке лук, практикующий ощущает его тяжесть и с большим усилием натягивает тетиву, глядя вдаль через оттопыренный большой палец на воображаемую цель. Разводя руки в стороны и наклоняя корпус, практикующий становится самой стрелой, падающей на землю. Согласно шаманским представлениям священная стрела, пущенная во благо, при


соприкосновении с земным объектом теряет свою созидательную силу и может нанести вред. Поэтому ее нужно вырвать из земли и отправить назад, в небесную обитель. Эту функцию берет на себя шаман.

 

Обряды, связанные с поднятием «упавших» с Неба Грозовых стрел (молний), существовали еще в XX веке у саамов, якутов, алтайцев, осетин и других народов. В бурятской мифологии Огненные стрелы, направленные против злых духов, выпускает Небесный Лучник Хухэдэй Мэргэн. Когдато Хухэдэй Мэргэн жил на Земле и был могучим богатырем, славящимся своей меткостью в стрельбе из лука. За это верховный бог Айа взял его на Небо и назначил хранителем Грозовых (Громовых) стрел. Когда случалось, что стрела-молния Хухэдэй Мэргэна поражала жилище, домашнее животное или человека, проводился специальный ритуал поднятия Громовой стрелы. Если человек умирал, то шаману прежде всего нужно было отправить на Небо вместе со стрелой его Душу. Во время проведения ритуала богу-громовсржцу приносились в дар различные молочные продукты в девяти сосудах, а иногда приводили жертву на заклание.

В славянском языческом фольклоре небесная стрела отсекает болезни, а также пронзает сердце возлюбленной: «Встану я, пойду из дверей в двери, из дверей в ворота, в чистое поле, стану на запад хребтом, на восток лицом, позрю, посмотрю на ясное небо — со ясна неба летит огненна стрела, той стреле помолюсь, покорюсь и спрошу ее: “Куда полетела, огненна стрела?” — “Во темные леса, в зыбучие болота, во сырое коренье!” — “О ты, огненна стрела! Воротись и полетай, куда я тебя пошлю: есть на Святой Руси красна девица (имярек), полетай ей в ретиво сердце, в черную печень, в горячую кровь, в становую жилу, в сахарные уста, в ясные очи, в черные брови, чтобы она тосковала, горевала весь день, при солнце, на утренней заре, на младом месяце, при вихре-холоде. На прибылых днях и на убылых днях, отныне и до века”».

По мнению древних, причиной болезни может быть стрела, пущенная в человека злым духом или завистником. (Не путать с гибелью от удара молнии, что у многих народов считается знаком особой милости Небес.) Шаман в этом случае выдергивает и обезвреживает стрелу. Для начала он отождествляет себя с человеком или духом, насылающим порчу, а затем, уже будучи собой, извлекает стрел)' из тела и отправляет ее на Небо.

Физиологическое действие.

Это упражнение благотворно действует на мышцы рук, спины и живота, а также стимулирует работ)’ сердца.

17/. Разгон облаков

1. Опустите руки вниз, скрестив их запястьями у точки чуть ниже пупка ладонями внутрь. У женщин левая рука накрывает правую, у мужчин — наоборот. Согните колени и посмотрите прямо перед собой. Выдох.

2. Выпрямляя колени, поднимите широким взмахом перед собой скрещенные руки. В самом верхнем положении как бы вонзите кисти в середин)' облаков, поворачивая ладони сначала вверх, а потом в стороны. Вдох.

3. С силой разведите руки и опустите их через стороны вниз, возвращаясь в исходное положение. Выдох. При выполнении пунктов 2 и 3 нужно следить, чтобы руки совершили круговое движение с центром в плечевом суставе.

4. Повторите упражнение девять раз. Возвращаясь в исходное положение в последний раз, примите позу, описанную в пункте 1 упражнения VIII.

Эта практика направлена на очищение Неба от туч и от любых негативных скоплений, чтобы Средний

Мир озарился светом и теплом. Данное упражнение, взятое отдельно от комплекса, можно использовать в ритуале, призванном унять непогоду. Такой способ избавления от энергетических и материальных облаков широко представлен в мифах. Например, в сказании индейцев сиу «Падающая Звезда» один из тотемичес- ких персонажей утихомирил бурю, разбив грозовые тучи взмахом топора.

Жест скрещенных рук в этом упражнении — жест священный. В древности он применялся для защиты от злых сил, а также способствовал накоплению энергии Огня. При раскопках в Перу, в местности Котош, ученые обнаружили необычный храм, который так и назвали — Храм скрещенных рук. Возраст этого строения датируется 1800 годом до н. э. Украшающие храм барельефы в виде сложенных крест-накрест женских рук были у индейцев объектами почитания и поклонения. Доктор Эрманн Бусе в книге «Перу. 10 ООО лет» пишет, что эти руки являются воплощением бесхитростности, набожности и чистоты. Этот символический жест служил оберегом для неугасимого огня, горевшего в храме, благодаря искусно построенному воздухопроводу.

Физиологическое действие.

Это упражнение улучшает работу сердца и укрепляет мышцы поясницы и бедер.

МП. Сцепление стахпов Неба и Земли

1. Поставьте ноги на ширину плеч, руки опустите вдоль корпуса. Выдох.

2. Слегка присев, резко выпрямитесь, одновременно выбрасывая руки по сторонам вверх и захватывая

левой ладонью правый кулак (для женщин и мужчин одинаково). В захвате не должны участвовать указательные и большие пальцы. Указательные пальцы необходимо соединить подушечками, а большие положить параллельно поверх захвата так, чтобы они соприкасались боковыми сторонами. Вдох.

3. Посмотрите на указательные пальцы (они должны смотреть вверх) и медленно, с усилием, как будто вы что-то вытягиваете с Неба, опустите руки вниз, чуть сгибая ноги в коленях и все время глядя на пальцы. При движении вниз указательные пальцы также должны быть направлены вверх. Задержите дыхание.

4. Когда кисти достигнут точки чуть ниже пупка, разверните захват так, чтобы пальцы смотрели вперед. Сделайте медленный выдох ртом. Представьте струю беловатого дыма, выходящую из кончиков пальцев.

5. Поменяйте положение захвата так, чтобы теперь правая ладонь накрывала левый кулак. Направьте захват указательными пальцами вниз и, приседая, опустите руки почти до земли, как будто хотите чтото зацепить. Вдох.

6. Не останавливаясь, начните с усилием поднимать руки вверх до точки внизу шеи под кадыком и смотрите па пальцы рук, направленные вниз. Задержите дыхание.

7. Разверните захват так, чтобы указательные пальцы смотрели вперед. Сделайте медленный выдох ртом. Вы можете увидеть, как из кончикой пальцев струится беловатый дым.

8. Расцепите руки и вернитесь в позицию пункта 2.

9. Выполните упражнение девять раз. В конце перейдите в позицию пункта 1 упражнения IX.

Шаманы считают, что позвоночник соединяет собой два мистических столпа — Неба и Земли. Столп Не

ба соприкасается с основанием мозга, а столп Земли упирается в крестцовое сплетение. Через эти столпы в тело поступают два энергетических потока, называемые Силой Огня (тюй) и Силой Воды (таси). Их движение внутри организма чаще всего происходит неправильно, что прежде всего продиктовано невежеством самого человека. Животворящая энергия, вместо того чтобы одаривать человека силой, наоборот, имеет высасывающий эффект, вытекая через макушку головы и точку между ногами. Это приводит к увяданию организма, старению и, в конечном итоге, к смерти. Упражнение «Сцепление столпов Неба и Земли» направлено на принудительное изменение направления энергетических потоков таким образом, чтобы энергия Огня нисходила через Столп Неба и истекала через точку чуть ниже пупка, а энергия Воды поднималась по Столпу Земли и изливалась в пространство через точку внизу шеи. При регулярном выполнении комплекса силы Огня и Воды превращаются в мощные источники созидательной энергии и имеют регенерирующие свойства.

Физиологическое действие.

Это упражнение улучшает самочувствие, существенно повышает иммунитет, тонизирует все органы и системы, способствует сохранению молодости.

IX. Уравновешивание сил Неба и Земли

1. Согните ноги в коленях и опустите руки вниз. Выдох.

2. Поставьте кисти кончиками пальцев друг к другу ладонями вниз, на уровне паховой области. Пальцы рук должны почти соприкасаться. Медленно поднимите

руки до уровня глаз, одновременно выпрямляя колени и перенося часть веса тела на носки. При этом пятки не должны отрываться от земли. Вдох.

3. Переверните ладони вверх пальцами друг к другу и медленно опустите руки вниз до таза, слегка сгибая колени. Выдох.

4. Сделайте упражнение девять раз. переворачивая ладони в верхнем положении изнутри наружу, а в нижнем — снаружи вовнутрь.

После сцепления столпов Неба и Земли и насыщения организма большим запасом жизненной силы необходимо провести внутреннюю гармонизацию. При движении рук вверх энергия поднимается по позвоночному столбу, а при перемещении рук вниз опускается, проходя через внутренние органы. Такая циркуляция в Китае известна как движение по «малому небесному кругу». Аналогичные упражнения есть во многих оздоровительных системах Востока. В китайских трактатах говорится, что для лучшего замыкания «небесного круга» кончик языка следует прижимать к верхнему нёбу. (Впрочем, сибирские целители на этом не настаивают.)

Физиологическое действие.

Это упражнение улучшает кровообращение, стимулирует работу органов грудной, брюшной'и тазовой областей, успокаивает нервную систему и обладает высоким тонизирующим эффектом, вызывая прилив сил и бодрости.

X. Заклинание удачи

1. Поставьте ноги на ширину плеч, прижмите левую ладонь к центру груди, а правую руку согните под прямым углом и поднимите в сторону раскрытой ладонью вперед. Вдох.

2. Опуститесь на пятки с упором на пальцы ног и положите поверх ног руки. Выдох.

3. Поднимите руки максимально вверх, вытягиваясь всем телом и вставая на колени. Ладони должны быть обращены вперед, а пальцы чуть растопырены. Вдох.

4. Сохраните положение и задержите дыхание.

5. Стоя на коленях, резко наклонитесь влево, правой рукой махая в сторон)' наклона, а левой опираясь в землю. Выдох.

6. Вернитесь в позицию пункта 3. Вдох.

7. Аналогично наклону влево произведите наклон вправо, слегка взмахнув немного согнутой в локте левой рукой и опираясь правой. Выдох.

8. Повторите пункты 3, 5, б и 7, то есть без задержки дыхания (4) шесть раз.

Упражнение начинается с поднятия правой руки и касания центра груди левой ладонью. Так приветствуют духов, говорят им то, что практикующий пришел к ним без оружия и с открытым сердцем. Подобным жестом пользовались также индейцы лакота (сиу) перед тем, как отправить молодого человека на поиск видения. Наставник, его ученик и все остальные участники церемонии становились лицом на запад (в сторону предков) и поднимали правую руку, после чего произносилось соответствующее взывание к Великому Духу. Поднятые вверх руки выступают как сакральный символ Матери Прародительницы — первой эманации Великого Духа, а растопыренные пальцы сравнивают с ветвями Мирового Древа. Якуты верят, что в дереве живет дух богини деторождения, а в египетской мифологии богиня Нут обитает в «небесном древе». Подобная связь Великой Богини со священным древом прослеживается в мифах различных народов, в том числе шумеров, индийцев

и грузин. Поднятые руки являются одним из древнейших символов, позволяющим, как считалось, обрести покровительство и защиту Небес и почувствовать единство с Великим Духом. Со временем этот жест приобрел иную смысловую нагрузку. В христианстве и исламе он был воспринят как молитвенный знак.

Далее практикующие это упражнение чертят руками в воздухе знак свастики[82], что символизирует вечный круговорот Солнца по небосводу. Оно то поднимается из-за горизонта на востоке, то вновь прячется, чтобы продолжить свой путь по другой стороне мира. Взмахами рук практикующий заклинает все силы, как добрые, так и злые. Он взывает к светлым духам дня для обретения их покровительства и к темным духам ночи, чтобы они не причинили вреда. Такие двойственные обращения очень характерны для коренных форм шаманизма, где нет четкого разграничения между черным и белым, между добром и злом.

Физиологическое действие.

Это упражнение благотворно воздействует на позвоночник, укрепляет мыппц>1, способствует уменьшению жировых отложений в пояснице, стимулирует работу легких и повышает сопротивляемость организма инфекциям.

XI. Благодарение духов

1. Стоя на коленях, без упора на пальцы ног, вытяните руки вперед ладонями вверх. Выдох.

2. Разверните руки в стороны ладонями вперед. Пальцы рук должны быть немного растопырены. Вдох.

3. Поверните корпус влево. Выдох.

4. Снова выпрямитесь. Вдох.

5. Наклонитесь вперед, опустив таз на пятки и почти коснувшись головой колен. Одновременно с наклоном согните руки иод прямым углом и положите локти на землю так, чтобы они находились на одной прямой с коленями и соприкасались с ними. Ладони должны быть направлены вниз и лежать на земле. Пальцы сомкнуты. Выдох.

6. Разогните туловище, вставая на колени и вытягивая выпрямленные руки перед собой. Задержите дыхание.

7. Растопырьте пальцы и махните руками в стороны. Вдох.

8. Поверните корпус вправо. Выдох.

9. Еще раз выпрямитесь. Вдох.

10. Наклонитесь вперед, сидя на пятках и опустив голову вниз. Выдох.

11. Повторите упражнение шесть раз в каждую сторону. В конце выпрямите корпус, оставаясь сидя на пятках. Вдох. Затем перейдите в позицию 1 упражнения XII.

В этом упражнении практикующий благодарит всех духов за помощь, а также за все, что случилось у него в жизни, ибо даже из плохого можно извлечь соответствующий урок. Разводя руки в стороны, он показывает, что является частью Великого Духа и полностью открыт перед ним. Растопыренные пальцы имеют то же значение, что и в предыдущем упражнении. Когда практикующий падает ниц, он благодарит силы Земли за физическое тело — оболочку для духа, без которого невозможно было бы жить и развиваться в мире материи. Этим практикующий связывает силы

Неба и Земли и встает под их защиту, подобно шумерской богине Инанне, которая говорит о себе так: «Мой отец дал мне небеса, дал мне землю. Небо он поместил как корону на мою голову, землю он поместил как сандалии на мои ноги». В позднейших верованиях поза на коленях стала восприниматься, как неотъемлемая часть молитвы о даре, но изначально она была пронизана величием и трепетом перед совершенством Вселенной вообще и человека в частности.

Физиологическое действие.

Это упражнение развивает гибкость позвоночника, улучшает работу сердца, легких, желудка и печени, а также снимает нервное напряжение.

XII. Создание щита

1. Сядьте на пятку левой ноги, а ступню правой поставьте у левого колена. Выпрямите сПину и опустите руки. Выдох.

2. Сгибая руки, медленно поднимите их до верха груди так, чтобы ладони оказались у плеч. Пальцы при этом должны быть чуть напряжены, а ладони направлены вниз. Вдох.

3. Сведите лоиатки вместе, опустите локти и поверните ладони вперед. Задержите дыхание.

4. Поднимитесь на левое колено и с силой трижды выбросьте руки вперед, помогая движению плечами и сопровождая действие троекратным выдохом без вдоха. Представьте, что от вас отлегают все невзгоды, болезни и плохие мысли.

5. Повторите упражнение три раза.

Двенадцатое упражнение служит для избавления от болезней и различных негативных энергетических воздействий, а также позволяет поставить барьер, что

бы они больше не проникли в организм. Вместе с движением рук происходит подъем темной энергии, как бы собирающейся со всех внутренних органов в единый комок. Девятикратный выброс вперед обеих рук равнозначен изгнанию вторгшихся сил из тела. При этом пальцы рук в конце движения почти соединяются большими и указательными пальцами, образуя треугольник пустого пространства, на котором и нужно акцентировать внимание. Иногда после этого слегка встряхивают пальцами, как бы сбрасывая с кончиков остатки негативных скоплений. Эту практику в несколько измененном виде можно использовать и отдельно от комплекса для устранения локальных болей. Например, для избавления от головной боли нужно положить левую ладонь на правую (у мужчин наоборот) и как бы очистить ими пространство вокруг головы, делая в конце движений троекратные выбросы рук вперед. Вначале очищается середина головы — ото лба к затылку и обратно, а затем — височные области.

Физиологическое действие.

Это упражнение прочищает легкие, снимает стрессы, успокаивает нервную систему и повышает сопротивляемость организма инфекциям.

Поклон Миру (выход)

1. Встаньте прямо. Вдох.

2. Сделайте с левой иоги небольшой шаг назад и поднимите прямую правую руку вперед чуть выше плеча ладонью вниз. Выдох.

3. Наклоните корпус вперед и прижмите правую руку к левой верхней части груди.

4. Выпрямите корпус, приставьте правую ногу к левой и ненадолго прижмите указательный палец правой руки к губам.

В завершение комплекса практикующий обязательно должен выйти из Круга Силы, чтобы, вернувшись к повседневным делам, не растратить полученный дар. Согнувшись в почтительном поклоне, он подносит палец к губам, показывая этим, что хранит полученную внутри Круга тайну. С шагом назад практикующий пересекает границу, которую можно увидеть даже обычным взглядом в виде стены из легкой дымки. Этот ритуал сохранился у многих народов. Например, церемониальный поклон совершается у алтаря, особенно в чужом доме, при обращении к огню, а также на празднике ысыах при освящении кумыса (якутский обряд «кымыс йрдэ»).

ПОКАЯНИЕ (вместо заключения)

Ш

аманам часто задают вопрос: «Почему бывает, что после камлания наступает лишь кратковременное улучшение, а потом болезнь возвращается вновь?» Шаманы отвечают: «Для того чтобы болезнь ушла навсегда, нужно строго следовать предписаниям, изменить свое отношение к жизни, покаяться в своих черных мыслях». Казалось бы, в покаянии нет ничего сложного, но на самом деле испытать это чувство по-настоящему могут лишь единицы. Как показывает практика, человек чаще всего даже не понимает, что это такое,— что значит раскаяться перед 11риродой и людьми за тот урон, что он им нанес.

Покаяние — это особое состояние сознания, при котором, как говорят шаманы, черное зло пережигает ся в раскаленном сердце до белой золы. Покаяние, сжигание греха в самом себе, не имеет ничего общего с решением соблюдать принятые в обществе законы, эталоны поведения, заповеди. Грех — это ущемление свободы выбора других вне зависимости от того, есть такая статья в законодательстве или нет. Даже доброе начинание может быть негативным, если оно навязывается тому, кто живет по другим принципам, следует

 

 
 

понятиям иной веры. И наоборот, никакое деяние не может считаться грехом, если оно не принесло вреда другому существу. С этих позиций шаманизма можно наблюдать подмену понятий, пропагандируемую диктатурами прошлого и настоящего. Современное общество часто берет на себя обязанности судей над теми, кто, по сути, никакого вреда окружающим не принес. На этом фоне чинятся всевозможные притеснения, в особенности эго касается подавления культуры малых народов. Еще совсем недавно власти фактически наложили запрет на кочевой образ жизни народов Крайнего Севера и Сибири, в результате чего традиционный уклад был полностью уничтожен: дети стали стыдиться своих отцов и дедов. Сейчас высмеиваются свадебные обряды, религии неортодоксального толка... Существуют европейские каноны красоты, которые

ущемляют позиции женщин Африки, Австралии и Азии. Почти во всех странах действует табу на употребление растительных галлюциногенов, но рекламируются алкогольные напитки, хотя всеми учеными мира признается, что алкоголь разрушает организм человека. Под запрет попала даже такая естественная вещь, как обнаженное человеческое тело. Считается, что вид нагого человека вызывает у других стремление к насилию. Это очень странное утверждение, поскольку в культуре тех народов, которые вообще не знают одежды. акты насилия чрезвычайно редки. Зато там, где на этом делается акцент, преступления на сексуальной почве занимают одно из первых мест в криминальных сводках. Что же касается официальной медицины, которая не признает ничего другого кроме себя самой, то можно сказать, что «здоровый образ жизни», рекламируемый доверчивым гражданам, есть не что иное, как миф, раздутый фармацевтическими компаниями в борьбе за лидерство. Здоровье не достигается ежедневным приемом химических витаминов и биодобавок. По некоторым сведениям, каждый год из-за ошибок врачей погибает людей больше, чем от всех болезней, вместе взятых. Существует даже поговорка, гласящая, что у каждого врача есть свое кладбище. Как правило, за эти ошибки никто ответственности не несет. Мир погряз в войне, где враждуют не только разные народы, но и брат идет на брата, неся «благу ю» весть о лучшем строе. Христианские «хранители веры» тем временем окропляют святой водой оружие и кабаки. Все это и есть грех в его чистом виде и повод для покаяния.

Шаманы знают, что человек слаб и подчас не может отвечать за свои поступки. Поэтому величайшей

шаманской заслугой считается миссия принятия на себя чужих прегрешений, как когда-то сделал Первый Небесный Шаман, взойдя за людей в пламя очистительного огня. Он не отпускал людям зло от имени Великого Духа, а возложил его на свои плечи. Подобным некогда занимались белые шаманы, категория иерархии ныне практически отсутствующая. За дела других они подвергали себя различным лишениям и испытаниям: длительным постам, изнуряющим паломничествам и т. д.

Становление белого шамана происходило еще в раннем детстве. Сопереживание чужой боли воспринималось настолько сильно, что чувствовалось физически. Белому шаманству не обучались. Великий Дух сам избирал, кому быть белым, а кому черным. У черного (обычного) шамана помощниками выступали духи болезней, а у белого в распоряжении была сама Природа, ее дыхание и стихии. Bor что пишет уже неоднократно цитированный нами Н. Шундик о юности чукотского белого шамана Пойгина: «Еще в детстве почувствовал в себе 11ойгин приливы какой-то необычайной доброты. Даже самые угрюмые люди вдруг могли ответить улыбкой на его пристальный, по-детски бесконечно доверчивый взгляд, на его словно бы неприметный жест, выражающий уважение, приязнь, участливость. Это размягчало его душу, и потому приходилось ему порой глубоко сострадать. Случалось, что мальчик погружался в странное состояние беспричинной тоски, чувства какой-то тяжкой вины. «Будешь белым шаманом, человеком, отвергающим луну;— говорили ему старики.— Думай о том, что такое солнце, в чем тайна леворучного и праворучного рассветов. Как можно меньше смотри на луну, тебе нельзя — сойдешь с ума. Ты из тех, у кого душа намного обширней, чем

надо бы одному человеку. Если на тебя нападет тоска, значит, ты чувствуешь тоску другого человека, которому плохо.

Если не знаешь, куда деваться от тягости непонятной вины, значит, за кого-то тебе очень стыдно, ты еще не знаешь, кто совершил подлость, но ты угадываешь, что роду человеческому причинил зло какой-то Скверный».

На Крайнем Севере лучшим временем для очищения считается встреча двух зорь (леворучный и праворучный рассветы), когда утренняя заря уже занялась, а вечерняя еще не погасла. Такое явление характерно для Арктики. В этот краткий миг белый шаман раскидывает руки навстречу свету и произносит в душе слова искупления:

«Я смотрю, как мрак ночи рассеивается силой света, и говорю: я еще жив! Пусть мое сердце соединится с самим Солнцем; пусть огонь в моем сердце пережжет черное зло до белой золы; пусть будет проклят Скверный! Пусть олененок останется не замеченным волком. Пусть куропатка не попадется на зубы песца. Пусть собаки, выпущенные человеком, не догонят медведицу с ее медвежатами. Пусть не прольется кровь

хотя бы в этот миг, когда вечерняя заря встречается с зарей утренней, одолевая рубеж печальной страны вечера. Пусть это будет миг великого прощения и прозрения. Пусть в этот миг в голове каждого разумного существа, именуемого человеком, возникнет спасительная мысль, что в этом мире, в котором он пребывает, все должно быть справедливо и разумно».

ПРИЛОЖЕНИЕ

А. П. ПОПОВ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАСТЕНИЯХ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЕ*





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 583 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2312 - | 2039 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.