Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема № 5. Гражданское общество и государство. Государство в политической системе общества




Гражданское общество это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальных, культурных, духовных сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению.

Зарождение и развитие идеи гражданского общества прослеживается в трудах древнегреческих ученых. Свое продолжение она получила и в эпоху Возрождения, в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка. Необхъодимо, отвечали они, чтобы люди, пребывающие в естественном состоянии, объединились на договорных началах в гражданское общество, наделив его определенной властью. При этом гражданское общество они отождествляли с государством. Но уже В.Гумбольдт, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер разграничивали эти явления, хотя четкой теории на этот счет еще не было. По Гегелю, гражданское общество – это система потребностей, основанная на частной собственности, а также религия, семья, сословия, государственное устройство, право, мораль, долг, культура, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Для Чичерина, гражданское общество и государство – две взаимодополняющие друг друга социальные формы, способные совместными усилиями обеспечить разумный порядок, свободу, соблюдение естественных прав человека. В XX веке проблема гражданского общества привлекла внимание феноменологов и предстала в нетрадиционном аналитическом преломлении. Так, разрабатываемая А. Шюцем и его последователями социология повседневности оказалось, по существу, феноменологической модификацией социологии частной жизни частных лиц в условиях гражданского общества, т.е. предстала как социология не «государственного, слишком государственного», а «человеческого, слишком человеческого», пребывающего вне государственных структур. (В. А. Бачинин).

Следует заметить, что формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков, благодаря воззрениям мыслителей прошлых эпох, обнаружены конкретные институты и социальные условия, которые могут способствовать становлению демократического правового государства. Процесс становления гражданского общества сложен и противоречив, отличительной особенностью является его длительность. Этот не завершен ни в одной из существующих стран.

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает, прежде всего, интересы граждан, их свободу, потребности, а не5 волю правящих элит, власти, государства. В свою очередь, государство призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. В то же время антагонизма между ними не должно быть.

Исследуя социальную природу гражданского общества, можно указать следующие признаки, свойственные такому обществу:

1) это сообщество юридически свободных индивидов;

2) характеризует достойный уровень развития общества, его состояния, степень социально- экономической, политической, нравственной и правовой зрелости;

3) осуществляется через такие негосударственные институты, как семья, система образования, научные и духовные объединения, профессиональные, женские, молодежные организации, различного рода ассоциации представителей разных профессий (врачей, инженеров, адвокатов и т.д.). Потребности в политическом участии реализуется с помощью общественных объединений, политических партий, движений;

4) это правовое демократическое общество;

5) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

6) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность.

Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для функционирования демократических форм государства. И, наоборот, чем менее развито гражданское общество, тем больше оснований для наличия авторитарных и тоталитарных режимов власти.

Становление гражданского общества в РФ, является одной из необходимых задач, решение которой зависит от множества факторов и условий. Интерес к созданию в России гражданского общества усиливается, нередко появляется на самых различных уровнях. При этом утверждается, что «необходимость гражданского общества и его автономии по отношению к государству составляет одну из главных, «несущих» конструкций, на которых строятся как теория, так и практика нашей жизни». В.К. Бабаев справедливо отмечает, что гражданское общество – система саморегулируемая и одновременно управляемая со стороны государства. Главное же в следующем: суть проблемы - не в отделении государства от общества, а в установлении эффективных способов и каналов их связи и взаимодействия.

Назначение государства состоит в организации социального управления, само государство - специфическая форма управления обществом. Но в этом управлении принимают участие не только государственные органы, но и граждане, и объединения граждан (партии, профсоюзы, церковь и т.д.). Совокупность государственных органов, разнообразных общественных объединений и граждан, участвующих в политическом управлении делами общества – политическая система общества.

В юридической литературе предлагаются следующие элементы структуры политической системы общества: 1) государство, как важнейший элемент политической системы общества; 2) политические партии; 3) общественные объединения (союзы, общества, движения, организации, ассоциации, фонды и т.д.); 4) органы местного самоуправления; 5) граждане.

В политологической и юридической учебной литературе в качестве элементов политической системы общества иногда называют также политические элиты, группы давления, ассоциативные группы интересов, средства массовой информации, политические отношения, формы непосредственной демократии, преступные сообщества и т.д.

А.В. Малько отмечает, что государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, потому, что оно:

1)выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

2)является единственным носителем суверенитета;

3)обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры;

4)обладает, как правило, монополией на правотворчество;

5)владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);

6)определяет главные направления развития общества.

Основные черты политической системы современной России формально закрепляются в Конституции РФ, в которой Россия провозглашается как демократическое, федеративное, правовое, социальное государство с республиканской формой правления. Единственным источником власти в РФ объявляется ее многонациональный народ.

Реально же политическая система России во всем многообразии ее связей и зависимостей все еще находится в стадии становления и не в полной мере соответствует своему назначению как организационной формы, призванной обеспечивать неукоснительную реализацию политических прав и свобод граждан РФ. Российская политическая система еще не полностью сформировала свое культурное основание в виде общепризнанных демократических идеалов, ценностей, норм. Также прослеживается невысокая политическая культура граждан РФ, отсутствие законодательной базы, обеспечивающей надлежащее регулирование политических отношений, а также неспособность государства покончить с преступными элементами, оказывающими негативное воздействие на политико – правовой климат страны. Недостатком является и слабая реактивная способность политической системы России, она не всегда своевременно и адекватно реагирует на существующие и вновь возникающие интересы и потребности населения.

Р. А. Ромашов указывает, что в зависимости от типов политических систем, можно выделить несколько теоретических моделей соотношения интересов государства и личности. Среди них: тоталитарная, либеральная и прагматическая (рационально-правовая) модели. Тоталитарная модель характеризуется государственным диктатом во всех социальных сферах. Человек для тоталитарного государства – это «винтик» в государственном механизме. Его социальная ценность определяется государственной полезностью. Государство не ограничено в своей возможности вмешиваться в сферу частных интересов (Россия в период правления И. В. Сталина). Либеральная модель закрепляет преимущественный характер субъективных прав по отношению к публичным интересам. Либеральное государство выполняет функцию «ночного сторожа», задачи которого сводятся к охране от нарушений естественных прав членов сообщества и разрешению спорных конфликтных ситуаций, возникающих между ними. При этом вмешательство государства в сферу частных интересов возможно только по инициативе заинтересованных сторон либо в случае совершения правонарушения (существует только как теоретическая модель). Прагматическая (рационально-правовая) модель – центральное место занимает принцип взаимного уважения интересов личности и государства, что должно способствовать формированию сбалансированной системой взаимных прав и обязанностей государства и личности.

Отношения церкви и государства – одна из ключевых социально – исторических и морально - правовых коллизий в истории христианской цивилизации. За то длительное время, пока она существует, обнаружилось несколько возможных типов взаимодействий между этими двумя социальными субъектами. В зависимости от взаимоотношений с церковью различают государство светское, теократическое и клерикальное.

Светское государство – конституционно правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать церкви и религиозным общинам материальную помощь из бюджета.

Теократическое государство является противоположностью светского государства, поскольку в нем государственная власть принадлежит церкви, монарх является одновременно и верховным священнослужителем.

Клерикальное государство – промежуточный вариант между светским и теократическим государством, которое с церковью не слито, однако церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 523 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2484 - | 2178 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.