Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общие моменты экономической системы




Производительные СИЛЫ  
Естественные (природные ресурсы, физиологические возможности и т.п.) Общественные (средства производства, разделение труда и т.д.) Всеобщие (наука, образование, культура и т.п.)
Производственные отношения  
Социально-экономические (отношения собственности и распределения доходов) Организационно- экономические (обмен опытом, маркетинг, менеджмент и др.) Технико-экономические (отношения человека к природе)
Ресурсы   Общественное разделение труди Процесс труда н его моменты
Трудовые, природные, средства производства, информационные и. т.д. Специализация производства на изготовлении техили иных продуктов Предметы груда, средства груда, труд
Производственные Возможности   Результаты Эффективность
Выбор из ограниченных ресурсов Материально- вещественный продукт иуслуги Соотношение результатов и затрат

Система производственных отношений выступает как базис, над которым вырастает надстройка, представляющая собой совокупность политических, правовых, идеологических, национальных, семейных и прочих общественных отношений и институтов.

Способ производства в единстве и взаимодействии с надстройкой составляет общественно-экономическую формацию. Естественно — исторический ход развития человечества представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций: первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической.

Основные положения формационной теории сводятся к следующим:

-естественно-исторический прогресс развивается в вида последовательной смены общественно-исторических формаций;

-примат материальной жизни над духовной;

-производственные отношения являются базисом общества, надстройка имеет производный характер от базиса;

-классы являются основной единицей общества и субъектом истории, а классовая борьба — главная форма взаимодействия классов.

Формационная теория явилась большим вкладом в философское осмысление действительности. С ее помощью человеческая история предстала не как хаотичная совокупность событий, а в виде логической системы с ее внутренними законами развития. Вместе с тем эта теория может быть признана в качестве универсальной теории общественного развития в силу ряда недостатков.

Это, в частности, относится к утверждению обязательности прохождения в своем развитии всех стран и народов через пять формаций, а также чрезмерному акценту наантагонистический характер отношений между собственниками и несобственниками средств производства. Формационный подход ведет к упрощению и искажению понимания исторического развития, представляя его в виде однозначно заданного линейного развития, прохождения общества по ступеням от низших к высшим. Каждая общественно-экономическая формация представляется более высокой ступенью качественного развития по сравнению спредшествующей. Поэтому коммунистическая формация у Маркса — высшая ступень развития общества. Цивили зационный по дход руководствуется в выделении различных периодов общественного развития не производственно-экономическими факторами, а всей совокупностью элементов материальной и духовной культур. Поэтому для него характерен акцент на развитие человека, а не на общественное б огатство. В истории же развития человеческого общества выделяются периоды определенных состояний общества (цивилизаций), а не последовательные исторические ступени. Следовательно, цивилизационный подход показывает непрерывность исторического процесса, Движение во взаимосвязи и преемственности, накоплениедуховного и материального богатства. Он означает формирование общечеловеческих ценностей, показывает и роль в развитии общества.

Цивилизационный подход к периодизации истории впервые разработан шотландским философом Адамо Фюргюсоном (1723-1816гг.). В книге "Опыт истории гражданского общества", изданной в 1768 году, он разделил всю историю человечества на три периода: дикость, варварств и цивилизация. В основе предложенной А. Фюргюсоном периодизации лежали материалистические признаки: развитие форм хозяйственной деятельности и собственности. Дикость А. Фюргюсон характеризовал как этап охотничьего хозяйства, как период, для которого типично отсутствие частной собственности; варварство — как скотоводческое хозяйств при котором появление частной собственности еще не закреплен законом; цивилизацию — как эпох земледельческого хозяйства с господством частно собственности.

Это деление использовал в своей работе Льюис Генри Морган (1818-1881 гг.) однако он его уточнил, разделив каждую из эпох на ступени (низшую, среднюю и высшую), и конкретизировал критерии развития первобытного общества. В классификации Л. Г. Моргана в качестве показателей прогресса, отмечающих начало последовательны этнических периодов, взяты отдельные явления материальной и духовной культуры (умение пользоваться огнем, изобретение лука и стрелы, введение гончарного производств и т.д.).

Современный подход рассматривает цивилизацию как общественную систему, которая характеризуется своеобразным способом воспроизводства жизни общества исторически возникающим единством внутренних (экономических) и внешних (неэкономических) факторов. Не экономическими факторами могут выступать социокультурные (национальные, религиозные, этические и т.д.), социально-политические (ценности демократии, гражданского общества, правового государства и т.д.), а также природно-климатические, географические, геополитические и др. факторы.

Таким образом, особенностью цивилизационного подхода к исследованию экономических систем является многомерность анализа, множественность критериев, их несводимость к узкоэкономическим измерениям.

Можно выделить несколько классификаций цивилизационных систем:

Первая классификация совпадает с классификацией по степени индустриального развития общества. Она получает вид: доиндустриальная (традиционная) цивилизация, индустриальная (экономическая) цивилизация, постиндустриальная (постэкономическая) цивилизация).

Доиндустриальное общество. В доиндустриальную эпоху господствовало натуральное сельскохозяйственное производство. Индивид не мог просуществовать, не будучи так или иначе связан с землей. Человек был вынужден подстраиваться под биологические ритмы сельскохозяйственного производства.

Производство в доиндустриальную эпоху всегда носило ограниченный, более или менее замкнутый, локальный характер.Место непосредственного производителя и его функция в процессе производства, цель и средства его деятельности определялись не только уровнем развития производительных сил, но и конкурентными лицами: либо ассоциацией трудящихся (первобытной или крестьянской общиной, ремесленным цехом и т.п.); либо представителями господствующего класса, в личной зависимости от которых находился непосредственный производитель. Принадлежность к тому или иному коллективу предопределяет место человека не только в производстве, но и в обществе, а следовательно, отражается на его образе жизни. Распределение, обмен и потребление материальных благ приобретали форму личных отношений, закреплялись традицией, нормами права, морали, а иногда политическими учреждениями, отражались в социальной психологии, освящались религией.Не случайно в современных экономических курсах такую экономическую систему называют традиционной.

Индустриальное общество. Индустриализация означает создание крупного машинного производства, преобразование материально-технической базы общества на основе системы машин. Крупная машинная индустрия пришла на смену мануфактуре. Возникновению крупной машинной индустрии способствовал промышленный переворот сначала в производстве текстиля в Великобритании, а затем в других отраслях.

Промышленная революция означает качественный скачок в развитии производительных сил. Углубляется разделение труда, развивается его специализация, кооперация и комбинирование. Тем самым создаются предпосылки для ослабления зависимости не только внешней природы, но и от ограниченных биологических возможностей самого человека (его физической силы, скорости движения, зрения, слуха и т.д.). Все это предъявляет новые требования к формаморганизации бизнеса, рациональному использованию всех ресурсов, развитию научной организации труда, производства и управления. Фредерик Тейлор (1856-1915 гг.) разрабатывает основы научной организации труда, Генри Форд (1863-1947 и.) внедряет поточно-массовое производство, Элтон Мейо (I N80-1949 гг.) создает научные предпосылки для развития

системы человеческих отношений.

Постиндустриальное общество. Входе НТР наука превращается в непосредственную производительную силу, всеобщие производительные силы становятся ведущим элементом системы производительных сил. Если в аграрной экономике ведущим элементом была земля, а в индустриальной — капитал, то в современной — информация, накопленные знания.

Постиндустриальному обществу характерны следующие признаки:

-человек выведен из непосредственного производства, становится рядом с производством, контролирует и регулирует его, используя то, что дано только человеку — разум;

-изменяется общественная организация производства всоотвествии с его научно-техническим характером: массовый интеллектуальный труд требует приоритета личности работника;

-интеллектуальный труд восстанавливает доминирование работника над средствами производства, а это влечет за собой и уменьшение в жизни общества экономической значимости отношений собственности на средства производства;

-и в результате возникает новая экономически однородная структура общества (ведь теперь в сфере непосредственного материального производства занято только 10-15 % трудоспособного населения, тогда как 80-85 % — интеллектуальным трудом и сервисным обслуживанием), это формирует и социальную однородность на основе преобладания акционерных форм производства;

-экономическая и социальная однородность порождает политическую стабильность общественной жизни;

- возникает возможность удовлетворения материальных потребностей основной массы населения в еде, жилье, одежде, транспорте.

Вторая классификация близка к первой в аспектах глобальности и историчности цивилизаций с упором на взаимодействие социально-политических и экономических факторов. Так выделяют традиционную (патриархальную, авторитарную) и либеральную (рыночную, демократическую) цивилизации, обращая внимание и на возможность промежуточной цивилизации.

Третья классификация делает акцент на роли социокультурного фактора и связанной с ним достаточно устойчивой системы ценностных ориентаций различных обществ. Цивилизации подобного рода можно трактовать как локальные, территориально ограниченные (например: евразийская и западноевропейская цивилизации, исламская цивилизация, индуистская и т.п.) и как горизонтальные.

Четвертая классификация противостоит предыдущей и вбирает в себя некоторые характеристики двух первых классификаций. Считается, что общественное развитие идет в направлении формирования «единой мировой цивилизации" с господством общечеловеческих ценностей.

Анализ мировой истории цивилизации в последнее время стал чрезвычайно актуален. В условиях, когда человеческая цивилизация находится в опасности, такой подход объективно имеет гуманистическое звучание.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 534 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2285 - | 1991 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.