Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Становление Русского Централизованного Государства и его правовой системы в XIV – середине XVII веков




Становление централизованного государства было закономерным и неизбежным явлением на определенном этапе развития феодального общества, когда в недрах феодализма начинают развиваться буржуазные отношения. Цяентрализованные государства начинают складываться там и тогда, где и когда возникает предпосылки, обуславливающие данный процесс, который в конкретном государстве имеет свои особенности.

Не является исключением и российская государственность, вписываясь в общий закономерный исторический процесс становления государственности.

В конце XII – XIV вв. разрозненные княжества периода феодальной раздробленности, разгром., по не завоеванным и попавшим в вассально-удельную династическую зависимость от Золотой Орды постепенно оправляются от монголо-татарского нашествия. Это совпало с периодом складывания предпоследнего преод. Процесса феодального распада и становления Русского централизованного государства. Становление русского централизованного государства в первую очередь объективно обусловило развитие производительных сил страны, находящихся в прямой зависимости от изменения орудий труда. Исследования Грякова и Рыбакова свидетельствует о том, что в рассмотренный период сельскохозяйственные и ремесленные орудия труда позволяли перейти к новым формам хозяйства.

В области сельского хозяйства это привело к развитию новых систем земледелия, а именно паровой. Хозяйственная жизнь исследуемого периода характеризуется распространением трехполья, о чем свидетельствует актовый материал и писцовые книги. Черенник подчеркивает, что в бессовых книгах указывается, что всего у владыческих земель 3 поля и площадь каждого из них одинаковая. Трехпольная система земледелия была связана с принесением удобрений и с/х орудий. В XV веке в с/х использовался плуг с железным наконечником – это свидетельствует об известном процессе в с/х технике и укрепленной линии – о наличии паровой зерновой системе с трехпольным севооборотом. Но подъем с/х был обусловлен не только и не столько развитием орудийного производства, сколько систематическим расширением посевных площадей за счет освоения новых и ранее заброшенных земель, то есть на лицо был не интенсивный, а экстенсивный путь развития с/х.

Увеличение избавочной продукции в земледелии позволило развивать животноводство, а также вести торговлю хлебом. Вместе с тем производительное хозяйство приходило дополнительным хозяйством присвоение, что диктовалось сложным природными климатическими условиями. земледелие той поры было теснейшим образом связано с домашними промыслами, но по мере роста общинного разделения труда ремесло все больше выделяется из домашних промыслов крестьянства. Выделение и развитие ремесла объясняется совершенствованием орудий труда, что требует специальной ремесленной выучки. Это и привело к образованию отдельных групп сельских ремесленников. Последние устремились в город, где находили спрос на свои изделия. В целом наблюдается возрастание ремесленной специализации. Наиболее дифференцированные и специализированные ремесла в Москве, где проживает многочисленное ремесленное население. Концентрирование ремесла в городе и рост городов требовали развития торговли. Растущие города предъявляли все больший спрос на с/х продукты, но крестьяне не могли непосредственно доставлять продукты в города, и это способствовало расширению средничества и посредованной торговли. Последняя обслуживание товарообращение происходило между отдельными городами, о чем свидетельствует договоры, грамоты, Московских князей XIV – XV веков и других княжеств.

Развитие средневекового ремесла и отделение его от земледелия, а также развитие торговли сделали город центром ремесленных производств и оживленным пунктом обмена, что и предопределяет значительную роль городов в объединении русских земель, ибо развитие связей между городами помогало таможенным переговорам и средневековым границам между отдельными княжествами.

Таким образом, с развитием производительных сил, ростом общественного разделения труда и торговли, утрачивалась экономическая изолированность феодальных княжеств, которая явилась основой их политической самости. Постепенное разрушение экономической разобщенности отдельных частей Руси подготавливал объединение страны в единое политическое целое. Однако надстройка, центральное место в которой занимало государство отражает изменения в уровне разнообразия производительных сил после изменения в базисе и прежде всего производительных отношениях, а также в способе эксплуатации и характере форм классовой борьбы.

Основой феодальных производственных отношений является собственность феодала на средства производства и исполнительная собственность на рабочих производствах, в условиях феодального общества важными средствами производства служит земля. Следовательно анализ изменения производительных отношений в рассматриваемый период необходимо начать с характеристики тех изменений, которые производятся в процессе развития феодальной собственности на землю. Изменения феодальной собственности выражаются главным образом в росте феодально-земельной собственности. Основные земельные массивы концентрируются в рынках крупных вотчин и церковных учреждений. В результате захвата крестьянских земель феодалами крестьяне все более и более попадают в то или иное состояние кабальной зависимости, что и влияют на возрастание количества несвободного населения, в следствие этого резко уменьшается прослойка черносошенных крестьян, обязанных лишь по отношению к князю уплатой государственных налогов и несением некоторых повинностей. Пропорционально этому процессу увеличивается численность частно-влад. крестьян.

Другое важное изменение по земельно-феодальной собственности на землю заключается в образовании новой формы феодальной собственности на землю, а именно поместий. Эта форма известна была на Руси с давних времен, когда условное землевладение имело значение распространяться. Однако в качестве новой формы собственности условные землевладения выступают в рамках рассматриваемого периода. Сущность поместий заключается в том, что поместные земли принадлежат великокняжеским слугам условно, а верховным собственником всей земли является князь, который в своей политике опирается на помещиков и дворян и, таким образом, укрепляет могущество великокняжеской власти.

Развитие феодальной поместной системы происходит, во-первых, в значительной мере за счет черн. земель, что явилось выражением дальнейшего роста феодально-производственных отношений, а, во-вторых, за счет перераспределения земель феодалов внутри господствующего класса, что в значительной мере способствовало обострению внутриклассового противоречия феодального общества и обуславливало новую расстановку сил внутри господствующего класса. Развитие производительных сил и производственных отношений определили и сформировали феодальную эксплуатацию, рост поместных землевладений влек за собой расширение барской запашки, а, следовательно, и барщины, наряду с которой широкое распространение получает оброчная повинность, носившие преимущественно натуральный характер. Но по мере развития товарно-денежных отношений появляются некоторые тенденции к замене натурального оброка денежным. Денежная аренда получает широкое развитие на территории Новгородской земли, но это несомненно свидетельствует о зарождении денежной ренты на территории всей Руси уже в начале XV века. Вследствие всех этих обстоятельств обостряется классовое противоречие, усиливается классовая борьба, что составляет содержание социально-классовой предпосылки становления централизованного государства. Оставление крестьянами помещичьих земель как форма сопротивления феодальной эксплуатации постепенно набирает темпы и во второй четверти 15 века приняла классовый характер, и привела к тому, что многие феодальные владения практически остаются без рабочих рук.

Побеги явились одним из видов пассивной борьбы зависимого крестьянства против феодальных землевладельцев. Но крестьяне прибегали и к активным формам борьбы. Они уничтожали помещичье имущество, устанавливали помещичьи межи на захваченных крестьянских землях, портили господский инвентарь и даже убивали землевладельцев и их приказчиков. Все эти квалифицировалось господским классом, как тяжба, душегубие и т.д. Более организованный характер приобретает борьба черн. крестьян против светских и церковных феодалов, которые захватывают волостные крестьянские земли. Эта борьба производится не отдельными крестьянами, а целыми волостями. Усиление феодальной эксплуатации требовало дальнейшего закрепощения крестьян. В этих целях господствующий класс должен был встать на путь ликвидации феодальной раздробленности, которая была помехой не только для разделения ремесла и торговли, но и препятствием для полного закрепления крестьян. Поэтому централизованные власти, которые в границах всей Руси обеспечивали бы их феодальные права, а для этого необходим единый закон, единая и сильная власть, единое государство.

Классовая борьба разворачивается не только в деревнях, но и в феодальном городе в процессе роста ремесла и товаропроизводства, где произошло имущественное расслоение среди городского населения. Социальная дифференциация посадских людей нашла отображение в законодательной _______ права, где посадские люди по имущественному признаку делились на лучших, средних и худших (молодших). Таким образом, с одной стороны выделяются зажиточные верхушечные ремесленники и крупные торговцы, а с другой – основная масса ремесленного люда, закоболенного феодалами, живущими в городе, и богатыми горожанами. Крупное купечество в союзе с феодальной аристократией города жестоко эксплуатируются городскую ремесленную бедноту при помощи различных поборов и податей, в ответ на это черн. люди неоднократно поднимались с оружием в руках против патриц-ой власти. В борьбе с городской аристократией, ремесленная и городская беднота находила сочувствие и поддержку кпестьянам окрестных селений, с которыми порой они действовали совместно. Наиболее крупные восстания были в городе с преобладающим ремесленным населением. При этом следует заметить, что нередко борьба городских низов против феодальной посадской верхушки города перекликается с борьбой горожан против иноземных захватчиков.

Социальная борьба городских низов в XV веке выражалась и в форме рациональных решений, направленных против господствующих феодальных ремесленников. Это несомненно явилось новой формой классовой борьбы социальных низов города против торговой ростовщической аристократии. Широкое развертывание классовой борьбы показывало, что для борьбы с крестьянами и черн. людом необходимо было создать сильную власть, объединить русские земли, создать централизованную феодальную монархию.

Рассмотрев экономические и социально-классовые предпосылки становления централизованного государства, следует заметить, что хотя экономические связи в данный период и достигают существенного различия, они все же не были достаточно широки, глубоки и сильны, чтобы связать воедино всю страну, то есть полностью не созрели экономические основы для централизации, ибо развитие товаро-производства не разлагало основного феодального способа производства и натурального характера феодального хозяйства. Лишь создание минимальных экономических связей между отдельными русскими княжествами возможно в условиях феодального строя.

В этом состоит одно из отличий образования централизованного государства Руси от аналогичных процессов в западной Европе, где централизованные государства создавались в ходе развития капиталистических отношений. На Руси же в рассматриваемый период еще не могло быть и речи о возникновении капитализма и буржуазии и их отношений. Вторая отличительная черта связана с уровнем развития классовой борьбы. Как ни велик был ее размах в данный период, все же эта борьба не приобрела таких форм, какие она имела уже на западе или в более позднее время в России. Даже для XVI века характерно приемлемое внешне незаметное подсудное накопление классовых противоречий.

Получают свое развитие и политические предпосылки возможности централизации русских земель вокруг северо-восточной Руси, к которым следует отнести сохранение Северо-восточной Русью, находившейся под монголо-татарским игом, своей государственности и православия, а также способности выступить в лице Московского центра собирания русских земель и это вполне закономерно, так как экономически Московия была сильнее многих земель, как крупный производитель продукции с/х и поставщик продуктов ремесла на западно-европейский рынок. Ставка московских князей на служивое землевладение политически усиливало их, а перемещение митрополичьей кафедры в Москву сделало ее идеологическим центром православия.

Второй политической предпосылкой следует назвать переживание Золотой ордой с конца XIV века феодальной раздробленности.

И если все же процесс централизации при недостаточной зрелости, оформленности и выразительности, а также зародышности предпосылок внутреннего действия, то это в значительной мере объяснялось внешнеполитической обстановкой, в которой находилась Русь. Страна находилась в окружении враждебных государств Ливонского ордена, немецких рыцарей, Польши и Турции. Именно угрозу внешнего нападения, заставлявшая сплачиваться русские земли перед лицом общего врага следует рассматривать в качестве внешней предпосылки, а именно, фактора ускорившего централизацию русского государства, более то, необходимо отметить, что бездействие внешней предпосылки в рассматриваемый период не сложилось бы русского централизованного государства.

Для характеристики процесса становления русского централизованного государства важно не только уяснение предпосылок возникновения централизованного государства, но необходимо учитывать и принимать во внимание ряд факторов, которые влияли на этот процесс.

1. Фактор насилия. Если насилие, как фактор, оказавший влияние на образование Древнерусского государства было обращение в основном во вне и применялось по отношению к другим племенам и народам, то на данном этапе развития российской цивилизации фактор насилия стал иным. Оно большей частью обращено во внутрь и применяется ко своим же людям, объединенным в отдельные разрозненные княжества. Смысл борьбы между отдельными княжествами сводится к приобретению и обладанию статусом великого княжества. С точки зрения форм, способов, приемов и средств беспрерывной борьбы отдельных княжеств трудно сказать является ли фактор насилия положительным или отрицательным, но вполне очевидно и бесспорно, что именно в результате этой борьбы выделяется единый центр объединенного движения – это Московское княжество, что в конечном счете привело к становлению централизованного государства, центром которого и выступило Московское княжество.

2. Диффузия, как непременный атрибут Российской государственности. Русские княжества остававшиеся на развалинах Древнерусского государства пришли в упадок. Постоянные набеги___________ южных соседей волей-неволей заставляли славянские народы переселяться в места, где не существовала столь смертная опасность разграбления и их физического уничтожения. Это была Восточно-Европейская равнина, где происходил процесс смешения русских переселенцев с северными финскими племенами. Расселение русских происходило как расплывание по Восточно-европейской равнине в разных направлениях русского народа. Русские переселенцы как бы просачивалась тонкими струями, занимая более или менее обширные промежутками между лесами и болотами. О том, что именно в данном случае речь идет о диффузии государственности, а не завоевании русскими северных народов, свидетельствовали не только их мирное без вооруженных конфликтов сожительство, но и относительно мирное притирание двух религий: язычества и православия. Фактор диффузии в рассматриваемый период обусловлен, на наш взгляд, следующими причинами:

a. Характером равнинной, без естественных непреодолимых препятствий местности и суровыми природно-климатическими условиями, где и проживали славянские переселенцы;

b. Встречей на пути переселенцев народов, которые уступали им в своем социальном развитии;

c. Отсутствием у славянских переселенцев, жестокости, воинственности при колонизации чужих земель.

3. Идеологическая специализация:

a. Религиозная. В данном контексте о ней следует упомянуть потому что возникновение у народа единой идеологии является одним из безошибочных показателей начавшегося процесса не только зарождения государства вообще, но и становление централизованного государства в особенности. Религиозная идеология на северо-востоке восточно-европейской равнины явно носила смешанный характер. С одной стороны христианская идеология славян, а с другой стороны языческая идеология финских племен. Шел процесс взаимопроникновения двух идеологий и обоюдное признание чужих верований, что, конечно, способствовало сближению обоих народов и постепенному распределению христианской идеологии повсеместно. При этом следует отметить, что в России, в отличие от стран Западной Европы, была взята лишь внешняя оболочка христианской религии и упор проповеднической деятельности делался на скрупулезном становлении формы, то есть на религиозных обрядах, а не усвоении содержания христианской религии. Тем не менее как бы там ни было единая религиозная идеология сложилась, действовала и сыграла объединяющую роль в процессе возникновения российского государства.

4. Роль субъективного фактора – социальной базы столкновения русского централизованного государства, которая была не только неоднородной в социально-классовом отношении, но и меняющейся по составу в те или иные периоды, века становления централизации. Стабильную и постоянно расширяющуюся часть социальной базы составляло вновь возникшее и укреплявшее сословие дворян, и это вполне закономерно, ибо оно целиком и полностью зависело от великокняжеской власти, которая наделяла их поместьями на условиях службы великому князю. Более того интересы великокняжеской власти и интересы сословного дворянства не только не совпадают, но и развиваются в направлении завершения становления русского централизованного государства. Сначала враждебную, а потом постоянно оппозиционную роль становления русского централизованного государства занимали удельные князья и боярство, как экономические и политические социальные группы. Хотя великокняжеская власть не могла не считаться с этим обстоятельством, тем не менее устремление великого московского князя, а затем и царя были направлены на перераспределение земли в интересах сословного дворянства в целях подрыва экономического потенциала удельных князей и боярства. Всесилие удельных князей и верхушки боярства смогло существенно подорвать опричнина, но последним все же не сделала их сторонниками централизованного государства. Правда по мере изменения структуры боярства, когда в него стали входить и иные социальные группы и сословия, часть ее становилась лояльной и ее интересы начинают совпадать с интересами великокняжеской власти и дворянства.
В начальный период становления русского централизованного государства его социальная база включала и феодально-зависимое население – крестьянство, которое более, чем кто-либо страдало от междоусобных войн феодалов и нападения внешних врагов. Только единая централизованная власть способна была преодолеть междоусобицы и защитить свою территорию и свое население от внешних врагов. Но с точки зрения интересов крестьянства, единая централизованная власть – это 2 стороны одной медали. С одной стороны она является носителем позитивизма и прогресса, с другой же той силой, которая в интересах господствующего класса проводила неуклонно линию на закрепление крестьянства. Именно на этом этапе становления русского централизованного государства вряд ли можно рассматривать крестьян социальной базой этого процесса. Аналогичная картина выросла и в отношении городского населения, купцов и ремесленников, которые также в междоусобных войнах видели серьезные помехи в развитии ремесла и торговли. Даже в относительно спокойные периоды таможенные границы, существовавшие между землями, княжествами и уделами препятствовали развитию торговли, а следовательно и ремесла. С преодолением раздробленности и междоусобных войн единая централизованная власть закладывает прочий фундамент для развития торговли и ремесла. Но по мере углубления централизации городское население также подвергается закоболению, речь идет о пасадском люде, который в этот период однозначно нельзя рассматривать в числе сторонников централизованного государства. В то время верхушка купечества включалась в социальную базу становления русского централизованного государства. Двойственность позиции в отношении единой власти характерна для духовенства. Церковь являлась крупным феодалом вотчинным и ее интересы совпадали с интересами удельных князей и боярства, как оппозиционеров великокняжеской власти, но она была носителем религиозной идеологии, и с этой точки зрения направленность ее интересов совпадала с устремлениями великокняжеской власти, понимая, что только на единой территории возможно успешно реализовать свою идеологию. Великий московский князь, а затем и царь, осознавали такую двойственность духовных феодалов с одной стороны поддерживающих церковь, а с другой через институт секуляризации длительное время, порой безуспешно пытался подорвать экономическую мощь церкви, закрепляя за ней только статус идеологического рычага государства.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 849 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2087 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.