Магия денег – явление относительно новое, а приносящие удачу символы, напротив, издревле существуют практически во всех культурах. Бесхитростная народная магия приписывает им некую внутреннюю, ничем не обоснованную магическую силу. Поэтому люди, верящие в них, обычно полагают, что для того чтобы радостно вкушать плоды действия таких талисманов, не требуется прилагать собственных усилий (либо их потребуется совсем немного). Современный маг видит в этом признак деградации, результат процесса обезличения, который длится на протяжении уже многих столетий, а возможно, даже тысячелетий, и который привел к забвению первоначальных взаимосвязей магической деятельности и таких предметов.
Исторически более древняя культура шаманизма, частично дошедшая до наших дней, не имеет подобных талисманов. Все фетиши и предметы, обладающие энергией, ориентированы только на одну цель, как это практикуется в герметической магии и талисманике. В некоторых деталях культовые обряды и техники могут отличаться друг от друга, но в основе их всех заложен один продуманный до мелочей магический акт.
Просвещение и фольклористика способствовали изобличению многих традиционных талисманов, заклеймив веру в них как одну из форм суеверия. Но мы не будем сейчас на этом останавливаться. Даже если не брать в расчет, что известные в нашем культурном пространстве символы (например, подкова, четырехлистный клевер и т. д.) действительно наделены некой таинственной магической силой, мы сможем использовать их для магических целей – при условии, что сделаем это таким способом, который для достижения желаемого эффекта не опирается только на одну фатальную веру и надежду.
Рис. 8
Несомненно, что с современной точки зрения эти символы обладают психологическим действием, которое нельзя недооценивать. Поскольку их обладатель действительно уверен в том, что они помогут ему в достижении целей, у него появляется позитивный настрой, он пребывает в радостном ожидании перемен, и это делает его открытым факторам, благотворно влияющим на исполнение желаний. Что‑то похожее встречается в психологии – там это именуют «самореализуемое пророчество», а в медицине подобное явление называют эффектом плацебо. С прагматической точки зрения, если цель достигнута, нет причин для претензий.
Разумеется, в этом методе есть и свои недостатки. Ведь вероятность успеха в целом очень мала. За редкими исключениями индивидуального порядка исход всего дела отдан воле случая. И, конечно же, немаловажно, что в рамках этой системы существуют не только символы удачи, но и знаки, сулящие беду. Черные кошки, число 13, «плохой день» пятница (особенно та, что выпадает на тринадцатое число!), новолуние, полуночный кошачий крик, накликающий смерть, – вот список символов, событий и предметов, якобы приносящих или предвещающих несчастье, и он достаточно обширен. Кто простодушно верит в них, тот, естественно, более подвержен страхам, которые могут проявляться самым неблагоприятным образом в форме самореализуемого пророчества или эффекта плацебо с обратным знаком. К тому же набор символов удачи или несчастья совершенно произволен. Чаще всего его принимают и усваивают безоговорочно, так что жизнь человека, подверженного этим верованиям, предопределена влиянием посторонних факторов такого рода.
Перейдем к традиционной критике этой символической структуры и ее применению – применению, которое ни один маг не решился бы назвать магией. Чаще всего упускается из виду то, что могло бы объяснить непреходящую популярность таких суеверий. Ведь как бы эти верования ни оскорбляли высокие умы, они обладают решающим преимуществом, которое мы не можем не оценить достаточно высоко именно в контексте магии денег. А именно: мысль о том, что такие талисманы помогают человеку продвинуться вперед на пути к своему счастью, воспринимается как нечто само собой разумеющееся.
Такое убеждение можно счесть наивным, каковым оно, впрочем, и является. Можно отказать ему в какой‑либо теоретической основе, что тоже было бы верно, и упрекнуть в том, что оно вводит людей в заблуждение и отдаляет их от действительно эффективных техник и методов магии. Тем не менее, этой незамысловатой естественности следует поучиться любому магу!
Если бы нас попросили назвать главное препятствие, на которое снова и снова наталкивается маг, мы бы назвали подход, точно противоположный таким практикам: ведь его магия не является чем‑то самим собой разумеющимся! Этой теме мы посвятим отдельную главу. А пока будет достаточно указать на то, что максимально гибкий, освобожденный от всякого рода противодействий подход к магии денег представляет собой самый эффективный метод.
В народной магии успеха подчас можно обнаружить поразительно эффективные механизмы. Утверждение «В это просто надо поверить» в иронической форме выражает нечто такое, что является всерьез воспринимаемым советом. То же самое мы видим в народных книгах. Чтобы пришла ожидаемая удача, требуется бесспорная вера, которая, кажется, не допускает даже намека на неуспех. Нередко применение талисманов сочетается с культовыми практиками доминирующей в этой местности религии. Например, с молениями у венка из роз, произнесением сур из Корана или взыванием к аватаре Вишну. Кроме того, часто призываются в помощь святые и ангелы. Справедливо было бы полагать, что все это является попытками придать таким поклонениям вид, как можно больше соответствующий религии, чтобы не попасть под подозрения в вероотступничестве или ереси. Кроме того, религии, вытесняя другие, более древние культы, нередко заимствовали и адаптировали их набор символов, божеств, мест поклонения и т. д.
Можно добавить к этому еще один оставшийся неучтенным компонент. Как действенность одного верования перенести на другое, если такого рода практики (иногда называемые языческими) слились с культом доминирующей религии? Мы воспользуемся этими слияниями, чтобы немного расширить горизонты наших магических возможностей.
Рис. 9