Пентаграмма (другие названия: «звезда мага», «пятиконечная звезда») является древним символом, который находят даже в наскальных рисунках каменного века и который известен почти всем народам и культурам Земли. Одновременно пентаграмма символизирует распростертую фигуру человека. Каждый зубец звезды соотносится с определенной стихией, как это показано на рисунке ниже.
Рис. 3. Пентаграмма и стихии
Для облегчения поиска информации по этому вопросу мы даем полное описание Малого защитного ритуала пентаграммы, пояснения к нему ниже.
Ритуал следует выполнять стоя, изначально повернувшись в восточном направлении. Все жесты нужно выполнять правой или левой рукой, для правшей и левшей одинаково. Вы можете задействовать магический кинжал (позже об этом будет рассказано подробнее) или выполнять движения вытянутыми указательным и средним пальцами и приставленным к ним прямым большим пальцем.
Каббалистический крест
Опустите энергию сверху на свой лоб пальцами или кинжалом. Коснитесь при этом лба и энергично произносите звуковую вибрацию:
Ате («Ибо твое»)
Коснитесь центра груди и энергично провибрируйте:
Малкут («царство»)
Коснитесь правого плеча и энергично провибрируйте:
Ве Гебура («и сила»)
Коснитесь левого плеча и энергично провибрируйте:
Ве Гедула(«и величие»)
Теперь скрестите руки на груди и провибрируйте, при этом приложив ладони к плечам:
Ле Олам («навечно»)
Переплетите пальцы перед лбом, спустите их до уровня груди и энергично провибрируйте:
Амен («да будет так»).
Создание пентаграммы и креста
Обратившись лицом к востоку, вы создаете первую пентаграмму. Направление движения – как на рис. 4.
Рис. 4. Направление начертания пентаграммы в Малом защитном ритуале пентаграммы
Сделайте вдох, верните ладонь на грудь, одним рывком ударьте кинжалом или пальцами в центр изображения пентаграммы и энергично произнесите вибрацию имени Бога на иврите:
JHVH (Йе‑хо‑ва или Йод‑Хе‑Вав‑Хе)
Той же вытянутой рукой ведите линию окружности, пока не остановитесь на юге. Там повторите создание пентаграммы, ударьте в ее центр и энергично провибрируйте:
ADNI (А‑до‑най)
По‑прежнему вытянутой рукой продолжайте создавать окружность, пока не остановитесь на западе, там повторите создание пентаграммы, ударьте в центр и энергично провибрируйте:
EHIH (Эй‑хе‑йе)
Вытянутой рукой продолжайте вести окружность, пока не остановитесь на севере, там повторите создание пентаграммы, ударьте в центр и энергично провибрируйте:
AGLA (А‑г‑ла)
Вытянутой рукой закончите вести окружность на востоке, тем самым завершив круг по центру пентаграммы.
Вызывание архангелов
Стоя лицом на восток, вытяните руки в стороны и представьте себя большим черным крестом, в точке пересечения которого цветет большая красная роза. После визуализации этого образа, при произнесении вибрации, состоящей из имен архангелов, представляйте их возвышающиеся фигуры в человеческом облике (места их расположения заданы в тексте).
Проговорите их имена на иврите, энергично вибрируя:
Передо мной РАФАИЛ,
Позади ГАВРИИЛ,
По правую руку МИХАИЛ,
По левую руку УРИИЛ.
Вокруг меня пылающая пентаграмма, Надо мной сияет шестиконечная звезда.
Сияющую шестиконечную звезду также называют гексаграммой и ее представляют окрашенной в желтый цвет (см. рис. 5).
Рис. 5. Гексаграмма (звезда Давида, шестиконечная звезда)
Повторный каббалистический крест
Затем повторите каббалистический крест.
Молитва освобождения (завершение ритуала)
Молитва освобождения не является каким‑то одним определенным текстом. Отчасти она может быть ориентирована на содержание предшествующего ей ритуала. Поэтому здесь мы предлагаем такой вариант, который можно часто применять на практике:
Сим освобождаю я все существа и энергии, сдерживаемые этим ритуалом. Идите на свободу! Да будет мир между вами и мной!
Примечания и пояснения к Малому защитному ритуалу пентаграммы
Создание каббалистического креста
Для создания каббалистического креста чертим рукой воображаемый белый сияющий луч сверху через голову в туловище, потом через солнечное сплетение вниз к ступням ног и от правого к левому плечу так, чтобы все тело пронизывал сияющий крест.
В христианской традиции проговариваемая при этом фраза (которая чаще всего произносится не на ее исходном языке иврите) – «Отче наш». Несмотря на использование христианской и иудейской символики, действенность Малого защитного ритуала пентаграммы не обязательно нужно связывать с еврейской или христианской религией. Этот ритуал проводят и новоязычники, и атеисты, и последователи других религий, если они ориентируются на классическую герметическую традицию.
Создание пентаграммы и креста
Под созданием символов имеется в виду начертание их в воздухе. Оно осуществляется по направлениям, изображенным на рис. 4. Маг чертит символ перед собой на высоте приблизительно одного метра. Рекомендуется согласовать движения с ритмом дыхания: восходящая линия – на вдохе, нисходящая – на выдохе, горизонтальная линия – задержка дыхания. Во время создания пентаграммы и креста вы представляете себе, как из руки, совершающей движения, вырывается энергия, имеющая бело‑голубой, серебряный или красный оттенок; пентаграмма и крест, сияя, остаются во внутреннем пространстве. Могут пройти месяцы и годы практики, прежде чем вы обретете способность различать эти символы физическим зрением. Но это вовсе не означает, что до того момента символы будут недейственными. Напротив, традиция говорит здесь о «магическом восприятии», для развития которого большинству людей нужно постоянно выполнять соответствующие упражнения.
Вибрация имени Бога должна быть такой энергичной, чтобы вибрировало все ваше тело. В старинных текстах говорится, что «стены храма должны сотрясаться». И дело здесь не в громкости! Для создания звукового образа необходимо, чтобы имена Бога, произносимые по направлению к каждой части света, достигали края вселенной и пронизывали ее.
Из‑за внешних обстоятельств может случиться так, что маг будет вынужден очень тихо или почти беззвучно проговаривать фразы Малого защитного ритуала пентаграммы. Но решающим фактором является, как было уже сказано, не акустическая громкость, а напряжение.
Фразы на иврите способствуют достижению транса. Судя по опыту, благодаря особенности звучания ивритских слов это происходит значительно быстрее и эффективнее, чем при использовании тех же самых фраз в переводе.
Вызывание архангелов
Имена архангелов следует так же, как и имена Бога, протяжно вибрировать. В этом случае также «стены храма должны сотрясаться».
Образы некоторых архангелов, одновременно выполняющих функцию повелителей основных стихий, ориентированы на следующие иконографические принципы.
Рафаил стоит на востоке и повелевает стихией Воздуха. Он носит желтое одеяние и держит в руках жезл и сосуд с целебным бальзамом. При вызывании этого архангела маг представляет, что ему в лицо дует легкий ветерок с востока.
Гавриил стоит на западе и повелевает стихией Воды. На нем синие одеяния, и в руках у него чаша; он стоит окруженный чистым струящимся водопадом. Вызывая его, маг представляет, как за ним плещется вода, и чувствует влагу.
Михаил (также произносится как Микаэль) стоит на юге. Он повелитель Огня. Он носит багряно‑красное одеяние, в руках у него пылающий меч. На юге, то есть по правую руку от себя, маг представляет жар огня.
Уриил (также известен как Ауриэль) стоит на севере и является повелителем стихии Земли. Он носит одеяние коричневых или оливково‑зеленых оттенков (цвета Земли), в руке у него сноп колосьев, и стоит он в центре пшеничного поля либо на пентакле. На севере, по левую руку, маг представляет земную твердь.
Как уже говорилось, гексаграмма, парящая над головой мага, визуализируется в золотом цвете. Размер ее не предписывается, только рекомендуется ради простоты. При проведении группового ритуала следует предварительно оговорить этот момент.
Обратите внимание на то, что все эти элементы Малого защитного ритуала пентаграммы выполняются одновременно! Одновременно маг создает пентаграмму и круг, слышит вибрирующие имена Бога; одновременно сам является большим черным крестом с красной розой; одновременно видит, чувствует и ощущает архангелов и энергию стихий. Получается, что этот скромный ритуал на деле представляет собой настоящую энциклопедию герметической магической символики, и при этом он требует от мага хорошего владения искусством визуализации и создания образов силой воображения. Однако речь идет не о том, что так хорошо знакомо нам – детям индустриального общества, ориентированного на успешность, – не о том, чтобы стремиться к идеалу, в котором все составляющие Малого защитного ритуала пентаграммы будут выполняться в совершенстве. Понятие «совершенство» подразумевает, что любое дальнейшее усовершенствование или улучшение исключается, – это нечто мертвое, лишенное души. Так же как в случае с утопией, к нему стремятся, но лишь как к недостижимому в реальности и все же желанному состоянию. Согласно символической логике, это означает, что процесс никогда не будет завершен, он всегда продолжается. В этом мы можем увидеть и формулу бессмертия.
Поэтому начинающим магам важно знать: нельзя унывать из‑за ошибок! Как мы уже говорили, символы и картины текучи и изменчивы, и как раз это наделяет их силой. Маг не должен позволить себе стать жертвой соблазнов счетчика с его конечной бренностью, разрушающей все Целое!
Повторный каббалистический крест
К повторному каббалистическому кресту относится все сказанное в предыдущих примечаниях.
Молитва освобождения и благодарственная молитва
Заключительная молитва освобождения и благодарности выполняет две функции. Во‑первых, она представляет собой своего рода «тонкоматериальное гигиеническое мероприятие», сутью которого является освобождение от всех привлеченных церемонией сущностей (духовная модель), сил и энергий (энергетическая модель), отвлекающих мыслей, ассоциаций и чувств (психологическая модель) или нежелательного «белого шума» в информативном потоке (информационная модель).
Во‑вторых, эта молитва служит сигналом или запуском возвращения в повседневное состояние. Также она препятствует тому, чтобы маг вне церемониально‑магического события оставался обремененным факторами, имеющими хождение только в магическом мире символов. Говоря простым языком, с ее помощью можно противостоять одержимости и «сумасшествию».
Тем, кто хотел бы подробнее изучить упоминаемую здесь символику и ее исторические и магические взаимосвязи, рекомендуем обратиться к дополнительной литературе.
Рассмотрев базовую практику Малого защитного ритуала пентаграммы, перейдем к ритуалу Меркурия, относящегося к магии денег.
Глава 2. Ритуал Меркурия
Подготовку к ритуалу Меркурия мы советуем начинать с сооружения храма. Приступить к этому лучше за некоторое время до запланированной даты ритуала. Прежде чем вы сможете эффективно работать с принципом Меркурия, вам нужно хорошо с ним освоиться. Это является рационально‑когнитивным аспектом работы. На интуитивно‑символическом логическом уровне освоиться означает не только понять умом принцип Меркурия, но и в полной мере усвоить его связь с деньгами.
Приятно отметить, что в этом методе нет места напряженному труду, излишнему усердию, жесткой дисциплине или сухой теории. Меркурию, отвечающему за интеллектуальную деятельность, свойственно любопытство, внимание ко всему доселе неизвестному, склонность к шутке и юмору, а также прочим проявлениям стихии Воздуха. Доля легкомыслия здесь также присутствует. Педантичная основательность – не его конек, за это отвечают Сатурн и стихия Земли, зато Меркурий проворен. Быстрое передвижение по самым разным областям знаний, а также способность распознавать все на первый взгляд не связанное друг с другом. Это умение устанавливать связи, которые с ходу очевидны лишь бодрствующему подвижному духу, тогда как земные умы, занятые стабильностью и долговечностью, вынуждены в подобном случае работать кропотливо и с приложением больших усилий. Кто ищет «глубины» или «понимания вечных истин», тот ошибется адресом, обратившись к Меркурию, и более того, едва ли кто‑нибудь из этих людей сможет по‑настоящему оценить сильные стороны Меркурия.
Работа с Меркурием не исключает изучения Целого. Иными словами, того, кто слишком строго придерживается твердых, даже закосневших правил, принцип Меркурия может удивить новыми знаниями, прежде всего духовно‑интеллектуальной подвижностью; он способен придать процессам большую легкость и уже только благодаря этому помочь осилить многие кажущиеся поначалу непреодолимыми препятствия. И напротив, излишек меркурианского компенсируется соразмерным проявлением земного и сатурнианского потенциала, свойственного любому человеку, и укрепляется более стабильными структурами.
Для действенности традиционной символической логики (мы находимся пока в преддверии ритуала) следует уже на подготовительном этапе позаботиться об интеграции числа 8, соотносящегося с Меркурием. Что это может собой представлять, демонстрируют приведенные ниже примеры.
Если вы беретесь за чтение антологии юмористических рассказов или сборника анекдотов, за один прием вы будете читать только восемь эпизодов, восемь страниц или, может быть, абзацев. Если вы хотите прочитать больше, не нужно отказывать себе в этом. Сделайте небольшую паузу, чтобы поразмыслить, прежде чем вы возьметесь за следующую восьмерку.
Можно заняться исследованием истории слова «восемь», используя этимологический словарь или ища информацию в Интернете.
К ритуалу инвокации относится соответствующий текст, чаще всего его называют гимном. Всегда предпочтительнее сочинять текст самим – это делает его более индивидуальным. В таком гимне вы сами можете разработать ключевые моменты, и вам не нужно будет мучиться с чужими языковыми шероховатостями и непонятными формулировками. Только от вас зависит, будете вы соблюдать рифму или нет. Конечно, у рифмы есть некоторые преимущества, и рифмованные тексты проще запоминаются. Но постарайтесь избежать малейшей претензии на перфекционизм, который просто собьет вас с толку. Вам не нужно завоевывать какие‑либо литературные награды, рекомендуется хранить этот текст только для себя, чтобы он не оказался обесценен непониманием или критикой посторонних. Ваша рифма неровна? Это не проблема. Намного важнее, что вы используете верную символику. Пусть даже она проявляется только в том, что ваш гимн поделен на восемь строф, состоит из восьми строк или что‑нибудь еще в том же роде.
С Меркурием соотносится оранжевый цвет. Если вы хотите, можно каждый день за восемь дней до ритуала зажигать по одной оранжевой свече. Можно носить на себе какой‑нибудь предмет оранжевого цвета; он не обязательно должен бросаться в глаза окружающим.
Конечно же, для магии денег важно ваше отношение к деньгам как к таковым. Чуть позже мы дадим вам рекомендации, как вы можете воплощать это в повседневной жизни – не важно, будете ли вы при этом заниматься ритуалами или предпочтете произвольную форму действий и «техники пустой руки». Забегая вперед, предупредим, что на подготовительной стадии к ритуалу Меркурия полезно и эффективно практиковать усиленное восприятие ощущений, связанных с деньгами. Это понимается дословно: относитесь к деньгам не как к чему‑то просто заменяющему другие ценности, а постарайтесь принять их как чувственный феномен. Для этого внимательно рассмотрите банкноты, сравните валюты различных стран, прислушайтесь, как звучит звон падающих монет и шелестят бумажные деньги, почувствуйте их на ощупь. В чем же смысл такого метода, который напоминает скорее психологическое упражнение, чем магический ритуал?
Ответ на этот вопрос одновременно и сложен, и прост. Каждый ритуал в немалой степени представляет собой нечто типа «магической махинации», и чем лучше и основательнее она подготовлена, тем больше шансов на успех. Это связано с концентрацией, а точнее с «заостренностью», которая всегда играет большую роль в практической магии.
Наш анализ будет немного обстоятельнее, если мы представим себе, что в этом случае имеем дело с двусложной формой абстракции.
Во‑первых, мы решились провести магический ритуал, то есть целенаправленно использовать символы и структуры, которые, кажется, не имеют никакой очевидной связи с целью нашей работы. Для начала нам нужно кое‑что узнать о стихии Воздуха и Меркурии и вкупе с этим изучить природу денег, чтобы вообще понять, как одно связано с другим. Решающим фактором является то, что сам процесс получения денег подвергается абстрагированию. Ведь мы хотим организовать рост финансов не посредством выполнения определенной работы, не путем предпринимательской деятельности или обмена, а с помощью символической драмы, то есть ритуала. Конечно же, финансовый рост может проявляться вполне традиционными способами: заключением сделок, получением рабочих заказов и т. д. Но это будет играть второстепенную роль. Первостепенной будет обладать символическое действие. Мы работаем опосредованно, и именно это есть определение абстракции.
Во‑вторых, давайте, точно так же абстрагируясь, коснемся темы денег вне непосредственного ритуального контекста. Чувственно воспринимать деньги, осязать их, даже гладить или использовать в качестве декоративного элемента, при этом не думая об их меновой или покупной ценности, не является повседневной практикой современного человека. Однако при таком отношении преобладающий в обществе абстрактный характер денег оспаривается и отрицается, потому что мы обращаемся с ними как с любым другим предметом. Мы отказываемся рассматривать деньги только как средство достижения цели. И тем самым мы освобождаем их от самых различных ассоциаций и эмоций, таких как надежда, страх, ожидание разрешения проблемы, угнетенность. Говоря языком магии, деньги теряют своих «демонов» и всяческий «астральный мусор», снова обретают маневренность и свободное пространство. При этом неважно, подразумеваются ли под «демонами» (если мы, например, ассоциируем их с нашими финансовыми страхами) проблемы самих денег как таковых или трудности, возникающие у нас с ними.
Разумеется, что сами по себе деньги не в состоянии обеспечить нам душевный комфорт. Старая поговорка «не в деньгах счастье» совершенно верна. При этом, к сожалению, люди часто забывают, что деньги (и их недостаток) точно так же не в состоянии сделать нас несчастными! Это отличие между «субъективными» и «объективными» силами не встречается в традиционной магии. Там все воспринимается как одна целая взаимосвязь и рассматривается на практике только в таком контексте. Логически отсюда вытекает формулировка, уже неоднократно приводимая выше: «Не позволим деньгам портить нам кровь – ведь их не существует!»
Эти рассуждения могут быть полезны, если вы хотите яснее осознать процесс магического ритуала Меркурия и интегрировать его в свое индивидуальное мировоззрение. Не следует, правда, чересчур долго на этом останавливаться, все зависит только от ваших предпочтений и антипатий, вашей потребности в теоретической базе и собственной практики.
Теперь обратимся к проведению ритуала. Далее вы найдете ряд предложений, рекомендации по выбору аксессуаров, фимиамов и т. п. Только от вас зависит, насколько щедро вы оформите ваш ритуал. Следуя основному правилу прагматической магии: «Главное, чтобы это работало!» – значение имеет только достижение желаемого эффекта.
Судить об этом заранее начинающему магу, конечно же, достаточно тяжело. Здесь могла бы пригодиться следующая рекомендация: в случае, если вас одолевают сомнения, лучше приложить больше усилий. Опытный же маг наверняка попытается разработать свой собственный ритуальный стиль и поэкспериментирует с разными советами, но при этом, как любой специалист своего дела, будет работать над развитием чувства меры.
Расположите алтарь посередине храма. Данный ритуал работает с окружностью, при этом алтарь представляет собой центр действа. В то же время для мага он служит своего рода «пультом управления». Там он держит наготове свои инструменты, с помощью света и благовоний управляет атмосферой помещения и выполняет разные магические операции, например запуск талисмана, вопрошание оракула или жертвенные подношения.
Если вы работаете в закрытом помещении (комнате), прежде всего занавесьте все окна. Дневной свет, как бы мы его ни ценили, разрушает эффект, создаваемый светом свечей и тлением благовоний, а это очень нежелательно в подобной работе.
Если же вы хотите работать под открытым небом, прошу вас не забывать обо всем сказанном здесь на тему покоя. Пока вы не располагаете собственным участком земли, рекомендуется, насколько возможно, избегать общественных мест. Для того, кто, невзирая на запрет, будет разводить костер, не должно стать неожиданностью, если егерь или полицейские положат печальный конец его занятию, которое может завершиться совсем не меркурианской ночью в камере. А если вы используете благовония, у полиции сразу может возникнуть подозрение о незаконном хранении наркотиков со всеми вытекающими отсюда последствиями. Здесь весьма уместна исламская пословица: «Доверься аллаху, но сначала привяжи верблюда». Начинающему магу, если он работает на природе, поначалу рекомендуется делать это в темноте. Опытным магам уже известны собственные предпочтения.
В зависимости от состояния ритуального помещения, а также от свободного времени и толщины кошелька можно украсить храм с использованием оранжевых меркурианских оттенков. Мне знакомы некоторые радикальные маги, которые месяцами кропотливо отделывают храмовое помещение в полном соответствии с символикой. Они красят стены, отделывают пол покрытием правильной символической окраски и размещают мифологические картины и символы. Ничего из этого не нужно делать в обязательном порядке, но, с другой стороны, подобная увлеченность Великой Работой в любом случае заслуживает глубокого уважения. Вопрос, влекут ли за собой такие большие затраты энергии повышение действенности ритуала, остается открытым. Это можно выяснить только опытным путем.
И здесь снова доминирует число 8. Например, можно зажечь восемь оранжевых свечей. Также мы советуем приобрести восьмиугольное блюдо из латуни – металла Меркурия. Поставьте это блюдо на алтаре. Если у вас есть энциклопедия, состоящая из восьми томов – выкладывайте ее немедленно! Словари, книги по ораторскому мастерству, сборники цитат, библиотеки – все это очень подходящие для Меркурия декорации. Если у вас есть возможность работать в настоящем библиотечном зале, его обстановка наверняка бы была оптимальной для ритуала.
Картины‑подделки или копии, как и любые другие всевозможные имитации, самым явным образом связаны с Меркурием как с богом торговцев и воров! Если вы из последнего путешествия по Азии привезли «настоящие» фирменные часы, можете сделать их одной из декораций при условии, что они не оскорбляют ваших эстетических чувств. Торговцы и воры уже были упомянуты. Кроме того, Меркурий является покровителем шарлатанов, фокусников и шутов, обманщиков и фальшивомонетчиков. Это, конечно, не значит, что вам нужно стать мошенником, прежде чем приступить к магической работе. Но все схожие ассоциации могут послужить вспомогательным средством для достижения транса.
Камень, традиционно связанный с Меркурием, – это опал. Из благовоний предпочтение отдается мастике и шалфею.
Жертвоприношения состоят чаще всего из продуктов и напитков. Само слово «жертвоприношение» в данном случае не связно с идеей уничтожения или отречения, более точно действо можно было бы обозначить «священное подношение». Во время проведения ритуала и совершения инвокации жертвы преподносятся по правилам церемониальной магии и после поедаются, как и причастие на христианской мессе. Как и всюду, здесь существуют предпочтения: для Меркурия наилучшими дарами будут рыба и белое вино. В любом случае блюда должны быть легкими, крепкие алкогольные напитки не рекомендуются либо их количество должно быть невелико. Решение остается за самим магом.
Если вы хотите подобрать музыкальное сопровождение ритуала, мы посоветовали бы выбрать быстрые легкие произведения. Хорошо подходят речитативы (рэп, хип‑хоп).
Что касается магического оружия и инструментов, то в церемониальной магии под «оружием» имеется в виду магический инструментарий, изготовление и освящение которого представляет собой отдельное направление. Большинство из этих предметов символизируют принципы стихии, волю, познание и т. п. В качестве оружия, то есть в нападающих или оборонительных целях, их, как правило, в ход не пускают. Герметическая традиция выбирает жезл, чашу, меч и пентакль, уже знакомые нам по картам Таро; пентакль соответствует масти Монет. К ним, согласно традиционному учению, добавляется дополнительный инструментарий, который в данный момент не представляет для нас особого интереса. В любом случае, начинающий маг редко располагает полным набором магических атрибутов, что для начального этапа, впрочем, не так важно.
Мы предлагаем вам здесь, как и в ритуале пентаграммы, работать с кинжалом или использовать вместо него вытянутые указательный и средний пальцы. Опытный маг может при желании воспользоваться своим снаряжением.
Меркурий отвечает за неожиданные сюрпризы, поэтому при проведении групповых ритуалов рекомендуется включить в сценарий подобные элементы. Этим, конечно же, должен заниматься сам ведущий ритуала. Очень действенно применение пироксилина («гремучая вата»), который можно приобрести в магазинах смешных подарков. Зажженный в подходящий момент и без предупреждения, он может произвести сильный эффект. Если же вы не очень хорошо владеете техникой обращения с ним, разумеется, было бы неплохо предварительно потренироваться. В нашем случае – исходя из принципа «чем меньше, тем лучше» – и такой драматический элемент не является обязательным.
Перейдем непосредственно к ритуалу. Подразумевается, что ритуалы, проводимые с одним или несколькими партнерами, требуют немного другой координации, чем индивидуальные. В последнем случае все находится только в ваших руках, в парной же работе рекомендуется выбрать ведущего, иначе все действо, усугубленное состоянием транса, может легко разладиться. А ритуал требует контроля и структуры.
Едва ли вас удивит, что наш ритуал будет делиться на восемь частей. Рассмотрим их по отдельности.
Подготовка
В зависимости от того, работаете ли в одиночку или в группе, предшествующая ритуалу подготовка может принять форму размышлений об интеллекте и языке, содержать такие элементы, как решение математических задач и разгадывание головоломок, либо представлять собой дискуссию на философскую или другую спорную тему. Продолжительность подготовительного этапа должна быть оговорена заранее. Рекомендуемая длительность – приблизительно от четверти часа до получаса.
Малый защитный ритуал пентаграммы
Предварительная защита, устанавливаемая с помощью Малого защитного ритуала пентаграммы, служит как для «заземления» мага, так и для концентрации его ресурсов. В остальном, проводя ритуал, следует учесть все, о чем говорилось ранее в этой главе.
Призыв Меркурия
Инвокация может принимать различные формы. Чаще всего вызывание проговаривается или поется. Один из самых простых и при этом самых эффективных методов инвокации – танец. Для этого не требуется предпринимать каких‑либо сложных действий. Так, например, будет вполне достаточно быстрыми шагами обойти алтарь восемь раз против часовой стрелки (это призывающее направление, освобождающее совершается по часовой стрелке).
Все остальное складывается из устройства храма, темперамента участника или участников, количества времени и других подобных факторов.
Текст призыва (гимн) в идеале сочиняется самостоятельно. Оставьте в стороне свои поэтические амбиции. Простые, сокращенные до самой сути формулировки более приемлемы. Если же вы хотите включить в ритуал уже готовый, испытанный на практике текст, то можете использовать предлагаемый гимн.
Гимн Меркурию
Дух высокий интеллекта,
Пересмешник – друг воров,
Нам даешь за знание знание,
Игры разума и слов.
Ищут у тебя веками
Быстрой мудрости урок
Шарлатан, мыслитель, маги,
Ритуал верша в залог.
Ты с лукавою усмешкой
Отдаешь, что взял легко.
Серебра сверкнула вспышка –
И пропала далеко.
Одари меня ученьем,
Как мне жить и как мне быть,
Где искать мое богатство,
Где мне склеить, где разбить.
Если вы не хотите заучивать текст гимна наизусть или импровизировать, позаботьтесь о достаточном освещении, чтобы иметь возможность прочитать текст вслух. Это указание вы можете счесть банальным, но практика показывает, что этот момент часто упускается.
Начинающих всегда удивляет, что трансы крайне редко приходят внезапно, подобно вспышке. Очень часто человек пребывает в трансе, сам того не замечая, тогда как опытным практикам сразу понятно, когда наступает транс. Если вы почувствовали, что ваше настроение явно изменилось, это может быть признаком того, что близится транс. Часто он сопровождается изменением восприятия, появлением психокинетических эффектов, вибрирования или дрожи, немного реже возникают внешние эффекты, стуки или световые явления.
Не допустите типичной ошибки начинающих, утомляя себя попытками однозначно ответить на вопрос, в трансе вы уже или еще нет! Как уже говорилось, в большинстве случаев человек даже не осознает состояния транса, и как бы ни был важен транс для ритуала, он все равно является только вспомогательным средством. Было бы неверно переоценивать его роль.
Концентрация меркуриальной силы
После завершения этапа инвокации маг заботится об объединении вызванных сил. Чаще всего это можно сделать путем краткой, но интенсивной медитации. Маги, знакомые с восточной традицией, могут читать соответствующие мантры. Все это является подготовкой к следующему этапу.
Работа с энергией Меркурия
Этот пункт является центральной частью всего ритуала. Если ваша попытка достичь транса была удачной, эта фаза может стать еще и самой непредсказуемой. Маг теперь сам превратился в Меркурия, его человеческое «Я» отступило и пребывает в покое. Теперь божество владеет его телом и духом и поступает, как ему хочется и как ему свойственно.
Конечно же, это не значит, что с этого момента все будет протекать совершенно бесконтрольно. Вот почему мы уделили столько внимания структурированию ритуала и его предварительному планированию. Так, например, если на этом этапе должен происходить запуск талисмана, то его необходимо провести. Конечно, не всегда все будет протекать именно так, как себе это представлял или задумывал маг. Нередко подобные кульминационные моменты сопровождаются самыми странными происшествиями. Так, например, совсем не редкость, что во время ритуала Сатурна в деревне внезапно раздается погребальный звон, в ходе ритуала Марса вдали раздаются залпы орудий, а ритуалу Юпитера сопутствуют громовые раскаты посреди ясного неба. Обычного человека это может испугать, а для искушенного мага это признак того, что он находится на верном пути, потому что символика несомненно соответствует и даже проявляет себя в физическом мире. Таким образом, нет причин для беспокойства, даже если подобные происшествия покажутся новичку странными. С другой стороны, вы не должны лихорадочно ожидать подобных событий!
Ввиду того что мы имеем дело с символическим действом, предварительно обозначенная цель ритуала должна быть проявлена в символической форме. Например, это может произойти просто вследствие того, что маг, воплощая в себе Меркурия, приложит ладонь к выбранному предмету и тем самым перенесет на него свою энергию. Так вы изготовите простой талисман. Точно так же может происходить вопрошание оракула (например, карты Таро), чтобы точнее установить исход запланированного предприятия. Для «внутреннего голоса» здесь также предоставляется возможность проявить себя и дать магу полезные указания. Часто работа в трансе высвобождает интуицию, так что вас сплошным потоком осеняют ценные идеи!
К основной части ритуала относится также поедание жертвенных даров. Если ритуал проводится несколькими людьми, именно этот момент подходит для разговоров в непринужденной произвольной форме, что как раз очень типично для Меркурия. Они могут быть совершенно нелепыми и смешными, что‑то можно записывать; также нужно учесть, что на этой ступени возможны внеплановые элементы ритуала.
Немного погодя кульминация спадет. Когда это произойдет, невозможно рассчитать точно, любые даже приблизительные оценки неуместны. Зато мы можем без тени сомнений определить момент, когда происходит переход к следующему этапу ритуала.
Благодарственная молитва и прощание
Эту ступень нельзя путать с предстоящей молитвой освобождения! Здесь речь идет лишь о том, чтобы выразить благодарность, признательность или верность союзу и дружбе. Это очень личное событие, не требующее предписаний. Только от конкретной ситуации зависит, произнесет ли маг пару слов благодарности, погрузится ли в молчание, попрощается с улыбкой либо махнет рукой. Пока происходящее вписывается в логическую схему символики, вы имеете полную свободу действий.
Малый защитный ритуал пентаграммы
Анимистическая или духовная магическая модель предполагает, что любая магическая операция, совершаемая человеком, притягивает бесплотных духов, подобно свече, привлекающей ночных бабочек. Поэтому этот ритуал также завершается защитным ритуалом пентаграммы, чтобы оградить вас от таких сущностей, не всегда безвредных.
В психологической модели главным образом рассматривается замыкание круга, что дает психике сигнал об окончании операции. С точки зрения энергетической модели, привлеченные силы снова выпускаются на волю, так как они больше не нужны нам для совершения магической операции и поэтому становятся излишними. Точно так же отражаются нежелательные или потенциально опасные энергии.
В информационной модели этот процесс рассматривается как своего рода заключительная обработка параметров и вариантов, установленных еще в начале ритуала. В результате информационная структура, возникшая благодаря ритуалу, усовершенствуется, а нежелательная потеря данных предотвращается, поскольку закрываются случайные бреши.
Молитва освобождения
Догматического текста молитвы освобождения традиция не предлагает. Маг создает его по своему усмотрению. Формулировка, предложенная ранее, – только один из вариантов, который я использую в своей собственной практике. Вы можете переделать, дополнить или отвергнуть его. Поступайте, как вам больше нравится.
Глава 3. Магия сигилов
К одному из главных исторических достижений магии ХХ века о носится магия сигилов английского художника, писателя и оккультиста Остина Османа Спейра (1886–1956). Он родился в семье рабочих и рано проявил талант к живописи. Уже в начале ХХ века он считался одним из самых многообещающих живописцев Англии. В Первой мировой войне Спейр участвовал как один из двух официальных военных художников. Произведения, созданные им в этот период, до сих пор выставлены в Имперском военном музее Лондона. Утверждают, что именно Спейр позже стал основоположником сюрреализма, но официальная история искусств полностью исключает любые упоминания о нем. Не в последнюю очередь причиной этого стал эксцентричный образ жизни Спейра и его индивидуализм, который вскоре после Первой мировой войны выразился в том, что художник навсегда отвернулся от традиционного искусства и стал вести жизнь забытого всеми чудака.
Как бы то ни было, в мир магии он попал еще в юности. Он рассказывал, что дружил с одной местной колдуньей и ясновидящей, которая и обучила его основам своего мастерства. Он также какое‑то время состоял в организации Кроули «Серебряная Звезда» (А. А.), но не стал его последователем. Сам Кроули пренебрежительно отзывался о нем как о «черном брате».
Большое влияние на магию Спейра оказали теории Зигмунда Фрейда. В результате его по праву можно считать родоначальником психологической магии ХХ века. В связи с этим мы остановимся на магической биографии Спейра подробнее, так как именно в его изысканиях отчетливее всего продемонстрированы основные положения современной магии денег.
Как известно, Фрейд совершил открытие, утверждая, что многие человеческие формы поведения вовсе не основаны исключительно на сознательных решениях и биологических рефлексах, как повсеместно считалось ранее. В своей теории бессознательного он отнес большую часть психической динамики к сфере, упрямо ускользающей от дневного сознания, но оказывающей не менее значимое влияние на жизнь человека. Спейр пошел еще дальше – он пришел к убеждению, что это бессознательное обладает магическими силами, которыми человек может пользоваться, занимаясь магическими практиками.
Так же сильно повлияло на него учение Фрейда о вытеснении. Суть его в том, что вытесненные травмирующие переживания остаются действующими в подсознании и могут проявляться в необъяснимых, то есть рационально не обоснованных, неизбежных формах поведения и неврозах. Поэтому главной задачей фрейдистского психоанализа является осознание этих вытеснений (комплексов) и нейтрализация их.
Отсюда Спейр пошел обратным путем. Он предполагал, что «если вытеснения, возникающие непреднамеренно, могут привести к совершению нежелательных навязчивых действий, то тот же механизм посредством создания организованных вытеснений может приводить в действие магические силы подсознания». Так, если Фрейд считает вытеснение чем‑то нежелательным, от чего обязательно нужно избавляться, Спейр направляет его для достижения магических целей. И хотя общая магия Спейра известна нам лишь фрагментарно, так как в основном он сохранял ее в тайне и разве что иногда давал зашифрованные намеки, этот метод он описал самым подробным образом. Поэтому неудивительно, что современная магия только по этому труду может оценить гениальность Спейра.
Будучи увлеченным живописцем, который задолго до сюрреалистов экспериментировал с автоматическим письмом, Спейр не сомневался, что цензора, постулированного Фрейдом, фильтрующего и препятствующего любой непосредственной коммуникации между сознательным и бессознательным, можно обойти, прежде всего используя графические символы. И потому его магия сигилов опирается на создание символов такого рода.
В отличие от традиционной магии, существовавшей до него, Спейр не исходит из давно устоявшегося, передаваемого из поколения в поколение набора магических символов и знаков, которым присуща собственная сила. Здесь он проявляет себя человеком современного мира, приверженцем индивидуализма, придающим особое значение тому, что всегда существует некая отдельная личность, в которой и через которую проявляются магические закономерности.
На следующем этапе Спейр окончательно порывает с традицией. Даже если его сигилы изготавливаются индивидуально, они не имеют продолжительного характера. Речь скорее идет об уникальных объектах, которые предназначены только для однократного применения и обретают свою силу отнюдь не благодаря систематично повторяющемуся использованию и передаче по традиционной коллективной линии. У него нет ни установленных формул, ни ритуальных структур, да и ритуалу он не придает значения. Точно так же ему чужда и магическая атрибутика, ссылки на классических авторов и тексты, как и нет связей с какими‑либо закрытыми группами и обществами.
В преддверии политического и общественного коллективизма, во всем своем размахе проявившегося в тоталитарных системах коммунизма и фашизма (национал‑социализма), такого рода радикальный индивидуалистский подход мог только неприятно удивлять. Современники Спейра не являлись исключением. Только в 70‑е годы ХХ века его произведение было заново открыто и оценено, чтобы в искаженной форме найти свое место главным образом в магии хаоса, возникшей на англоязычном пространстве.
Сигил: что это?
Изначальное значение слова сигил неизвестно. Известны и употребительны скорее слова sigille («вместо печати») или Siegel («печать»). Слово сигил заимствовано в немецкий язык, как нам кажется, из английского, где оно должно было обозначать исключительно сигилы, сделанные по методу Спейра. Это предположение позволит избежать недоразумений, так как магия сигилов по Спейру фундаментально отличается от сигилов Агриппы или общей герметики. Под сигилом понимается графическое символическое изображение магического волеизъявления, которое после его создания нужно «запустить», то есть активировать его действие.
Существуют различные методы изготовления таких сигилов. Но мы хотели бы хорошо разобраться только с описанным самим Спейром словесным методом. Создание любого сигила начинается с формулировки магического волеизъявления. На эту тему Спейр высказывается довольно скупо. Но мы можем сделать заключение, зная, что в то время, когда он творил, был популярен метод лечения самовнушением по Куэ, предшественнику позитивистского внушения. Правильность этих выводов снова и снова подтверждается на практике.
Следовательно, волеизъявление нужно формулировать только в позитивном ключе, иначе маг подвергается опасности перегрузить подсознание негативными формулировками и тем самым спровоцировать конфликты, которые могут привести к полностью противоположному результату. Избегайте при разработке волеизъявления таких слов как нет, не или никогда. Если ваша цель – не осуществить что‑либо, а помешать чему‑то нежелательному, также необходимо придерживаться положительных формулировок.
Если бессознательное является, по мнению Спейра (так же как и в целом психологической магии), местом пребывания всех магических сил, это не значит, что его автоматически следует считать всемогущим. Здесь кроется особенное коварство любого магического действа. Конечно же, маг отрицает состояние потери сознания как метод, иначе он не посвятил бы себя занятию магией. Но если отказ от потери сознания и является важным условием, чтобы ступить на путь магии, ограниченность магической досягаемости не отменяется! Другими словами, не превышайте свои полномочия. Кто создает и активирует сигил «для мира во всем мире» либо надеется, что сможет при помощи сигила предотвратить глобальные изменения климата, не должен удивляться неудаче.
Конечно, человек в состоянии достичь намного больше, чем он предполагает. Но это не значит, что он становится всемогущим. Определение собственных магических пределов нередко своего рода хождение по краю, которое требует уверенного чутья и умения определить, где заканчивается этот предел действия и начинаются незаконные притязания на потустороннее. Желание установить такой предел для каждого отдельного человека было бы таким бы самонадеянным и чуждым магии Остина Османа Спейра, как если бы некие морально‑этические или религиозные нормы предписывали магу, работающему с сигилами, его действия. Сам Спейр поступал совсем аморально, потому‑то позже его и отвергал Кроули. С каким бы упоением ни характеризовала английская желтая пресса Кроули «самым испорченным человеком», он был, главным образом, не адептом магии успеха, но представителем своего цеха, в высшей степени обеспокоенным религиозными и мистическими целями; он поддерживал своеобразное, но зато вполне жесткое представление о морали, с которым, однако, достаточно фривольно обходился.
Таким образом, если только опыт сможет показать, что вы способны сделать с помощью магии сигилов, то и во всем, что касается моральных и этических границ ваших действий, опыт будет единственным учителем, к которому вам следует прислушиваться.
И мы обращаемся здесь к магии сигилов только как к чистой технике и предоставляем читателю решать самому, как и в каких целях он будет ее применять.
Напишите ваше волеизъявление на листе бумаги заглавными буквами. Потом вычеркните все повторяющиеся буквы, так, чтобы каждая встречалась только единожды. У вас получится сокращенный буквенный каркас, который будет совершенно непонятен при чтении. И именно этого эффекта, как мы увидим позднее, нужно будет добиться. Ниже вы найдете несколько примеров этого метода, наглядно иллюстрирующих процесс.
Оставшиеся буквы образуют элементы графического сигила. Их вы можете скомпоновать очень просто, графически соединив между собой. В любом случае рекомендуется образовавшиеся графические символы еще больше упростить, абстрагировать. Цель действий – спроецировать в подсознание графическое воплощение вашего волеизъявления, причем минуя психическую цензуру – поэтому оно должно быть максимально абстрактным.
Это можно сравнить с операцией, направленной против политической цензуры в диктаторских государствах. Карл Краус однажды сказал: «Шутка, которую понял цензор, заслуживает запрета». Так же и в готовом сигиле ничто не должно напоминать об исходной формулировке волеизъявления. Суть состоит именно в том, чтобы избежать любой схожести, символической ассоциации или любого сознательного толкования.
Мы хотели бы продемонстрировать это на одном примере. Наше волеизъявление звучит следующим образом:
ICH WILL DIESES JAHR SEHR VIEL GELD VERDIENEN[2]
Теперь, как уже описывалось, мы вычеркиваем все повторяющиеся буквы:
ICH WILL DIESES JAHR SEHR VIEL GELD VERDIENEN
Получаем остаток:
ICHWLDESJARVGN
На рисунке 6 показан основной сигил, получившийся в результате слияния букв, и его дальнейшее абстрагирование. При этом следует обратить внимание на то, что не существует правильных и неправильных вариантов сигилов. Решение принимаете только вы. Здесь также опыт будет для вас лучшим наставником. Каждый сигил, который вы создадите в ходе вашей практики в области магии сигилов, будет отличаться от других. Для наглядности приведем второй пример. На этот раз волеизъявление звучит следующим образом:
Рис. 6
ICH WERDE DIESES JAHR IM LOTTO GEWINNEN[3]
Опять удаляются все лишние буквы:
ICH WERDE DIESES JAHR IM LOTTO GEWINNEN
ICHWERDSJAHMLOTGN
На рисунке 7 вы видите, как мы уже на первом этапе очень близко подошли к конечному варианту сигила.
Рис. 7
Готовый сигил вам нужно нарисовать на отдельном листе бумаги такого размера, чтобы вы могли хорошо различать изображение на расстоянии вытянутой руки.
Активация сигила
Активировать, или «запускать», сигил можно разными способами. На этот счет Спейр не дает подробных объяснений. Разработка всевозможных форм активации опытным путем выпала на долю последующих поколений магов.
Сначала определим основные принципы активации, это позволит вам приступить к собственным экспериментам и исследованиям. Ведь в случае возникновения сомнений магия сигилов рекомендует как можно больше работать индивидуально.
Как мы уже поняли, самое важное – успешно миновать постулированного Фрейдом цензора, чтобы «вживить» в подсознание наши закодированные поручения. Само создание сигила уже является обходным маневром против цензора, но это еще не все.
Сигил должен активироваться в состоянии, при котором барьер между сознанием и подсознанием либо ослабляется, либо полностью снимается. Это состояние можно уподобить магическому трансу, но в таком случае стоит иметь в виду, что предпочтительнее работать с трансами, возникающими в результате возбуждения. Это связано с тем, что сразу после запуска сигила сама операция должна быть забыта. Подробно мы объясним это ниже.
Транса возбуждения можно достичь различными практиками. Прежде всего среди них можно выделить следующие: выполнение энергичных, максимально ритмичных движений, непременно под музыкальное сопровождение (если музыка медленная, чаще всего транс возбуждения переходит в транс успокоения), гипервентиляция (быстрое дыхание, его рекомендуется выполнять, только имея опыт таких упражнений), задержка воздуха до момента, пока это можно терпеть (необходимо соблюдать осторожность при наличии жалоб на работу сердца и заболеваний дыхательных органов), сексуальное возбуждение вплоть до наступления оргазма.
По существу, активация сигила происходит в кульминации возбужденного состояния. Начерченный сигил должен находиться перед глазами, вы должны его хорошо видеть, чтобы при достижении кульминации резко закрыть глаза и немедленно спрятать сигил (например, смяв бумагу) так, чтобы потом он больше никогда не попадался вам на глаза. Последний пункт очень важен!
Правильная, эффективная активация сигила всегда завершается его забыванием.
В связи с тем что в магии сигилов постулируется акт контролируемого психического вытеснения, большое значение придается тому, что сознание и цензор никогда не смогут корректировать саму операцию или иным способом повредить ей. Поэтому опытный маг, практикующий магию сигилов, постарается намеренно забыть не только сам сигил, но и, насколько это возможно, всю магическую операцию. В этом случае запись о ней заносится в магический дневник, но в закодированной или скрытой форме, чтобы не спровоцировать (особенно если действие сигила будет долговременным) нежелательного повторного осознания, так как последнее может нанести ощутимый вред еще не завершенному процессу. Когда операция по запуску сигила достигла желаемой цели, эти ограничения, конечно же, отменяются.
Для начинающих именно забывание может представлять самый сложный этап всей магической операции. Тому, у кого еще нет определенного навыка не только управления памятью – способности намеренно забывать об определенных вещах, безусловно, придется хорошо потрудиться вначале. Но благодаря некоторым хитростям можно значительно упростить и облегчить этот процесс.
Одна из возможностей – произвольное и резкое отвлечение, которое следует произвести сразу после активации сигила. Оно может выражаться в разных формах: быстрая смена темы или скачок мыслей, движения (например, внезапный прыжок, рывок в бег или падение) или излюбленная техника магии хаоса – защитный смех.
Поначалу защитный смех будет восприниматься как что‑то неестественное, так как мы не привыкли разражаться смехом по команде. Однако это не умаляет его эффективности. Пусть даже на первых порах такой смех кажется искусственным, своей моторикой он возвращает человека к имеющемуся у него опыту смеха, успешно достигая тем самым своей цели.
Но почему непременно смех? За этой рекомендацией стоит наблюдение, что человек обычно не может осознанно отслеживать какую‑то мысль, если он смеется от всей души и изо всех сил. При смехе такого качества, с одной стороны, частично отключается сознание, а с другой – в подсознание не проникает ничего нежелательного, так как оно защищено тем самым «бессмысленным» действием – смехом. Условия магической защиты соблюдены, таким образом, в полной мере. Фактически в течение последних тридцати лет существования западной магии смех наилучшим образом зарекомендовал себя как современная форма магической защиты.
Как уже упоминалось, только вы решаете, какой из способов активации вам предпочесть. Вы даже можете испробовать совершенно другой, возможно, еще не существующий способ. Здесь мы приведем только одно замечание по поводу сексуально‑магического запуска (активации) сигила. Как и в случае смеха, мы не привыкли управлять сексуальным экстазом, чтобы наделить его какими‑то функциями. Говоря о сексуальной энергии в магии, мы имеем в виду самую древнюю магическую практику. Она знакома многим культурам, и ее можно найти в самых разных эпохах. Если мы обратимся к учению так называемого леворукого тантризма Индии и Тибета, к китайскому учению о внутренней алхимии, к сексуально‑магическим целительным методам сибирского шаманизма и к менее известным, но имеющим многочисленные документальные подтверждения ответвлениям иудейской и христианской мистики, мы увидим, что эротические и сексуальные состояния с давних пор считались наиболее эффективными.
Сегодня многие маги, практикующие магию сигилов, активируют их принципиально только сексуально‑магическим способом. Дело в том, что они считают этот метод самым быстрым и наиболее эффективным по сравнению со всеми другими. Конечно же, не для каждого человека этот метод окажется таковым, поэтому мы не рекомендуем создавать новый догмат и решили указать на этот метод просто ради создания объективной картины.
Что касается необходимости намеренно забыть операцию по запуску сигила, простым отвлечением внимания сразу после самой активации этого, как правило, не достичь. Например, если вы назначили операцию на определенную неделю, но вплоть до назначенного дня размышляете о том, удастся ли она и будет ли эффективной, либо если вы уже планируете, куда потратить ожидаемые деньги, то в таком случае по‑настоящему забыть операцию не получится. Тут вам помогут или железная дисциплина, или, еще лучше, быстрое уклонение от любого упоминания об операции; при этом следует избегать чрезмерной напряженности. Если вы сомневаетесь, попробуйте разные методы, чтобы разработать по этому пункту собственный магический стиль. С опытом вам все легче будет удаваться забывать ваши операции с сигилами, и вскоре это станет необременительной практикой, которую вы сможете применять по вашему усмотрению.
Сам графический сигил вы можете спокойно уничтожить сразу после активации. В дальнейшем он уже не пригодится: любая повторная активация этого же сигила исключена. Если спустя время вы не обнаружите желаемого эффекта, вам нужно провести другую операцию для достижения вашей цели. Повторять предыдущую нельзя. Сформулируйте заново ваше волеизъявление, усовершенствуйте его или сделайте иные акценты, чем в предыдущий раз. Быть может, ваша цель содержала слишком много подробностей или, наоборот, была чересчур расплывчатой либо слишком общей. В любом случае постарайтесь создать совершенно новый сигил, который активируете на этот раз другим методом. Это может занять некоторое время, пока вы не научитесь уверенно чувствовать себя в этой сфере, но так происходит и в любом другом виде человеческой деятельности.
Опытному магу, практикующему магию сигилов, на всю операцию – от формулирования волеизъявления, создания сигила и до его запуска – требуется несколько минут. Весь инструментарий, как мы уже говорили, состоит из карандаша и листа бумаги. Благодаря этому магия сигилов в наше стремительное время обретает все большую популярность. Сам я свой первый личный опыт в области магии успеха получил, используя именно сигилы, что окончательно подтолкнуло меня к вступлению на путь мага и к исследованию этого притягательного искусства во всех его проявлениях.
В этой главе мы познакомились с классическим церемониально‑магическим подходом к магии денег и с неритуальной, еще более архаичной и простой магией сигилов. Далее мы обратимся к некоторым общепринятым методам, которые берут начало в магической традиции, но сегодня больше встречаются в области психологии или в «не магическом» учении о жизни.