В сущности, все магические ритуалы в западной традиции являются символическими действиями, то есть драмами. Они служат проявлениям внутренних психических и космических сил и их взаимодействий с помощью активного включения соответствующих символов и символических структур. Проще говоря, благодаря использованию символических предметов, жестов, фраз и определенному порядку действий можно достигнуть желаемого на другом бытийном плане (чаще всего в повседневной жизни). Ритуалы целенаправленны и служат какой‑то одной задаче, которой дается название. В контексте магии денег это могут быть, например, удачный исход финансовой трансакции, общий рост богатства и благосостояния, избавление от долгов и т. п.
Поэтому каждому ритуалу предшествует постановка цели. Всегда формулируйте ваши цели как можно точнее! Необходимо ясно сознавать, к чему вы стремитесь. Формулировки «мне все должно удаваться» или «я хочу все богатство мира», вероятнее всего, находятся за пределами вашего радиуса действий и поэтому малопригодны. Мы также не хотим сказать, что при пожелании определенных сумм вы должны определять их вплоть до копейки. Поскольку мы имеем дело с символами, необходим такой порядок, который должным образом учитывает вашу готовность к корректуре. Ведь символы многогранны, способны к адаптации и поэтому имеют размытые границы.
И здесь мы сталкиваемся с несоответствием, которое определяет наше в целом недоброе отношение к деньгам. Наша культура, еще задолго до победного шествия точных наук и техники, промышленного производства, стандартизации продукции и технологий, стала ориентироваться на то, что можно было бы назвать «счетчиком». Самые древние из известных современности письменных документов человечества – это не что иное, как списки товаров в хранилищах, счета и долговые расписки, иначе говоря, бухгалтерские документы. Библейский Бог, создавший мир «по мере и числу», задал направление: счет и абстрагирование с помощью символов‑чисел, арифметические правила и целиком основанную на этом систему космографии. Это также относится к немецкому слову «время» (Zeit), которое потому и трактуют как одну из форм слова «разобщенность» (Zerrissenheit). С точки зрения исторического развития, возникновение этого слова можно связать с ситуацией разрывания и дележки охотничьей добычи, так как охота издревле была преимущественно коллективным занятием. Охотники должны были делить добытых животных между собой и своими семьями, что, возможно, и представляло собой древний счет.
Любопытно, что в китайской мифологии постоянно обнаруживается ссылка на «время прежде завязывания узлов». Под узлами имеются в виду инструменты счета. Как и в узелковой письменности кипу[1]доколумбовых культур, в Древнем Китае завязанные в узлы веревки означали числа и вычислительные операции. Именно в то мифическое время, до того как человек в надежде стать господином мира изобрел счет, китайская мифология породила истинную и самую могущественную магию.
Выражаясь метафорически, для нас, как для магов, это совет отказаться от счетчика и вспомнить о рисунках и символах.
Несомненно, это резко противоречит нашему повседневному опыту обращения с деньгами. Немного позже мы более подробно займемся этой проблемой. А для начала будет достаточно рекомендации: по возможности воздерживайтесь от формулировки цели с указанием чисел и номеров, даже если речь идет о совершенно определенной сумме, которую можно представить цифрой.
Еще одна проблема, которой нужно уделить внимание, – это заместительный характер денег, который непременно проявляется ввиду их посреднической функции в меновой торговле. И как раз с ним приходится бороться тем, кто только начинает заниматься магией денег.
Приведем пример. Предположим, вам необходима сумма X. Свой ритуал вы хотите посвятить обретению этой суммы и соответствующим образом формулируете цель.
Маловероятно, что для вас в действительности важна именно названная конкретная сумма. Возможно, она вам необходима, чтобы купить новую машину, оплатить путешествие, отдать старый долг. Разумеется, общепринятая материальная логика потребовала бы именно суммы X, так как в потребительском обществе, ориентированном на успешность, любая покупка или дополнительный доход воспринимаются только как конкретная сумма денег в числовом выражении. Но в этом случае мы имеем дело с такой формой абстракции, которая не поддается действию магической символики. Повторяем: на самом деле вы заинтересованы в сумме X только потому, что вы предполагаете на нее совершить ряд покупок. Вам не нужна данная сумма ради нее самой, деньги служат вам своего рода подстановочным символом.
То, что сначала выглядело естественным и логичным, при ближайшем рассмотрении оказывается чрезвычайно ограниченным. Неужели вы и в самом деле были бы против, если бы кто‑то подарил вам желанную машину или вы выиграли бы путешествие в конкурсе, а ваш кредитор простил бы вам долг? Все это вполне допустимо, а поэтому никак не «невозможно»; вы лишаете себя успеха уже тем, что концентрируетесь на сумме, которую формулируете с точностью до копейки. Это вполне характеризует нашу сегодняшнюю культуру и далеко отстоит от принципов магической символики, с которой мы будем иметь дело.
Иными словами, не путайте уровни! Модель культуры, навязывающая вам сумму в числовом выражении как единственно мыслимую («реальную») возможность получения определенных товаров, услуг или других благ, предусматривает также и четко определенные возможности доступа к ним. Например, «тяжелый труд», «выгодные сделки», «умелое использование рыночных ниш» и т. п. Несомненно, в этой модели встречаются такие факторы, как «везение» или «богатое наследство», но только в виде случайностей, на которые практически никак нельзя повлиять, по крайней мере легальными способами. Это напоминает рецепт богатства Генри Форда: «Много работать и найти нефть».
Именно такую капиталистическую логику, основанную на трудовых достижениях и производстве, обслуживает счетчик. То есть человек, который продолжает видеть в деньгах лишь подстановочный символ или сумму, выраженную рядом чисел, и соответствующим образом с ними распоряжаться, готов также выполнять и другие условия этой модели. С эффективной магией денег это, конечно же, не имеет ничего общего. Она, во‑первых, вообще не предусмотрена этой системой, а во‑вторых, как и любая другая традиционная магия, опирается на язык символов, который всякий раз успешно противостоит логике капиталистической эксплуатации в ее претензиях на достоверность и ее математизации мира.
Что же касается формулировки цели для вашего ритуала, это может означать, что вы теперь будете стремиться не к получению суммы X, а непосредственно к новому автомобилю, путешествию, погашению долга – то есть к тому, что вам действительно важно. При этом то, каким образом будет осуществляться достижение желаемой цели, вы отдаете на усмотрение силам или сущностям, вызванным вашим ритуалом.
Из всего сказанного можно вывести ряд основных правил, которые вам нужно соблюдать при постановке цели.
• Цель должна быть сформулирована однозначно, детально и конкретно.
• Избегайте любых целей, в которых упоминаются «подстановочные символы». Если вам нужна та или иная вещь, сделайте целью ваших действий ее, но не деньги, необходимые для ее приобретения.
• Не подчиняйтесь доминирующей «счетной» культуре, по возможности не используйте конкретных чисел, цифр или арифметических формул.
• Проверьте результат вашей работы над постановкой цели. Возможно, желанные объекты по сути своей сами являются подстановочными символами. Например, действительно ли вам нужен этот супермощный спортивный автомобиль красного цвета или вы, собственно, больше заинтересованы в том социальном статусе, который он вам обеспечит? Вы действительно хотите поехать на Сейшелы или вам требуется компенсировать хронический недостаток общения в непринужденной атмосфере отпуска? Вам правда важно до последней копеечки выплатить долг вашему дяде или вы боитесь установить, а может и восстановить, близкие отношения с ним?
Сценарий магического ритуала может быть устроен по достаточно простой схеме: предварительная установка защиты и устранение нежелательных вмешательств и отклонений; основная часть (например инвокация, запуск талисмана и т. д.); заключительная установка защиты и освобождение от вызванных или активизированных духов и сил (в зависимости от магической модели, в рамках которой вы работаете). Вы можете провести ритуал по всем правилам искусства герметической церемониальной магии. Для начала вам, конечно же, нужно будет освоиться в работе с этими правилами. Материал по этой теме вы найдете в дополнительной литературе.
Вы можете работать по произвольному сценарию. Прежде всего, это рекомендуется начинающим, чтобы излишне не усложнять процесс. Только догматики будут настаивать на том, что ритуалы эффективны только в их исконной форме, которую необходимо тщательно соблюдать. В действительности же оказывается, что «преклонный возраст» таких ритуалов не столь уж велик. Практика доказывает как раз обратное: чтобы усвоить пару основных правил, вам вовсе не обязательно, как говорят в магии, «тридцать лет мести алтарь», прежде чем приступить к ритуалам. В конце концов у каждой традиции есть свое начало, и на древний вопрос, кто же посвящал первого магистра, догматика еще ни разу не дала однозначного ответа.
Теперь мы переходим к рассмотрению каждого компонента ритуала в отдельности.
Место проведения ритуала
Место проведения ритуала, чаще всего называемое «храмом», как правило, представляет собой пространство, где маг может спокойно работать. Только немногие современные маги располагают жилплощадью, позволяющей выделить помещение исключительно для ритуальной магической практики, большинству же остается импровизировать. Они могут работать в гостиной, в подвале, на чердаке или в спальне – везде, где достаточно места.
Намного важнее, чтобы помещение находилось в тихом спокойном месте. Вам следует убедиться в том, что на протяжении всего ритуала вас ничто не отвлечет. Для этого отключите телефон и дверной звонок, отмените встречи и постарайтесь предотвратить все, что может оказаться помехой. В психологической магии утверждают, что для успешного действия магических операций требуется особенное состояние сознания, которое также называют трансом. Это состояние достигается специально для магического действа, поэтому обыденности нельзя дать ни одного шанса навредить процессу.
Величина необходимого пространства зависит непосредственно от сценария ритуала. Если вы хотите танцевать в трансе, то вам, естественно, будет необходимо больше простора, чем если бы вы погружались в глубокий транс в позе лотоса. Кто работает с полным арсеналом новогерметической церемониальной магии, нуждается в большом алтаре, где можно положить кинжал, меч, чашу, пентакли, жезл; на него же ставятся свечи, кадило, ритуальный дневник и еще некоторые предметы. Но и при минимальном оснащении ритуала пригодится небольшой столик.
Многие маги предпочитают практиковать под открытым небом. Это не всегда легко сделать в густонаселенных регионах, так как нужно избегать любых возможных помех. Здесь также учитываются ограничения и запреты местных административных учреждений, например запрет на разведение костра в лесу, на нарушение тишины в ночное время и т. п. Даже если у кого‑то из вас есть большой сад, вам все равно необходимо позаботиться о том, чтобы никто из любопытных соседей не смог увидеть вас за магической работой и не сделал ложных выводов (что может произойти с большой вероятностью). Молва о принадлежности к сатанистам и, чего доброго, обвинения в ритуальном насилии (в более ранние времена сатанистам приписывались целые оргии с убийствами и ваннами крови, изготовление свечей из детского жира и т. д.) очень сильны, а развеять их можно с большим трудом.
Время проведения ритуала зависит, как правило, от вашего распорядка дня. Последователи классической герметической традиции будут учитывать часы движения планет, в астрономической магии рассчитываются элекции, приверженцы лунного принципа предпочтут совершать ритуалы магии денег при растущей Луне. Все это будет хорошим подспорьем, но не обязательным. Говоря словами психологической магии, все, что идет на пользу созданию магического транса, нужно применять, но только в необходимых количествах. Достаточно будет одного или двух элементов, так как от того, что вы без особой нужды перегрузите операции какими‑то дополнительными вспомогательными средствами, не будет никакой дополнительной выгоды. Если в ходе ритуала выяснится, что необходимая степень магического транса не достигнута, будет нелишним включить в ритуал дополнительные элементы.
Предварительная установка защиты
В классической магии защита устанавливается, чтобы оберегать магические действия в целом и мага в особенности от нежелательных сущностей (духи, демоны, духи природы и т. д.). В ритуале, особенно благодаря инвокации, маг неминуемо открывается внешним сущностям. Он становится восприимчив, даже уязвим. Тем более важно, чтобы им не смогли овладеть нежелательные сущности, угрожающие не только успеху магического действия, но и ему самому. Предварительная установка защиты служит в определенной степени фильтром, который открывается только вызываемым сущностям. В психологической модели магии предварительная установка защиты используется и как помощь при концентрации, и в качестве спускового механизма для создания необходимого состояния сознания (транса). Ее функция не обособление, а очищение и стимулирование изменения сознания.
В энергетической модели магии предварительная установка защиты служит для концентрации магических сил, которые следует вызывать в самого мага, чтобы он смог ими воспользоваться. Но и тут необходимо удерживать вредные энергии, чтобы не поставить под угрозу успех всей работы.
В информационной модели установка защиты является обобщением данных в информационных блоках, которые нужно фильтровать по их важности.
Так, опытный маг детально разрабатывает различные манипуляции в зависимости от исходной модели, но в принципиальной структуре действий это, как правило, ничего не меняет.
Наверное, самым древним защитным символом является круг. Его замкнутая форма, не знающая ни начала, ни конца, создает идеальный символ целостности и защищенности. В западной церемониальной магии магический круг или выкладывается на земле, или отмечается другими способами, например рисуется мелом. Современные маги предпочитают очерчивать круг магическим оружием (особенно кинжалом или мечом) на уровне бедра и повторять его очертания в воображении. В этом случае «круг» трактуется как защитный шар, который охраняет место ритуала и всех, кто в нем присутствует, на все время операции (до заключительной установки защиты и прощального заклинания).
Для создания и запуска, то есть наделения магического круга действующей силой, существуют разные способы. Мы будем работать с Малым защитным ритуалом пентаграммы, так как для мага – последователя классической герметической традиции он универсален. Этот ритуал имеет следующие преимущества: объединяет многочисленные распространенные магические символы и вводит в желанный магический транс. Для опытных магов, которые отправляли данный ритуал бессчетное количество раз, это особенно важно.
Малый защитный ритуал пентаграммы хоть и называется ритуалом, в действительности является только лишь ритуальным компонентом, который предшествует крупным ритуальным операциям и завершает их. Когда он регулярно практикуется в такой форме, он становится некоторого рода константой, которая неразрывно связана с церемониальной работой и стимулирует ее.
Рассмотрим же этот процесс по частям.