Чтобы разобраться с этой темой, необходимо обратиться к нескольким понятиям, ее раскрывающим. И первое из них – культура.
Культура – это дом человека, это созданный им искусственный мир, который является продолжением природного. Нас окружают со всех сторон самые разные продукты человеческой деятельности – самолеты и автомобили, архитектурные сооружения и музыкальные произведения, научные теории и философские сочинения, модные платья и информационные технологии. Все это формы культуры - вот второе понятие, которое нам нужно.
Формы культуры – определенный комплекс отличительных признаков искусственного объекта, включающий в себя и признаки результата (то есть культурного продукта), и технологии, правила его создания. Форма культуры представляет собой обобщенную модель. Например, дом, храм, книга, компьютер, научная теория, музыкальная соната, государство, школа и т.п. Православный храм, готический собор – некая модель, форма культуры, парижский собор Нотр-Дам – конкретное ее воплощение, артефакт. Культурная форма – опера, опера Бизе «Кармен» - конкретное произведение культуры.
Для того чтобы создать архитектурную форму, нужен камень, для того чтобы создать словесную форму, нужно слово. Вот и третье понятие –слово, которое служит созданию словесной формы культуры. Человечество выработало множество словесных культурных форм в различных областях общественной жизни – в бытовой, научной, художественной и т.п. Это и сказка, и поэма, и проповедь, и фельетон, и диссертация, и заявление, и роман, и приказ, и доклад, и анекдот.
Формы словесной культуры возникают в процессе языковой, речемыслительной деятельности и имеют вид вербального (verbum – слово) текста – литературного, религиозного, разговорно-бытового, философского, научного и т.д. Эти формы могут быть устными и письменными. Они рождаются в различных сферах общественной жизни под влиянием норм и традиций, сложившихся в данной культуре, в соответствии с особенностями языка и культуры данного народа. Вместе с тем есть общие, универсальные закономерности, идущие от универсальных законов культуры вообще, благодаря которым мы у многих народов находим сходные формы культуры, такие как сказки, пословицы, заговоры и т.п. В результате общения культур происходит и заимствование культурных словесных форм.
Наличие тех или иных форм словесной культуры в данном обществе зависит от типа культуры, уровня развития общества, степени сложности его организации, культурного взаимодействия с другими народами. Так, в архаической дописьменной культуре мы находим устные словесные формы, которые обеспечивают жизнь родоплеменного сообщества в бытовой, религиозно-сакральной и социальной сферах, в семейном и публичном общении. Какие формы словесной культуры мы выделим в таком обществе? В обобщенном виде это священные обрядовые тексты, обращенные к силам природы – духам и божествам, это бытовая беседа-диалог, это молва, это фольклорные устные произведения, прообразы сказок, пословиц и т.п.
С рождением письменности появляются и новые формы словесной культуры: документы, письма, летописи и т.д. Новые формы не отменяют старые, всему находится свое место.
В древних обществах, как мы помним, не существовало науки, в том числе и риторики, которая анализировала бы все эти формы словесной культуры и создавала бы теорию их порождения и использования в общественной жизни. Но на практике происходил отбор наиболее удобных и эффективных словесных форм и обучение их применению. Во многом передача подобного опыта происходила путем воспроизводства готовых имеющихся форм.
В Древней Греции риторика возникает как методика воздействующей публичной речи, рождается научная теория, научно обоснованный алгоритм создания и произнесения речи. Законы риторики Аристотеля построены для ораторских форм словесности, поэтому, если опираться на этот подход, то риторику среди форм словесной культуры следует определить как науку, регулирующую только формы ораторской речи. Однако уже во времена Аристотеля существовали и другие виды речевой культуры: домашняя бытовая речь, философский спор, учебная речь, личное письмо, ученый трактат, поэтическое сочинение, трагедия и комедия. Все эти формы словесной культуры не вошли в «Риторику» Аристотеля, но понятно, что при их создании использовались риторические правила и законы, обнаруженные и созданные греками. Не отображенные в теории, они на практике осваивались через подражание лучшим образцам.
Обратимся к современной культуре и посмотрим, какие словесные формы в ней присутствуют. Поскольку эти формы связаны с языком в его функционировании и социальными сферами бытования этих форм, мы можем отобразить их в следующем виде.
Таблица 3
Формы словесной культуры
№ | Функции языка | Функциональные стили и подстили языка | Социальная сфера | Формы словесной культуры (письменные и устные) |
11. | Когнитивная (познаватель- ная) и информаци- онная | Научный: а) собственно научный б) научно-учебный в) научно- популярный | Наука и образование | а) монография, статья, диссертация, реферат, аннотация, доклад, выступление в дискуссии и в прениях; б) учебник, пособие, метод. рекомендации, курсовая и дипломная работа, выступление на семинаре и экзамене; в) статья, беседа, лекция |
22. | Информатив-ная и волюнтатив- ная (волеизъявле-ния) | Официально-деловой: а) законодатель- ный б) администра-тивно- канцелярский в) дипломати-ческий | Юридическая, Административная, дипломатическая | а) закон, указ, гражданский и уголовный акт, консультирование, речь в арбитражном суде; б) приказ, распоряжение, заявление, объяснительная записка, автобиография, доверенность, беседа, совещание, переговоры; в) послание, коммюнике, нота, соглашение, меморандум |
33. | Комуникатив-ная и эмотивная | Разговорно-бытовой | Бытовых, личных отношений | Личное письмо, беседа |
44. | Эстетическая и иллокутивная (воздействия) | Художественный, или поэтический | Художествен-ного творчества | Лирика (стихотворение, поэма, ода, элегия и т.п.), драматургия (трагедия, комедия, драма), эпос (сказка, легенда, былина, рассказ, повесть, роман, басня, анекдот и т.п.) |
55. | Информатив-ная и иллокутивная (воздействия) | Публицистический: а) газетно-публицисти-ческий; б) радио-тележурналистики; в) ораторский | а) массовой информации (письмен.); б) массовой информации (устная); в) публичной речи | а) статья, обзор, рецензия, очерк, памфлет, зарисовка, фельетон; б) беседа, интервью, ток-шоу; в) речь прокурора и адвоката в суде, вузовская лекция, парламентская речь, защита диссертации, проповедь, поздравительная речь, поминальное слово, тост, речь на митинге и др. |
Довольно сложно разграничить формы словесной культуры без определенных компромиссов. Так, с одной стороны, вузовская лекция принадлежит к научно-образовательной сфере и опирается на научный стиль, с другой стороны, она публична по форме предъявления и имеет черты публицистичности. Приветственная речь главы государства перед гражданами другой страны принадлежит и дипломатическому, и ораторскому подстилям.
Подобная классификация вскрывает синтетический характер риторики в силу того, что риторика имеет отношение к синтетическим видам словесной культуры, та как она обращена к устной форме общественно значимой коммуникации. Вместе с тем риторике присуща некая универсальность применительно к строению и продуцированию прозаического нехудожественного текста, письменного и устного, что делает ее метанаукой, «вторичной грамматикой» подобных текстов.