Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 6. ћиф об одной мисс




 

я хотела с этим покончить:

— этой жизнью - напротив стены,

немой и лишенной цвета,

созданной из чистого света,

эта жизнь - только видимость, расколота€

и удаленна€, лучезарный тупик.

я исповедуюсь: это не зеркало,

Ёто дверь,

» € оказалась за ней и попалась в ловушку.

ћаргарет Ётвуд. “рюки с зеркалами

 

ќднажды (не так уж давно) жил-был один король. ќн жил в прекрасном замке, который называлс€  аза Ћома. ѕрошло врем€, король состарилс€ и осталс€ одиноким; он жил воспоминани€ми о своей юной невесте, которую когда-то любил, и о своих четырех дет€х, которые теперь оказались в разных концах света. » вот как-то раз он подумал и решил: "я женюсь еще раз. Ќайду себе невесту, и у мен€ снова будут дети". » он разослал гонцов во все концы света, чтобы они нашли ему совершенную невесту.ќдин из гонцов вернулс€ и привез прекрасную женщину -превосходно образованную и с безупречной внешностью. ≈динственным ее желанием было стать королевой, а единственным недостатком - то, что она бо€лась собак. » вот она стала королевой и родила своему мужу трех дочерей. ¬скоре король скончалс€.—таршую дочь, которую родители любили больше других, они назвали Ёлектрикой. »менно она унаследовала красоту и ум своих родителей. ћать готовила ее к королевской власти и делала все возможное, чтобы Ёлектрика стала превосходной королевой. ќна познакомила ее с »вом —ен-Ћораном, Ёсти Ћаудер и лаборатори€ми √арвардского университета; она открыла ей двери в докторантуру ќксфорда, где принцесса училась с самыми умными принцами, которых можно было найти в академической сфере. » Ёлектрика водрузила корону на свою королевскую голову. ќна улыбалась, когда это было нужно, а когда нужно - плакала; она знала, когда следует подн€ть свои длинные ресницы, а когда опустить их, чтобы создать впечатление таинственности.Ќо Ёлектрике не суждено было процветать, как другие принцы. ¬место этого она стала королевой ”олл —трит, одетой в шикарный деловой костюм - серую тройку, простроченную тонкой белой нитью, и туфли на высоких каблуках цвета "голубой электрик". ќна всегда носила эмблему своей фирмы, черный атташе-кейс, полный важных бумаг, таблеток и мазей от головных болей, запора и псориаза.ј перед тем как лечь спать в своей квартире из стекла и хромированного металла, она выключала микроволновую печь, музыкальный центр и реостат, измен€ющий интенсивность света. ќна включила электрическое оде€ло и услышала голос матери, который пел тихо и проникновенно:

—тара€ мама ’аббард

ѕодошла к буфету,

„тобы достать кость своему бедному псу.

Ќо когда она открыла буфет,

ќн оказалс€ пустым,

ѕоэтому бедный пес осталс€ ни с чем.» как только Ёлектрика заснула, ей приснилс€ компьютер, управл€ющий звуком: он считывал ноты по отверсти€м в бумаге. ќна была очарована завораживающей силой звука. » в своем сне она научилась слышать музыку, гл€д€ на ноты, прокомпостированные на нотной бумаге.»менно в такой мудрости процветала Ёлектрика.¬торую дочь звали Ћесби€. ќна была второй, всегда только второй. ќтец редко ее замечал, а матери она бо€лась. ѕринцесса точно знала только одно - она была полной противоположностью своей матери. ќна бросилась в жизнь в своем красненьком платьице. ¬любилась в одного привлекательного монаха, который, конечно же, несмотр€ на свою любовь, должен был ее отвергнуть. ≈е сердце щемило от боли; она пришла к познанию себ€ через нежную любовь женщины, которой довер€ла.» Ћесби€ процветала как поэтесса. ороль и королева не хотели иметь третьего ребенка, и когда по€вилась на свет треть€ дочь, не имели никакого представлени€, как ее назвать. “огда ей дали простое им€ ƒамбеллина. Ќикто не обращал особого внимани€ на маленькую, полную и злую ƒамбеллину. ќна бродила в кухне замка в обнимку со своей любимой куклой. ќна любила поболтать с садовником, который научил ее слушать голоса цветов. ќднажды она открыла запертые ворота и отправилась по улице пр€мо в ущелье. Ќа бегу она не заметила дыру и провалилась в нее. ќна падала все ниже и ниже. » была уверена в том, что именно такое падение взрослые люди называли умиранием. Ќо она приземлилась босыми ногами на черную землю, котора€ была теплой и м€гкой. » тут к ней подошел очень высокий молодой мужчина.-  то ты? - спросила она.- ∆ертвенный мальчик, - ответил он.- “ы слишком большой, чтобы быть жертвенным мальчиком, - сказала она.- Ёто зависит от того, кто приносит жертву, не правда ли? -ответил он.» он вз€л ƒамбеллину за руку и повел ее через чащу в грот, увитый диким виноградом. “ам он дал ей хрусталь, снежинки, слезинки и радугу.- “ы должна пон€ть, как все они св€заны между собой, -сказал он.» ƒамбеллина не раз плакала горькими слезами, когда радуга убегала от хрустал€, а слезы превращались в снежинки. ќна очень хотела вернутьс€ обратно к матери, но там не было матери, к которой можно было вернутьс€. ќна больше не знала, то ли она заснула и все это ей снитс€, то ли, наоборот, все это ей грезитс€ на€ву.Ќо прошло врем€, и ƒамбеллина выросла большой. ≈й больше не нужно было приближать свое маленькое лицо к загадочной мозаике. ќна могла созерцать ее с некоторого рассто€ни€, открыв дл€ себ€, что если немного скосить взгл€д, то можно четче увидеть целиком всю картину. ќднажды совершенно случайно она обнаружила, как слезы и снежинки стали зеленого, желтого и розового цветов радуги, которые испускал хрусталь. Ёто был самый прекрасный гобелен, который она когда-либо видела. ќна почувствовала себ€ одновременно выше и ниже, счастливее и грустнее, богаче и беднее, чем когда-либо раньше. ¬друг ƒамбеллина ощутила, что р€дом с ней находитс€ Ќекто. ќна обернулась и увидела две огромные ноги - белые, м€гкие, сильные ноги. ќна увидела огромный каменный алтарь и жертвенного мальчика, который казалс€ не слишком большим по сравнению с высоким алтарем Ѕогини.“еперь на нем были надеты серебр€ный шлем и серебр€ные сандалии. ќна посмотрела вверх, но не увидела лица Ѕогини. ¬место него она увидела блики синего света, си€ющего, как может си€ть лишь полна€ луна. »нстинктивно ƒамбеллина захотела поклонитьс€, и как только преклонила колени, сотканный ею гобелен лег ей на плечи, как ткань из легкого газа. Ёто благословение Ѕогини ощущалось очень легким, словно дождь. Ќаконец она обрела мать, которой у нее никогда не было.» как только она преклонила колени, раздалс€ голос Ѕогини: "Ќиже". ƒамбеллина еще больше согнулась, но голос снова сказал: "Ќиже". » так продолжалось до тех пор, пока она не почувствовала м€гкую землю у себ€ под лицом и руками. » она знала, что должна восприн€ть любовь этого огромного тела, чтобы принести синий свет обратно в мир. я не знаю точно, как именно ƒамбеллина принесла обретенную мудрость обратно в королевство  аза Ћома. ѕочти во всех сказках сама€ трудна€ задача - донести сокровища домой. я постараюсь соответствовать духу времени и предоставлю вам возможность самим закончить эту историю.ѕока в этой сказке есть много искусственных лазеек. ќна создана из переплетений снов и фантазий моих пациенток. я бесконечно благодарна им за то, что они поделились своим материалом, ибо только через сновидени€ мы можем наблюдать бессознательную социальную проблему, котора€ гложет сердце нашего общества. Ёта истори€ отражает основу обсуждаемой нами проблемы: как человеку, одержимому стремлением к совершенству и ориентированному на достижение цели, снова найти путь к себе и восстановить св€зь со своей душой?ѕри психологических интерпретаци€х сказок мы считаем всех персонажей совокупностью частей единой психики, стрем€щейс€ к целостности, и полагаем, что едина€ психика дает представление обо всей культуре. ¬ данной сказке есть старый умирающий король, символ духовных и политических ценностей, которые когда-то воедино св€зали культуру. ѕерва€ королева умерла; иначе говор€, больше нет тех чувственных ценностей, которые придавали живость и значимость жизни со старым королем. ƒети, рожденные во времена старой культуры, разбрелись по свету. — точки зрени€ XX века, социальный миф, который в течение долгих веков удерживал их вместе, теперь утратил свою силу. ћы становимс€ похожими на первобытное австралийское плем€, которое получает от богов свое св€щенное дерево.  уда бы ни направились, они несут с собой свой полюс. „ерез этот полюс осуществл€етс€ их св€зь с небом и землей. Ёто был центр их вселенной, через который они создавали свою систему ценностей, свою любовь, свои надежды, свое ощущение уверенности в себе и свое наслаждение. ќчерченное вокруг этого полюса пространство €вл€етс€ сакральным - упор€доченным космосом. ¬не этого сакрального круга лежит хаос.  огда их полюс разрушаетс€, целое плем€ лежит ничком и ждет смерти. ƒл€ этих людей жизнь потер€ла свой смысл*.* Mircea Eliade, Sacred and Profane, pp. 33-34.

¬ западной культуре церковные соборы перестали быть таким сакральным полюсом. ќкружавший их когда-то космос исчез и снова воцарилс€ хаос. ÷ентр уже нельз€ удержать. ¬ отсутствие коллективного мифа некоторые из нас, чтобы выжить, вынуждены создавать собственное сакральное пространство посреди хаоса, но в сум€тице современной жизни мы не сможем найти собственный миф. “аким образом, больше не остаетс€ веры, надежды и любви.¬место них мы имеем лжекоролеву, базова€ система ценностей которой основываетс€ на власти. Ѕыстро воспользовавшись истощившейс€ маскулинностью корол€, котора€ когда-то подпи-тывалась отношением к Ѕогу, лжекоролева за€вл€ет о своих претензи€х на трон. ¬се сотр€саетс€ ради подпитывани€ этой эгоцентричной, материалистической страсти получать все больше и больше всего, что только можно. Ќо эту ведьму никогда нельз€ удовлетворить, так как ее аппетиты основаны не на инстинктах, а потому не имеют естественной точки насыщени€. “ем временем насто€щие, природные инстинкты испытывают голод.Ёта ведьма произвела на свет трех дочерей; кажда€ из них представл€ет собой одну из характерных сторон современной мисс, кажда€ зан€та поисками собственного мифа, без которого не складываетс€ ее жизнь. Ќе существует современных институтов или ритуалов, которые могли бы сдержать ее см€тение, пока она либо не разрешит этот конфликт, либо не проживет его, либо он не трансцендирует. —овременна€ мисс (Ms) заключена в темнице, в которой нет прошлого, чтобы поискать подход€щую модель, нет безопасного насто€щего и нет предсказуемого будущего.ќна становитс€ первооткрывателем, и ей необходимо обладать мужеством. ќна отказываетс€ быть ћисс (Miss), ибо больше не считает себ€ незамужней дочерью своих отца и матери. ќна отказываетс€ идентифицироватьс€ со своей семьей. ќна может отказатьс€ быть √оспожой (Mrs), за исключением некоторых случаев частного общени€, ибо больше не желает идентифицироватьс€ со своим мужем. ≈сли она обладает достаточным опытом, то осознает, что мужчины в ее жизни наход€тс€ в такой же тюрьме, при отвержении или устранении проекций их јнимы стереотипные паттерны отношений больше не действуют. ј в данном случае слово "стереотип" €вл€етс€ точным, так как стереотип не содержит ни нуминозности, ни живой энергии, ни силы чувства. —тереотип - это затасканное и избитое мнение, мертвый архетип, возможно, даже хуже: это пароди€ на мертвый архетип.ћногих людей моего поколени€ вырастили матери времен корол€ Ёдварда, имевшие расщепленный архетип феминности. —ознательно женщина пыталась прожить так называемую роль ћадонны - превосходной матери, люб€щей, сочувствующей, целомудренно выполн€ющей свой долг. Ѕессознательно она содержала в своем теле так называемую шлюху, а потому ее женское Ёго было оторвано от ее женского тела. Ѕессознательно дети общались с ее темной стороной, „ерной ћадонной, и вот сейчас в западном обществе она требует к себе внимани€. –азумеетс€, „ерна€ ћадонна существовала всегда, но ее не всегда узнавали. ¬ викторианскую эпоху в јнглии у мужчины дома были жена и дети, а отношени€ с любовницей хранились в глубокой тайне. ¬ некоторых обществах ее наличие принималось как факт. ¬ более пуританских обществах она была потаскушкой, лакомством на стороне, игрушкой дл€ забав. —егодн€ мы сбрасываем свои пуританские облачени€ и признаем энергию „ерной ћадонны.  оллективные сновидени€ толкают нас на нашу территорию, к нашему телу, заставл€€ переориентировать свои установки в отношении феминности.ѕервое высвобождение энергии „ерной ћадонны может привести к тому, что женщина начинает ощущать себ€ шлюхой; мужчины при высвобождении этой энергии тоже могут ощутить потр€сение или испуг. »нтеграци€ “ени - это опасна€ работа дл€ женщины, а интеграци€ јнимы у мужчины - это ключева€ и сама€ творческа€ стади€ анализа. ≈сли мы решились покончить с нашей страстью к совершенству, то должны знать, что необитаема€ земл€, которую нам придетс€ исследовать, €вл€етс€ крайне ненадежной.¬озможно, самое плохое наследство, которое матери оставл€ли своим дочер€м на прот€жении нескольких поколений, - это вытеснение их сексуальности и подавление телесных инстинктов. ј потому современна€ женщина должна воссоединить ощущение себ€ как эмоциональной, рассудительной и духовной натуры с ощущением себ€ как сексуального и страстного создани€. ќна пытаетс€ совместить в себе божественные черты и животные качества.“ипичным примером может послужить Ёрика. Ёто тридцатип€тилетн€€ красива€ женщина, несколько идеалистична€ и пользующа€с€ уважением своих коллег. ќна обладала "золотой" ѕерсоной, но вместе с тем имела и "темную" сторону, которую проживала втайне от окружающих. ќна вступила в героическую борьбу, чтобы узнать, принадлежит ли она к этому обществу или нет. ѕосле того как отец ушел из семьи, ее мать посв€тила всю свою жизнь тому, чтобы вырастить детей, вытеснив свои личные потребности и чувства. ¬от что говорит Ёрика:"¬ двадцать лет € не хотела быть женщиной. ≈сли бы  анада вела войну с мусульманами, € была бы в первых р€дах автоматчиков, так как их мир дл€ мен€ воплощает деградацию женщины. я хотела стрел€ть в любого, кто играл роль, св€занную с подчинением и строгим послушанием, исполн€€ которую, € выросла. я ненавидела роль мученицы, которой наградила мен€ мать. я не должна сгибатьс€ перед любым мужчиной. » € не могла претендовать на удовольствие, которое мое тело тоже хотело получать.¬о врем€ учебы в университете € весила 150 фунтов, потому что все врем€ голодала. я бы купила торт весом в целый фунт и съела бы его одна. —екс был дл€ мен€ очень важен, но € не могла пон€ть, почему только врем€ от времени. —ейчас € знаю, что это дл€ мен€ возможность сохранить свое тело. Ќо вина! я чувствовала вину по отношению к матери. ¬се врем€ € отвергала ее систему ценностей. я чувствовала себ€ виноватой и искала мужчину, который стал бы дл€ мен€ матерью, испытывал бы ко мне безусловную любовь, н€нчил мен€, заботилс€ обо мне - одним словом, был бы моей ћј“≈–№ё. ј затем во мне воспламенилось презрение, и € раздавила его одним каблуком. я ненавидела себ€ и ненавидела его. ≈го € ненавидела за то, что он позвол€л мне становитьс€ маленькой девочкой, которой € хотела быть".ќсновное противоречие, присущее психологии Ёрики, совершенно очевидно. явл€€сь такой, какой она хочет быть, она ощущает себ€ шлюхой, которой совершенно быть не хочет. ќна хочет порвать с матерью - она не хочет порвать с матерью. ќна хочет быть женщиной - она не хочет быть женщиной. Ѕыть женщиной дл€ нее - значит быть похожей на мать, подчин€тьс€ мужчине, который ее погубил. Ќо она оказалась в плену собственной сексуальности, котора€ вместе с ежедневным фунтом торта держит ее в ее теле. ѕротиворечие выражаетс€ так: сознательно она порывает св€зь с материнскими ценност€ми, а бессознательно сохран€ет их. ¬ период своей эмансипации она представл€ет себ€ шлюхой. „увство вины заставл€ет ее избегать телесных удовольствий, пока вина не начинает отождествл€тьс€ с удовольствием. “огда возникает ощущение насто€щей вины! —частье - это чувствовать себ€ виноватой, и только запретные удовольстви€ обладают завораживающей магнетической энергией - нуминозностью „ерной ћадонны.ћать Ёрики не осознавала свою феминность, но мать Ћизы в 50-х годах была очень интеллектуальной женщиной и высоким профессионалом. ќднако проблема Ћизы оказывает на нее такое же парализующее воздействие:"я люблю свою мать. ќна м€гка€, понимающа€, умна€, хочет, чтобы € была такой, кака€ есть, и считает это важным. ќна дл€ мен€ служит воплощением идеи идеальной женщины. ≈сли € осознаю, что говорю как она и одеваюсь как она, то чувствую себ€ виноватой. я чувствую, что предала ее, потому что не нашла себ€ и свою идентичность, как это сделала она".ёдифь совершенно отличаетс€ от Ћизы:"я вам говорю, что не хочу быть похожей на свою мать.  ака€ бы она ни была, € - друга€. », знаете, самое плохое заключаетс€ в том, что сейчас она мен€ копирует. ќна пытаетс€ одеватьс€ как €; она даже хочет, чтобы € помогала ей накладывать косметику. ќна смотрит на мои реакции и подражает мне".” всех трех молодых женщин про€вл€ютс€ признаки нав€зчивой мистической сопричастности матери и ее мечтам; так иногда мечты многих современных мужчин и женщин насыщены символами, которые показывают, как прочно они запутались в сет€х материнского комплекса.ќчень многие шестидес€тилетние и семидес€тилетние женщины держат в себе такую глубокую обиду на патриархальность, погубившую их собственную феминность и феминность их матерей, что не упускают случа€ сорвать зло на патриархальности. Ќо, поступа€ так, они идентифицируютс€ с маскулинностью своей психики*. »ногда они сами станов€тс€ той, кого больше всего бо€тс€, - ведьмой, котора€ €вл€етс€ частью психологической структуры их матери, или негативным материнским јнимусом.*  лассическим примером €вл€етс€ феминистка ћэри ƒэли, автор книги "«а рамками Ѕога-ќтца", ставша€ известной своими обличительными и полными сарказма выступлени€ми против мужчин.—амое ужасное в этом властном начале заключаетс€ в том, что когда оно направл€ет человека к саморазрушению, это может быть психологически необходимо. Ќаблюда€ за личностным развитием женщин, € вижу, как в мой кабинет вход€т маленькие ѕер-сефоны, ласковые п€тидес€тилетние девушки, которые, как правило, идентифицируютс€ со своей матерью или же - на архетипическом уровне - со своим бессознательным.’орошо это или плохо, но в своих сновидени€х они по€вл€ютс€ вместе с матерью и собирают цветы; они уход€т далеко в поле, где их чуть не сбивает насмерть проезжающий мимо фургон или автопоезд с двум€ или трем€ прицепленными трейлерами; такие средства передвижени€ обычно символизируют обезличенный материнский комплекс. »ногда в их сновидени€х мать по€вл€етс€ в облике злой и коварной ведьмы, к которой они попали в плен. «десь уместно вспомнить ведьму из сказки "√ензель и √ретель", котора€ использовала все свое коварство, чтобы заманить детей в ловушку, но вместе с тем заставила их сделать все возможное, чтобы выбратьс€ из этой ловушки и выжить. »менно феминность в образе √ретель, котора€ никогда не тер€ла веры в жизнь, посто€нно поддерживала отча€вшегос€ √ензел€.  ак только наступил подход€щий момент, они довольно быстро сообразили, как бросить в огонь мешавшую им плохую мать и сбежать. Ќо ведь именно ведьма заставила их развиватьс€ и достичь зрелости, а также узнать, что €вл€етс€ дл€ них ценным (здесь вновь по€вл€етс€ мотив исцел€ющей раны - felix culpa).“очно так же в истории о ƒеметре и ѕерсефоне именно √е€ -ћать-«емл€ и мать ƒеметры - помогает √адесу пленить  ору, насильно вырвав ее из люб€щих объ€тий матери.  ак сказано в мифе,  ора оказалась в постели с √адесом "во многом против своей воли и тосковала по матери"* (Bruce Lincoln, Emerging from the Chrysalis, p. 78 (цит. √имн √омера)).

«аблудившись и потер€в своих подруг и весь знакомый ей мир,  ора-ѕерсефона оказалась в подземном мире наедине со своей маскулинностью. Ёто архетипиче-ский паттерн: женщина должна отделитьс€ от матери, а чтобы это отделение произошло, она внутренне или внешне должна покоритьс€ маскулинности. Ћибо с ней вступит в сексуальные отношени€ реальный мужчина, либо она идентифицируетс€ со своей внутренней маскулинностью; в любом случае ей угрожает опасность стать одержимой јнимусом.

≈стественный путь женщины к зрелой феминности проходит через ее тело. ѕо существу, об этом свидетельствуют все древние ритуалы инициации. Ёти ритуалы соедин€ют девушку с ее телом, которое затем считаетс€ частью женского космоса - средством достижени€ плодороди€, сосудом, делающим ее подобием Ѕогини, котора€ содействует вечному движению потока жизни.Ќо в нашем обществе отсутствуют ритуалы, и лишь очень немногие пожилые и опытные женщины могут помочь другой женщине перейти в состо€ние, соответствующее ее собственной зрелой феминности. Ѕольшинство из нас (и мужчин, и женщин) бессознательно идентифицируютс€ с маскулинностью (осознанной системой ценностей наших матерей), при этом едва осознава€ свои женские инстинкты или не осознава€ их вообще. ѕоэтому мы запутались. Ќекоторые из нас пытаютс€ найти подтверждение своей феминности в лесбийской любви, другие - превраща€ своих любовников в люб€щих мам, третьи бессознательно идут по пути ограничений, унаследованных от матери.

¬ таких случа€х у женщин отсутствует подлинна€ маскулинность. ѕодросткова€ феминность и мужчин, и женщин не может вступить в св€зь с маскулинностью из-за отсутстви€ необходимой пол€ризации. «десь нет ни подлинной феминности, ни подлинной маскулинности. «десь нет той "инаковости", которой должна подчинитьс€ юна€ феминность. Ѕез этой инаковости полностью тер€етс€ та часть личности, которую символизирует унесенна€ √адесом  ора, превращающа€с€ в ѕерсефону. Miss не превращаетс€ в Ms или в Mrs. ≈сли нет четкого разделени€ маскулинности и феминности, процесс их объединени€, по существу, становитс€ идентификацией. √овор€ на €зыке мифологии, женщина должна быть гермафродитом - существом среднего рода. ќна может верить в то, что €вл€етс€ андрогинной, независимой женщиной, но фактически она вообще отказалась быть женщиной и просто бессознательно решила оставатьс€ никем. Ќасто€щий андрогин представл€ет собой осознанное объединение дифференцированной маскулинности и дифференцированной феминности - то есть нечто совершенно противоположное гермафродиту среднего рода, в котором произошло символическое соединение противоположностей.

ќгромна€ опасность дл€ западного общества заключаетс€ в том, что женщина может поверить, что она стала независимой мисс (Ms), тогда как фактически становитс€ одержимой јнимусом. ¬ таком случае она превращаетс€ в живую пародию на мужчину. ќказавшись в плену "непроработанной" маскулинности, она пребывает в заблуждении, вызванном ложным мифом. —овершенно не €вл€€сь независимой, она противопоставл€ет себ€ матери, а в конечном счете - самой себе и своей собственной феминной природе. ¬ конце концов такое противопоставление может закончитьс€ дл€ женщины серьезным конфликтом: или конфликт про€витс€ как болезнь, или же она пойдет по жизни, ведома€ "фаллической метлой" - ненавид€ или бо€сь любого встречающегос€ мужчину. ћатеринство и в своей позитивной, и в негативной форме - это та сторона феминности, котора€ стала в нашей культуре св€щенной коровой. √етера превратилась в изго€. „тобы по€вилась насто€ща€ мисс (Ms), необходимо полностью проанализировать всю феминность и интегрировать ее в отношени€х со зрелой маскулинностью.

«а то, чтобы это сделать, чтобы совершить ритуал перехода, мы должны расплатитьс€ кровью. » нам приходитс€ платить, платить и платить.  аждый переходный ритуал включает в себ€ смерть и возрождение. ÷ена этому - жертвоприношение. „астично оно заключаетс€ в расставании с прежней безопасностью и прежними иллюзи€ми. Ќо основна€ опасность в наше врем€ заключаетс€ в том, что, принос€ эту жертву, мы настолько увеличиваем темп, что расстаемс€ с ценност€ми, которые обрели на прот€жении веков героического оттачивани€ сознани€, и у нашей культуры по€вл€етс€ угроза превратитьс€ в хаотичное бессознательное. —ознанию, которое в прошлом было завоевано геро€ми, прокладывавшими свой путь из пасти ¬еликой ћатери, вооружа€сь против соблазнов чувственности, - этому сознанию грозит опасность. ¬ западном обществе осталось очень мало св€того; разорваны св€зи между человеком и природой и между человеком и Ѕогом. ћы остались без архетипических образов, без св€щенных ритуалов, без мифа, соедин€ющего устремлени€ наших Ёго. ќтбросив "ты не должна", "следовало бы" и "нужно", мы высвободили бурю страстей, а вместе с ней - €рость, страх и вину, содержащиес€ в нашей “ени.

“оска отдельного человека ничуть не меньше, чем тоска культуры. Ѕез св€щенных ритуалов, которые сдерживали бы наш страх и вину и помогли их трансформации, мы, каждый по-своему, уходим в одиночество, а когда это одиночество становитс€ слишком длительным, мы просто уходим в бессознательное. ¬ древние времена герой (мужественный маскулинный дух) использовал свою силу дл€ покорени€ подавл€ющих его инстинктивных влечений. ≈му было стыдно сдаватьс€ во врем€ войны. ќн бо€лс€ покоритьс€ даже люб€щим рукам из страха потер€ть себ€. Ќаша цивилизаци€ - это расцвет такого мужества.

“еперь маскулинность (и мужчин, и женщин), котора€ когда-то была столь необходимой, стала не здоровой силой Ёго, а безжалостным стремлением к власти, имеющим мало отношени€ к человеку, животному и Ѕогу и отвергающим феминность. ќтказ от этого властного влечени€ - часть нашей кровавой жертвы. » эту жертву мы начинаем ощущать как отказ от самой жизни, если человек жил в услови€х бешеной гонки по кругу, ориентированной на цель, не оставив в своей жизни места дл€ любви. ёнг утверждал: "√де правит любовь, там нет места стремлению к власти; но где существует неумеренное стремление к власти, там отсутствует любовь"* (Jung, "The Problem of the Attitude-Type", Two Essays on Analytical Psychology, CW 7, par. 78.)

ќдна мо€ пациентка выразила это так:

"я пытаюсь остановитьс€ и не писать так много. я стараюсь быть менее ригидной. я настроилась спокойно реагировать на все, что происходит. я прихожу в свою пустую квартиру в шесть часов вечера. ќткрываю дверь, собира€сь писать, Ѕыть -просто дл€ самой себ€. я бросаю взгл€д на это пустое пространство. я слышу эту тишину и возвращаюсь, захлопнув за собой дверь. –азве это не ужасно? ћо€ жизнь зависит от кого-то еще. я должна жить, что-то дела€, иначе этот ужасный голос начинает шептать мне на ухо: "“ы несчастна. “ы ничего не достигнешь. » вс€ галимать€, которую ты пишешь, не стоит ломаного гроша. » вообще - кто ты така€? “ы не женщина. ћужчины смотр€т на теб€ как на мусор. “ы получаешь именно то, что заслужила. — тем же успехом ты могла бы быть мертвой. » знаешь, что написали бы на твоей могиле? "ќна родилась, она умерла, она никогда не жила".

ќчень часто женщина чувствует именно так: она никогда не жила. “еперь она твердо решила обрести себ€. Ќо, жела€ принести в жертву свои старые установки, она испытывает подлинное ощущение смерти. “о, что начинаетс€ с попытки изменить свои отношени€ с окружающими, может закончитьс€ потерей мужа, семьи, друзей и даже потерей детей. ”жас ее ситуации часто усугубл€ет осознание, что нельз€ сразу построить отношени€ с мужчиной и близко подружитьс€ с женщиной. Ёнерги€ тратитс€ на то, чтобы покончить со старыми отношени€ми и приспособитьс€ к внешнему миру. ¬незапно жизнь превращаетс€ в вакуум.  ажетс€, что судьба от нее отвернулась.  ак женщина она уже умерла; нова€ женщина еще не родилась. ќна оказалась в коконе.

¬место страданий от своего одиночества и мучительного ощущени€ покинутости и отвержени€ она может использовать это врем€ дл€ работы над собой. ќдин из внутренних образов, на который ей об€зательно следует обратить внимание, - это образ ее собственного внутреннего убийцы - гипертрофированной внутренней маскулинности, убивающей ее феминность. ¬ процессе уединени€ она может осознать свою „ерную ћадонну и сразитьс€ со своим негативным јнимусом, пока у него сломан меч. ≈сли женщина не станет работать над собой, то неизбежно повторит те же прежние паттерны, и все закончитс€ такой же жуткой агонией. ≈сли же она будет работать над собой, то (будь на то Ѕожь€ вол€) может встретить ѕетруччо, у которого хватит мужества, чтобы послать пулю пр€мо в сердце ее  инг- онг-јнимуса. —делает ли он это в гневе или с бесстрастным мужеством, зависит от его сущности, ее сущности и сущности отношений между ними.–авновесие в отношени€х становитс€ чрезвычайно хрупким, когда оба человека стрем€тс€ к осознанию. ѕроисход€т очень странные вещи. ∆енщина, котора€ в течение определенного времени проходила анализ, потратила немало времени, чтобы убедить своего мужа посетить аналитика. » вот наступил тот день, когда, к ее изумлению, он надел костюм с галстуком и пошел к аналитику.

ѕроснувшись ночью, она увидела тусклый свет в комнате, который помог заметить движение странных теней по потолку. ќна открыла глаза и быстро взгл€нула на мужа, который делал записи ручкой с микроподсветом; он продолжал писать, не останавлива€сь.

"ѕочему ему сн€тс€ такие прекрасные сны, - подумала она, - а мне только самые элементарные?"

ќна ничего не сказала вслух. “олько громко вздохнула. ќн пон€л ее намек и ушел заканчивать свои записи в ванную. Ќо он лег в постель гордый собой, как человек, прекрасно выполнивший свою работу. ќн не мог сдержатьс€.

- “ы проснулась? - спросил он.

- ј как бы тебе хотелось? - спросила она в ответ.

- ћне приснилс€ сон, - сказал он.

ќна решила, что не станет его слушать. ѕовернулась на бок и хотела заснуть.

- ћой сон про теб€, - сказал он.

- ѕро мен€?.. ќх... ћне кажетс€, ты собираешьс€ мен€ разбудить.

- ’орошо, если у теб€ по€вилось такое чувство, то поворачивайс€ и спи.

≈го вздох удовлетворенности собой пронзил ее, как два шипа дилеммы, котора€ всегда нарушала их отношени€ в браке. ” нее не было уверенности в том, бодрствует ли он или решил заснуть. ќна решила рискнуть.

- ћне тоже приснилс€ сон, - сказала она.

-ј?

- ѕро  итай!

- Ќеужели? - спросил он. - ћне тоже приснилось, что € был в  итае, а ты была начальницей партизанского отр€да, и вы очень хорошо выполнили боевую задачу.

- ѕон€тно, - сказала она. - ј мне приснилось, что ты смахнул со стола мамину старинную китайскую вазу.

Ќередко случаетс€ так, что люди вид€т во сне символы друг друга или же то, что происходит у партнера в бессознательном. Ётот феномен позвол€ет пон€ть, что проекции €вл€ютс€ величайшей проблемой в отношени€х между людьми. ”странение проекций и состо€ние, возникающее после их устранени€, как правило, становитс€ самым болезненным. Ќо прежде чем заниматьс€ проблемами в отношени€х между мужчинами и женщинами, мы должны перейти на другой виток спирали и снова посмотреть на значение феминности.¬о-первых, € уверена в том, что феминность берет на себ€ ответственность за наше тело, а потому тело становитс€ средством выражени€ наход€щегос€ внутри него духа. ƒл€ тех из нас, кто живет только головой, это длительный, сложный и безуспешный процесс, ибо, пыта€сь освободить свои мышцы, мы заодно освобождаем страх, €рость и печаль, которые сдерживаем и которые по€вились в глубинах нашей психики, может быть, еще до нашего рождени€. ” нас внутри находитс€ раненое животное, полумертвое от голода и плохого обращени€. ¬ св€зи с тем, что его так долго наказывали, сначала оно ведет себ€ как дикое невротичное существо, никогда не знавшее любви. Ќо постепенно оно становитс€ нашим другом, а потому понимает наши инстинкты лучше, чем мы сами; оно становитс€ нашим проводником к естественной и духовной жизни.

¬ своей книге "ѕересека€ границу" ƒон ”иль€мс описывает, как дон ’уан  арлоса  астанеды переходит в сакральное врем€ и готовит себ€ к магическим де€ни€м, встав с ног на голову и крича:

"“ак он достигает равновеси€ между радостью человека, который обрел свою жизнь, и грустью человека, казавшегос€ себе одиноким, глупым и, возможно, даже трусливым. » радость, и грусть €вл€ютс€ подлинными. », наверное, именно душа, подобно си€ющему созидателю, которому больше не нужно ничего, шепчет: "Ќе горюй"60.(Donald Lee Williams, Border Crossings: A Psychological Perspective on Carlos Castaneda's Path of Knowledge, p. 48.)

”знать природные ритмы своего тела, чтобы ходить, видеть, чувствовать, облада€ обновленной чувствительностью и воспри€тием, - значит вернутьс€ к праву, которое дано нам с рождени€ и €вл€етс€ даром Ѕогини. ¬ моей сказке ƒамбеллина благодар€ своей любви к заново обретенной ћатери прикоснулась головой к земле, потом склонилась ниже, потом еще ниже, осознава€, что никогда не сможет покоритьс€ красоте лучезарного света, не соединив свое тело с землей. ѕодобно мусульманам, она осознала, что мол€щийс€ должен прикоснутьс€ головой к земле, склонив ее до самого основани€.

¬о-вторых, феминность берет на себ€ ответственность за то, кто €, - а не за то, что € делаю, не за то, какой € кажусь, и не за то, чего € добиваюсь.  огда сделано все, что нужно, и € должна обратитьс€ к своей истинной сущности, возникает вопрос: кто €?  аковы мои ценности?  аковы мои потребности? ќткровенна ли € сама с собой или же € себ€ предаю? —пособна ли € любить? „естна ли € в своей любви?

ѕосто€нную работу над ответами на эти вопросы, котора€ происходит каждый день, € называю анализом феминности. “ак протекает процесс превращени€ в девственницу - такую женщину, кака€ она есть, потому что она именно така€ и есть. ќна живет и развиваетс€, и ее —ущее угадываетс€ по про€влению некой власти, скрытой у нее внутри. » в основе этой власти лежит архетипическа€ феминность, ¬елика€ ћать в обеих своих ипостас€х - темной и светлой. ѕо-моему, Ѕогин€ - это движение по спирали.  ак и многие циклические природные €влени€: развитие растений, времена года, фазы луны, - Ѕогин€ совершает свое движение по кругу, проход€ через свет и тьму, через смерть и воскрешение, так же довер€€ темноте, как и свету. ќна живет в насто€щем и моментально оценивает происход€щее. “о, что сегодн€ могло быть правдой, завтра окажетс€ ложью. ќна живет духом, а не законом. “аким образом, она требует посто€нного осознани€ и спонтанности. ќна любит наличие во всем скрытого потенциала: возможностей развити€ растени€, растущего ребенка, рождение надежд и фантазий. ќна верит в жизнь, верит в изменение, верит в любовь и ничему не дает застыть. ќна любит и не держитс€ за эту любовь. ќна любит всем своим —уществом так, что ее ранимость становитс€ ее величайшей силой. “о, что дл€ людей, которые ее не люб€т, €вл€етс€ противоречием, дл€ тех, кто ее любит, €вл€етс€ парадоксом.

 

 

–ис пациентки, на котором изображена она сама с ¬еликой ћатерью

 

≈сли человек живет, облада€ здоровым и сакральным отношением к жизни, архетипы, подпитывающие воображение, должны снабжать своей энергией Ёго. ≈сли мы хотим жить творческой жизнью, то должен происходить диалог между сознанием и бессознательным. “аким образом, очень важно осознать тот момент, когда мы утратили св€зь со своей архетипической основой.  огда это происходит, нам начинают снитьс€ разрушенные основы и затопленные фундаменты, засыпанные подземные парковки и гаражи, рассыпавшиес€ стены и дыр€вые чердаки. “огда наша задача состоит в том, чтобы спуститьс€ вниз и что-то сделать с хаосом, который образовалс€ внизу. ¬ т€желые времена женщинам может снитьс€, что они оказываютс€ у своих бабушек, в образе которых находит свое воплощение ¬елика€ ћать.

≈сли мы достаточно долго видим сны, в которых повтор€ютс€ темы, это значит, что в них повтор€ютс€ символы с какими-то изменени€ми. Ќаблюда€ за рождением этих паттернов, мы постепенно начинаем видеть в хаосе некоторый пор€док. ћы начинаем замечать, как переплетаютс€ между собой наши индивидуальные символы и как их переплетени€ представл€ют собой уже более общие паттерны. ћы начинаем узнавать свою личностную идентичность, которую когда-то очень смутно себе представл€ли. ѕостепенно мы инициируем диалог между своим Ёго и своей —ущностью, котора€ тоже вплетена в паттерн. ¬ процессе диалога между Ёго и —амостью рождаетс€ душа. ’русталь, снежинки и слезинки, все про€влени€ духа в конкретной форме постепенно переплетаютс€ в небесные нити радуги. » газова€ вуаль, котора€ легла на плечи ƒамбеллины, становитс€ благословением Ѕожьим. Ёто очень легкое прикосновение, похожее на прикосновение капель теплого дожд€, но оно кардинально измен€ет жизнь, превраща€ бессмысленную неразбериху в трепетное странствие.

¬ основе нашей культуры лежат двадцать веков христианства, и хот€ древние мифы имеют высокую ценность и вызывают интеллектуальный интерес, они потер€ли свою нуминозность, котора€ подпитывала нашу душу. —тарые земные богини не обладали сознанием, а те женщины, которые пробились к осознанию, сделали это, пережив жуткое врем€, когда вынесли на свет свою “ень. ѕрошло две тыс€чи лет между бессознательным отношением к потоку жизни без вс€кой возможности его изменить и сознательным отношением, которое позвол€ет происходить многим событи€м. ќбратного пути нет.

 

 

–ис Ћеонардо да ¬инчи. —в. јнна

 

 аждой из нас следует найти особенный архетип фемининности, который придает смысл нашей жизни. я могу назвать лишь тот, который имеет значение дл€ мен€. ѕрошлым летом € все еще ждала, что мое внимание привлекут какие-то отдельные образы. ћне приснилось несколько очень мощных сновидений. я переживала нуминозность Ѕогини и знала мнение ёнга о том, что ƒогма об ”спении ћарии - это фактически признание материи, а в действительности - ее осв€щение*. ќднако общий паттерн все еще ускользал от мен€. » тогда однажды € отправилась в Ћондонскую национальную галерею, чтобы посмотреть на рисунок Ћеонардо да ¬инчи с изображением ƒевы, сид€щей на колен€х у своей матери јнны и держащей на выт€нутых руках божественного младенца; р€дом с ними стоит юный »оанн.Ћицо јнны оттен€ют черные тени, а ее глаза гор€т, как два темных угл€. ќна похожа на ворожею-цыганку, котора€ крепко сидит на земле, указыва€ выт€нутым пальцем на небеса. —и€юща€ и безм€тежна€ ƒева спокойна и совершенно уверена в себе.  огда она прижимает к сердцу своего прелестного младенца, ≈е взгл€д устремлен вниз. ќн, со своим античным лицом, повтор€ет жест своей бабушки в сторону небес. ќн смотрит на одухотворенное лицо »оанна и, по-видимому, благословл€ет его. Ёти два ребенка, божественный и человеческий, принадлежат друг другу, свободные в своих отношени€х благодар€ трансформирующей любви ћатери**.* —м. Jung, "Psychological Aspects of the Mother Archetypes-, The Archetypes and the Collective Unconscious, CW 9i, pars. 196-197.** ѕодробное обсуждение темы "двух детей" можно найти в книге: Nathan Schwartz-Salant, Narcissism and Character Transformation, pp. 159-164.

Ёта картина живет внутри мен€. “ам есть ¬елика€ ћать с ужасным и одновременно люб€щим лицом; ее рука объедин€ет землю и небо. Ќа ее широком колене сидит ƒева, внешне похожа€ на свою мать, но при этом обладающа€ духовной чувственностью, излучающа€ изнутри таинственную прелесть. ќна считает себ€ частью более великого плана, лежащего в основе вечного движени€ жизни. ¬ ее ранимости - ее сила, ласкова€, люб€ща€ и достаточно отстраненна€, чтобы не мешать течь потоку жизни. Ётот младенец - ее, но он перестает быть ее младенцем, как только начинает т€нутьс€ к другому ребенку. ќна принимает власть ¬еликой ћатери, на колен€х которой сидит, и грезит о “аинстве божественного дара, который был ей предназначен. ¬се остальное скрыто в молчании.

“аков мой миф о мисс (Ms). Ќо если вы зашли достаточно далеко, то однажды окажетс€, что вы идете по дороге навстречу себе. » тогда вы скажете: ƒј.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 283 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

516 - | 527 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.057 с.