Лекции.Орг


Поиск:




Тема 8. Политические и правовые идеи ХХ в.




 

1. В начале XX в. возросло разнообразие политико-правовых доктрин, порожденное как усложнением социальных и политических процессов общественной жизни, так и умножением разнообразных методологических основ политико-правовых концепций, различных по социально-классовой основе.

 

Именно в этот период наметилась тенденция к сближению поначалу резко противостоявших между собой политических идеологий. Буржуазный либерализм перерастал в неолиберализм, содержащий ряд социальных требований, возникших в русле социалистических теорий (обоснование социальных гарантий прав и свобод личности, признание полезности и необходимости позитивных функций государства и др.). В социалистической же политико-правовой идеологии обозначилось влиятельное направление, выступающее не за революционное уничтожение гражданского общества, а за его совершенствование посредством социальных реформ.

 

Вместе с тем войны, социальные бедствия, кризисы и неурядицы первой трети XX в. в ряде стран породили экстремистские партии и движения, стремившиеся к установлению тоталитарных режимов. В XX в. сбылись худшие опасения мыслителей предыдущего века о пагубности неограниченной власти, противостоящей народу и попирающей личность. Для идейно-политических программ тоталитаризма характерны притязания на выражение подлинных интересов трудящихся масс, классов, народов, наций, утверждения об исторической необходимости применения крайних мер и отсутствии других способов защиты общественного блага кроме диктаторских. Все авторитарные и тоталитарные режимы либо принципиально отвергают демократию, права и свободы человека, либо формально признают и даже пропагандируют их в идеологических целях, но попирают на практике. Официальной идеологии победившего тоталитаризма присущи демагогия, настойчивое насаждение ненависти к врагам и к инакомыслящим, казенный оптимизм, притязания на научность, эклектическое использование идей и лозунгов, взятых из различных направлений политической идеологии.

 

В начале XX в. сложились основные концепции права гражданского общества. Юридический позитивизм продолжал разработку догмы права, теории толкования и применения правовых норм. Социологическое направление юриспруденции и возрождающаяся теория естественного права (к которой близка психологическая теория права) критиковали юридический позитивизм за неспособность определить источники развития и изменения права, исследовать способы его воздействия на общественные отношения и поведение людей, обосновать права человека и правовое государство. В свою очередь социологическое направление упрекалось сторонниками других концепций за сведение права к судебной и административной практике, откуда проистекала возможность противопоставления закона и практики его реализации. Возрождающимся теориям естественного права представители


 

55 56


других направлений юриспруденции делали упрек в том, что эти теории смешивают право и правосознание (психологическая теория критиковалась соответственно за сведение права к правовой психике). Существование и полемика этих направлений в юриспруденции обусловливали развитие правовой науки, соответствующей потребностям гражданского общества.

 

2. Социологическая юриспруденция Формирование социологического направления в современной теории

 

права и государства началось на исходе XIX в., когда социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний и ее методы получили широкое распространение в общественных дисциплинах.

 

Значительную роль в развитии социологического правоведения в XX в. сыграл американский юрист Роско Паунд (1870-1964 гг.). Он преподавал в крупнейших университетах США и на протяжении многих лет был деканом Гарвардской школы права. Паунд призывал юристов не ограничиваться изучением "права в книгах" (т.е. права в законе, в нормативных актах) и обратиться к анализу "права в действии". Юридическая наука, считал он, призвана показать, как право реально функционирует и влияет на поведение людей. Право является одним из способов контроля за поведением людей наряду с религией, моралью, обычаями, домашним воспитанием и др. Такой подход ориентировал юридическую науку на изучение права в контексте социальных отношений, требовал учитывать взаимодействие правовых норм с иными регуляторами общественной жизни.

 

Паунд выделяет в современном праве три аспекта. Во-первых, право - это правовой порядок или режим регулирования социальных отношений посредством систематического и упорядоченного применения силы органами государства. Во-вторых, правом называют официальные источники, которые служат руководством при вынесении судебных и административных решений (в этом смысле говорят, например, о праве штата Индиана). В-третьих, право есть судебный и административный процесс. Если свести эти определения воедино, то, по словам Паунда, мы придем к пониманию права как "высоко специализированной формы социального контроля, осуществляемого на основе властных предписаний в рамках судебного и административного процесса".

 

Паунд вслед за Иерингом считал, что обоснование цели правопорядка должно быть обеспечено концептуально-понятийным единством юридической доктрины, поскольку позволяет не только согласовать различные определения права, но и связать общезначимые социальные идеалы с интересами и субъективными устремлениями участников общественных отношений. Цель права, согласно его концепции, состоит в улаживании социальных конфликтов и достижении цивилизованных отношений между людьми. Паунд не уставал повторять, что право должно служить не разъединению членов общества, а, наоборот, укреплению согласия и кооперации между ними (подобного рода воззрения называют интегративной моделью права; в противовес ей выделяют конфликтные


модели, к числу которых относят марксистское понимание права как средства подавления классовых противников).

 

3. Нормативизм Г. Кельзена Политическое и правовое учение нормативизма своими корнями

 

восходит к формально-догматической юриспруденции XIX в. Оно сложилось на основе методологии, выработанной в юридическом позитивизме, и представляет собой реакцию на распространение в современном западном правоведении социологических, психологических и новейших этико-философских концепций.

 

Родоначальником и крупнейшим представителем нормативистской школы был австрийский юрист Ганс Кельзен (1881-1973 гг.). Его теоретические взгляды окончательно сформировались в период, последовавший за распадом Австро-Венгерской монархии. В то время Кельзен преподавал в Венском университете и занимался активной политической деятельностью, выступая в роли советника по юридическим вопросам первого республиканского правительства. По поручению К. Реннера, главы кабинета, Кельзен возглавил подготовку проекта Конституции 1920 г., юридически оформившей образование Австрийской республики (с некоторыми изменениями эта Конституция действует и в настоящее время). После аншлюса Австрии нацистской Германией в 1938 г. ученый эмигрировал в США.

Кельзену принадлежит большое число работ по общей теории права и государства, по конституционному и международному праву, а также несколько сочинений, посвященных опровержению марксизма. Самая известная его работа - "Чистая теория права" (в заголовок вынесено авторское название нормативизма; книга вышла в 1934 г.).

 

Под чистой теорией права Кельзен понимал доктрину, из которой устранены все элементы, чуждые юридической науке. Современные юристы, писал он, обращаются к проблемам социологии и психологии, этики и политической теории, пренебрегая изучением своего собственного предмета. Кельзен был убежден, что юридическая наука призвана заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых установлении, как доказывают приверженцы соответствующих концепций, а специфически юридическим (нормативным) содержанием права.

 

Чистота теории права предполагает также исключение из нее идеологических оценок. Кельзен одним из первых поставил задачу деидеологизации правоведения, создания строго объективной науки о праве и государстве. Согласно его воззрениям, подлинная наука носит релятивистский характер, так как признает возможность существования в обществе множества систем идеологии и отрицает превосходство какой-либо одной из них над другими. По учению Кельзена, право старше государства. Оно возникло еще в первобытную эпоху, когда общество, разрешив индивидам совершать акты принуждения (например, акты мести) в одних случаях и запретив - в других, установило монополию на применение силы


 

57 58


для обеспечения коллективной безопасности. Впоследствии правовое сообщество перерастает в государство, где функции принуждения осуществляются централизованным путем, т.е. специально созданными органами власти. Политическое учение Кельзена построено на отождествлении государства и права. Как организация принуждения государство идентично правопорядку, считал родоначальник нормативизма. Аргументируя свою позицию, Кельзен пришел к выводу, что любое государство, включая авторитарное, является государством правовым. Этот вывод резко контрастировал с доктринами либеральной демократии середины XX в., в которых правовое государство рассматривалось как альтернатива тоталитарным политическим режимам.

 

4. Современные теории естественного права

Среди политико-правовых концепций XX в. особое место занимают учения о естественном праве. Они продолжают традиции философского осмысления права и опираются на различные доктрины, сложившиеся в современной западноевропейской и американской философии, - томизм, неокантианство, неогегельянство, экзистенциализм, феноменологию, персонализм.

 

Неотомисты (Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер) возводят свое понимание естественного закона к философии Фомы Аквинского, чье учение

в 1879 г. получило одобрение и поддержку со стороны католической церкви. Виднейший представитель современного томизма - французский философ и общественный деятель Жак Маритен (1882-1973 гг.). В 1945 - 1948 гг. Маритен был послом Франции в Ватикане, участвовал в подготовке проектов Всеобщей декларации прав человека. Главные его сочинения по проблемам социально-политической теории - "Интегральный гуманизм", "Права человека и естественный закон", "Человек и государство".

 

Источником естественного закона, согласно его концепции, является бог, который обладает абсолютным суверенитетом над своими созданиями и не несет перед ними моральных обязанностей. Маритен определял естественный закон как установленные божественным разумом "универсальные нормы права и долга". Бог - первый принцип естественного права. Человек же имеет естественные права и способен осознать их в силу своей сопричастности божественному разуму. "Личность обладает абсолютным достоинством, поскольку она состоит в прямых отношениях с Абсолютом".

 

Маритен предложил собственную классификацию прав человека, разделив их на три вида. Фундаментальные права личности (человека как такового) включают в себя: право на жизнь и личную свободу, право вступать

в брак, право частной собственности, право на стремление к счастью и др. Политические права (или права гражданина) определяются законодательством страны, однако косвенно они зависят от естественного права и образуют его продолжение, ибо установления государственной власти становятся законом лишь в силу их соответствия естественному праву.


К политическим правам относятся: право народа устанавливать конституцию государства и определять форму правления, право граждан на активное участие в.политической жизни, в том числе в выборах, право объединения в политические партии, свобода высказываний и дискуссий, равенство граждан перед законом и судом. Согласно взглядам Маритена, реализация этих прав с помощью церкви приведет к установлению христианской демократии, т.е. "по-христиански устроенного светского государства". Наконец, социальные права человека (права трудящегося) охватывают: право на труд, право объединения в профсоюзы, право на справедливую заработную плату, право на социальное обеспечение в случае безработицы или болезни, по старости и т.п. Учение Маритена явилось одной из концепций, идейно подготовивших разработку Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г.

 

С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.. Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и других конвенций, имеющих обязательную силу для присоединившихся к ним государств, влияние естественно-правовых учений пошло на убыль.

 

2. В.И. Ленин и большевизм.

Самостоятельным течением марксизма является большевизм, основателем и вождем которого был Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870-1924 гг.). "Большевизм, - писал Ленин, - существует, как течение политической мысли и как политическая партия, с 1903 года". Основной идеей большевизма является идея "партии нового типа", централизованной организации профессиональных революционеров, стремящейся стать правящей партией, осуществляющей марксистскую программу строительства социализма и коммунизма. Обоснование необходимости такой партии в том, что только она способна познать и постичь подлинные интересы рабочего класса.

 

Практика государственного строительства после прихода большевиков к власти не подтвердила многих идей, высказанных в предшествующий этому период. Вместо отмирания государства, замены его Советами и организацией вооруженных рабочих создавался строго централизованный аппарат управления, состоящий из многочисленных профессиональных служащих. Вскоре была создана и постоянная армия.

 

Пересмотр ряда прежних теоретических положений Ленин обосновывал обострением классовой борьбы: "Нам пришлось осуществлять диктатуру в самой ее суровой форме".

 

В послеоктябрьских трудах понятию диктатуры уделяется повышенное внимание.. Второе издание книги "Государство и революция" (1919 г.) дополнено разделом, подчеркивающим значение идеи диктатуры пролетариата в теоретическом наследии Маркса.

Важным условием диктатуры пролетариата в России, где рабочий класс был очень малочислен, Ленин считал партийное руководство. Руководящее положение коммунистической партии большевиков он называл


59 60


основой Советской Конституции - юридической и фактической. В работах Ленина немало суждений о демократии, но суждения эти, обычно высказанные в полемике, часто имели декларативный, лозунговый характер: Развитие партийно-административной системы, опирающейся на насилие, закономерно привело к декларативности демократических положений, содержавшихся в марксизме и ленинизме

 

7. В начале XX в. в условиях обострения социальной ситуации, попыток перехода к конституционализму, нового подъема религиозно-нравственных исканий правовая и политическая мысль в России получила новое продолжение. В изучении права Богдан Александрович Кистяковский 1868-1920 выделял четыре направления: государственно-повелительное, социологическое, психологическое, нормативное. Методологической основой его исследования явилось комплексное применение собственно юридического метода с идеями психологической и социологической школ. Оригинальную психологическую теорию права выдвинул профессор Петербургского университета Лев Иосифович Петражицкий 1867-1931, который исходил из тезиса, что право находится не в социальной сфере, а в психике человека, в его голове. Источником права выступают эмоции, т.к. именно они заставляют людей совершать поступки. Петражицкий различал два вида эмоций: моральные и правовые. В правовых эмоциях чувство долга сопровождается представлением о полномочиях других лиц, «наше право есть не что иное, как долг другого лица». Моральные связаны с осознанием человеком обязанностей долга. Нормы морали – это внутренние императивы. Возникающие правовые нормы носят атрибутивно представительно – императивный обязывающий характер.

 

В советский период политико-правовые доктрины преимущественно выполняли заказ государства. Русская эмиграция Н.А Бердяев, И.А. Ильин в противовес позитивизму марксизма выдвинула идеи христианской нравственности, зависимости ном права от морали.

Несмотря на традиционное влияние на Россию опыта и идей Запада, российская политико-правовая мысль на протяжении всех рассмотренных периодов сохраняла самобытность и отражала черты российской правовой культуры


КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

Контрольная работа выполняется по одному из приводимых ниже вариантов. Выбор номера варианта зависит от номера фамилии студента по ведомости группы в последнем семестре. Контрольная работа выполняется в соответствии с требованиями, изложенными в методической разработке: «Контрольная работа студента: структура и оформление.—М,, Российская Академия правосудия, 2004».

 

Цель контрольной работы - закрепление теоретических знаний по отдельным темам курса, приобретение навыков самостоятельной работы с источниками, учебной и дополнительной литературой, выработка умения применять полученные теоретические знания для решения конкретных практических задач и обосновывать принимаемые решения.

Выполнение контрольной работы предусматривает:

- изучение и изложение теоретических положений изучаемого курса;

 

- изучение важнейших нормативно-правовых актов по теме;

- формирование необходимых выводов и научно обоснованных

решений.

Контрольная работа должна быть выполнена самостоятельно, носить творческий характер, содержать ссылки на конкретные нормативно-правовые акты. Недопустимо текстуальное переписывание учебника или другой литературы. Использование учебной литературы допускается (но лишь в качестве руководящего начала при ответе на вопросы); при воспроизведении тех или иных положений, выводов, содержащихся в изданиях, необходимо сделать на них соответствующие ссылки. Цитаты не должны составлять более 1/4 части контрольной работы.

 

Прежде чем составлять текст работы, студент должен предварительно

 

изучить материал соответствующего раздела программы курса. Объем работы должен быть не менее 10 и не более 30 листов рукописного текста (можно представить и машинописный вариант).

 

Самыми распространенными ошибками студентов при написании контрольной работы являются то, что работа представляет собой простое переписывание (зачастую с применением сканирования и других возможностей компьютерной техники) учебной литературы, не подкрепленное ни ее самостоятельным осмыслением, ни характеристикой нормативно-правового материала. Выполненная работа должна быть написана грамотно, чисто и разборчиво. Для замечаний рецензента оставляются поля. Страницы контрольной работы нумеруются.

 

Работу необходимо надлежащим образом оформить. На титульном листе (обложке тетради) указывается название учебного предмета, номер фамилии студента по ведомости группы в последнем семестре (без его указания работа рассматриваться не будет), номер варианта выполненного задания, номер учебной группы и курса, фамилия и инициалы студента.


 

61 62


В конце работы нужно привести список фактически использованной 15. Реформация в доктринах Мартина Лютера; Томаса Мюнцера,
литературы и соответствующие ссылки. В качестве первичного материала Жана Кальвина.  
можно использовать список литературы, приложенный к программе 16. Зарождение идей европейского социализма (XVI-XVII вв.).
дисциплины. При составлении списка следует соблюдать действующие 17. Исламская реформация в доктринах Джемаль ад-Дин Аль-
требования к оформлению справочно-библиографического аппарата. Афгани, Мухаммеда Абдо, Мухаммеда Рашид Рида и Саида Кутба.
Обязательны подпись студента и дата выполнения работы. 18. Идеологическая борьба по вопросу о форме правления в России в
Специфика курса требует учета в работе следующих основных середине ХV1 в.  
факторов, затрагивающих личности изучаемых персоналий (см. раздел 19. Политико-правовые взгляды Гуго Гроция.
методические рекомендации по изучению дисциплины). 20. Политическое и правовое учение Спинозы.
1) специфика исторической эпохи и формы государственности; 21. Политико-правовое учение Томаса Гоббса.
2) воспитание и образование, принадлежность к школе мышления, 22. Взгляды на политику, государство, право и закон Шарля Луи
преемственность традициям предыдущих мыслителей; Монтескье.  
3) сословная принадлежность объекта изучения и его вовлеченность 23. Политико-правовая доктрина Жан-Жак Руссо.
во властные структуры; 24. Политико-правовые идеи якобинцев и французских социалистов.
4)принадлежность к определенным политическим группировкам. 25. Возникновение и становление американской политико-правовой
Параллельно должно быть изучено отношение и имеющиеся мысли.    
предпочтения к следующим проблемам: 26. Политическая и правовая мысль России во 2-й половине XVIII вв.
1) соотношение закона и справедливости; 27. Политические и правовые идеи в трудах Иммануила Канта.
2) наличие веры в верховное существо; 28. Политические и правовые учения в трудах Георга-Фридриха
3) естественное право и отношение к человеческой природе; Гегеля.    
4) историческая обусловленность правовых норм и их связь с 29. Политические и правовые взгляды декабристов.
формами государственности; 30. Политические идеи П.И. Чаадаева. Западники и славянофилы.
5) сочетание элементов монархии, аристократии и демократии; 31. Английский, французский и немецкий либерализм.
6) источники права; 32. Политико-правовой позитивизм Огюста Конта.
7)сочетание анархии и тирании и право народа на сопротивление 33. Политические идеи Герберта Спенсера.
деспотии.       34. Политико-правовые концепции либерализма во 2-половине ХIХ в.
    Темы для выполнения контрольного задания 35. Концепция “служебного орудия” Фридриха Ницше
          36. Политико-правовое учение марксизма.
1. Политико-правовые памятники Древней Индии. 37. Немарксисткая социалистическая мысль ХIХ в.
2. Даосизм, конфуцианство, моизм и легизм в Древнем Китае. 38. Политическая и правовая мысль в России во 2-й половине ХIХ в.
3.   Политико-правовые теории классического периода в Древней 39. Политико-правовые идеи в России в начале ХХ в. «Вехи».
Греции: общая характеристика. 40. Позитивистский нормативизм Г. Кельзена и прагматический
4.   Идеальное государство Платона. позитивизм.  
5. Учение Аристотеля о справедливости и государстве. 41. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого, ее истоки.
6. Учение Цицерона о государстве и праве. 42. Политико-правовая идеология национал-социализма.
7.   Политико-правовые взгляды Августина Аврелия. 43. Теории элит, бюрократии и технократии: Вильфредо Парето и
8.   Учение Фомы Аквинского о государстве и праве. Гаэтано Моска.  

9. Политическая и правовая мысль в Арабском Востоке в VII – X вв. Формирование мусульманской правовой идеологии.

10. Политическая философия аль-Фараби, Ибн Сина и Ибн Рушда.

11. Взгляды на государство аль-Маварди и Ибн Халдуна.

12. Средневековая российская политико-правовая мысль

13. «Государь» Никколо Макиавелли.

14. Доктрина государственного суверенитета Жана Бодена.


63 64


ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА МАГИСТЕРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ   Политические и правовые идеи в трудах Иммануила Канта.  
            Политические и правовые учения в трудах Георга-Фридриха
  Мифические и религиозные представления в Древнем Мире как Гегеля.      
источники политико-правовой мысли.     Политические и правовые взгляды декабристов.  
  Политико-правовые памятники Древней Индии.     Политические идеи П.И. Чаадаева. Западники и славянофилы.  
  Политико-правовые доктрины в Древнем Китае.   Английский, французский и немецкий либерализм.  
  Политико-правовые теории классического периода в Древней   Политико-правовой позитивизм Огюста Конта.  
Греции: общая характеристика.       Политические идеи Герберта Спенсера.  
  Идеальное государство Платона.   Политико-правовые концепции либерализма во 2-половине ХIХ в.
  Учение Аристотеля о справедливости и государстве. 44. Политико-правовое учение марксизма.  
  Политико-правовые взгляды в Древнем Риме. 45. Немарксисткая социалистическая мысль ХIХ в.  
  Учение Цицерона о государстве и праве. 46. Политическая и правовая мысль в России во 2- половине ХIХ в.:
  Политико-правовые взгляды Августина Аврелия. реформаторы и революционные демократы.  
  Учение Фомы Аквинского о государстве и праве. 47. Политическая и правовая мысль в России во 2- половине ХIХ в.:
  Средневековая юридическая мысль либералы и консерваторы.  
  Политическая и правовая мысль в Арабском Востоке в VII – X вв. 48. Политико-правовые идеи в России в начале ХХ в.  
Формирование мусульманской правовой идеологии. 49. «Вехи».  
  Политическая философия аль-Фараби, Ибн Сина и Ибн Рушда. 50. Развитие американской политико-правовой мысли в ХIХ в.  
  Учение о халифате и имамате у аль-Маварди 51. Проблемы права и государства в произведениях Э. Бернштейна и
  Учение о государстве у Ибн Халдуна. К. Каутского.  
  Средневековая российская политико-правовая мысль: генезис и 52. Позитивистский нормативизм Г. Кельзена и прагматический
эволюция.   позитивизм.  
  Новая наука о политике Никколо Макиавелли. 53. Социологическая юриспруденция.  
  Доктрина государственного суверенитета Жана Бодена. 54. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого, ее истоки.  
  Реформация в доктринах Мартина Лютера; Томаса Мюнцера, Жана 55. Политико-правовая идеология национал-социализма.  
Кальвина.   56. Теории элит, бюрократии и технократии: Вильфредо Парето и
  Зарождение идей европейского социализма (XVI-XVII вв.). Гаэтано Моска.  
  Исламская реформация в доктринах Джемаль ад-Дин Аль-Афгани,        
Мухаммеда Абдо, Мухаммеда Рашид Рида и Саида Кутба.        
  Идеологическая борьба по вопросу о форме правления на Руси в        
середине ХV1 в.          

23 Политико-правовые взгляды Гуго Гроция.

24 Политическое и правовое учение Спинозы.

25 Левифан Томаса Гоббса.

26 Взгляды на политику, государство, право и закон Шарля Луи Монтескье.

27 Политико-правовая доктрина Жан-Жак Руссо.

28 Французская революция 1789-1794 гг. и политико-правовые идеи якобинцев.

29 Возникновение и становление американской политико-правовой

мысли.

30 Политическая и правовая мысль России во 2-й половине XVII-первой половине XVIII вв.

31 Политическая и правовая мысль России во 2-й половине XVIII вв.


65 66


ЛИТЕРАТУРА: Основная:

 

Исаев И.А История политических и правовых учений России: Учебник. - Изд 2, перераб. и доп. - М., 2003.*

 

История политических и правовых учений: Учебник для вузов/ Под ред. О.Э Лейста. - М., 2002. *

 

История политических и правовых учений: Хрестоматия/под ред. О.Э Лейства.- М.: Городец, 2000.*

 

Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: учебник для вузов.- М.: Норма, 2009. *

 

Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: учебник для вузов.- М.: Норма, 2005.*

 

Дополнительная: Учебники:

 

Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических и правовых учений: [Учебное пособие]– М.: Юрист, Вып. 1. – 1994.

 

Антология мировой политической мысли: В 5 т. – М.: Мысль, 1997. Баркалов В.Я. Политические учения Древнего Востока. – Барнаул,

1994. – 29 с.

Баскин Ю.Я. Очерки по истории политических учений: Учебное пособие, - Ленинград-Запорожье: Изд-во АПН СССР, 1991.

 

Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохоровой.-изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: научн. Изд. БЭС, 2001.- 1434 с. с прилож.*

 

Всемирная история государства и права: Энциклопедический словарь / под ред. А.В. Крутских.- М.: Инфра-М, 2004.- 398 с.*

 

Графский В.Г., Кобзев А.И., Зорькин В.Д. и др. История политических и правовых учений ХIХ в. – М., 1993.

 

Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI-XX вв. – М.: Юрист, 1995.

 

История государственно-правовых учений: учебник / отв. ред. В.В.

 

Лазарев.- М.: Спарк, 2006.- 672 с.*

История политических и правовых учений XVII-XVIII вв./ Отв. Ред. В.С. Нерсесянц. – М.: Наука, 1989.

 

Назарова Н.С. История политической мысли: Учебное пособие. – Одесса: Кобзарь, 1991. – 171 с.

 

Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. – М.: Изд. Группа «ИНФА-М: Норма», 1997. – 647 с.

 

Нерсесянц В.С.. Политические учения Древней Греции. - М., 1979. Рахматуллин Э.С., Модестов В.П. История социально-политических

учений: Учебн. пособие, - Казань: Изд-во Казанского университета, 1992.

 

Источники

 

«Лаодокийское послание» // Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XV в. – М., 1983.


Августин Аврелий. О граде Божием. Т. 1-2. – Киев, 1998.

 

Августин Аврелий. О свободе воли. http://www.philosophy.ru/library/august/de_libero_arbitrio.rus.html

 

Антология мировой политической мысли: Учебн. пособие: В 5 т. – М.:

 

Мысль, 1997.

Антология мировой правовой мысли: В 5 т./ Рук. научн. проекта Г.Ю. Семигин; Научн. ред. совет: В.Н. Кудрявцев и др.– М.: Мысль, 1997- 1999.

Антология мировой философии. В 5 т. - М.: Мысль, 1969-1972. Аристотель. Афинская полития. – М. – Л.., 1936. (переизд.: М., 2003). Аристотель. Политика Сочинения: В 4 т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983. См.

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/aristot/index.php

 

Вехи. Из глубины. – М.: «Правда», 1991. Гегель. Политические произведения. – М., 1978. Гегель. Философия права. – М., 1990.

 

Гоббс Т. Сочинения. В 2 т. – М., 1989-1991. Гроций Г. О праве войны и мира. - М., 1992.

Древнеиндийская философия. Начальный период. – М., 1963. Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2 т. – М., 1972. Иеринг Р. Борьба за право. – М., 1907.

 

Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 9-14 вв. – М.,1961.

 

История политических и правовых учений: Хрестоматия для высш. шк. /Сост.: В.П. Малахов и др. – М.: Академический проект, 2000. – 414 с.

 

Кампанелла Т. Город Солнца. - М.-Л., 1954. Кант И. Трактаты и письма. – М., 1980.

Ленин В.И. О государстве // Полное собрание сочинений. Т. 39. Ленин В.И. О диктатуре пролетариата // Полное собрание сочинений.

Т. 39.

Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский // Полное собрание сочинений. Т. 37.

 

Локк Д. Избранные философские произведения. - М., 1960. Т.1-2. Макиавелли Н. Государь. – М.: Планета, 1990.

 

Макиавелли Н. История Флоренции. http://www.vostlit.info/Texts/rus/Macci/framevved.htm

 

Макиавелли Н. История Флоренции. М. Наука. 1973. Маритен Ж. Философ в мире. — М., 1994.

 

Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 4.

 

Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Там же. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф.

Сочинения. Т.3.

Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения. - М., 1955. Мор Т. Утопия. - М., 1953.

 

Пейн Т. Избранные сочинения. – М., 1959.


67 68


Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским/ Текст подгот. Я.С. Лурье, Ю.Д. Рыков. – Л., 1979.

 

Платон. Диалоги. http://i-text.narod.ru/lib/platon.html

Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / Под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. (Серия «Философское наследие»). — М.:

Мысль. 1990—1994.

Платон. Сочинения. В 3 т. – М., 1968-1972.

Политическая мысль Европы конца XIX- начала XX века: Хрестоматия / Сост. В.Н. Штинов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та., 1991.

– 243 с.

Пуфендорф С. О должности человека и гражданина по закону естественному. – СПб., 1726. – 537 с.

 

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Трактаты. - М., 1969.

 

Сен-Симон. Избранные сочинения. Т. 1-2. – М. – Л., 1948. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. – М., 1957. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. – М., 1989. Франклин Б. Избранные произведения. – М., 1956.

 

Фурье Ш. Избранные сочинения. Т. 1-4. – М. - Л., 1951-1954. Хрестоматия по истории политических учений / Составитель П.С.

Грацианский. Вып.1. М., 1972.

Цицерон. Диалоги: О государстве. О законах. – М., 1966.

 

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21.

 

Монографии и научные статьи:

 

Агабеков Г.Б. Жан Боден – основоположник государственного суверенитета. – М., 1990.

 

Азаркин Н.М. Монтескье. – М.: Юрид. литература, 1988.

Айрапетов А.Г., Юдин А.И. Западноевропейский и русский утопический социализм нового времени. – М.: Высшая школа, 1991.

 

Алексеева Т.А. Современные политические теории. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2001.

 

Алиев Г. З. Турция в период правления младотурок. — М., 1972. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. — М., 1993.

 

Баскин М.П. Философия американского Просвещения. – М., 1955. Бибиков А.И., Павлов А.А. Понятие DOMINIUM в голландском праве

XVII веке в изображении Гуго Гроция // Древнее право. – М., 1998. - №1. – С. 206-210.

 

Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., 1975.

Графский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников: (Истоки и эволюция) - М.: Наука, 1993. – 317 с.

 

Грацианский П.С. Десницкий. – М.: Юрид. литература, 1978. – 111 с.


Грацианский П.С. Политическая и правовая мысль России второй половины XVIII в. – М.: Наука, 1984. – 253 с.

 

Грималь П. Цицерон.— М., Молодая гвардия, 1991.

Две тенденции в истории социалистической мысли: социалистический гуманизм и казарменный коммунизм: Сб. обзоров / Ред.-кол.: Каплан А.Б. и

др. – М., 1991. –80 с.

Дегтярёва М.И. Понятие суверенитета в политической философии Ж.

 

де Местра // Полис. – 2001. - №3. – С. 113-122.

Дегтярёва М.И. Разработка понятия суверенитета Ж. Боденом// Полис.

 

– 2000. - №3. – С. 157-169.

Доватур А.И. Политика и политии Аристотеля. – М.–Л., 1965. Замолеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси. – Л., 1987. Зимин А.А. И. Пересветов и его современники: Очерки по истории

 

общественно-политической мысли середины XVI в. – М., 1958.

Игнатенко А. А В поисках счастья. Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. – М., 1989.

 

Игнатенко А. А. Ибн-Хальдун. – М., 1980.

Каменский З.А. Философские идеи русского Просвещения. – М., 1971. Кан С.Б. История социалистических идей (до возникновения

марксизма). – М., 1967.

Кислягина Л.Г. Формирование общественно-политических взглядов Н.М. Карамзина (1785- 1803). – М., 1976.

 

Клибанов А.Н. Реформационные движения в России в XIV–первой половине XVI в.– М.: Изд-во АН СССР,1960.

 

Коваленко В.И. Никита Михайлович Муравьёв // Вестник Московского университета. – Серия 12. Политические науки. – 2001. - №1. – С. 91-105.

Коммунизм и национал-социализм: сравнительный анализ. – Пробл.-

 

тем. сб. – М.: ИНИОН РАН, 2000. – 199 с.

Кузнецов В.Н. Вольтер и философия французского просвещения 18 в.

 

– М., 1965.

Кузнецов Э.В. Философия права в России. - М., 1989.

Лабутина Т.Л. У истоков современной демократии. Политическая мысль английского Просвещения (1689- 1714 гг.). – М.: Б.и., 1994.

 

Левин З. И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. –

 

М., 1988.

Левин З. И. Развитие арабской общественной мысли: 1917-1945. – М.,

 

1979.

Левин З. И. Развитие общественной мысли на Востоке. Колониальный период. – М., 1993.

 

Леонтович В. В. История либерализма в России: 1762—1914. — М.,

 

1995.

Либерализм. Консерватизм. Марксизм: Пробл. – тематический сб.– М.,

 

1998.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – М., 2000.


69 70


Луковская Д.И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. Л.,1985.

 

Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV

 

– начала XVI века. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960.

Лурье Я.С. Русские современники Возрождения: Книгописец Ефросин, дьяк Федор Курицын. – Л.: Наука, 1988.

 

Макарова С.В. Политические взгляды В.Н. Татищева // Актуальные вопросы Истории политических и правовых учений. – М.: ВЮЗИ, 1987. – С. 78-90.

 

Маковельский А. Софисты. - Баку, 1940. Вып.1 Малявин В.В. Конфуций. – Москва, 2010.

 

Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. Домарксический период. – М.: Наука, 1989.

 

Мележик И.Н. Учение Томаса Гоббса о формах государства// Актуальные вопросы истории политических и правовых учений. – М.: ВЮЗИ, 1987.

 

Михаленко Ю. П. Платон и современная антитеза либерализма и тоталитаризма: Р. Кроссмен, К. Поппер, Б. Рассел и др. в окружении корифеев античной политической мудрости. — М.: Диалог-МГУ, 1998. — 152 стр.

Михаленко Ю. П. Политический идеал Платона в контексте реальной истории. — М.: ИФ РАН, 2003.

Нерсесянц В.С. Гегель. – М.: Юрид. литература, 1979.

Нерсесянц В.С. Миф в истории политических учений (о роли традиций) // Политика мира и развитие политических систем. – М.: Наука, 1979.

 

Нерсесянц В.С. Платон. – М.: Юридическая литература, 1984. Нерсесянц В.С. Сократ. – М.: Наука, 1977.

 

Пантин И.К. Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке. – М., 1973.

 

Политические и правовые учения. История и современность. Актуальные проблемы: Сб. научн. тр. – М.: ВЮЗИ, 1988.

 

Пяткина С.А. Правовые категории в теории Л.И. Петражицкого // Актуальные вопросы Истории политических и правовых учений. – М.:

 

ВЮЗИ, 1987.

Российский либерализм. Середина XVIII – начало XX века. Энциклопедия. – Москва, 2010.

 

Сатышев В.Е. Идеологические истоки английской буржуазной революции XVII века // Актуальные вопросы Истории политических и правовых учений. – М.: ВЮЗИ, 1987.

 

Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVI вв.). М., 1998.

 

Смирнова З.В. Социальная философия А.И. Герцена. – М., 1973. Степанянц М.Т. Восточная философия.—М., 2001.


Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. – М.,

 

1997.

Сюкияйнен Л.Р. Экстремизм и терроризм: оценка исламской правовой мысли // Партнерство цивилизаций: нет разумной альтернативы. Москва: Институт востоковедения РАН, 2011.

 

Философия Канта и современность./ Под общей редакцией Т.И. Ойзермана. - М., 1974.

 

Филюшин А.И. Андрей Курбский. – Москва, 2008 Фламэн М. История либерализма и современный либерализм. – М.,

 

1995.

Фуллер Л. Мораль права. М, 2007.

 

Хабутдинов А.Ю. Политико-правовые доктрины Мухаммада Абдо и Ризаэтдина Фахретдина: сравнительный анализ // Ученые записки. – Том VII.

–Сборник статей преподавателей Казанского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия». – Казань, 2011.*

 

Чибиряев С.А. Великий русский реформатор: Жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского. – М., 1989.

 

Чичуров И.С. Политическая идеология средневековья: Византия и Русь. – М.: Наука, 1990.

 

Щипанов И.Я. Философия русского Просвещения второй половины

 

XVIII века. – М., 1971.

Интернет-ресурсы:

 

Российская государственная библиотека (РГБ) - http://www.rsl.ru/ Библиотека Московского государственного университета -

 

http://www.msu.ru/libraries

Библиотека Юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета - http://jurfak.spb.ru/library/default.htm

 

Российская национальная библиотека (РНБ) - http://www.nlr.ru/ Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН

РАН) - http://www.inion.ru/

Библиотека Российского государственного гуманитарного университета - http://liber.rsuh.ru

 

Кроме того Российская национальная библиотека имеет виртуальную справочную службу, которая может предоставить список литературы по определенной теме.

 

Во-вторых, студент может получить доступ к полнотекстовым интернет-ресурсам:

 

Конституции различных стран мира - http://www.uni-wuerzburg.de/law/

 

Гарант-Парк. Информационные системы, законодательство, юридическая консультация - http://www.park.ru/

 

Обзоры нового законодательства, комментарии законов различных отраслей права, правовая энциклопедия - http://empire.list.ru/law/

Справочная правовая система "Энциклопедия российского права" - http://pravo.arbt.ru/


 

71 72


Энциклопедия российского права - http://www.pravopoliten.ru/

 

Российская газета - http://www.rg.ru/

«Юридическая Россия» – российский образовательный правовой портал. Содержит правовую библиотеку, информацию о конференциях, образовательные новости, юридические документы и иные материалы - http://www.lawportal.ru/

 

Портал auditorium.ru Министерства образования РФ. Содержит информацию по гуманитарным наукам, в том числе юриспруденции - http://auditorium.ru/

 

и электронным библиотекам:

«Классика российского права» - http://civil.consultant.ru/elib/list/ «История гражданского права» - http://civil-law.narod.ru -

Электронная бибилиотека - http://www.lid.ru

Русский Гуманитарный Интернет Университет. Библиотека учебной и научной литературы - WWW.I-U.RU

 

Журнал «Правоведение» - http://www.jurisprudence-media.ru/arhive.php

 

Кроме того, при необходимости студент может обратиться к поисковым системам Интернет, в которых он может получить информацию о необходимой литературе, а также полнотекстовые материалы

"Яndex" - полифункциональный поисковый интернет-ресурс - http://www.yandex.ru/

 

"nigma" - полифункциональный поисковый интернет-ресурс - http://www.nigma.ru

 

"Rambler" - информационно-поисковая система - http://www.rambler.ru/ "Апорт" - поисковая система - http://www.aport.ru/

"Google" - многоязычная поисковая система - http://www.google.ru/ "Yahoo!" - поисковая система и каталог ресурсов -

http://www.yahoo.com/

"AltaVista" - многоязычная поисковая система - http://altavista.com.ru/ Правовая поисковая система - http://www.law.com/

Российская правовая поисковая система, предметный указатель, юридические консультации, ссылки на правовые базы данных - http://www.legal.ru/

 

Путеводитель по правовым источникам в Интернете - http://www.ilrg.com/

 

"Рубрикон" - крупнейший энциклопедический ресурс Интернета - http://www.rubricon.com/

 

"Кирилл и Мефодий" – крупнейшая интернет-энциклопедия - http://www.km.ru/

 

Поиск по общим и специальным энциклопедиям - Мир энциклопедий - http://www.encyclopedia.ru/


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

 

1. Предмет Истории политических и правовых учений.

 

2. Мифические и религиозные представления в Древнем Мире как источники политико-правовой мысли.

3. Политико-правовые памятники Древней Индии.

4. Даосизм, конфуцианство, моизм и легизм в Древнем Китае.

5. Политико-правовые учения в Древней Греции: общая характеристика.

 

6. Политико-правовые воззрения Пифагора, Гераклита и Демокрита.

 

7. Политико-правовое учение софистов и антисофистские взгляды

 

Сократа.

8. Идеальное государство Платона.

9. Учение Аристотеля о справедливости и государстве.

10. Стоицизм (древняя, средняя и новая Стоя): его основные

представители и положения.

11. Политико-правовые взгляды в Древнем Риме: общая характеристика.

12. Учение Цицерона о государстве и праве.

13. Учение римских юристов о праве.

14. Политико-правовые взгляды Августина Аврелия.

15. Основные черты политико-правовой мысли западноевропейского средневекового общества. Средневековые ереси.

16. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве.

17. Взгляды Марсилия Падуанского. Средневековая юридическая

мысль

18. Политическая и правовая мысль в Арабском Востоке в VII – X вв. Формирование мусульманской правовой идеологии.

19. Политическая философия аль-Фараби, Ибн Сины и Ибн Рушда.

 

20. Взгляды на государство аль-Маварди и Ибн Халдуна.

21. Средневековая российская политико-правовая мысль

22. Новая наука о политике. Никколо Макиавелли. Жан Боден.

23. Взгляды Мартина Лютера; Томаса Мюнцера, Жана Кальвина.

24. Зарождение идей европейского социализма (XVI-XVII вв.): Томас Мор, Томмазо Кампанелла.

25. Раннебуржуазные политико-правовые взгляды Гуго Гроция.

26. Политическое и правовое учение Спинозы.

27. Основные направления английской политико-правовой мысли в

 

XVII в.

28. Политико-правовое учение Томаса Гоббса

29. Политическое и правовое учение Джона Локка.

30. Политические и правовые учения Германского и Итальянского Просвещения.


 

73 74


31. Взгляды на политику, государство, право и закон Вольтера и Шарля Луи Монтескье.

32. Политико-правовая доктрина Жан-Жак Руссо.

33. Политико-правовые идеи якобинцев и французских социалистов.

 

34. Возникновение и становление американской политико-правовой

 

мысли.

35. Политическая и правовая мысль России во 2-й половине XVII-2-й половине XVIII вв.

36. Политические и правовые идеи в трудах Иммануила Канта.

37. Политические и правовые учения в трудах Георга Гегеля.

38. Политические и правовые идеи Иоганна Фихте.

39. Историческая школа права.

40. Направления политико-правовой мысли в России в 1-й четверти ХIХ в.: М. Сперанский и Н. Карамзин, декабристы.

41. Политические идеи П.И. Чаадаева. Западники и славянофилы.

 

42. Английский либерализм 1 половины ХIХ в.

43. Французский либерализм 1 половины ХIХ в.

44. Немецкий либерализм ХIХ в.

45. Политико-правовой позитивизм Огюста Конта

46. Политические идеи Герберта Спенсера.

47. Концепция “служебного орудия” Фридриха Ницше

48. Социологическое направление в теории права: Р.Иеринг, Л. Гумплович.

49. Идеология утопического социализма и утопического коммунизма.

 

50. Политико-правовое учение марксизма.

51. Политическая и правовая мысль в России во 2- половине ХIХ в.

 

52. Политико-правовые идеи в России в начале ХХ в.: Критика революции («Вехи», «Из глубины»). Правоведы русского зарубежья.

53. Аналитическая юриспруденция Герберта Харта и интегративная юриспруденция.

54. Позитивистский нормативизм Г. Кельзена и прагматический позитивизм.

55. Политико-правовые положения солидаризма и институционализма Леона Дюги

56. Социологическая юриспруденция.

57. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого, ее истоки.

58. Мусульманские политико-правовые доктрины конца XIX-1 пол.

XXвв.

59. Политико-правовая идеология национал-социализма.

60. В.И. Ленин и советские политико-правовые концепции 1920-1930-х

 

гг.

61. Современные концепции естественного права.

62. Теории элит, бюрократии и технократии: Вильфредо Парето, Гаэтано Моска, Макс Вебер, Пьер Бурдье.


 

 

Учебное пособие

 

Хабутдинов Айдар Юрьевич

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1450 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

784 - | 754 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.