Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ема 4. ѕолитическа€ и правова€ мысль в —редние ¬ека




 

1. ”чение јврели€ јвгустина.

 

¬ажнейшим идеологом церкви и западной патристики был епископ √иппона —еверна€ јфрика јврелий јвгустин в православии Ц јвгустин Ѕлаженный 354 Ц 430 гг.. ”чение јвгустина, вобрав в себ€ наследие поздней античности, стало частью патристики Ц трудов отцов христианства, за что он был канонизирован римской церковью. ћировоззрение јвгустина сложилось на сочетании христианской мистики и мифологии. ќн считал, что истори€


человеческого общества подчинена божественному провидению, известному только Ѕогу. ћистически осмысленна€ диалектика истории представлена в трактате Ђќ граде Ѕожиемї. ¬ Ђ»споведиї јвгустин исследует причины проступков и преступлений, называ€ в качестве таковых нарушени€ общественного договора, укрепленного законом и обычаем государства или народа. √реховный земной град рушитс€. ѕример тому Ц падение –има. јвтор пришел к выводу о необходимости божественной благодати, котора€ выводит личность из тождества себе и тем самым Ђспасаетї. јвгустин св€зывает надежды с так называемым Ђ√радом Ѕожьимї Ц общиной праведников, следующих божественным установлени€м. ¬ земном граде люди живут по плоти, их любовь к себе доведена до презрени€ к Ѕогу; в небесном граде Ц по духу; здесь любовь к Ѕогу доведена до презрени€ к себе. √осударство эволюционирует и придет к совершенству, если не погр€знет в грехе. ¬ вопросе о формах государства јвгустин придерживаетс€ традиционного делени€ на правильные и неправильные, не отдава€ предпочтени€ ни одной из них. Ћюба€ форма возможна, когда уважают Ѕога

 

и человека, т.е. соблюдает верность заветам религии. ¬ процессе обосновани€ своих теологических воззрений јвгустин зачастую обращаетс€ к правовым вопросам. ќсновополагающее значение в его подходе к праву занимают рассуждени€ о восход€щем к Ѕогу нерушимом вечном законе, действующем

 

и в области человеческих отношений. «аконам надлежит подчин€тьс€, но люди их часто преступают. ¬ечный закон как выражение божественного разума и воли определ€ет естественный пор€док и, следовательно, естественное право.

2. ”чение ‘омы јквинского

јвторитет јвгутина Ѕлаженного оставалс€ незыблемым до по€влени€ в XIII в. другого светила теологии Ц ‘омы јквинского јквината 1225-1274 гг. ¬ XIII в. завершилось создание системы схоластики Ц католической теологии, ориентированной на оправдание постулатов веры средствами человеческого разума. —холасты, использу€ рационалистический и формально-логический подходы, попытались обосновать догматы веры, рационально доказать иррациональные истины. –аботы ‘омы јквинского Ц перва€ попытка развить христианскую доктрину государства на базе аристотелевской Ђѕолитикиї. ќн вернулс€ к античным представлени€м о праве и государстве, признал значение римского права и трактовку естественного характера государства. ѕо мнению ‘омы јквинского, в люд€х изначально заложено стремление объединитьс€ и жить в государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. по этой естественной причине и возникает политическа€ общность государство. ”чреждение государственности аналогично процессу сотворени€ мира Ѕогом. ÷ель государства Ц Ђобщее благої. ‘ома јквинский выдел€ет три чистые, правильные формы монархи€, аристократи€, полити€ и три извращенные тирани€, олигархи€, демагоги€ или демократи€. ѕринцип делени€ на формы Ц отношение к общему благу. »нтерес представл€ет учение о много€русной


 

31 32


иерархичной системе права, соедин€ющее знани€ о римском праве с ѕиллиус, ¬аккариус, –огериус, ќдофредус, јцо. »збранные глоссы были
патристикой. Ќа вершине системы права Ц Ђвечный законї божественное изданы јккурсиусом в середине XIII в. сборник Glossa Ordinaria, игравший в
провидение-универсальные нормы, не доступные человеческому сознанию и судах роль источника действующего права. ÷елью данной школы €вл€лось
воплощенные в божественном законе, который передаетс€ с помощью изучение собственно римского права без наслоившихс€ на него последующих
откровени€ и содержитс€ в Ѕиблии и видени€х св€тых. ¬ечный закон норм. ѕриверженцы римского права легисты не ограничивались одним
заключен в Ѕоге, а естественный закон есть отражение вечного закона в только его изучением и комментированием, но занимались еще и тем, что
человеческом разуме. ≈стественный закон предписывает стремитьс€ к приспосабливали его к экономическим и политическим изменени€м, которые
самосохранению и продолжению рода, об€зывает искать истину Ѕога и объективно происходили в феодальном обществе. √лоссаторы считали, что
уважать достоинство людей.  онкретизацией естественного закона служит изучение позитивного права не может обойтись без догматической и
человеческий позитивный закон. ≈го предназначение Ц силой и страхом систематической обработки. —оотношение права и закона глоссаторы решили
принуждать людей избегать зла и достигать добродетели. Ќаиболее в пользу официального законодательства, и в этом смысле они были
несовершенен Ц человеческий закон. Ќормы человеческого закона могут быть законниками, сто€вшими у истоков европейского легизма.
в разных странах несхожими. “о, в чем они оказываютс€ одинаковыми, ¬озникли школы канонического права, занимавшиес€ систематизацией
образует Ђправо народовї. —пецифическое в них Ц образует Ђправо гражданї источников. “еоретической предпосылкой канонического права служило
каждого отдельного государства. ѕраво -сфера правды, справедливости. представление о том, что церковь законно обладает юрисдикцией судить и
—праведливостью јквинский считал посто€нное стремление воздавать вершить дела, нос€щие не только нравственно-религиозный, но и чисто
каждому свое. ƒействие, воплощающее подобное стремление и уравненное с светский характер. ѕерва€ кодификаци€ канонического права Ц Ђкодекс
другим действием, есть право. ѕравовым человеческое установление €вл€етс€ √рацианаї XII в..
только тогда, когда оно не противоречит естественному праву. ‘ома  одификаци€ обычного права происходит в складывающихс€
јквинский был провозглашен католической церковью св€тым, национальных государствах: јнглии и ‘ранции. —реди представителей
Ђангелическим докторомї. ¬ 1879 г. его учение томизм объ€влено данной школы Ц √. Ѕрэктон Ђќ законах и обыча€х јнглииї и ‘. де Ѕоманур
Ђединственно истинной философией католицизмаї. ¬ наше врем€ Ђ утюмы Ѕовезиї. Ѕове Ч город в королевском домне на —еверо-востоке
официальной философией –имской курии и христианской демократии ‘ранции, чье обычное право кутюмы стали моделью дл€ многих других
€вл€етс€ неотомизм (см. ∆. ћаритен).         областей.
3. ѕротив прит€заний католической церкви на светскую власть 5. ¬озникновение и становление политических и правовых идей в
выступил ћарсилий ѕадуанский 1275 1289 Ц 1343 гг.. ¬ работе Ђ«ащитник средневековой –уси.
мираї он доказывал, что попытки церкви вмешатьс€ в светские дела сеют √енезис русской политической мысли св€зан с историей
раздоры и лишают мира государства. ќн выдвинул идею народного ƒревнерусского государства. ¬ечевые собрани€, прин€тие христианства,
суверенитета, объ€вл€ющую народ источником политической власти и составление первого правового сборника –усска€ правда, установление
высшей ее инстанцией. ѕравительство должно быть подзаконно и выбиратьс€ сильной власти великого кн€з€, феодальна€ раздробленность, эпоха
народом. ќт него исходит вс€ власть Ц как светска€, так и духовна€. ѕод суверенитета «олотой ќрды образование русского централизованного
народом автор подразумевал только лучшую его часть par valentior -значима€ государства, абсолютизм, буржуазные реформы и революции Ц все это
часть.             способствовало развитию политико-правового мышлени€. Ќаличие
4. —редневекова€ юридическа€ мысль       отдельного учебника по »ѕѕ” –оссии и весьма значительные отличи€ от
ќсновой развити€ средневековой юридической мысли стали римское западноевропейского политико-правового развити€ делают целесообразным
право и римска€ юриспруденци€. «начительное внимание удел€лось отдельное ознакомление с »ѕѕ” –оссии после изучени€ остальных тем.
соотношению римского и местного готского, лангобардского и др. права, ѕервый политический трактат Ђ—лово о законе и благодатиї написан
трактовке роли римского права дл€ восполнени€ пробелов местных обычаев и киевским митрополитом »ларионом середина XI в.. ќн считал Ђблагодатьї
кодификации. ¬ западноевропейском средневековье кроме римского права синонимом истины, а Ђзаконї Ц его тенью. ƒл€ автора было характерно
действовало право каноническое церковное и обычное. Ќачало возрождени€ употребление термина Ђзаконї в теологическом и юридическом значении, так
интереса к римскому праву положило основание »рнерием 1065 Ц 1125 как закон рассматриваетс€ как проводник чужой воли: Ѕога или √осподина.
школы глоссаторов или экзегетов в Ѕолонье. √лоссаторы основное внимание ƒостигнув внутреннего совершенства на основе истины, христианин не
удел€ют толкованию текста источников римского права Ц —вода ёстиниана, нуждаетс€ в «аконе. »стина св€зана с достижением христианином высокого
особенно, ƒигест. ѕредставител€ми школы глоссаторов были Ѕулгар, нравственного статуса, св€занного с постижением Ќовозаветного учени€ и

33 34


следованием ему в своей жизни. «акон и истина не противопоставлены друг другу, они взаимодействуют в определенной последовательности. «аконопослушное и нравственное поведение человека св€зано с постижением истины и достижением в силу этого Ѕлагодати как идеала христианина. ѕолитико-юридические проблемы, затронутые »ларионом представление о статусе верховной власти и ее носителе, законности происхождени€ и реализации властных полномочий, моральном облике кн€з€, ответственности за управление страной были восприн€ты русской политико-правовой мыслью.

 

»де€ единовласти€ рассматриваетс€ в плане внутриполитических и социальных отношений в Ђћолении ƒаниила «аточникаї конец XII -начало XIII вв.. ÷ентральной политической идеей произведени€ служит идеализированный образ ¬еликого кн€з€. ѕри этом кн€зь должен быть мудрым и решительным, советоватьс€ с образованными и умными людьми независимо от происхождени€, избегать феодальных усобиц и заботитьс€ о благососто€нии своих подданных, защищать их от произвола.

 

6. ѕолитическа€ и правова€ мысль јрабского ¬остока VII-XV вв.. ћусульманское право шариат сформировалось в јрабском халифате в

VII Ц X вв. ¬ составе мусульманского права выдел€ют две группы взаимосв€занных норм. ѕервую группу составл€ют юридические предписани€  орана, как божественного слова. ¬торую группу составл€ет —унна Ц речени€ и де€ни€ прока ћухаммада. “ретью группу составл€ют нормы, сформулированные мусульманской правовой доктриной на основе таких источников, как единогласное мнение Ђиджмаї наиболее авторитетных правоведов и умозаключение по аналогии Ђки€сї. в качестве основополагающих рассматриваютс€ нормы первой группы. —реди норм  орана, регулирующих взаимоотношени€ людей, имеетс€ как пр€мые указани€ например, мирас Ц раздел наследства, так и общие положени€, имеющие отвлеченных религиозно-моральных ориентиров и дающие простор дл€ толковани€ правоведами факихами. ѕреобладающа€ часть нормативных предписаний сунны имеет казуальное происхождение. Ќачина€ с VIII в., главную роль в ликвидации пробелов и в приспособлении мусульманских предписаний к потребност€м общественного развити€ вз€ли на себ€ правоведы Ц основатели правовых школ-мазхабов и их последователи. ¬ процессе развити€ мусульманского правоведени€ фикх Ц право и доктрина права в суннизме к X в. сложилось несколько мазхабов религиозно-правовые школы. ’анафиты самый распространенный мазхаб, в том числе в –оссии признают источником права Ц  оран, —унну, иджму, ки€с, и местные обычаи

 

Ц урф ва адат. Ќи одна из норм фикха не может противоречить  орану. ѕосле создани€ четырех толков и выработки исламской догматики X в. было признано невозможным дальнейшее развитие права: Ђдвери иджтихада были закрытыї.


— XI в. утвердилось мнение среди правоведов Ц суннитов о начале Ђвека традицииї Ђтаклидї. ћусульманское право развивалось в рамках правовых школ-толков. ћусульманское право представл€ет собой пример Ђправа юристовї. ѕравовые решени€ по конкретным случа€м мусульманские юристы предпочитали искать путем рационального осмыслени€ общих предписаний Ц ориентиров и казуальных норм, закрепленных в  оране и в сунне, или в индивидуальных решени€х, вынесенных сподвижниками пророка. ћусульманское право давало широкий простор дл€ выбора судей Ц кади или казыев. ѕоэтому мусульманское право называют Ђюстицией казыевї.

 

ѕолитико-правовые вопросы были предметом исследовани€ р€да мусульманских философов: јбу Ц аль Ц ‘араби 870 Ц950 гг., јль ћаварди 974-1058 гг.; »бн ’алдун 1332-1406 гг.. »бн ’алдун выдел€л три разновидности форм правлени€ Ц Ђестественнуюї монархию, Ђполитическуюї монархию и халифат. ¬ласть халифа над подданными опираетс€ на мусульманско-правовые основы и направлена на защиту веры и вершение земных дел. “еори€ халифата была признана классической, не подлежащей критике. јрабска€ политико-правова€ мысль напр€мую проповедовала мусульманскую доктрину, примен€€ ее к проблемам государства и права.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 291 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

761 - | 606 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.