6. Основная изобразительная задача в живописи гуашевыми красками та же, что и в акварели, масле или акриле: работа отношениями. Работая с натуры, живописец должен не только строить общие цветовые отношения в определенном тоновом и цветовом масштабе, но и следить за колористической соподчиненностью: нельзя наносить цвета на бумагу или холст произвольно, брать «знаемые» предметные цвета, не поняв то общее между ними, что делает их единым, родственным. Такое соподчинение является основой колористической гармонии и согласованности цветового строя натюрморта. Знаменательно, что колорит в реалистической живописи – это взаимосвязь всех цветовых элементов изображения, его цветовой строй. Главная его особенность – богатство и согласованность цветов, соответствующих самой натуре, передающих в единстве, со светотенью предметные и пространственные качества и состояние освещенности изображаемого момента. Колорит этюда или картины определяется: 1) богатством и разнообразием цветных рефлексов при лепке объемной формы и передаче пространства; 2) выдержанностью пропорциональных натуре основных цветовых отношений с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности; 3) переда- чей влияния цвета освещения, который объединяет цвета натуры, делает их соподчиненными и родственными. Таким образом, освещение в композиции натюрморта очень важно для раскрытия не только его содержания, но и облика каждого предмета, всего произведения в целом.
Изобразив карандашом, натюрморт в общих очертаниях,переходим к его красочному исполнению и создаем верную цветовую настроенность. Гуашью можно писать и плотными мазками, только необходимо избегать толстых наслоений красок. Вначале в работе прокладываются небольшие красочные пятна, передающие основной цвет и тон каждого из предметов, учитывая тени собственные и падающие, полутени, свет и реффлекс предмета в соотношении с фоном. Цвет вообще — это свойство предметов вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отраженных лучей. В обыденной жизни за каждым предметом или объектом закрепляется какой-то один определенный цвет. Такой цвет называют предметным или локальным (трава — зеленая, небо — голубое, морская вода — синяя и т. д.). В живописном отношении правильно изобразить предмет можно только в том случае, если передавать не предметный цвет, а цвет, измененный освещением и окружающей средой. Предметный цвет изменяется при усилении и ослаблении силы света. Он изменяется также от спектрального состава освещения. Среда, в которой находится предмет, тоже отражает цветовые лучи, которые, попав на поверхность других предметов, образуют на них цветные рефлексы. Цвет меняется и от контрастного взаимодействия. Таким образом, цвет предмета всегда представляет собой мозаику, составленную из цветных и светотеневых пятен (рефлексов и бликов), и называется он в этом случае не предметным, а обусловленным. Именно такой цвет является одним из основных изобразительных средств реалистической живописи.
Принято считать, что цвет сам по себе может оказывать некоторые воздействия на человека. Иногда думают, что темные и светлые тона создают бодрое настроение; серые и черные вызывают чувство уныния и т. д. В психологии на этот счет ведутся исследования и эксперименты, однако определенных закономерностей в этом деле все еще не выявлено. Художник-живописец не использует указанные выше значения цвета. Общего правила эмоционального воздействия колорита на «разные случаи» у него не существует. Совершенно не обязательно решать картину в темном или суровом колорите, если тема ее трагическая или грустная, а для радостных сюжетов не обязателен яркий колорит. Например, сюжеты картин Сурикова «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» посвящены трагической судьбе людей сильной воли и убеждений. В колорите первой картины преобладают темные тона. Вторая картина построена на богатых цветовых сочетаниях пленэрной живописи зимнего пейзажа, ярких одежд толпы, праздничной «ковровости» колорита. Характер натурного сюжета, состояние освещенности обусловили и колорит этих работ. Таким образом, колорит картины создается системой цветовых отношений, направленных на изображение реальных жизненных условий и обстановки. Цвет является средством изображения объемной формы предмета, ее материальности, пространственных качеств, колористического состояния освещенности натуры, и только раскрывая таким образом смысловое содержание картины, он и оказывает необходимое эмоциональное воздействие.
Чтобы начать работу над натюрмортом, не хватайтесь сразу за кисти, не торопитесь, подумайте:
- Выберите самый светлый по тону предмет и проложите основной цвет и тон предмета по контуру рисунка.
- После прокладки одного предмета пишите следующий за ним предмет, являющийся для него фоном. В цветовом отношении пишите окружение таким, каким оно вам кажется, методом сравнения.
- Постоянно сравнивая натуру с изображением.
-Мазки кладуться в соответствии с формой предмета.Форма предмета нарушаться не должна.
-Блики в первых этапах работы цветом должны оставаться не прокрашенными.
Частые ошибки:
-Не надо пытаться сразу полностью и до деталей зарисовывать весь фон, оставляя белые дырки для предметов, а потом закрашивать все предметы целиком или по очереди.
- Не пишите предметы сразу до идеального состояния и отдельно от фона или других предметов, это грозит большой ошибкой в тональных отношениях, исправить которую будет очень сложно. Вы потом не сведёте воедино общее освещение и отношения (свето-тоновые, цветные), воздушную перспективу,и все предметы будут выглядеть так, как - будто вырезаны из разных журналов и наклеены на чужеродный фон. Композиция начнет «разваливатся».
Целостность изображения — результат работы с натуры методом отношений (сравнений) при цельном видении натуры, в результате чего художник избавляется от таких недостатков рисунка или этюда, как дробность и пестрота.
Любая картина всегда рисуется сразу вся по чуть-чуть. Вы раз за разом будете возвращаться то к кувшину, то к бутылке, то снова к фону между ними, пока не доведёте работу до завершения.
Целостность изображения зависит от целостности восприятия. Цельность восприятия — умение художника видеть предметы натурной постановки одновременно, все сразу. Только в результате цельного зрительного восприятия можно правильно определить пропорции предметов, тоновые и цветовые отношения и добиться целостности изображения натурной постановки. В цельности восприятия заключается профессиональное умение видеть и «постановка глаза» художника.
Существует ряд советов, как практически воспринимать натуру цельно: 1) в момент наблюдения, при определении цветовых отношений прищурить или «распустить» глаза на всю натуру, 2) П. П. Чистяков советовал «мысленно иметь перед собой как бы стекло плоское, оно дает отношения», 3) Р. Фальк для цельности видения рекомендовал вырезать в куске картона прямоугольное отверстие (2X1 см) и смотреть на натуру в плоскости этого окошка (глаз получает при этом целостный живописный строй основных цветовых отношений натуры, похожий на мозаику из драгоценных камней); 4) воспринять натуру цельно и понять ее цветовые отношения можно также с помощью «черного зеркала» (если закрасить одну сторону прозрачного стекла черной краской, то получим зеркало, в котором при ярком солнечном освещении можно рассматривать объекты пейзажа в пониженной яркости. В таком зеркале предметы отражаются в одной плоскости в уменьшенном виде, их можно охватить взором все одновременно. Это позволит точнее уловить тональные и цветовые отношения натуры).
-.
8. Уточнение основных тональных и цветовых отношений, выявление форм предметов.
Этот этап работы над натюрмортом является наиболее продолжительным. Серьезное внимание в работе следует уделить установлению взаимного влияния цвета предметов друг на друга в зависимости от освещения. Нужно подвергнуть глубокому анализу цвет рефлексов и теней, которые в общем должны быть противоположны холодному свету, т.е. должны быть в целом теплыми (при естественном освещении).
- Запомните, по сравнению с рисунком в живописи цветовому характеру света, падающего на предметы, противоположен цветовой тон тени этого предмета:
• если освещение естественное (солнечное),то свет на предметах будет теплый, а тени холодные;
• если освещение искусственное (лампы), то свет на предметах будет холодный, а тени теплые. Но это может быть не всегда, т.к. лампы могут теплого и холодного света, поэтому лучше при работе проанализировать освещение(его источник, цвет и направление)
-Необходимо усвоить, что тени предметов цветные. Другими словами, это цветовые тона, которые зависят от цвета и характера поверхности самого предмета, от цвета соседних предметов, рефлексирующих поверхностей и в значительной степени от характера освещения. Начинать следует с крупных теневых участков натюрморта, постепенно переходя к более светлым местам. При этом нужно стараться смотреть на всю постановку одновременно, чтобы изображаемый предмет не «выпадал» из общей тональности и цветовой гармонии, имеющейся в натуре. Цветовую характеристику той или иной формы определяют путем сравнения. Так, например, когда пишется освещенная часть предмета, рекомендуется смотреть и на теневую. Не пишите световых точек, оставьте их на самый последний момент, когда вы будете уверены, что больше ничего подправлять не придется.