Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные сведения из истории риторики




1.2.1. Замечания о типах теории речевой
деятельности

С типологической точки зрения, очень обобщенно, можно поделить теорию речевой деятельности на три основных школы: китайскую (словарную), индийскую и грекоримскую. Каждая из этих школ отличается своеобрази ем построения. Однако все школы, сообразуясь с развитием общественноязыковой практики, построили гомилетику (теорию и практику проповеднической и учебной речи). Греко-римская традиция, благодаря развитию книжной печати и деления литературы на научную и художественную (что связано с развитием книгопечатания), последователь но создала рациональную риторику и поэтику как учения о стиле и воплощении мысли в слове. В XX в. развитие массовой коммуникации заставило строить научную теорию речевой деятельности.

Индийская и китайская филологические традиции не выработали и не развивали риторики. Это связано с тем, что публичная ораторская речь, как было показано выше, отсутствовала в этих культурах. Но учения о речи развивались в границах потребностей, связанных с нормализацией речи. В Китае развивалось учение об изящном стиле. В VI в. было создано сочинение "Резной дракон изящной литературы" ("Вэньсинцзяолун", автор Лю Се). В этом сочинении были даны подробная классификация жанров литературы и письменности и правила исполнени каждого жанра. Затем были разработаны композиционные схемы ученых трактатов и документов --- докладов. Эти композиционные схемы получили название "восьмичастного сочинения" --- Багу. Багу предполагает все формы аргументации, которые допускаются речевым построением. Багу таким образом исчерпывает все виды адресации текста читателю.

Отдельно развивается поэтика. В поэтике рассматриваются формы стихосложения, развития стилей, система чередования тонов в стихе и правила рифмования. Разрабатываются антологии поэтических сочинений, создаются хрестоматии и ведется поэтическая критика. Лучшие антологии представляют историю китайской изящной литературы.

Параллельно теории поэзии и теории прозы выстраивается стилистика (сюцысюэ), которая предполагает правила использования элементов языка в текстах поэзии и прозы. Одновременно стилистика занимается построением фразы и методами использования служебных слов, их значениями и употреблениями, поскольку построение фразы в китайском языке и варьирование ритма зависит главным образом от служебных слов.

В Индии публичная речь, главным образом, литургическая и художественная. Что касается литургической речи, то разрабатываются произносительные правила и правила жестового сопровождения, произношения сакральных текстов. Дл художественной речи разрабатывается категория "ланкара" --- украшений. Под термином "ланкара" понимают фигуры стиля, используемые в поэтике. Метафорика как часть "ланкары" разрабатывается в теории "Дхвани" (досл. "Свечение текста") --- метафорике.

Одновременно развивается общая эстетика, которой подчиняются в том числе и речевые произведения. Суть эстетики индийцев состоит в исследовании воздействи произведения искусства на зрителя и слушателя. Зритель и слушатель "вкушает" произведение искусства. Психологическая структура восприятия произведени искусства разрабатывается подробно и служит руководством к сочинению художественных произведений.

Как в Китае, так и в Индии разрабатывается система литературы. Системы литературы Индии и Китая не похожи. В Индии последовательное историческое становление произведений литературного канона записано в ведах (Ригведа, Яджуведа, Самаведа, Атхарваведа), затем следуют философские толковани (ньяя, вайшешика, самхита, йога, миманса, веданта). Каждое из толкований представляет особую философскую систему.

Затем развивается эпическая литература и примыкающие к ней драматурги и другие роды поэзии. В Китае систематизация литературы строится скорее на типологическом основании: "Пять канонов" и "Четыре книги" (Пять канонов: цзин, шицзин, шузцин, лицзин, чуньцю. Четыре книги: дасюэ, чжунюн, луньюй, мэнцзы). К этому списку добавляются два чжуанья (свитка) --- тексты историческо го содержания и гунъянчичжуань и гулянчжуань и чжоули (историческая книга правил поведения) и словарь --- тезаурус Эрья. Все это основа конфуцианского канона.

Канон даосский (собран в книге Даоцзан) и канон буддийский (Саньцзин). Далее следуют собрание философов --- "чжузыцзичэн", хроники династий --- систематическое описания истории и изящная литература.

Все виды сочинений поделены на четыре смысловых отдела (сыку) --- филология, история и география, поэзия и разное --- в этот последний раздел отнесены сочинения позитивного характера. Систематизации литератур могут рассматриваться как нормативные и быть для писателей и устных авторов руководством дл исполнения текстов по образцам. Сами эти образцы выработаны в связи с организацией речи, образуют общественную сферу речи, служат эталоном языкового воспитания, используются для изобретения речи и развивают стиль речи, а следовательно, влияют на нравы, формируют этику, что, в свою очередь, совершенствует и дифференцирует формы организации речи.

Восточные культуры реализуют структуры речи, но не имеют специального учения и практики публичной ораторской речи и потому не выделяют для нее и специальной теории.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 382 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2395 - | 2153 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.