Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Три года и более — крушение (гибельное для Дхармы). 13 страница




Преты – голодные духи; люди, привязанные к материальному, после смерти которых не совершались обряды (неприкаянные души).

Принятие «великого решения» – «великое решение» о недеянии – намерение продолжать оставаться в состоянии созерцательного присутствия вплоть до полной реализации.

Природа Ума – Ум как таковой, неизменная основа движущегося ума (манаса).

Пробужденность – самопребывающее неотвлечение, нераздельность изначально свободного осознавания (Сахаджья) и внимательности.

Промежуточное состояние (санскр. «антарбхава», тиб. «бардо») – состояние человека после смерти перед новым воплощением. Говорится о восьми видах промежуточного состояния.

Промежуточный знак – термин Йоги Света, касающийся смешивания внутреннего и внешнего пространства. На этой ступени проявляются и переживаются видения второго и третьего уровня.

Просветление – высшая цель духовной практики, слияние индивидуального сознания с абсолютным путем мудрости (джняны). Сознание, расширяясь, последовательно проходит четыре состояния Мира Без Форм, утрачивает чувство эго, после чего осознается великая Пустота. Критерием Просветления является непрерывное сознание во сне со сновидениями и во сне без сновидений.

Пространство (акаша) – 1. Исконная осознанность, проявляющаяся как три вида пространства: 1) внешнее пространство Вселенной, которое содержит все проявленные феномены сансары (бхут-акаша); 2) внутреннее пространство сознания живого существа, т.е. его мысли и эмоции (чит-акаша); 3) тайное пространство сердца (хрид-акаша). В Реальности эти три пространства неотделимы друг от друга.

2. Раздел учения Лайя-йоги, использующий тайные методы созерцания, которые способны привести опытного йогина к полной реализации.

Прямое введение (пратьябхиджня даршан) – непосредственная передача недвойственного взгляда от Учителя к ученику. Введение в исконную осознанность молчанием или криком, с помощью символов, загадок и с помощью разъяснений.

Пустота (Шуньята, от санскр. «шунья» – Пустота, «та» – способность Пустоты познавать) – основа, сущность всех явлений и ума. Трансцендентное сознание. Маханирвана.

Путь – особые методы практики, позволяющие раскрыть изничальное состояние Основы и обрести плод конечной. Вторая из трех составляющих Учения (две другие: описание Основы и реализация плода).

Пятеричное наставление растворения (панча санкальпа лайя чинтана) – мистический алгоритм, передающийся в традиции сиддхов при прямом введении, указывающий йогину последовательность безошибочного продвижения к высшей реализации. Его суть: 1) все видимое сводить к уму; 2) ум сводить к Пустоте; 3) Пустоту сводить к Ясному Свету; 4) Свет сводить к недвойственности; 5) недвойственность сводить к блаженству.

Пять мудростей – при очищении первоэлементов пять нечистых состояний (клеш) превращаются в пять пространств пяти мудростей: 1) равностная мудрость (элемент земли); 2) зерцалоподобная мудрость (элемент воды): 3) различающая мудрость (элемент огня); 4) всесвершающая мудрость (элемент воздуха); 5) всеохватывающая мудрость (элемент пространства).

Пять первоэлементов (махабхуты) – элементы, из которых состоят вся внутренняя и внешняя Вселенная: 1) земля (притхиви); 2) вода (апас); 3) огонь (агни); 4) воздух (вайю); 5) пространство (акаша).

 

Радужное тело (Пранава-дехам) – бессмертное нематериальное тело Света.

Ракшасы – демоны, чинящие препятствия.

Раса – букв. «вкус». Временное переживание состояния недвойственности.

Расслабление – основной моменит в практике созерцательного недеяния: расслабления тела, речи и ума, способное открыть йогину естественное состояние.

Рита – «космический закон, истина». Закон космической гармонии, изначальная пульсация, великий вселенский ритм, присущий Бытию, действующий на сверхтонком, тонком и материальном уровнях.

Ритрит – уединенная практика в затворе с соблюдением обязательств и расписания.

Риши – (санскр. «видящий»). Просветленные мудрецы, передавшие откровения Вед и Упанишад.

Рудры – неистовые полубоги-полудемоны.

Самадхи – состояние прямого переживания Реальности, цель любой духовной практики. В традиции Учения Лайя-йоги выделяют четыре вида самадхи: савикальпа, нирвикальпа, сахаджа, саруба. Также существуют джада-самадхи («темное» самадхи) и махасамадхи (окончательный уход из тела).

Самайя – священный обет, обязательство в практике высших тантр, основной принцип взаимоотношений Учителя и ученика. Он не связан с внешней стороной поведения (виная), а указывает на дух искренности в практике. Выделяют самайя, относящиеся к телу, речи и уму. Внешне самайю можно выразить как поддержание «чистого видения» в отношении Трех Драгоценностей и избегание четырнадцати коренных падений. Внутренне – как неотклонение от непрерывной практики созерцания. Соблюдение единой самайи созерцания – лучший способ выполнить все многочисленные самайя. При несоблюдении самай тантрическая практика не приносит должного результата, порождая лишь препятствия и загрязнения.

Самоисследование (Атма-вичара) – высшая медитация Джняна-йоги для достижения Просветления. Путь самоисследования, самовспоминание «Кто я?».

Самоосвобождение (пратимокша) – главный процесс практики созерцания, присущий Лайя-йоге. Заключается в том, чтобы при возникновении мыслей и эмоций расслабиться и, поддерживая созерцательное присутствие, «оставить все, как есть», т. е. позволить мыслям самим раствориться в естественном состоянии распахнутого Ума, подобного пространству. Существует четыре основных уровня самоосвобождения, а также, как подготовительная практика – два вида ментального самоосвобождения.

Самотрансценденция (прапатти) – самоотдача, следующая ступень после самоосвобождения. Стадия, когда созерцательное присутствие раскрыто и происходит нисхождение ответного импульса Ануграхи.

Самоузнавание (пратьябхиджня) – заключительная стадия после самотрансценденции, непоколебимое пребывание в естественном состоянии.

Сансара – круговорот бытия, цикл рождения, смерти и перерождения. Миры сансары включают в себя область Мира Явлений. Иногда сюда также относят и Мир Форм, поскольку считается, что он имеет отношение к сотворению шести миров Мира Страстей.

Саруба-мукти – реализации высшего Освобождения за одну жизнь путем созерцательного недеяния и интеграции с внутренним светом и звуком. При этом происходит полное растворение грубых элементов в теле йогина и превращение тела в радужное тело Света.

Сатгуру – санскр. «Сат» – Бытие, «Гуру» – Мастер. Совершенный Гуру. Тот, кто передает Просветление.

Сахаджа-нирвикальпа (санскр. «сахаджа» – естественное, «нирвикальпа» – без различий) – состояние просветленного мудреца, когда эго окончательно уничтожено. Какие бы действия ни совершал йогин, он ни на мгновение не покидает своего единства с Источником, пребывая в первичном, чистом естественном состоянии без усилий.

Сахаджаяна – «путь естественности». Индуистская тантра, ассимилировавшая идеи Ваджраяны, сложившаяся в конце первого тысячелетия нашей эры. Родоначальником Сахаджаяны считают махасиддху Брахмана Сараху.

Сбивающая прана – движение энергии исконного Ума в первый момент выхода сознания из Ясного Света в промежуточном состоянии.

Свободная от мыслей пробужденность – свободная от концепций способность ума познавать. Постигающая ясность без привязанности к субъекту и объекту, воспринимающему и воспринимаемому.

Сиддха – «совершенный мастер». Человек, познавший посредством йогического самадхи запредельный Свет и всю полноту энергий Вселенной (шакти), реализовавший сверхъестественные силы.

Сиддхи – санскр. «совершенство», «сверхъестественные силы». Появляются как следствие практики Дхармы. Выделяют два вида сиддхи: 1) высшие сиддхи или «сиддхи мудрости» (акальпита); 2) обычные или мирские сиддхи (кальпита).

1. Высшие сиддхи или «сиддхи мудрости» – главные достижения на пути, являющиеся критерием правильной практики: 1) обретение сострадания; 2) непоколебимая вера; 3) непривязанность; 4) правильное воззрение; 5) реализация высшего «Я», Ума, подобного бесконечному пространству.

2. Обычные (мирские) сиддхи обретаются через освоение и просветление пяти первостихий в теле йогина. В разных традициях они описываются по-разному. Восемь классических сиддхи Раджа-йоги: 1) ясновидение; 2) яснослышание; 3) левитация; 4) способность становиться невидимым; 5) быть вечно юным; 6) менять свой облик по желанию; 7) владеть телом; 8) управлять внешним миром. Считается, что обретение сиддхи до самореализации является препятствием.

Сияния (Девата-спхурана) – божества, творческое проявление чистой энергии лучезарной природы Ума. Ее проявление сравнивают с возникновением миражей или отражений в зеркале.

«Спонтанный танец в пространстве» – выражение, означающее, что йогин способен смешивать созерцательное присутствие с обстоятельствами и действиями. Высшая ступень самоосвобождения, на которой йогин пребывает в полностью недвойственном состоянии созерцания и свободно проявляет свою энергию и осознавание.

Сумеречный язык тантры (сандхья бхашья) – язык тайных знаков и символов, которым передаются тайные Учения тантры. Его значение в полной мере известно лишь посвященным.

Сутра – Учение Хинаяны («Малой колесницы»), переданное Буддой. В Лайя-йоге к Учению сутры относят Адвайта-Веданту Шанкары, буддизм Хинаяны, Тхераваду, Стхавираваду, дзен и Раджа-йогу.

Тантра – санскр. «нить», «непрерывность». Тайные, эзотерические Учения короткого пути к Освобождению. Существует четыре разновидности тантры: 1) крийя (действие); 2) чарья (поклонение); 3) йога (искусство управления ветрами и передвижением «капли души» (бинду) в теле); 4) Ануттара (йога созерцательного недеяния). По своему смыслу тантры делятся на двойственные и недвойственные, отцовские и материнские.

Тело Света (Пранава-дехам) – божественное бессмертное радужное тело Света (тиб. Самбхогакайя – тело полноты проявлений).

Типы поведения после Просветления – 1) «Парящий орел» (странствующий йогин); 2) «Крадущийся тигр» (тайный йогин); 3) «Одинокий олень» (горный отшельник); 4) «Таинственный дракон» (монах-отшельник); 5) «Рычащий лев» (Свет для других).

Три вида передачи Учения – 1) словесная, или интеллектуальная, адресованная поверхностному сознанию; 2) символическая, адресованная подсознанию; 3) внезнаковая, соприкасающаяся со сверхсознанием.

Три Драгоценности – Гуру, Дхарма и сангха (Учитель, Учение и святая община). В Лайя-йоге Три Драгоценности трактуются в абсолютном смысле как неотделимые от нашего собственного изначального состояния: Гуру – как изначальное Сознание (Праджняна), абсолютный источник передачи; Дхарма – методы узнавания естественного состояния; сангха – полнота энергий и весь проявленный мир.

Три ключевые точки в созерцании – 1) свежесть («льющаяся струя» – неотвлечение); 2) расслабленность («парение» – не-медитация); 3) ясность («трава, которая вырастет сама» – неискусственность).

Уверенность – понимание недвойственной природы Реальности, раскрытое в результате практики.

Удержание праны в центральном канале – основной процесс в практике тантры и Ануттара-тантры. Удержание и втягивание пран в центральный канал ведет к переживанию высших уровней Ясного Света.

Узнавание – узнавание недвойственной Природы Ума, подобной пространству.

Уллата бамси – мистические парадоксальные высказывания сиддхов, прямо указывающие на Реальность.

Унмани – санскр. «безмыслие», «пустота». Один из видов переживания в практике медитации и созерцания.

Упадеша – тайные наставления высших тантр, передающиеся в сверхсознательном состоянии самадхи, касающиеся того, как продолжать оставаться в состоянии созерцания и поддерживать непрерывность практики.

Упайя – метод, путь метода.

Уровни углубления естественного состояния – 1) поддержание созерцания в бодрственном состоянии; 2) поддержание созерцания во сне со сновидениями; 3) поддержание созерцания во сне без сновидений.

Ученик – практикующий, искренне стремящийся к Освобождению и Просветлению, способный воспринять и следовать наставлениям Учителя. Правильное состояние сознания ученика – это состояние «пустого сосуда» (открытости), неправильное – состояние «грязного», «переполненного» или «дырявого» сосудов.

Цвета бардо – цвета, переживаемые в момент смерти и указывающие на соответствующее перерождение в одном из шести миров сансары: 1) Мир Ада – дымчато-серый, черный, черно-желтый цвета; 2) Мир Претов (голодных духов) – тускло-желтый цвет; 3) Мир Животных – зеленый цвет; 4) Мир Людей – голубой, зелено-голубой, желто-голубой; 5) Мир Асуров – красно-фиолетовый, красный, фиолетовый, желто-зеленый; 6) Мир Богов – тускло-белый.

Центральный канал (сушумна-нади) – главный канал в тонком теле человека, через который разворачивается деятельность пяти первоэлеменов, пяти сознаний и восприятие внешней Вселенной. Центральный канал состоит из трех каналов, вложенных один в другой и соответствующих физическому (ваджра-нади), астральному (читрини-нади) и каузальному (брахма-нади) уровням.

Цепляние за «я» – вера в самосущее бытие собственного маленького «я», демон (мара), из которого возникает двойственность субъект-объектного восприятия. Самый совершенный способ избавиться от этого демона цепляния за «я» – правильное непрерывное созерцание, когда ум спонтанно, без усилий, поглощается Источником.

Чакры – энергетические центры сознания в тонком теле. Тексты называют семь или девять основных чакр, расположенных вдоль центрального канала.

Чарья-тантра – двойственная тантра, делающая акцент на внешних ритуальных действиях и церемониях.

Четаки – низшие боги, проживающие на небесах.

Четыре вида переживания в практике – 1) блаженство (ананда); 2) ясность (вивека); 3) Пустота (унмани); 4) недвойственность (адвайта). Первые три – временные переживания в практике медитации, вехи на пути. Привязанность к этим состояниям закладывает семена перерождения в трех мирах: Мире Явлений, Мире Форм и Мире Без Форм соответственно, при отсутствии привязанности – они суть украшение трех божественных тел. Четвертое переживание недвойственности объединяет все эти три и считается подлинным.

Четыре вида света – света, переживаемые в моменты смерти, сна и сверхсознательного состояния (самадхи). Первые три соответствуют переживанию трех гун (благости, страсти и невежества), четвертый является светом исконной Реальности: 1) Свет Открытия, подобный тонкой белизне (Чандра-джьоти); 2) Свет Роста, подобный красному сиянию солнца (Сурья-джьоти); 3) Свет Достижения, подобный пустому пространству ночи (Шунья-джьоти). Переживается в тот момент, когда красная и белая бинду смешиваются в сердце; 4) Ясный Свет, подобный осеннему безоблачному небу. Переживание Ясного Света является целью любой духовной практики, критерием реализации в Нада-, Джьоти- и Кундалини-йоге.

Четыре состояния сознания (авастхи) – состояние сознания человека, согласно йоге и тантре, делится на: 1) бодрственное состояние (джаграт); 2) сон со сновидениями (свапна); 3) сон без сновидений (сушупти); 4) трансцендентную Реальность вне каких-либо качеств (турья).

Четыре стадии видений в Джьоти-йоге – во время практики Джьоти-йоги возникают такие видения, как пятицветные круги света, сияющие бинду, образы божеств, мандалы, ступы, узоры. Существует четыре стадии проявления видений в Джьоти-йоге: 1) «начало» (арамбха), свет из сердца проецируется наружу, и возникают различные видения, исходящие из уровня сердца и бровей; 2) «развитие» (гхата), на этой стадии видения увеличиваются, становятся более яркими и отчетливыми, что указывает на смешивание внутреннего и внешнего пространства; 3) на стадии «нарастание» (паричайя) видения полностью завершаются, становясь зрелыми, проявляясь в виде божеств, различных мантр, янтр, слогов и т.д. На этой ступени нет необходимости прилагать усилия в медитации, практика развивается сама, переживаются пять чистых пространств и достигается состояние «единого вкуса», появляются сиддхи, кармические праны превращаются в праны мудрости; 4) на стадии «исчерпание» (нишпатти) все видения растворяются в пустом пространстве осознавания, таким образом реализуется переход в радужное тело Света (Пранава-дехам).

Четыре ступени созерцания – 1) «безмятежность» (махашанти); 2) «за пределами мыслей» (унмани); 3) «единый вкус» (сомараса); 4) «спонтанная пробужденность» (лила).

«Чистое видение» (шуддха-видья) – способ созерцания в тантре и Ануттара-тантре. Восприятие себя как божества, мира – как мистического пространства (мандалы), живых существ – как божеств, эманаций Абсолюта, всех звуков – как мантр, всех ситуаций – как игр спонтанной энергии изначального Источника. Такое созерцание приводит к замене нечистых кармических пран, зарождению «божественной гордости» и трансформации в тело божества.

Чистота изначальная (ниранджана) – совершенная чистота, незапятнанность. Одно из качеств всевышнего Источника, синоним естественного состояния.

Чистые элементы (шуддха-таттвы) – чистые сияния пяти цветов. Возникают из радужного света в измерении исконной Реальности и составляют первую ступень в создании существования. Являются источником пяти первоэлементов и представляют собой основополагающую структуру как внешне существующего мира, так и внутреннего существа индивида.

Шакти-янтра – Вселенная энергии. В контексте Шакти-янтры изучается Кундалини-йога, Крийя-йога, Шат-чакра-йога, благодаря которым йогин учится контролировать свои праны, очищает энергетические каналы, пробуждает энергию Кундалини и раскрывает пространство пяти элементов.

Эманация (спанда) – движения радужного света в измерении чистой Основы, манифестация изначального света и звука.

Энергия (шакти) – энергия, тождественная или присущая осознаванию. Мощь и величие Абсолюта, его способность к манифестации бесчисленных качеств.

Энергия естественного состояния – существует восемь аналогий в проявлении энергии естественного состояния: 1) отражение в зеркале; 2) луна в воде; 3) эхо; 4) радуга в небе; 5) сновидение; 6) город гандхарвов; 7) миражи; 8) магические иллюзии, созданные волшебником. Также энергия естественного состония проявляется как изначальный звук (Нада), свет (Джьоти) и божества (Девата-спхурана).

Явления (дхармы) – бывают чистыми и нечистыми, что зависит от нашего восприятия: 1. Нечистые явления – это проявление нашего заблуждающегося мышления, когда отсутствует узнавание Природы Ума, мирские впечатления в этом мире аналогичны сновидениям. 2. В восприятии чистых явлений отсутствует двойственность субъекта и объекта, происходит узнавание сущности Ума.

Якши – нечеловеческие существа, «ангелы» в индуизме и буддизме, легко меняющие свой облик и пол. Эфирные сущности, бывшие когда-то людьми и достигшие данного положения после смерти благодаря успехам в садхане.

Яма (санскр. «близнец») – бог смерти и Дхармы. В некоторых источниках считается, что это первый из умерших людей, открывший смертным путь в загробный мир, ставший владыкой царства мертвых и владыкой закона справедливости.

«Я-мысль» (Ахам-вритти) – источник возникновения любой мысли, чувство «Я-есмь» как таковое. Концентрация внимания на «я-мысли» или самоисследование в Лайя-йоге является предварительной практикой для развития созерцательного присутствия.

Янтра – букв. «инструмент». 1. Путь, рисунок, узор Вселенной. 2. В контексте Лайя-йоги слово «янтра» используется для обозначения одного из пяти разделов Учения: Праджня-янтра, Нада-янтра, Джьоти-янтра, Нидра-янтра, Шакти-янтра.

Ясный Свет (Брахма-джьоти) – изначальный Свет исконной Реальности, превосходящий три гуны. Основа состояния Будды, Ниргуна Брахман Веданты, «свет Матери» (Ади-сахаджа). В мандале человеческого тела энергия Ясного Света находится в сердце и проецируется наружу через глаза. Основа всех видимых нами явлений.

 

Содержание

Предисловие Свами Вишну Дэва................................................................ 5

Предисловие редактора............................................................................. 6

Предисловие издателя............................................................................... 7

Учение Лайя-йоги и Сахаджаяна................................................................ 9

Об авторе................................................................................................ 12

«Освобождающий нектар драгоценных наставлений»

(«Лайя Амрита Упадеша Чинтамани»)............................................... 15

«Сокровище зеркала безмятежного океана».......................................... 78

Вселенная Мудрости

Праджня-янтра

 

Книга I. Передача

Глава I. История Учения....................................................................... 86

Глава II. Линия передачи (Парампара)................................................. 93

Глава III. Передача огня. Учитель-ученик........................................... 96

Преданное сердце, искренний дух. Самайя....................................... 101

Глава IV. Сберечь пламя. Как передавать Учение............................. 106

Три вида передачи Учения............................................................... 109

Глава V. Гуру-йога и самотрансценденция.......................................... 111

Счастливый странник. Обычные качества ученика.......................... 113

Воин духа. Качества ученика наивысших способностей...................... 114

Глава VI. Общие понятия йога-тантры............................................... 116

Котенок и детеныш обезьяны. Два пути: постепенный

и мгновенный................................................................................... 116

Пять тел, согласно Учению йога-тантры............................................. 118

Четыре типа сознания...................................................................... 120

Вера без понимания и нигилистическая бравада................................. 121

Глава VII. Золотое правило. Три сущностных принципа................. 123

Часть 1. Посмотреть в зеркало. Прямое введение в

исконную осознанность (шравана).......................................................... 125

Львиный рык. Устная передача........................................................ 125

Рогатый заяц. Передача вне слов................................................... 130

Часть 2. Стирание пыли. Прояснение смысла, обретение

уверенности, устранение сомнений и ошибок, принятие

великого решения (манана).................................................................. 131

Натягивая тетиву. Устранение сомнений....................................... 131

Прицеливаясь. Преодоление отклонений.......................................... 134

Попадая в цель. Принятие великого решения: встать на

путь созерцательного недеяния.......................................................... 137

Прыжок в бездну. Путь без пути...................................................... 141

Часть 3. Льющаяся струя. Непрерывное продолжение

созерцания (нидидхьясана).................................................................. 143

Парение орла. Великий выбор: не выбирать....................................... 143

Стать единым со Вселенной. Созерцание: вход в другое

измерение Бытия............................................................................. 145

Плыть с облаками, летать с ветром. Жизнь без

выбора............................................................................................ 147

Единство духа: непрерывная нить из шелка. Стадии

поддержания непрерывного созерцания............................................. 148

Ступени рая. Уровни углубления естественного

состояния........................................................................................ 149





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 260 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2366 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.