Виная (Виная Самхита) – конкретные нормы поведения в конкретных ситуациях во внешнем мире, предназначенные для монахов, особенно в период практики сутры. Включает в себя: пять Махавратам («Великих обетов»); четыре Параджика (четыре особых правила); семь правил гармоничной жизни. Впервые были прочитаны на собрании пятиста архатов Махакашьяпой сразу после ухода Будды.
Внемысленное (аманаска) – конечное состояние реализации в Йоге Света, поглощение двойственного ума Источником.
Внешний знак реализации (бахир лакшья даршана) – проявление внешнего света. Знак реализации в Йоге Света, возникающий на второй ступени созерцания.
Внимательность – непрерывная направленность ума на объект. Намеренное усилие в медитации, способ не отвлекаться. В Лайя-йоге является одной из предварительных практик для развития созерцательного присутствия как подготовительная к основной практике созерцания. Внимательность развивается в два этапа: сначала она намеренная, затем становится непрерывной и непринужденной. Основной спутник внимательности – бдительность.
Внутренний знак реализации (антар лакшья даршана) – проявление внутреннего света, которое возникает при практике Йоги Света на первой ступени созерцания.
Воззрение – способ практически пребывать в недвойственности без всякой опоры (Нираламбха).
Восемь мирских забот – изъяны непросветленного сознания: привязанность к удовольствию, приобретению, похвалам и славе, неприязнь к потере, боли, хуле и позору.
Вселенский импульс Абсолюта (Ануграха) – одна из пяти энергий Садашивы, сила благословения, самораскрытия (другие четыре: силы творения, поддержания, разрушения и сила сокрытия или иллюзии). Ответный импульс, нисхождение Абсолюта через тело истинного блаженства (анандамайя-коша) во все тела йогина вплоть до их полной трансформации в состояние Света. Нисхождение вселенского потока милости Ануграхи – основной метод практики в Лайя-йоге.
Въйоман – пространство, реализованное в практике Йоги Света. В текстах говорится о пяти пространствах: 1) Гуна-рахита-акаша – восприятие «пространства сознания без качеств», возникает в начале созерцания; 2) Парам-акаша – «высшее пространство». Представляет собой полную темноту, которую озаряет свет, возникающий в результате созерцания; 3) Маха-акаша – «великое пространство», оно подобно пламени вселенского пожара в конце мирового цикла, когда разрушается Вселенная; 4) Таттва-акаша – «сущностное, истинное пространство», превосходящее все своей яркостью; 5) Сурья-акаша – пространство, напоминающее сияние ста тысяч солнц. Эти виды пространства раскрываются йогином в момент достижения радужного тела Света.
Гандхарвы – Божественные существа из Мира Форм, небесные танцоры, певцы и музыканты.
Глаз Дхармы – особая искусность в поддержании созерцательного присутствия во сне со сновидениями и во сне без сновидений.
Гневные божества – чистое проявление яростных энергий йогина (энергии нижних чакр).
Гуру – букв. «тот, кто разрушает неведение ученика». 1. Духовный Мастер. 2. В Лайя-йоге Гуру – это Абсолют, единство всех Учителей и святых, само бесконечное сознание ученика, источник благословения и причина реализации.
Гуру-йога – ключевая практика высших тантр. Слияние сознания ученика с умом Мастера. Путь передачи созерцательного присутствия.
Гухьяки – спутники бога богатства Куберы.
Гухьясамаджа – «тайные общины». 1. Собрание йогинов, практикующих секретные Учения тантры. К ним принадлежали многие святые из канона восьмидесяти четырех махасиддхов. 2. «Гухьясамаджа-тантра» – Учение отцовской тантры о Кундалини и методах порождения, «великий царь тайных текстов» Ваджраяны, приписываемое Брахману Сарахе или Нагарджуне. 3. Гухьясамаджа – трехликое божество Ануттара-тантры, которое символизирует совершенство трех каналов (лунного, солнечного и центрального). 4. Общее выражение для всех Просветленных: «гухья» – тайная тройственная сущность тела, речи и ума; «самаджа» – собранные вместе.
Дакини – женские тантрические божества, покровительствующие практикам и передающие тайные наставления.
Два способа проявления чистых элементов – 1. В естественном состоянии, когда пять чистых сияний порождают пять мудростей, что приводит к развитию тела Света. 2. В кармическом видении, когда свет пяти первоэлементов воспринимается отдельным от естественного состояния, внешним, тогда пять первоэлементов и их сияния последовательно нисходят до состояние грубых первоэлементов и пяти омрачающих эмоций.
Девы – общее название божественных существ, имеющих сияющие духовные тела. Девы обитают в Мире Страстей и верхнем Мире Форм.
«Делать клеши мудростью» – выражение, означающее объединение или интеграцию созерцательного присутствия с энергией эмоций и страстей. Существует пять ступеней при интеграции: 1) свидетельствование; 2) слышание; 3) аромат; 4) касание; 5) превращение.
Десять видов звука в Нада-йоге – ступени раскрытия изначального звука в практике Нада-йоги, каждой из которых соответствует определенное переживание в уме и теле практикующего. Интеграция с этими звуками в естественном состоянии приводит к состоянию Просветления. Тексты по Нада-йоге говорят о десяти видах звука: «тинь», «тинь-тинь», звуке колокольчика, раковины, струнного инструмента, хлопка, флейты, мриданга (индийского барабана), большого боевого барабана, грома.
Десять неблагих деяний – существуют неблагие деяния тела, неблагия деяния речи, неблагие деяния ума. 1. Неблагие деяния тела: убийство, присвоение чужого, неправильное сексуальное поведение. 2. Неблагие деяния речи: ложь, подстрекательство к раздорам, резкие слова и пустословие. 3. Неблагие деяния ума: жадность, недоброжелательность и ложные воззрения. Совершение этих десяти неблагих деяний ведет к накоплению дурной кармы и перерождению в трех низших мирах.
Джняна – мудрость.
Джняна бхуми – семь ступеней Просветления: 1) желание Просветления (шубхекша); 2) исследование (вичарана); 3) утонченный ум (тануманаса); 4) самореализация (сатвапатти); 5) непривязанность (асамшанти); 6) невосприятие объектов (падармбхабхавана); 7) трансцендентальность (турьяга).
Джьоти-янтра – Вселенная Света. Одна из пяти янтр Лайя-йоги. В разделе Джьоти-йоги йогин особым образом практикует созерцание света, благодаря чему у него появляются внутренний, внешний и промежуточный знаки, раскрываются пять пространств и происходит растворение тонких концептуальных слоев ума.
Дохи – мистические песни, написанные сиддхами. Появились в конце VIII в. н.э. в Индии. Передавались изустно и были популярны среди простого народа вплоть XII в. Дохи простым языком передают совершенную реализацию Просветления Сахаджаяны.
Дхарма – букв. «то, на чем все держится». Вторая из Трех Драгоценностей. Сущность духовного Пути, позволяющего выйти за пределы ложного восприятия Реальности. Реальность как таковая.
Дхьяна – медитация; состояние однонаправленной концентрации в течение 144 секунд; однонаправленность внимания в сторону трансцендентного Сознания. В буддизме выделяют восемь состояний медитативной погруженности, после чего реализуется Просветление.
Единая самайя созерцания – непрерывное узнавание естественного Ума. Главная самайя, ненарушение которой означает соблюдение остальных многочисленных самай. Совершенные качества единой самайи: бессущностность всех явлений, непостижимость всех явлений (ачинтья), изначальная чистота (ниранджана), бесконечность (ананта), всепроникновение и нераздельность единства (адвайта).
Единство блаженства и Пустоты – реализация тантры. 1. Соединение блаженства в теле с пустотным осознаванием. 2. Соединение красной и белой бинду, в результате которого раскрывается изначальное состояние Просветления и «великое блаженство» (Махасукха).
«Единый вкус» (сомараса) – глубокий уровень созерцательного присутствия йогина-авадхуты, когда все внутренние и внешние явления воспринимаются равностно, без оценок, приятия и отвержения, интегрируясь в состояние созерцания.
Естественное состояние (сахаджа авастха) – естественное состояние пробужденного Ума, саморожденная Мудрость изначального «Я», спонтанно присущая каждому живому существу.
Заслуги –положительное кармическое следствие благих деяний. Накопление заслуг и уменьшение плохой кармы приводит к перерождению в высших мирах.
Звуки Нада –звуки, возникающие в результате практики Нада-йоги, являются чистым проявлением изначального звука.
«Золотое правило созерцания» – три сущностных принципа:1) получить прямое введение в естественное состояние (шравана); 2) утвердиться в нем, устранив все сомнения (манана); 3) пребывать в естественном состоянии, не отвлекаясь, вплоть до полной реализации (нидидхьясана).
Измерение (лока) – мир, сфера или план существования. Выделяют три уровня существования: 1) Мир Явлений – материальная, видимая Вселенная; 2) Мир Форм (астральный мир) – мир чистых форм. Его обитатели обладают тонкими сияющими телами и не имеют грубых привязанностей; 3) Мир Без Форм (каузальный мир) – живые существа здесь не имеют формы и являются чистым сознанием. В тантре считается, что вся Вселенная уже находится в теле йогина и проявляется как различные энергетические каналы и чакры.
Изначальная энергия Вселенной (Адья Шакти) – изначальная недифференцированная энергия, проявление игры, полноты энергий Абсолюта. Она – источник энергии познания (джняна), энергии воли (иччха) и энергии действия (крийя). Через практику Адья-шакти узнается как многообразные манифестации световых видений и сияний-божеств (Девата-спхурана), как различные грани проявления изначального звука (Нада).
Изначальный Владыка (Адинатха) – 1. В Лайя-йоге «Изначальный Владыка» это одно из названий Ясного Света, естественного состояния Бытия. 2. Бхагаван Шива как изначальный Гуру в традиции йога-натхов.
Иллюзорное тело (Майя-дехам) – 1. Тонкое тело йогина, созданное силой медитации в астральном мире. 2. Иллюзорное тело божества, один из видов Освобождения в тело Света (Пранава-дехам), реализуемый методами преображения (тантры), визуализациями и начитыванием мантр. Такое тело действует в верхнем астральном мире. 3. Иллюзорное тело божества, один из видов тела Света, реализуемый силой одного только созерцания. 4. Одна из шести доктрин Наропы.
Интеграция двух пространств – интеграция субъекта и объекта, следующая фаза после пробуждающего импульса божественного самораскрытия. Является кульминационной точкой в практике созерцания или моментом полного Пробуждения.
Исконная Мудрость (Праджняна) – изначальная Мудрость естественного состояния, свободная от умозрительных понятий.
Исконный Ясный Свет – «Свет Матери», изначальная Основа (Ади-сахаджа). Он обладает четырьмя качествами: 1) изначальной чистотой; 2) спонтанным совершенством; 3) нейтральностью; 4) единой сферой тотальности. В процессе созерцания «Свет Матери» объединяется со «Светом Сына», и йогин узнает свое лицо до рождения.
Истинное «Я» (Атман) – истинная Самость, тождественная Абсолюту (Брахману), абсолютная Реальность в йоге. Описывается как Сат-Чит-Ананда – одновременное переживание Вечного Бытия-Осознавания-Великого Блаженства. В Лайя-йоге высшее «Я» – саморожденная Мудрость (Сахаджья).
Ишта-девата – санскр. «избранное божество». 1. В высших тантрах избранное божество рассматривается неотличным от изначального Ума самого практикующего. Созерцание единства стадий развития и завершения приводит практика к Просветлению через реализацию иллюзорного тела. 2. В двойственных тантрах избранное божество воспринимается как Бог, превосходящий как мир, так и индивидуальное «я». Практикующий связывается с ним через установление определенного вида взаимоотношений (расы) слуги, друга, родителей или возлюбленного, что приводит к одному из четырех видов Освобождения.
Йога «не-медитации» (анупайя) – созерцательное недеяние. Основной метод практики в Ануттара-тантре, при котором йогин не поддается отвлечению ни на миг, не делает объектом медитации ни пылинки, не придумывает и не воображает. В ней нет нужды что-то делать, так как это ненамеренная медитация.
Йога Света (Джьоти-йога, Тарака-йога) – эзотерическая практика созерцания, кратчайшим способом ведущая к окончательной реализации – достижению Радужного тела. Является сердцевиной Учения Лайя-йоги.
Йога Сна (Йога Ясного Света) – раздел Нидра-янтры, позволяющий раскрыть созерцательное присутствие и различные виды света в момент сна.
Йога Сновидений (Йога-нидра) – раздел Нидра-янтры, позволяющий развить осознанность в сновидении, трансформировать сны и развивать тело сновидения.
Йога-тантра – одна из четырех тантр. Методы йога-тантры: работа с каналами, ветрами и сущностными каплями в теле, визуализация божеств. Классически, методы йога-тантры позволяют достичь Просветления в течение семи жизней.
Йонистхана – место в области ниже пупа, являющееся резервуаром жизненной силы в теле человека, аналог дань-тянь в даосизме.
Карма – закон причин и следствий, который обуславливает перерождение живого существа.
Кармические ветры – нечистые ветры (праны) в тонком теле человека. Потеря созерцания и следование в момент смерти за кармическими ветрами приводит к перерождению.
Кармические отпечатки (самскары) – подсознательные тенденции и ментальные впечатления, из которых возникают колебания мыслей (вритти) и тонкие импульсы (васаны).
Кармическое видение – обыденное непросветленное восприятие себя и мира. Видение энергии Ясного Света, обусловленное предыдущими кармическими отпечатками в потоке сознания.
Карья-гиты – «песни истинного Пути». Возникновение карья-гит можно отнести к X–XII вв. Они отражают идеи тантрического буддизма и описывают эзотерический опыт сиддхов (мастеров «безумной мудрости»), используя язык символов, иносказаний и парадоксов.
Ключевые моменты в практике шамбхави-мудры – невынесение оценок и суждений, отсутствие усилий, признание чистоты и совершенства созерцаемого, однонаправленность в поддержании созерцания.
Ключевые моменты в созерцании – 1) поддерживать расслабленным тело; 2) поддерживать расслабленным ум; 3) отождествлять все с Изначальным Источником.
Колебания мыслей (вритти – санскр. «водоворот», «мыслеволны»). Двойственные колебания мысли, которыми как бы затмевается исконная Мудрость. Мысли этого вида ума (читты) разделяются, согласно Раджа-йоге, на пять групп: 1) правильные идеи; 2) ложные идеи; 3) фантазии; 4) идеи, приходящие во время сна; 5) воспоминания.
Концентрация (дхарана) – сужение ума и принудительная концентрация на объекте или мысли. Концентрация бывает на грубом, внутреннем или абстрактном объекте.
Коши – согласно Учению йога-тантры, человек обладает пятью телами, которые скрывают собой сияние истинной Реальности (Атмана): 1) оболочка физического тела – аннамайя-коша; 2) эфирного тела – пранамайя-коша; 3) астрального тела – маномайя-коша; 4) каузального тела – виджнянамайя-коша; 5) оболочка первичного неведения или тело истинного блаженства – анандамайя-коша. Сущность всех этих состояний сознания – изначальная Реальность Ясного Света.
Крайние воззрения –крайние воззрения на Реальность, такие как этернализм и нигилизм. Этерналисты утверждают, что чувственно воспринимаемый мир является внешним по отношению к «я» и реально существует вне воспринимающего субъекта. Нигилисты, наоборот, полагают, что не существует ни кармы, ни потока сознания, признавая действительной Реальностью лишь непроявленное, отвергая игру энергий Абсолюта.
Крийя-тантра – путь достижения Освобождения через использование ритуальных действий и поклонения. Низшая из четырех тантр в классификации индуизма и тантрического буддизма.
Лайя – «растворение в Абсолюте». Мгновенный путь Просветления, когда путь и идущий по пути с самого начала признаются неотличными от плода конечной реализации.
Лайя-йога – 1. Прямой путь практической Адвайты, находящийся за пределами слов и методов; высшая колесница, квинтэссенция Учений йоги и тантры. 2. Мистическая традиция Учения о реализации высшего Освобождения в радужное тело Света за одну жизнь путем созерцательного недеяния и интеграции с внутренними светом и звуком.
Впервые о Лайя-йоге упоминается в таких текстах, как «Йога Таттва Упанишада», «Шива Самхита» и «Гхеранда Самхита». Патриархами Лайя-йоги считаются несколько богов и святых: Шри Авадхута Даттатрейя, Бхагаван Шива, махасиддхи Матсиендранатх, Горакшанатх и Брахман Сараха, Анама Прабху. В рамках тантрического индуизма существует несколько школ Лайя-йоги. В основном они разделяются на два пути: антахкарана лайя чинтана и панчабхута лайя чинтана.
Лайя-крама – процесс последовательного полного растворения элементов физического тела и втягивание их в центральный канал вплоть до превращения в бессмертное радужное тело Света. Признаки успешной практики Лайя-йоги.
Лила – букв. «игра», «развлечение». 1. Спонтанная игра, ничем не обусловленная эманация Абсолюта. 2. Недвойственное, спонтанное поведение йогина-авадхуты, его отклик на любые обстоятельства без приятия и отвержения, деления на чистое и нечистое.
Линия передачи Учения (Парампара) – прямая передача Учения из чистого измерения через просветленных богов по цепи ученической преемственности от Учителя к ученику. Таким образом сохраняется чистота передачи Учения.
Манана – «памятование». Второй из трех сущностных принципов в Лайя-йоге, означающий укрепление в естественном состоянии и устранение всех сомнений относительно него.
Мандала – «круг». Священное мистическое пространство «чистого видения», божество вместе с его окружением.
Мара – демон. Четыре мары, создающие препятствия в духовной практике: 1) Мара скандх – цепляние за самосущее существование пяти оболочек сознания; 2) Мара клеш (демон омраченных состояний сознания) – потворствование пяти ядам: гневу, жадности, привязанности, неведению, гордости и зависти; 3) Мара «сын небожителя» – цепляние за различные переживания в практике (ясность, блаженство и Пустоту); желание остановиться на достигнутом в духовной практике, не достигнув Просветления; 4) Мара цепляния за «я» – при переживании недвойственности цепляние за субъект-объектные взаимоотношения.
«Мать кормит сына» – термин высших методов созерцания пространства в Лайя-йоге. Указывает на переходную стадию созерцания от самотрансценденции (прапатти) к самоузнаванию (пратьябхиджня). Означает состояние, когда внешнее пространство («Мать») смешивается с внутренним («Сын»), углубляя и «кормя» его ясность через восприятие органами чувств проявленного мира.
Мир Без Форм (Арупа-лока) – каузальный мир. Здесь живые существа свободны от формы и являются чистым бесконечным космическим сознанием, однако у них остается привязанность к тонким состояниям Пустоты. Мир Без Форм делится на четыре части: 1) состояние безграничного пространства, продолжительность жизни двадцать тысяч кальп; 2) состояние безграничного сознания, продолжительность жизни сорок тысяч кальп; 3) состояние отсутствия самобытия, продолжительность жизни шестьдесят тысяч кальп; 4) состояние ни познания, ни непознания, вне времени. Мир Без Форм переживается с пятой по восьмую дхьяны, после чего достигается состояние Нирваны.
Мирные божества – проявление чистых энергий естественного состояния (энергии верхних чакр).
Мироощущение (бхавана) – мироощущение, порожденное кармическим видением и колебаниями мыслей (вритти). Определенное чувство себя и мира.
Мир Форм (Рупа-лока) – астральные миры. Астральный мир делится на верхний и нижний астральные миры. Нижний астральный мир соответствует Миру Страстей. Верхний астральный мир – это мир чистых форм, где обитают боги. Они обладают огромной светящейся аурой и утонченным сознанием, у них нет материальных привязанностей, однако и они обусловлены своим восприятием и имеют склонность привязываться к тонким состояниям ясности. Эти миры переживаются в медитативном погружении с первой по четвертую дхьяны. Верхний астральный мир в целом включает в себя семнадцать миров, которые в свою очередь делятся на четыре части.
Мир Явлений (сансара) – материальная Вселенная, образованная шестью мирами сансары: ада, претов, животных, людей, асуров и богов. В эти миры можно попасть при перерождении, а покинуть – после оставления физического тела. Живые существа здесь ограничены в способностях и несвободны в перемещении.
Мистическое тепло (шуддхи-ушанам) – священное, несущее покой тепло. Оно возникает само как следствие углубления созерцательного присутствия и развивается в результате аскетических практик и техник Кундалини-йоги или подлинной любви к Богу. В процессе мистического тепла происходит расплавление внутренних элементов в теле йогина.
Моменты естественного вхождения пран в центральный канал –
1) момент оргазма; 2) момент зевания; 3) момент смерти; 4) в промежутке между двумя дыханиями; 5) в сверхсознательном состоянии (самадхи).
Наги – могущественные существа, населяющие воды и охраняющие сокровища. Они принадлежат наполовину к Миру Животных, наполовину к Миру Богов. Обычно живут в змеином облике, но способны принимать и человеческий образ. Считается, что они управляют погодой, особенно дождями.
Нада-йога – йога созерцания внутреннего звука. В текстах по Хатха-видье Нада-йога – один их главных среди двухсот пятидесяти тысяч способов растворения сознания (лайи), поведанных Шивой Адинатхом.
Нада-янтра – Вселенная Звука. Одна из пяти янтр Лайя-йоги, использующая для интеграции и углубления естественного состояния практики созерцания внутреннего звука.
Нади – каналы. Энергетические каналы, пронизывающие тонкое тело человека. Всего существует четыреста тысяч нади, которые проводят жизненную силу (прану). Из них лунный (ида), солнечный (пингала) и центральный (сушумна) – основные, а гандхари, хастаджихва, яшасвини, пуша, аламбуша, куху, шанкхини, сарасвати, паяшвини, варуни и вишводара – дополнительные.
Намерение (санкальпа) – четко сформулированное намерение, волеизъявление.
«Не бить свинью в пятачок» – выражение, означающее, что когда омрачающие эмоции (клеши) одолевают сознание йогина, он не очень беспокоится по этому поводу, а пытается держаться состояния присутствия.
Неведение (авидья) – оболочка неведения или блаженства, самая тончайшая из оболочек, покрывающая изначальное состояние Атмана. Неведение бывает врожденное, как забывчивость своей подлинной природы, и приобретенное, наложенное воспитанием, социальным положением и т.д.
Недвойственное видение – три точки зрения недвойственного восприятия Реальности в Лайя-йоге, соответствующие сутре, тантре и Ануттара-тантре:
1) «Лишь Брахман есть истинная Реальность, все остальное – нереально»;
2) «Все есть Абсолют, а видимые проявления являются манифестацией, игрой Абсолюта»; 3) «Я есть Все».
Нектар (амрита) – мистическая субстанция, стекающая из сома-чакры при опускании Кундалини, дарующая самадхи и бессмертие. Опускаясь вниз, она очищает чакры и заставляет таять внутренние элементы в них, что порождает особые виды блаженства.
Неотвлечение – цельность практики созерцания, ее непрерывность.
Нечистые таттвы (ашуддха-таттвы) – пять чистых сияний, которые проявляют себя как грубые первоэлементы и органы чувств.
Нидидхьясана – последний из трех сущностных принципов в Лайя-йоге, непрерывное поддержание мироощущения «Ахам Брахмасми» в четырех действиях: еда, ходьба, сон и разговор, в трех положениях тела: стояние, сидение и лежание.
Нидра-янтра – Вселенная Сновидений, одна из пяти янтр Лайя-йоги. В Нидра-янтру входит Йога Сновидений и Йога Сна. В Йоге Сновидений ученик развивает осознанность в тонком теле сновидений до тех пор, пока оно не обретет полноценное бытие. В Йоге Сна йогин упражняется в распознавании пространства Ясного Света.
Нирвана – исчерпание всех причин сансарного бытия. «Малой Нирваной» называют Освобождение от круговорота бытия, которого достигают архаты практикой сутры. Когда говорят о полном Просветлении, то имеется в виду совершенное состояние, которое не впадает ни в крайность сансарного бытия, ни в пассивное состояние угасания, достигаемое архатом.
Омрачения сознания (клеши) – пять омрачающих эмоций, скрывающих изначально чистую и самосияющую Природу Ума: 1) гнев, 2) жадность, 3)привязанность к материальному, 4) гордость и зависть, 5) тупость и неведение. Клеши являются следствием загрязненного проявления пяти первоэлементов в теле человека: земли, воды, огня, воздуха и пространства. При очищении клеши преобразуются в пять мудростей, что приводит к состоянию «чистого видения».
Освобождение (Мокша) – прямое переживание света недвойственной Реальности в самадхи. Способность войти в Нирвану путем отъединения, благодаря энергии или концентрации.
Основа – Основа Бытия, основание как ума, так и чистых и нечистых явлений. Синоним Праджняны, Природы Будды.
«Оставить все, как есть» – выражение, означающее, что при восприятии объектов к ним не устанавливается какого-либо отношения, они не отвергаются и не принимаются, а оставляются в своей собственной природе. Объекты воспринимаются, но йогин при этом не покидает состояния созерцания, оставаясь в недеянии.
Отвлечение – отвлечение от созерцательного присутствия, которое нужно вовремя замечать и возвращаться к осознанности.
Отклонение в видении – практиковать и получать опыты, но не понимать недвойственную природу Реальности, мира и «Я».
Отпускание и расслабление – ключевые моменты в практике созерцания.
«Отпускание себя» («полый бамбук») – выражение, указывающее на то, что йогин должен отсечь надежды, цепляния и страхи, оставить свои эгоистичные восприятия и открыться превосходящей силе Света исконной пробужденной Мудрости абсолютного «Я» (стадия самотрансценденции).
«Отсечение надежды и страха» – самотрансценденция, путь отсечения надежды и страха, предания себя на милость исконного Света абсолютного «Я».
Паранада – согласно философии Нада-йоги, Паранада – это изначальный «беззвучный звук», неотделимый от света, из которого исходит первичный звук «ОМ» (Пранава) и все остальные виды звуков (Нада).
Пишачи – духи невысокого уровня.
Плод – результат, конечная цель любого Учения. В Лайя-йоге высшим плодом является реализация радужного тела Света (Саруба-мукти).
Поведение – привнесение созерцательного присутствия во все действия повседневной жизни, смешивание созерцательного присутствия с тремя видами действий: благоприятными, нейтральными и неблагоприятными.
«Поддержание жаркого глаза» – см. «Глаз Дхармы».
«Поддержание свежести» – выражение, указывающее на объединение созерцания с повседневной деятельностью. Практика непрерывного созерцания, поддержание естественного состояния Природы Ума без понятий созерцания и созерцающего.
Праджня-янтра – Вселенная Мудрости, одна из пяти янтр Лайя-йоги, ключевой раздел Учения, связанный с наставлениями по открытию Природы Ума. Включает в себя практики прямого введения, медитации Пустоты и самоисследования, концентрацию и различные методы самооcвобождения.
Пранава – первичный звук «ОМ», источник всех остальных звуков во Вселенной.
Прана-ум – единство праны и ума. Сиддхи единства праны и ума – это полный контроль ветра, т.е. такой уровень практики, при котором мудрость (джняна) и метод (упайя) неотличны, прана входит в центральный канал только силой созерцания.
Праны мудрости – очищенные праны, не содержащие нечистых карм. Исходят из центрального канала.
Прапатти – самоотдача. 1. Отбрасывание себя, отказ от цепляния за установки личного «я». 2. Вторая ступень созерцания после самоосвобождения, предшествующая самоузнаванию.
Предание себя высшему «Я» (Атма-ниведана) – практика самоотдачи в бхакти.
Препятствия – существует три типа препятствий в духовной практике: внешние, внутренние и тайные. 1. Внешние препятствия – это препятствия пяти элементов (болезни) и отсутствие возможностей встретить Гуру, истинное Учение, поселиться в святом месте. Они устраняются практикой жертвования, верой в Три Драгоценности и в свою изначальную Пробужденность. 2. Внутренние препятствия связаны с кармическими ветрами, каналами и «каплей души». Устраняются техническими практиками Кундалини-йоги, очистительными практиками, визуализацией, начитыванием мантр. 3. Тайные препятствия: цепляние за субъект-объектное восприятие. Они устраняются поддержанием правильного видения, отпусканием себя, самоотдачей, обменом себя на других, служением внеличностному. Тайные препятствия практически невозможно разрушить без помощи Гуру.