Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Часть II. Практика - прослушивание музыки




МУЗЫКА КАК СПОСОБ МЫСЛИ

 

Организационно-методический раздел

1.1. Цель изучения дисциплины:

Смыслом курса не является формирование у обучающегося структурированного, но почти наверняка отвлечённого представления о массиве философских текстов, в которых по каким-либо причинам важную роль играет музыка. Задача будет состоять не в том, чтобы дать ясное понимание динамики обращения философов к феномену звука, или чтобы перед нашим взором развернулась картина исторического развития того раздела философского знания, который теперь принято называть "философия музыки".

Задача этого курса – научиться двигаться более свободно в мысли, то есть перенять практику действия у музыки, научиться у нее дерзновенному и, одновременно, бытийно затрагивающему, действию. Понять, что такое музыка как длящееся состояние, философски.

Глубинный смысл нашего исследовательского семинара состоит в том, чтобы осознать, что происходит с философом, как носителем определённого набора методов обращения с бытием, когда он сталкивается с музыкой? Что делает в такой ситуации философ как человек, способ мысли которого несомненно отличается от обыденного и представляет собой как бы иного типа ирригационную систему.

В организованном пространстве взаимодействия философского ума и музыки, если мы осветим его этим нашим ориентиром, перед группой взявшихся за исследование, вероятно, сформируются неординарные возможности и расшириться собственное представление о мысли.

Предлагаемый план семинаров не предполагается как завершённый и окончательный. Более того, даже остаётся открытым вопрос о необходимости придерживаться хронологического порядка обращения к источникам. Ибо есть причины сформировать иной, более гибкий, и отвечающий динамике реального хода исследования способ чтения.

Данный план – это попытка оформить идею такой серии занятий, которая позволила бы осознать специфику встречи реального философского ума, насколько мы можем ухватить этот способ мышления, и музыки, насколько мы вообще можем говорить о ней.

Количество занятий:

2 пары подряд. Каждую неделю. 1 семестра.

 

 

Лекция.

А. Понимание музыки в античности

Лебедев А. «Фрагменты ранних древнегреческих философов». М., 1989. Выбор частей, посещенных музыке.

Б. Теория и философия музыки Пифагора. Публ. по «Московский государственный университет культуры и искусств» 14.4.15. URL: http://www.studfiles.ru/preview/3048465/ Дата обращения: 24.11.15

 

Семинар 1.

Герцман Е. В. Музыкальная боэциана. СПб, 2010. § 4. Музыка в квадривиуме С. 29-37

 

Семинар 2.

А. Шопенгауэр. О сущности музыки. Выдержки из соч. Шопенгауэра под. Историко-эстет. секции и со вступ. статьей К. Эйгес. – Петроград, Музыкальное государственное издательство, 1919.

 

Семинар 3.

Ф. Ницше. О музыке и слове. Отрывок 1871 г. // Фридрих Ницше. Сочинения в двух томах. Т.2 "Мысль" 1990

 

Семинар 4.

Ф. Ницше. Казус Вагнер. Проблема музыканта. Перевод: Н. Полилова. // Сочинения в 2-х томах. Том 2. М.: "Мысль", 1990.

Семинар 5.

Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. Сборник. - М.: Сфера, 2003

Раздел МУЗЫКА 46 -88

 

Семинар 6.

Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. Сборник. - М.: Сфера, 2003

Раздел МИСТИЦИЗМ ЗВУКА 91 -122

 

6. Семинар 7.

Лосев А. Ф., Диалектика мифа. М., 1990. Основной вопрос философии музыки. С. 315- 336

Семинар 8-9.

Адорно Т. Философия новой музыки. Пер. с нем. / Перевод Б. Скуратова. Вст. ст. - К. Чухрукидзе. М.: Логос, 2001.-352 с. Введение. 42-77

Доклады, 4 человека (даются за 1-1.5 месяца):

1. глава 1. ШЁНБЕРГ И ПРОГРЕСС. 77-222 (2 доклада)

доклад 1.
Разделы:- Покорение природы через музыку.
- Переворот в сторону несвободы. Додекафонический мелос и ритм.
доклад 2.
Разделы: - Гармония. -Инструментовка.
- Форма. Композиторы.
- Авангард и теория.

 

Семинар 10-11.

Адорно Т. Философия новой музыки. Пер. с нем. / Перевод

Б. Скуратова. Вст. ст. - К. Чухрукидзе. М.: Логос, 2001.

2. глава 2. СТРАВИНСКИЙ И РЕСТАВРАЦИЯ. 223-336 (2 доклада)

доклад 3:
Разделы:

- Подлинность. - «Ритм».
- Идентификация с коллективом.- Архаика, модернизм, инфантилизм.
- Перманентная регрессия и музыкальные образы. -Психотический аспект. — Ритуал.
Доклад 4:
Разделы:

- Музыка о музыке.
- Распад времени.
- Псевдоморфоз по образцу живописи.
- Теория балетной музыки.
- Типы слушания. Надувательство с объективизмом.
- Шёнберг и Стравинский.

 

Семинар 13.

Мартынов В. Конец времени композиторов. — М.: Русский путь, 2002. – 296 с.

Разделы:

Часть 1. Введение.Общая часть. О двух типах музыки. Музыка, Космос и История. С. 1-10

Часть 2. Предпосылки возникновения принципа композиции. Возникновение принципа композиции. С. 64-71

Личность композитора. С. 86-91

 

Семинар 14.

Мартынов В. Конец времени композиторов. — М.: Русский путь, 2002. – 296 с.

Раздел Части 3: Время композиторов. Музыкальные революции. С. 91-113

Заключение С.133-139

 

Семинар 15.

Секацкий А. Партитура неслышимой музыки (возможно приглашение преподавателя для обсуждения, возможны с ним же лекции). Статья опубл. в журнале: «Нева» 2004, №4

Лекция 2-4.

Мараев. Антропология музыки. РОЛЬ МУЗЫКИ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ. С чего стоит начинать изучать музыку разных народов. Фолк как народная музыка и фолк сейчас (приглашение преподавателя для проведения лекций и рекомендация тематической литературы).

 

 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ (к каждому тексту):

 

1. Чем обусловлено обращение философии к музыке?

 

2. Что происходит с философом, как носителем набора методов обращения с бытием, когда он сталкивается с музыкой?

Или что делает философ как философов, слыша музыку?

 

3. Какую теорию Я как познающий могу обрести, направляя свою познавательную активность на мир, частью которого является музыка?

 

4. Как выразить невыразимое? Как писать о музыке?

 

5. Как воспринимать целостно не пространственно, а целостно-временно?

 

ЧАСТЬ II. ПРАКТИКА - ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКИ

(возможное участие приглашенных на лекции преподавателей):

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 221 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2101 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.