Каждый из нас знает, когда случится случайно проткнуть ногу или руку острым предметом, из раны потечет не голубая, а красная кровь. Хотя мы и знаем о представителях "голубой" крови, но так говорят об аристократах лишь в переносном смысле. В реальности, у всех людей течет кровь одинакового цвета, хотя мы можем иметь различный цвет кожи. Все, кроме святых в житиях… Как же это?!
При убиении муч. Евпсихия из его раны истекла кровь и вода (35). Я понимаю, что у Христа из пронзенной грудной клетки вытекла кровь и вода (Ин.19:34), но то было уже у мертвого человека! Сегодня специалисты однозначно считают, на основании этого текста из Иоанна, что Иисус умер от разрыва сердца. В таком состоянии происходит разложение крови на водянистую бесцветную сыворотку и полужидкий темно-красный сгусток (36), по научному это называется экстравазация. Дело не в том, что здесь было какое-то чудо, нет! Такое описание – это бесспорное доказательство смерти Христа, а не способ удивления необычностью раны.
Из раны муч. Картерия вытекло столько воды, что она потушила костер (37) и как после этого не поверить, что человек на 70% состоит из воды? Но даже это не такое уж и великое чудо, если посмотреть на ряд других экзотических ранений.
Смирились мы с водой, ладно. А как нам быть с молоком? Оно текло на месте отрубленных голов (38), пальцев (39), женских сосцов (40), иногда оно было с ароматизатором (41), а иногда молоко текло с кровью (42).
В одном случае у меня возникло подозрение, что молоко было смешано с ядом (?!). Посудите сами, и вас к такому выводу может подвигнуть следующий пример. Мученица Христина на допросах вела себя потрясающе. Когда ей отрезали девичьи сосцы, то из них потекло молоко. Потом ей отрезали язык, но она продолжала говорить дальше, а поскольку язык ей стал не нужен, то она, как заправский ворошиловский стрелок, метко всадила его плевком прямо в глаз князю-мучителю и сказала: "Ешь, нечестивец, мои члены!" Так он и ослеп! Может, в том языке было много яда (43)? Данный пример – это наглядная иллюстрация всех житий, где есть и молоко, но уж очень часто оно перемешано с ядом.
Св. Кесарий отличился еще больше: когда его тело жгли факелами, то оно не горело, как должно бы, а таяло как сало на сковородке, растекаясь по земле как горячий воск, а кости его превратились в пыль (44). В чем смысл этого чуда - не знаю. Когда же на мощи св. Ианнуария ставили сосуд с его кусками запекшейся в земле крови, то она моментально растворялась и становилась горячей (45). Такое явление, если оно на самом деле имело место, обычное бесовское обольщение, когда человека приучают верить не в Бога, а в подобного рода реликвии.
Описание характера ранений святых не дало бы читателю полного представления об их мучениях, не будь следующего раздела.
Д. ЖИТИЙНЫЕ АХИЛЛЫ
Как известно из древнегреческих мифов, один из которых сегодня больше известен по фильму "Троянская война", был такой герой – Ахилл (в исполнении Брэда Пита). Согласно легенде, мать Ахилла окунула в воды Стикса, держа за пятку. Благодаря этому он стал полностью неуязвимым, за исключением пятки, за которую его держала мать. Отсюда и выражение "ахиллесова пята", т.е. уязвимое место. Святые подобны Ахиллу, только "ахиллесовой пятой" у них, как правило, являлась шея. Я чуть далее это поясню.
Есть примеры, когда мы можем подумать о святых как о киборгах из фильма "Терминатор": каким мукам их не подвергают, а им все нипочем! Лишь их мучители при всем. Когда распяли св. Гаведдая и стали в него пускать стрелы, то они отскакивали и ранили стрелков (46). Камни со стрелами отскакивали от св. Космы и Дамиана, попадая в самих стрелков (47). Сегодня это напоминает комплекс активной защиты "Арена", который в российской армии применяется для защиты бронетехники от снарядов, гранат и ракет: он отслеживает боезаряды на подлете и уничтожает их в 2-3 метрах от танка или БТРа (48), по крайней мере, должен уничтожать.
Имеем мы в житиях и тела, которым и сам Ахилл бы позавидовал. Муч. Потита рубили-рубили топорами, но – о, чудо! – "плоть святого сделалась… как твердый камень или железо"! Топоры не только ее не брали, но, отскакивая, ранили самих мучителей. Ему даже вбили раскаленный гвоздь в голову, а ему все нипочем! Зато очень даже "почем" было императору, который лично руководил пытками (видно более важных государственных дел у него не было!). Монарх стал испытывать такие головные боли, которые должны были быть у Потита (49). Так кто здесь больший мученик, если Потит все равно не имел болевых ощущений?
Кстати, насчет голов святых. Муч. Солох, перекусив зубами меч (не из сыра ли меч-то?), ухитрился реализовать и другую невозможность. Ему насквозь проткнули тростью голову. После этого мученик не только жил, но даже давал наставления (50)! Св. Тимофею досталась еще более скорбная судьбинушка: в уши вставили две раскаленные железные палки, и от температуры у него вытекли глаза, хотя должны были бы так же убежать и мозги. Но ничего, он после этого прекрасно рассуждал, функции головного мозга остались в норме (51). А вот у десятилетней муч. Акилины, как сообщает житие, мозги при подобном обращении вытекли. И что?! Да ничего, она продолжала мыслить дальше: видимо у нее был запасной комплект мозгов (52).
Не растерялись и некие четыре мученика, когда им забили каждому в голову по 10 гвоздей, а потом еще их и отрубили. Они последовали примеру мнимого Дионисия Ареопагита, взяв в руки головы и форсировав реку, они преспокойно дошли до храма и там положили головы к ногам епископа (53).
Мы в житиях можем увидеть и кой-кого, вроде главного героя Джима Керри из кинокомедии "Маска" или Эдриана Пола из "Горца". Их герои, будучи неуязвимыми или бессмертными, просто выплевывают пули, как мы это делаем с вишневыми косточками. Именно таким образом выпали из муч. Феодулии 3 забитых в голову гвоздя (2 торчали из ушей, а третий был забит в лоб) и 2 гвоздя, проткнувшие сосцы (54).
Не нравится такой способ избавления? Пожалуйста, можно от пыток восстановиться как ящерица, когда ей отрывают хвост, а у нее потом вырастает новый. Упоминаемый уже нами муч. Гаведдай смог восстановить кожный покров, когда у него содрали 2 ремня кожи. Прут же, который торчал у него из обеих ушей, вытащил ангел (55).
У двух мучениц враз отрастали длинные волосы, чтобы девичья нагота была не видна мучителям. Св. Харитина, одна из них, даже по морю ходила, после того, как ее туда бросили с камнем на шее. А как дошло до ее растления, то она вдруг и померла, чтобы девство сохранить, хотя ей предварительно выбили зубы и вырвали ногти. Как-то не клеится повесть: растлевать-то лучше было до того, как изуродовали внешность (56). За другую святую, сданную в публичный дом, заступился сам ангел, умертвив насильника (57). У меня вопрос: далеко ведь не все женщины или девицы спасались таким способом, как здесь. Как им-то жить, если они попадут все-таки в публичный дом? Или единственный способ, рекомендуемый житиями для женского пола в таких случаях, это покончить жизнь самоубийством? Ведь именно так и предлагается житиями (58), я не встретил другого способа, как пережить поругание и жить дальше.
Муч. Артемий демонстрирует вовсе невозможное. Его, связанного, кладут на каменную плиту и бросают сверху огромный камень. От любого другого человека осталось бы мокрое место, а ему "только" сломало кости, выдавило внутренности, выбило суставы и глаза из орбит. Он же, как и надлежит житийному святому, лежал и цитировал псалмы Давида целые сутки! После этого его освободили, и он, хотя и был в виде доски, смог провести диспут с Юлианом Отступником о преимуществе христианской веры (59).
В завершение перечня неуязвимости святых, я приведу "подвиг" св. Ирины (60). Сначала об ее тело сломали 2 пилы, когда пытались его перепилить. Потом попробовали сжечь в медных волах. Когда ее положили в третьего вола, то он ожил и прошел ок. 500 метров, после чего благополучно развалился. Зато уверовало 100 тыс. человек! В свете этих ее достижений, Христос с апостолами вообще не идут ни в какое сравнение!
Я не стану передавать все страсти, упоминаемые в житиях. Святых бросали в огненные печи и медных быков – они не сгорали, их топили – они не тонули, их рвали костоломы всякими приспособлениями – они не изнемогали, их травили зверями – звери их не трогали. Давать ссылки на все эти подвиги излишне: их сотни! Также излишним я считаю доказывать вымышленность всех этих описаний. В жизни все по-другому: тела обычные у всех и болят у всех одинаково. Кожа у всех не бронебойная и потому реагирует одинаково и на ожоги и на другие повреждения. Людям веру надо поднимать не на примере мнимых подвигов, а на самых реальных и жизненных примерах, а жития этому критерию вообще не соответствуют.
Я все время удивлялся одной особенности, присущей большинству житий "ахиллесового" типа. Святые переживают такие мучения, вернее не переживают, а являются их наблюдателями. Если они такие крепкие, то не испытывают и болевых ощущений: в чем же здесь мученичество? Однако развязка всей эпопеи удивительно банальна: главному герою отсекают голову. Почему, имея такое неуязвимое тело, они, в конце концов, в прямом смысле теряют голову? Значит, на шею неуязвимость не распространяется!?
Хотя имеются несколько примеров, когда мученики пережили свою казнь. Упоминаемую выше св. Ирину Бог воскресил из мертвых, но на фоне ее подвигов, я в этом очень сомневаюсь (61). Муч. Лукия умерла через время после удара меча, но как само ее житие позволяет думать, это было не чудо, а результат небрежной работы палача (62).
А сколько палачей пострадало при казнях! Одного святого не могли "замочить" два палача: у одного затряслись руки, и он упал без сознания, а другой ударил себя мечом по коленам и помер (63).
Неплохо вышло избавиться от меча некоему Вифимнию, призвавшему на помощь имя св. Вассиана (видимо имя Христа не действовало!). Два палача по три раза замахивались на смертника, и щесть раз меч отлетал в сторону, хотя они и старались его держать крепко (64). Вассиан мог бы поистине стать покровителем всех невинно осужденных, подстраивая осечки в оружейных стволах или организовывая разрыв сети в электрических стульях, но мы сегодня не видим таких проявлений.
Непонятно, почему и за что страдают палачи? Приступивший к казни палач св. Афинодора споткнулся и упал как мертвый, а рука отпала (65). После этого никто не решился исполнить приговор. Но разве виной всему палач? Кат – это тот, кто исполняет приговор, а не издает его.
Другие жития говорят и вовсе странные вещи по этому поводу. На шее св. Пантелеймона железо согнулось, словно меч был из пластилина. Воины справедливо отметили, что это знамение святости подсудимого и отказались приводить приговор в исполнение. И тут святой стал им угрожать: "Если вы не исполните порученного вам, не получите милости от Христа моего!" Тут заложен просто революционный прецедент: исполнение смертного приговора для палача не только не греховно, но служит одним из путей обретения милости у Бога! Воины предварительно "облобызали все тело его". Не думаю, что святому это понравилось. Чтобы мужика целовали другие мужики – это же половое извращение! После же лобызания они ему отрубили голову, после чего из раны полилось молоко, которое, полив маслину, послужило причиной покрытия ее плодами в один момент (66).
Лучше всех получилось избавление муч. Голиндухи: ее похитил ангел буквально перед самым эшафотом (67). Хотя зачем? Настоящие мученики, следуя по стопам св. Пантелеймона, даже требуют от палачей исполнения смертного приговора (68). Но мне такой подход кажется больше похожим не на мученичество, а на какой-то крайний род мазохизма. Именно он в дальнейшем будет побуждать создавать всякие монашеские "приколы": ношение железных оков, затвор, жизнь на деревьях и столбах и др.
Е. МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ СНОВ
Все мы знаем о существовании вещих снов, природу коих можно объяснять по-разному. Но в житиях имеются примеры, которые никакому объяснению не поддаются.
Св. Ефросин (69) служил в монастыре наподобие Ленина из "Комедии строгого режима" (в исполнении Виктора Сухорукова), только на кухне, около печки, т.е. в самом незавидном месте. Это мне напоминает в наших церквах службу порядка или чистку санузлов в молитвенных домах: на них часто ссылаются как на школу великого смирения. И вот одному иерею из монастыря захотелось попросить Бога удовлетворить одно его очень "скромное" желание. Ему захотелось увидеть рай, но не после смерти, а при жизни.
Во сне иерей туда попал и увидел их монастырского Ефросина, которого Бог дал ему в качестве гида в путешествии по раю. Иерей: "Ого! А ты тут каким образом очутился?" Ефросин: "А я по милости Божьей поселился здесь". После экскурсии иерею захотелось что-нибудь взять из рая, и ему даны были три райских яблока. Проснувшись рано по утру, он их нашел около себя, благоухающих невиданным ароматом. Да и как они могли не благоухать? В житии я насчитал около 90 случаев, когда разные реликвии благоухают в подтверждение Божьего благоволения (мощи, молоко вместо крови, раны и др.). Как это райские яблоки - и не благоухают?!
На утреннем богослужении он спросил Ефросина: "Где ты был ночью?", а тот и отвечает: "Там же где и ты: в раю, где я дал тебе 3 яблока, но ты прости меня, я червь, а не человек". Когда же священник попытался рассказать о ночном путешествии, то у червя быстро выросли ноги, и он исчез не знамо куда. Тут вопрос: как мог поселиться Ефросин в раю, пока он находился в теле? Ведь еще неизвестна его дальнейшая жизнь, как он будет держаться Бога. Святые люди тоже падали, и такие примеры есть в самих житиях. А сном тут все не объяснить: яблоки-то были настоящие!
Аналогичные примеры имеются и в других житиях. Так равноапостольная Нина (просветительница Грузии) проснулась с крестом, сплетенным из виноградных лоз: его ей во сне дала Богоматерь (70). Св. Феодул исцелял перстнем людей от всяких болезней. Его он заполучил во сне, а утром он был на пальце (71). Св. Афанасия явилась во сне монахиням и подарила им жезл, который утром был найден расцветшим (72). Один неверующий ученый подковырнул св. Дорофею (73), идущую на казнь: "Ты ж пришли мне из рая цветов и яблок!" А она и прислала! Через ангела в виде четырехлетнего ребенка, хотя для такого явления в Писании нет вообще никаких оснований.
Чуть ниже мы посмотрим целый ряд различных подвигов святых, которые навсегда отобьют желание им подражать, т.к. такое просто невоплотимо в жизни.
Ж. СВЯТЫЕ ДРЕССИРОВЩИКИ
Мучители повесили св. Зосиме (74) камень на шею и вздернули его вниз головой: "Если звери слушают тебя (он с ними в пустыне якшался), то повели им придти сюда, и мы уверуем". Тот помолился и прибежал лев, который стал поддерживать камень, чтобы тот не давил святому шею. Только сняли святого, а он и умер (не был он из числа "ахиллесовых" святых). И неизвестно: уверовал там кто или нет.
Преп. Коприй имел еще больше власти над зверями. Когда он родился на навозной куче, то одна шибко умная коза прибегала его кормить 3 раза на день, а потом опять возвращалась в стадо. Однажды медведь укусил за ногу осла, возившего монахам дрова. Святой приказал медведю работать вместо осла, пока тот не выздоровеет. И возил тот и носил, пока ослик не окреп (75). Другому медведю повезло и того меньше: его один святой "припахал" в качества пастуха… овец. И главное: он всегда приводил овец в указанное святым время (76). А где же аскеза? Почему бы святому самому не поработать, а не заставлять медведя делать неестественную для него работу?
Однако сравниться Коприю со св. Артемоном никак невозможно. Когда святого арестовали, то он с докладом о своем аресте отправил к епископу… оленя (77). Тот явился епископу и доложил, но иерарх не поверил. Похоже, то, что олень заговорил человеческим голосом, не убедило епископа в истинности сообщения. Неужели он так часто видел говорящих оленей, которые любили лгать? Потом этот представитель семейства парнокопытных прибежал к своему дрессировщику на судилище, почтил его лобызанием ступней и стал… пророчествовать! По слову оленя, два ангела в виде птиц схватили судью и сварили его живьем в кипятке.