Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


≈сли оратор неинтересен, слушатели Ђвыключаютї его





“ќЋѕј

ќднако те, кого он прин€л за людей, хоть и малорослых, но степенных, были пингвины...

ј.‘ранс

¬арфоломеевска€ ночь, погромы в еврейских кварталах, "бессмысленный и беспощадный" русский бунт, штурм ќстанкино всего несколько лет назад... ќхота на ведьм, массовые самоубийства последователей мистических сект, вопли юных битломанок на концертных площадках, сотни задавленных на футбольных стадионах... ќстекленевшие глаза шагающих демонстрантов, коллективна€ истери€ сталинских "винтиков", идиотские решени€ парламентов... ¬се это -“олпа.

Ёто уникальное €вление порождаетс€ простым скоплением значительного числа людей, не имеющих жесткой организации и четко выраженных целей. ”никальность его заключаетс€ в том, что характерные черты этого образовани€ ни в коей мере не €вл€ютс€ ни суммой ни средним арифметическим индивидуальных черт, присущих люд€м, составл€ющим толпу. »х объединение вызывает нечто родственное химической реакции, когда соединение различных элементов порождает совершенно новое вещество, отличающеес€ собственными неповторимыми свойствами.

¬ажнейшим из них €вл€етс€ отсутствие у толпы сознани€, разума, сознательного поведени€ и способности к рефлексии и анализу. “олпа стоит вне логики и интеллекта, она абсолютно неспособна осознанно выполнить р€д последовательных разумных шагов. ƒействи€ толпы не бывают рациональными, а нередко могут и противоречить ее же интересам. “олпа никогда не бывает умнее среднего индивида. —оставл€ющие ее люди благодар€ численности и ощущению единени€, "чувству локт€" приобретают уверенность в силе и могуществе, а коллективность и анонимность всех действий вызывают у них ощущение безнаказанности, что приводит к готовности на гораздо более рискованные действи€, чем в другой ситуации. ¬ толпе "выключаютс€" личные дистанции общени€ (в тесноте - не в обиде), образовавшийс€ единый организм воспринимает ≈ƒ»Ќ”ё зону и защищает ее. “олпа освобождает от комплексов дураков и завистников, трусов и скромников.  аждый получает возможность решитьс€ и совершить - то, что никогда бы не совершил в одиночку.

ќдин из основных законов существовани€ толпы - эффективность и быстрота заражени€. ”местна цинична€ аналоги€ со стадом баранов, одного из которых внезапно охватывает паника, например, от сильного укуса некоего насекомого. ѕаника эта чрезвычайно быстро передаетс€ всему стаду, —амо слово "паника" происходит от имени греческого бога ѕана - покровител€ пастухов, гневом своим вызывавшего безумие стада, бросавшегос€ в пропасть или в плам€.

—ила заражени€, единство толпы столь сильны, что сопротивл€тьс€ им попавшему туда, сохран€€ индивидуальность мыслей и поступков, крайне сложно.  рик "ѕожар!" объедин€ет слушателей оперы гораздо эффективнее, чем сладкоголосое пение, ради которого они собрались.

«аражение представл€ет собой тенденцию человека невольно - на психофизиологическом уровне и без участи€ смыслового компонента информации - поддаватьс€ психическому состо€нию, настроению окружающих. ¬ определенным образом эмоционально зар€женной толпе действие этого механизма по принципу взаимной индукции многократно усиливаетс€.

"√руппы поддержки", начинавшие в нужных местах "бурю аплодисментов" во врем€ пам€тных съездов партии, включали в действие этот механизм и достигали эффекта глубокого эмоционального единени€ и подъема собравшихс€.

Ќеспособна€ анализировать, толпа чрезвычайно некритична и внушаема. ѕри этом внушенные идеи и главенствующие эмоции она стремитс€ немедленно реализовать в практических действи€х. “олпа отмен€ет индивидуальную волю и заставл€ет жить коллективными животными инстинктами. ѕодавл€ющее большинство людей в других ситуаци€х никогда не поступили бы так, как способны поступить в толпе. “ак, в начале августа 1789 года французска€ аристократи€ умудрилась добровольно отказатьс€ от всех своих привилегий.

“олпа действует не рассужда€ и не сомнева€сь, всегда - чисто импульсивно и только под вли€нием момента, никогда не подавл€€ своих рефлексов. Ѕлагородна€ или преступна€, героическа€ или труслива€, она всегда охвачена сильнейшим чувством, безусловно подавл€ющим личный интерес и даже инстинкт самосохранени€.

»мпульсивность приводит к крайней переменчивости, к способности практически мгновенно переходить от героизма к панике, от эйфории к депрессии при сохранении в любом случае нетерпимости и безапелл€ционности. “олпа -мастер по превращению мух в слонов. Ћегкое подозрение сразу же воспринимаетс€ как очевидность, малейшее противоречие вызывает €рость, а антипати€ на глазах перерастает в ненависть.

 

ќн предлагал умертвить всех больных, полага€, что после этого эпидеми€ прекратитс€. ” него нашлось немало последователей, да, впрочем, в те темные дни самое безумное, самое бесчеловечное предложение, сул€щее избавление, нашло бы сторонников. ќн и его друзь€ рыскали по всему городу, врывались в дома и истребл€ли больных. ¬ больницах они совершали массовые истреблени€. ¬ исступлении убивали и тех, кого только можно было заподозрить, что он не совсем здоров.   идейным убийцам присоединились безумные и грабители. ¬есь город стал ареной битв.

¬. Ѕрюсов

 

 

“ака€ характеристика толпы могла бы привести к воспри€тию ее как стихийного бедстви€, от которого нет спасени€, кроме бегства. ћогла бы, если бы не еще одно ее свойство, дающее возможность управлени€ ею: неспособна€ на сознательные действи€, не имеюща€ разума, толпа всегда нуждаетс€ в руководстве. Ѕольше - она стремитс€ к подчинению и рабству.

“олпе необходим лидер. Ѕез него она дезориентирована. Ћюбой ковбой знает, что может остановить и повернуть табун диких лошадей, только убив вожака. Ћюбой полицейский дл€ того, чтобы справитьс€ с разбушевавшимис€ демонстрантами, прежде всего сосредоточит свои усили€ на вы€влении и нейтрализации лидеров.

ќратор, став€щий перед собой цель овладеть чувствами и симпати€ми толпы, должен усвоить некоторые об€зательные правила: никогда не рассуждать, только утверждать, преувеличивать и повтор€ть, причем делать все это максимально коротко и доступно. „итать тексты подобных речей невозможно, настолько бездарными с литературной и интеллектуальной точек зрени€ они кажутс€. Ќо это и не требуетс€ - они предназначены дл€ произнесени€ перед толпой. Ќаполеон говорил, что из всех фигур риторики знает и ценит единственную - повторение. ѕослушайте записи публичных выступлений —талина - на прот€жении двух минут он иногда до п€ти раз повтор€л одну и ту же простую мысль, причем каждый раз усилива€ ее. ¬ результате то, что еще несколько минут назад могло быть восприн€то слушател€ми как нечто неочевидное, начинало казатьс€ безусловным фактом.

¬ыступающий перед толпой оратор должен играть на сильных чувствах своей аудитории - именно ими она живет. —лава, честь, патриотизм - вот то, что может подвигнуть толпу на величайшее бескорыстие и преданность. “олпу можно сделать созидательной, а умелой игрой на скрытой агрессивности и алчности -разрушительной, деструктивной. “ак полководцы давали идущим на штурм три дн€ на разграбление города.

—ильнейший стимул дл€ действий толпы - пон€тный конкретно-чувственный образ врага, виновного во всех бедах. ≈сли врага не существует, дл€ управлени€ толпой его выдумывают. Ѕухаринцы, троцкисты, зиновьевцы, агенты мирового капитала и иностранных разведок - сколько их было выдумано отечественными менеджерами толпы. ѕрин€в идею и име€ €сный образ врага, толпа способна впасть в род почти религиозного фанатизма и пойти за идею на смерть.

Ћегче всего толпа воспринимает €ркие образы, причем совершенно необ€зательно логически св€занные между собой и даже вообще в действительности существующие. »ногда оратору достаточно за€вить, что п€ть минут назад в ста метрах отсюда он видел, например, как двое (далее следует образ врага) избивали ребенка (женщину, старика), чтобы побудить толпу к действи€м.

Ѕольшинство людей в толпе действительно не в состо€нии составить €сное собственное мнение по многим вопросам. ќпытный оратор, знающий, что играют роль не факты, а их презентаци€, с успехом подсовывает толпе определенное мнение, выдава€ его за ее собственное. " аждый из вас знает, что...", "¬ы пришли сюда, чтобы..." - согласитесь, знакомое начало многих выступлений на митингах.

”правление толпой неразрывно св€зано с популизмом, суть которого состоит в претензии на знание кратчайшего выхода из кризисной ситуации "дл€ всех" и "от имени всего народа". ѕопулистский лидер разыгрывает такие карты как "доступность" и "простота", "знание проблем", "верность народу" и "служение общему благу". ѕопулистские программы, как правило, стро€тс€ по принципу айсберга: в центре их внимани€ лишь хорошо видимые и пон€тные проблемы, лежащие на поверхности и имеющие довольно простое радикальное решение. ¬се более глубокие и сложные дл€ понимани€ проблемы обычно не затрагиваютс€ вовсе. ≈стественно при таком подходе, что популизм может "работать" как деструктивна€, но отнюдь не как созидательна€ сила.

 

"Ѕич времени - безумные ведут слепых", - писал Ўекспир. ћногое говорилось, например, о безумстве √итлера. Ё.‘ромм доказал, что √итлер вполне владел собой и умело манипулировал массами. ќн сознательно входил в нужную роль и играл ее, использу€ интонации, мимику, жесты, облада€ несомненным даром крайне упрощенного, а потому доступного толковани€ сложных €влений. Ѕолее того, он скрупулезно планировал врем€ своих публичных выступлений, как правило стара€сь выбирать дл€ них вечерние часы, так как справедливо считал, что к концу дн€ в силу естественной усталости сопротивл€емость снижаетс€ и люди легче поддаютс€ воздействию.

¬еликим мастером подобных трюков был доктор √еббельс.  онечно, он, как и другие его "коллеги", относилс€ к толпе вполне цинично, понима€, что с ней бессмысленно общатьс€ с позиций разума. “от, кто не усваивает этого урока, терпит поражение и сегодн€. "јгрессивно-послушное большинство" нашего славного парламента перестроечной поры не переносило академика —ахарова с его поистине безграничной интеллигентностью. “олпа улюлюкавших сановных холопов, с животной ненавистью травивша€ человека, осуществила тогда, на мой взгл€д, самую €ркую постановку романа ѕ.Ѕул€ "ѕланета обезь€н".

¬ этом же содержитс€ разгадка того парадокса, что ранн€€ (интеллектуальна€) реклама блока явлинского не работала, тогда как пам€тна€ абсолютно лобова€ рекламна€ атака ћћћ с откровенно тупым Ћеней √олубковым, игравшим на вечном желании людей быть значительными ("я не хал€вщик, € партнер!"), превратила большую часть страны в толпу и, говор€т, вычистила у населени€ каждый четвертый наличный рубль.

 

«агадка харизмы, то, что √юстав Ћебон называл оба€нием - ключ к гипнотическому успеху вождей. ¬ их руках - могущество слов, способность ”станавливать диктатуру при помощи призывов к свободе и равенству.

 роме того, в руках опытных лидеров есть и другие рычаги управлени€ толпой. ћногого можно достичь, сознательно регулиру€ ее чисто физическую плотность. Ёто "эффект веника" - только св€занные вместе соломинки обретают силу. »нтересно, что такие пучки €вл€лись и символом фашистской партии и обрамлением герба ———–. —обира€ митинг на маленькой площади, организаторы имеют больше шансов на успех. “о же количество людей, разрозненных по большой площади, тер€ют ощущение единства, защищенности и анонимности -законы толпы начинают работать слабее. –ассе€ть толпу - лишить ее силы. »менно этого добиваютс€ брандспойты разгон€ющих.

ƒейственным инструментом регул€ции настроений толпы €вл€етс€ управление слухами (нужна€ информаци€ в нужное врем€ обладает эффектом спички в сухом стоге сена) и пр€мыми провокаци€ми, когда несколько человек, начавших драку (или, наоборот, овации и скандирование лозунгов) в считанные мгновени€ заражают огромную массу людей. —лухи, искажени€ и преувеличени€ воспринимаютс€ в толпе как действительные факты, не требующие дополнительных доказательств.

¬ услови€х очевидно кризисного состо€ни€ информационных процессов в нынешней –оссии и отсутстви€ у населени€ ощущени€ информационной безопасности, довери€ к официальным ее источникам, слухи (понимаемые как информаци€, передаваема€ из уст в уста без доказательства достоверности) станов€тс€ особенно мощным средством неформальной общественной коммуникации. ѕонимание этого факта все больше доходит до сознани€ политиков, их команд и работающих в области социальных коммуникаций специалистов. ¬ –оссии с опозданием на п€тьдес€т лет по сравнению с —Ўј (работы √.ќлпорта и др.) по€вл€ютс€ первые серьезные технологии управлени€ слухами.

 

“радиционно раздел€ют такие разновидности толпы как случайна€ (улична€) и организованна€ (политическа€ парти€), разнородна€ (демонстраци€) и однородна€ (религиозна€ секта). —ерж ћосковичи выдел€ет еще одну разновидность, сложившуюс€ в результате социальной эволюции - речь идет о трансформации толпы в публику. –азвитие средств массовой коммуникации делает не необходимым скопление людей в одном месте дл€ того, чтобы передать им определенную информацию. ќбщественные места все более пустеют, с наступлением вечера все больше людей остаетс€ в своих квартирах и домах, прикованные к экранам телевизоров. ¬се труднее становитс€ оторвать их от них, чтобы заставить прин€ть участие в массовом меропри€тии.

“елевидение, радио и газеты проникают в каждый дом, на новом уровне объедин€€ людей, превраща€ публику в разновидность толпы нового типа, ¬ окт€бре 1938 года радиоинсценировка "Ѕорьбы миров" по ”эллсу вызвала в —оединенных Ўтатах массовую панику, охватившую более миллиона человек, тот же эффект она произвела спуст€ полтора дес€тилети€ в Ћатинской јмерике.

 

—оздание толп и управление ими - одна из основных задач государств гистемоцентристской модели. ќтрицающие индивидуальный интерес, личность как таковую, признающие не человека, но только "массы", они нуждаютс€ в подобных образовани€х посто€нно, и уже на стадии воспитани€ детей значительно 0£легчают себе эту задачу, формиру€ нерассуждающих исполнителей, неспособных к самосто€тельному мышлению - готовых к тотальной мобилизации людей толпы.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 287 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

530 - | 480 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.