РОСКОШЬ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
ОБЩЕНИЯ
А. Ю. Борисов. Роскошь человеческого общения. - М, RISC. 184 с
В нашей жизни - множество мелочей, но действительно важных вещей, пожалуй, всего три:
1.Способность понимать, принимать и делать СЕБЯ,
2.Умение строить искренние и продуктивные взаимоотношения С ДРУГИМ,
3.Возможность жить В ОБЩЕСТВЕ, сохраняя свою индивидуальность и свободу выбора.
Собственно, это и есть содержание книги, а также программ Института Социальных Связей, директором которого является автор.
ISBN 5-86156-008-5
©RISC, 1998
©дизайн, иллюстрации - А.Фурсов
тел. Института: (095)129 2397, (095)124 4639
Институт Социальных Связей
г. Москва, пр. Вернадского, д. 38а, 55
Книга выпущена при участии АО "Академия-Центр"
ЛР № 061912 от 15.12.93.
Подписано в печать 19.01.98г. Формат 70x88/16. Бумага офсетная №1. Гарнитура Гельветика. Усл. печ. л. 13,11. Тираж 5000 экз. Заказ 89 Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ОАО «Можайский полиграфический комбинат». 143200, г. Можайск, ул. Мира, 93
Содержание
ЧЕЛОВЕК КОММУНИЦИРУЮЩИЙ
часть I ПРЯТКИ С САМИМ СОБОЙ
ТАК НАЗЫВАЕМАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
СЦЕНАРИЙ ЖИЗНИ
В ПОИСКАХ СЕБЯ
СТРАДАНИЯ и НЕСЧАСТЬЯ
АКТУАЛИЗАЦИЯ
Часть 2. 1+1
БЕГ С ПРЕПЯТСТВИЯМИ
КАРТЫ и ТЕРРИТОРИИ
МАНИПУЛЯЦИИ
МАСКИ и ЛИЦА
НИЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ
ИГРА В СЛОВА
БЕЗ СЛОВ
ПРОСТРАНСТВО
ВРЕМЯ
КОНФЛИКТ
ОБЫЧНЫЙ ГИПНОЗ
Часть 3. ГРУППА и ОБЩЕСТВО
СРЕДА ОБИТАНИЯ
ИСПЫТАНИЕ ЗАЛОМ
ТОЛПА
ЧЕЛОВЕК СИСТЕМЫ
ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА
КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
ЧЕЛОВЕК КОММУНИЦИРУЮЩИЙ
Если бы я мог тебя включить, если бы я мог свести тебя с твоего жалкого ума, если бы я мог тебя различить, я дал бы тебе знать.
Р.Лэнг.
Слова, выбранные названием этой книги, принадлежат Экзюпери, считавшему человеческое общение ЕДИНСТВЕННОЙ настоящей роскошью. Это, на мой взгляд, отличное определение. Слово "роскошь" имеет два значения -нечто, приносящее удовольствие, и нечто, до поры - или всегда - доступное лишь немногим. Кроме того, синоним этого слова - богатство. И действительно, речь идет об огромном разнообразии ситуаций, настроений, приемов, установок, и беда в том, что множество людей привыкает пользоваться лишь малой частью этого изобилия.
Роскошь нужно уметь ценить, но без излишнего пиетета - были бы средства и было бы не жалко потратить их. "Умение общаться с людьми, - писал Дж.Рокфеллер, - это товар, который можно купить точно также, как мы покупаем чай или кофе... Но я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете". И действительно, коль скоро едва ли не все свое время мы общаемся, умение это делать - пожалуй, самое важное в жизни умение.
Это, казалось бы, вечная тема. Но для нас и именно сейчас - в особенности. Мы живем в новом Вавилоне, где, как когда-то было описано в Библии, существовал раньше один язык, который вдруг оказался перемешанным так, что один перестал понимать речь другого, что привело к разобщенности людей, и к тому, что "перестали они строить город и башню".
Общением занимается более пяти миллиардов человек. Ежедневно восемь часов большинство из нас проводит на работе, а после этого - еще восемь часов с друзьями и родными. Шестнадцать часов общества, контактов, общения. А после этого мы, наконец оставшись одни, продолжаем серию диалогов с теми, с кем только что расстались и сами с собой - наяву или - не важно - во сне. Львиную долю жизни мы, иногда не отдавая себе в этом отчета, общаемся. Как правило, мы плывем по течению, иногда сражаемся с ним, но именно оно управляет нами, и нам не приходит в голову, что то, на что мы тратим почти все свое время, стоит делать осмысленно - плыть не по течению или против него, а туда, куда нужно, как и советовал К.Прутков начинающим спортсменам.
Существуют люди, которые входя в комнату, как бы мгновенно наполняют ее энергией и положительным зарядом, с ними легко делать дело, веселиться или просто молчать, и неким таинственным образом у них все получается. С другими людьми постоянно ощущаешь неловкость и с трудом подбираешь удивительно отяжелевшие слова. Несмотря на то, что первые эффективные только там, где без них действительно не обойтись. Отсутствие того, что в научных монографиях называется "аппаратом" - при выбранном жанре все это мешало бы.
3.Наличие или предполагание неакадемического местоимения "я". Все никак не разберусь; "Мы полагаем" - это Николай II, некое тайное общество или просто попытка уйти от ответственности за свои слова (а вдруг что не так?)
4.По-существу в книге нет НИЧЕГО НОВОГО. Его, собственно, и вообще почти нет. Если что-то и есть - так это новое, непривычное сочетание давно известных вещей. Две почти банальности приходят в соприкосновение и высекается искра. Рене Магритт рисовал вполне бытовые вещи - ну, зонтик, ну, стакан... Но выходил стакан, чудесным образом стоящий на зонтике - и появлялось новое.
5.Все совпадения типовых портретов, реплик, ситуаций с реальными -преднамеренны, и узнавание себя или знакомых в них - одна из косвенных целей книги.
Обязательная техника безопасности:
1.Неизбежно будут схемы и обобщения. Они полезны, выверены и в целом правильны, но они - схемы, в жизни все, как минимум, сложнее, а иногда и просто не так, Любая типология - прокрустово ложе, реального человека нужно "укоротить" или "растянуть", чтобы в него втиснуть.
2.Любого человека можно достаточно убедительно описать и предсказать его поведение, после чего он вполне может поступить непредсказуемо. Впрочем, этим-то он и интересен.
3.В книге представлены разные школы и приемы, приверженности автора одной из них искать не стоит. Существуют разные подходы к одной проблеме, и все они могут содержать нечто ценное, а для решения иногда требуется комплекс. Часто мы выбираем одну накатанную дорожку, и в целом даже получается недурно, но чтобы нарисовать картину - нужна палитра. В природе чистых красок нет, и чтобы соответствовать, приходится смешивать. Одежду полезно выбирать сообразно погоде и, конечно, собственному стилю. Представленные школы связаны одной принципиальной общностью - уверенностью в огромных конструктивных возможностях человеческой личности и ее безусловном праве на самостоятельное распоряжение собственной судьбой.
4.Опора на собственные силы, уверенность в них - необходимое условие понимания и реализации человеком своей уникальности, самоидентификации, его борьбы с роботом в себе - за собственную индивидуальность. Глупее всего было бы, если бы читатель начал при этом ставить знак равенства (или думать, что это делаю я) между индивидуальностью и индивидуализмом или эгоцентризмом.
5.Согласившись с каким-нибудь замечанием ("верно подмечено!") не стоит начинать смотреть на людей только через эту призму. По одному жесту, слову, поступку представления о ЦЕЛОМ человеке не получишь, так же как по одной ноте не сыграешь мелодию. Нужен весь комплекс, включая контекст и фон.
6.Все приемы начинают нормально работать только доведенные до технологии в этой области появились только несколько десятилетий назад (нейро-лингвистическое программирование, трансактный анализ и др.), секрет общения пытались раскусить и в прошлые века и еще больше в начале нашего, когда одна за другой выходили книги о "Личном магнетизме" и "Искусстве влиять на людей". Однако, ничего магического. Никаких волшебных графов Калиостро, просто люди, сумевшие собрать некий конструктор, своеобразный кубик Рубика. И эта книга может оказаться полезной при сборке.
Это не очень сентиментальная книга, проникновенные разговоры о душе в ней отсутствуют. Человек - единое целое, организм, которому присущи физические, а также психические функции. Этот целостный организм ведет единую жизнь в целостном мире, причем внутренний и внешний мир его также представляют собой единое целое, расщепление которого правильнее всего считать болезнью.
У вас хорошое ВЗАИМОПОНИМАНИЕ С САМИМ СОБОЙ? Вам никогда не случалось с изумлением смотреть видеозапись, с очевидным трудом и неожиданными эмоциями узнавая на экране совсем не такого, как вы думали, себя - голос, движения, мимику, фигуру? Камера - довольно безжалостная вещь, чисто оптические искажения образа - ничто по сравнению с тем, как его искажаем, насколько уводим от действительности мы сами.
Поэтому первое, что предстоит проделать - попытаться увидеть себя в единстве с миром и обществом, осознать участие в общем ПОТОКЕ жизни и гармонизировать отношения с собой и с ним. Прежде чем учиться общаться с другими, нужно научиться общаться с собой, и те, кто пытаются просто овладеть техниками манипулирования, далеко не уедут, так как ставят телегу впереди лошади.
Поэтому в книге три раздела: первый из них посвящен общению человека с собой, второй - общению в диаде (Я+Ты), третий - общению в группе.
Несколько комментариев к тому, что предстоит.
1.Эта книга написана без Придыхания. Объяснюсь. Существуют люди, любящие создавать себе кумиров или фетиши, о которых они могут говорить только с Придыханием, а от любого покушения на их святость впадают в ужас и агрессию. Для них существует не любимая картина, а Гениальный Шедевр, не работа с детьми, а Таинство Педагогики, вообще - Что-Нибудь с Придыханием. Мне знаком любитель баскетбола, который не может согласиться с тем, что это - дивная азартная игра с мячом, в которую, конечно, лучше играть хорошо, но -именно ИГРАТЬ. При слове "баскетбол" глаза его стекленеют. Я считаю это проявлением инфантилизма или фанатизма. Мне кажется, что, если любишь что-то, этого хочется (и можно!) касаться. И, конечно, подшучивать. Более того, щипать, переворачивать, обсуждать, - иначе какое же удовольствие от любимого предмета? Все это не есть отрицание авторитетов и нигилизм, просто если "по газонам не ходить!", зачем нам такие газоны?
2.Минимум теоретизирования и специальной терминологии. То и другое - автоматизма. Если сороконожка задумается, какую ногу сейчас переставлять, она останется на месте. Поток общения прервется. Просто нужна практика - в группах или (и) самостоятельно, а ее, конечно, в книгу поместить трудно. Вы слышали, чтобы кто-нибудь научился боксу, прочтя учебник?
7. Самое главное, если вы научились водить машину, делать это, не забывая, что вокруг - люди, а внутри - вы. Вы получаете инструмент, который вольно или невольно может применяться как орудие манипулирования человеком, его поведением, поступками, установками, психикой. Однако если ваша цель -не научиться общаться глубже и эффективнее, искреннее и свободнее, а просто дергать за веревочки людей, ваша ежедневная пища, пользуясь выражением известного восточного трактата, будет отличаться от первого варианта "как завтрак бедняка от княжеской трапезы".
Конечно, существенное место будет уделено раскрытию манипулятивных техник - от межличностных до уровня "человек-система". Это необходимо, но не потому что перед вами учебник манипулятора, а, наоборот, - скорее, руководство по сопротивлению манипуляциям.
Что в книгу не вошло (за исключением случаев, иллюстрирующих более общие положения):
1.Средства коммуникации - TV, радио, пресса, MINITEL, INTERNET, факс, модем и др. Технические средства, развиваясь, ускоряют и делают более эффективными социальные коммуникации, но никогда не отменят их, оставаясь только инструментом. Чтобы быть музыкальным, нужно иметь слух, развить его, и только потом приобретать скрипку Страдивари.
2.Специальные (деловые) коммуникации. Делегирование полномочий, структура организации, система наказаний и поощрений пусть остаются делом менеджмента и управления персоналом, так же как техника продаж, телефонные переговоры, организация конференций и выставок - делом рекламы и маркетинга, а проведение избирательной кампании - практической политологии.
3. Проблемы интимных отношений, отклоняющееся поведение,
суггестивные техники - все это всегда было и остается специальной областью,
зачастую компетенцией психотерапии.
Мир не просто меняется, он меняется принципиально. Мы начинаем жить во ВРЕМЯ КОММУНИКАЦИЙ. Основным источником благ более не является земля или капитал, на смену им приходит информация, человека кормят уже не руки, а голова, а основным экономическим отношением становятся вместо ренты или прибавочной стоимости коммуникации. Управление коммуникациями -завораживающе увлекательный вид творчества, к тому же все более востребованный временем в качестве профессионального занятия. Дефицит профессиональных коммуникаторов в политике, бизнесе, социальной сфере, образовании, просто в бытовой жизни ощущается все сильнее. Уже недостаточно бытыпросто обаятельным человеком, чтобы добиться необходимого результата, нужно уметь находить общий язык с собеседником, быть режиссером, аналитиком и бог весть кем еще одновременно - ЧЕЛОВЕКОМ КОММУНИЦИРУЮЩИМ.
Еще недавно таких специалистов в стране не было. "Не хочешь -заставим", - вот и вся роскошь общения, а специалисты, знавшие, КАК заставить, получали иную подготовку. Новый предмет появляется в сознании людей тогда, когда появляется слово, его обозначающее. Для того, чтобы начать всерьез относиться к чему-то, нужно это новое назвать. За рубежом КОММУНИКАТОР - одна из самых престижных профессий, у нас это слово только-только начинают писать по-русски.
Расхожим заблуждением является знак равенства между этой специальностью и психологией. В лучшем случае психолог видит одну сторону медали, у которой их парадоксальным образом несколько. Скажем, управление персоналом, безусловно, требует знания психологии, но экономист объяснит вам, что основное - разработать систему материального стимулирования, продумав и премии и штрафы, а юрист докажет, что главное - правильно составить контракт, регламентирующий все стороны взаимоотношений персонала и администрации. Все они правы и все - лишь отчасти.
Поэтому эта книга no-сути полна параллельных отсылок к таким разным областям, как риторика и стилистика, психология и конфликтология, политология и социология, актерское мастерство и журналистика, связи с общественностью и реклама, и, конечно, а может быть, и прежде всего - философия. То есть к тем пограничным курсам, комплекс которых и составляет основное содержание подготовки профессиональных коммуникаторов в Институте Социальных Связей.
В России складывается профессиональное пространство, цивилизованный рынок коммуникаций. В значительной степени это заслуга специализированных организаций и фирм и, естественно, людей, их возглавляющих. Со многими из них, начинавшими существовать в крайне неблагоприятной среде пять-семь лет назад, а теперь уверенно занимающими лидирующие позиции в стремительно развивающейся сфере деятельности, наш Институт связывает тесное сотрудничество, а с некоторыми - и многолетняя личная дружба. Я искренне благодарен создателю и вице-президенту Ассоциации рекламных агентств А.Гнатюку, гл. редактору "Рекламного мира" В. С. Черняховскому, содиректору агентства "Имидж-лэнд" К. Иванову, директору центра политического консалтинга "Никколо-М" И. Минтусову, директору компании "Смысл-персонал" Т.Муладжановой, гл. редактору ИМА-пресс С.Шананиной, директору "Линии График" М.Аппалонову руководителю тренинговых программ PR-Агентства "Михайлов и партнеры"Г.Михайловой, а также руководству Института Гуманитарных Коммуникаций и Института семейной и групповой терапии - за то, что каждый из нас более не живет в профессиональном вакууме и, играя в лесу, знает, что на соседней полянке тоже резвятся. И делают это здорово.
Книга -всегда способ высказаться для автора - прокричать, прошептать или промямлить. Я благодарен всем, кто помог мне научиться высказываться так, а не иначе:
моим друзьям, которые не дают обстоятельствам диктовать им условия, потому что предпочитают сами диктовать условия обстоятельствам-А. Бильжо, М.Куснировичу КДельво, многим из тех, кто перечислен выше,спокойным и сильным книгам Ф, Перлза и М. Эриксона, А.Маслоу и В. Франкла, Э. Берна и Р. Баха, читая которые, вдруг понимаешь: вот же оно, то, что думал, только не мог доформулировать,
тем, кто учил меня от обратного, оставляя наедине с трудностями или даже создавая их вполне человеческими средствами, например, равнодушием или подлостью. Они в конечном счете дали мне попробовать эти трудности на вкус и убедиться в их нестрашности
всей команде нашего Института и, прежде всего, - М. С.ЖамкочьяниА. Лукинуза профессиональную поддержку и А.Фурсову за то, что, когда я писал эту книгу, он рисовал ее, а точнее - нас с вами, таких симпатично-квадратных,
студентам Института, постоянным камертонам убедительности написанного здесь –благодаря наличию либо отсутствию интереса и азарта на наших встречах, в особенности тем из них, кто услышанное переводит из слов в поступки и, как О.Щелкунова, Е.Зимина и Н.Белоусов, со временем становится не только коллегами, но и друзьями,
семье, которая была и является источником главного (не в школьном смысле) образования,
Тане - настоящему (1+1=11) соавтору всего, что делаю.