Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 оррекци€ звукопроизношени€ при ринолалии




 

¬ отечественной и зарубежной литературе среди речевой патологии выдел€ют ринолалию (нарушени€ тембра голоса и звукопроизношени€, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата). ¬ –оссии разработкой методических приемов по ринолалии занимались ≈.‘.Pay, 1933; ‘.A.Pay, 1933; 3.√.Ќелюбова, 1938; ¬.¬. уколь, 1941; ј.√.»пполитова, 1955, 1963; —.Ћ.“аптапова, 1963; “.Ќ.¬оронцова, 1966; 3.ј.–епина, 1970; ».».≈рмакова, 1980, 1984; √.¬.„иркина, 1987; “.¬.¬олосовец, 1995, и др. Ќесмотр€ на комплексный подход, своевременное использование массажа, пассивных и активных упражнений, физиотерапевтических процедур (электрофорез с дибазолом или с йодистым калием), возможности увеличени€ подвижности артикул€ционного аппарата довольно ограничены. —ледовательно, в коррекционной работе важно учитывать не только компенсаторные возможности ребенка, но и знать нюансы, специфику логопедического воздействи€.

Ѕольшое значение имеет система, разработанна€ ј.√.»пполитовой, котора€ предложила начинать зан€ти€ с дооперационного периода, использовать сочетание дыхательных и артикул€ционных упражнений, соблюдать определенную последовательность отработки звуков, использовать Ђопорныеї. —воеобразие метода ј.√.»пполитовой состоит в том, что первоначально внимание ребенка направлено только на артикулему. —одержание зан€тий включает формирование речевого дыхани€, дифференциацию вдоха и выдоха, воспитание длительного ротового выдоха при реализации гласных артикулем (без включени€ голоса) и фрикативных глухих согласных, дифференциацию короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании сонорных фонем, аффрикат, постановку м€гких звуков.

—ущественное вли€ние на совершенствование коррекции звуков оказал рентгенографический метод, позвол€ющий прогнозировать возможность восстановлени€ функции м€гкого неба логопедическими приемами (Ќ.».—ереброва, 1969). јнализ рентгенограмм вы€вил зависимость эффективности логопедического воздействи€ от подвижности м€гкого неба и задней стенки глотки, от рассто€ни€ между ними, от ширины средней части глотки. —опоставление полученных данных еще до начала логопедической работы позвол€ет спрогнозировать степень компенсации речевой патологии общеприн€тыми средствами. ѕриемы дифференцированной логопедической работы с учетом анатомических и функциональных особенностей артикул€ционного аппарата разработаны “. Ќ. ¬оронцовой (1966).

».».≈рмакова (1980,1984) установила возрастные особенности функциональных расстройств голосообразовани€ у детей с врожденными расщелинами и применительно к ним модифицировала ортофонические упражнени€. ќна разработала поэтапную методику коррекции звукопроизношени€ и голоса. ».».≈рмакова считает, что рано начатое логопедическое воздействие снижает процент дегенеративных изменений в мышцах глотки.

—.Ћ.“аптапова (1963) разработала коррекционную методику дл€ взрослых ринолаликов. ќна предлагает своеобразный режим молчани€ (произношение гласных про себ€), что способствует устранению назализации, снимает гримасы, характерные дл€ данной патологии.

√.¬.„иркина (1988) при составлении индивидуального плана рекомендует параллельно с нормализацией звуковой стороны речи устран€ть лексико-грамматическое недоразвитие.

 оррекционна€ работа включает несколько разделов:

1. звуки, подлежащие постановке, коррекции, уточнению или дифференциации (обращаетс€ внимание на нарушение артикул€ции и степень назализации);

2. ритмико-слогова€ структура (отрабатываетс€ произношение звуков при стечении согласных, в многосложных словах);

3. фонематическое воспри€тие, состо€ние слухового контрол€ за своей речью (рекомендуютс€ вокальные упражнени€).

¬ 1-м периоде ученые предлагают уточнить произношение гласных звуков а, э, о, у, ы, согласных п, ф, в, т, их м€гкие варианты; провести постановку и закрепление к, х, с, г, л, б, их м€гких пар; во 2-м периоде Ч постановку и автоматизацию и, д, з, ш, р; в 3-м Ч отработать ж, аффрикаты (ч, ц), уточнить артикул€цию пройденных ранее звуков, устранить назальный оттенок, дифференцировать ротовые и носовые звуки: мЧп, нЧд, иЧиг, мЧб и их м€гкие варианты.

ќсновные принципы коррекции речи при ринолалии:

1. учет механизмов расстройства и особенностей симптоматики (состо€ние небноглоточного затвора и его функции, особенности дыхани€, моторики речевого аппарата, своеобразие артикул€торной позы €зыка, губ, нижней челюсти, нарушение фонематического слуха и т. д.), что подчеркивает необходимость смещени€ артикул€ционного уклада €зыка в переднюю и передне-среднюю части ротового резонатора;

2. опора на сохранные функции и анализаторы, особенно на кинестетический, зрительный и слуховой;

3. единство речевой системы, что предполагает одновременную активизацию небноглоточных отделов артикул€ционного аппарата и дыхани€ путем увеличени€ функциональной нагрузки на эти системы;

4. воспитание естественного функционировани€ механизмов речи с опорой на закономерности фонетического стро€ русского €зыка: использование м€гкой голосоподачи, отбор, построение и использование речевого материала как средства коррекции фонетических нарушений;

5. учет возрастных и компенсаторных возможностей ребенка, мобилизаци€ его силы, тонуса, сосредоточенности и терпени€ на преодоление неправильных навыков и привычек; организаци€ ротоглоточных полостей (объем, конфигураци€, целесообразное их использование).

ƒиагностика показывает, что назализаци€ охватывает практически все фонемы, звучание многих приближенно, они взаимозамен€ютс€ внутри групп, сходных по акустическим признакам или же по способу образовани€.  оррекционна€ работа осложн€етс€ длительным стажем патологической артикул€ции, органическими дефектами. Ћогопедическое воздействие при ринолалии целесообразно начинать с коррекции а и э, потому что их артикул€ци€, в отличие от традиционной методики, начинаетс€ с перевода артикул€ции в передние и передне-средние отделы ротового резонатора. Ёти гласные дают возможность сфокусировать выдыхаемую струю в передний отдел и направить €зык к нижним резцам.

»зучив и закрепив с ребенком все виды вдоха и выдоха, приступаем к созданию артикул€ционных укладов гласных звуков. Ћогопед: Ђ“ы хорошо научилс€ делать выдох ртом и удерживать кончик €зыка у нижних зубов. “еперь будем учитьс€ при выдохе Ђпо-разномуї открывать рот. —делай вдох ртом, а выдох с широко открытым ртом, €зык широкий, лежит близко к нижним зубам, он Ђспитї. (ѕровер€ем ротовой выдох с помощью ватки. ѕри таком положении губ и €зыка во врем€ выдоха получаетс€ шепотный звук а. ѕри необходимости артикулему нужно уточнить и закрепить в речи.)

ѕоказать, как можно дышать ртом, рассмотреть артикул€цию звука э, проследить, чтобы ребенок не измен€л правильность положени€ €зыка. ¬ыдох через рот не должен мен€ть заданное положение губ и €зыка. ѕри неточности логопед исправл€ет, но если после двух-трех попыток артикул€ци€ не получаетс€, нужно переходить к новому материалу, оставл€€ доработку на последующие зан€ти€. ќтработка гласных звуков а, э, о, ы, у позвол€ет перейти к звуку и. ќбыгрыва€ ситуацию, предлагаем ребенку выдыхать с улыбкой.

—формированный уклад фонемы и создает переход дл€ работы над сочетанием гласных, столь необходимых дл€ постановки йотированных звуков. Ћогопед: Ђ—ейчас будем делать выдох ртом при двух движени€х губ. Ѕудем от улыбки переходить к тем движени€м, которые тебе уже известны: иа = €, ио = Є, иу = ю, иэ = Є. Ќар€ду с этим способом йотированные гласные можно поставить от базовых слогов: за-з€-€; зо-зе-е; зу-зю-ю: зэ-зе-е, путем поэтапного задвижени€ €зыка в глубину рта указательным пальцем ребенка.

ѕолезно произношение гласных на твердой атаке, так как это активизирует мышцы задней стенки глотки, €зычнонебных дуг, нормализует тембр голоса. Ќар€ду с этим упражнени€ с гласными всемерно способствуют развитию речевого дыхани€, голоса, выработке координированных движений речи. ѕри этом гласные произнос€тс€ в Ђмаскуї, громко, без крика и напр€жени€. ¬нимание ребенка обращаетс€ на широкое открывание рта, продвижение кончика €зыка вперед к нижним резцам, на ощущени€ раскрыти€ глотки и отсутствие напр€женной фонации.  аждый ротовой выдох контролируетс€ движением ваты, положенной на ладонь, или листом бумаги, поднесенной ко рту ребенка, так чтобы выдыхаема€ воздушна€ стру€ не рассеивалась, а строго попадала на нее. — целью повышени€ эмоционального фона зан€ти€ ватку дл€ малышей окрашивают в €ркий цвет.

л€ закреплени€ нормативного произношени€ каждого звука важно, чтобы ребенок осознал основные элементы его артикул€ции. ѕри этом эффективны такие упражнени€, как узнавание звука по беззвучной артикул€ции, пиктограмме (рисунку), профилю артикул€ции. ¬ажно научить ребенка выдел€ть звук среди других, определ€ть его место в слове, отбирать на заданный звук картинки, предметы, самосто€тельно придумывать слова. ‘ормирование гласных не только способствует развитию фонематического слуха, овладению правильной артикул€цией звуков, но и нормализует речевое дыхание.

¬ коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикул€ции, что позвол€ет почувствовать контрастность положени€ €зыка в позиции вперед-назад и направленность выдоха. „еткость кинестетического чувства при продвижении €зыка вперед обусловлена ос€зательными ощущени€ми, что особенно важно на первом этапе, когда еще не сформирована слухова€ дифференциаци€ нормальной и назализованной речи. ќпора на кинестетический и зрительный контроль способствует знакомству с ощущением продвижени€ €зыка вперед, степенью напр€жени€ органов артикул€ции. ¬ работе с детьми, имеющими ринолалию, большое значение придаетс€ воспри€тию потока воздуха через тактильные и оптические ощущени€: дутье в ладоши, отклонение полоски бумаги, ватки, запотевание зеркала и др.

–ебенок, сопоставл€€ силу и длительность выдыхаемой струи, вырабатывает правильный выдох. ѕока дети не дифференцируют особенности своей речи на слух, целесообразно в процессе постановки фонем привлекать зрительный, тактильный и кинестетический анализаторы. “актильный и зрительный контроль не смогут посто€нно сопровождать бытовую речь ребенка, в дальнейшем единственным видом контрол€ остаютс€ кинестезии.  инестетический контроль осуществл€етс€ в момент речи, а слуховой срабатывает позже.

‘ормирование кинестетических (артикул€ционных) представлений начинаетс€ с называни€ и показывани€ органов речи на основе словесной инструкции, тактильного ощущени€ (притрагиваемс€ зондом, шпателем), а ребенок называет и показывает на мул€же, профиле, рисунке. ¬ажным моментом €вл€етс€ знакомство со способом и местом образовани€, так как в русском €зыке они представл€ют дифференциальные признаки фонем. Ќеобходимо научить детей ощущать характер выдыхаемой струи, вибрацию голосовых св€зок, использу€ тактильно-вибрационный контроль; воспроизводить смычку или щель на основе словесной инструкции (например, сомкнуть кончик €зыка с верхними зубами), описывать положение органов артикул€ции на основе возникших ощущений, ориентироватьс€ в схемах, профил€х артикул€ций, проводить сравнительный анализ нормы с патологией, характеризовать согласные звуки по участию голосовых св€зок: звонкий или глухой; по наличию или отсутствию палатализации (дополнительному подъему спинки €зыка к твердому небу): твердый или м€гкий: по подъему (активизации) небной занавески: носовые или ротовые; по месту и способу образовани€ преграды в полости рта.

ƒет€м со сниженными кинестези€ми и расстройствами фонематического слуха приходитс€ на первых "порах пользоватьс€ звуками-аналогами (задерживатьс€ на промежуточных, более грубых артикул€ци€х: межзубной, одноударной и др.). ѕриступа€ к коррекции, необходимо провести проверку на способность к воспроизведению звуков по подражанию. Ёто вы€вл€ет наиболее доступные дл€ данного ребенка звуки, что в свою очередь сокращает сроки логопедического воздействи€ и энергетические затраты со стороны детей и взрослых. ѕодготовительные упражнени€ дл€ коррекции отдельных звуков могут занимать довольно длительный период, пока у детей не выработаетс€ кинестетический стереотип.

ѕоследовательность постановки звуков зависит от степени активизации м€гкого неба. — учетом этого ученые расположили фонемы в следующем пор€дке: м, и, ф, в, п, б, т, д, с, з, ц, к. г, х, ш, ж, ч, щ, р. “радиционна€ методика постановки согласных звуков довольно широко описана в специальной литературе.

ќднако при ринолалии общепризнанна€ методика не всегда эффективна. ќбъ€снение этому снижение кинестезии, несформированность слуховых дифференцировок, органические изменени€ в артикул€ционном аппарате: рубцовые изменени€ губы, ограничивающие ее подвижность, открытый прикус, прогени€, прошати€, нарушени€ зубного р€да в переднем отделе верхней челюсти, что значительно искажает произношение звуков.

”читыва€ степень активизации м€гкого неба, в первую очередь став€тс€ фрикативные глухие согласные в последовательности: ф, с, ш, щ, х. Ќачинают со звука ф, так как он наиболее легкий, доступный по артикул€ции: €зык лежит спокойно, нижн€€ губа слегка подт€нута, прикасаетс€ к верхним зубам, необходим сильный выдох через середину ротовой полости. ¬начале устно объ€сн€етс€ схема артикул€ции звука ф: Ђƒавай подставим нижнюю губу к верхним зубам, как заборчик, и выдохнем через негої. ¬ключив голос, получаем звук в. ¬ дальнейшем переход€т к постановке взрывных звуков п, б. ƒл€ этого ребенку предлагают плотно сжать губы, выдохнуть, нижнюю челюсть слегка опустить. —лышитс€ звук п, а при включении голоса Ч звук б.

¬зрывные звуки в работе более сложны из-за их кратковременности, поэтому постановка проводитс€ позже. ћожно предложить ребенку дуть, а в это врем€ указательным пальцем попеременно смыкать и размыкать нижнюю и верхнюю губу. ѕри этом палец лежит горизонтально под красной каймой нижней губы. —лышитс€ многократно звук п. Ќо механическа€ помощь затрудн€ет введение звука в самосто€тельную речь. Ќеобходимо отметить, что звук п, вызванный похлопыванием губами, легче ввести в пр€мые слоги, а от Ђпоплевывани€ї и надувани€ щек Ч в обратные.

Ќаименее разборчив при ринолалии звук т. ѕри его произнесении кончик €зыка прижимаетс€ к верхним резцам с внутренней стороны. ѕод напором выдыхаемого воздуха €зык резко отталкиваетс€ от зубов. ќт Ђпоплевывани€ї легко получить межзубный т. ƒл€ этого нужно улыбнутьс€, чтобы обнажились зубы, и Ђплюнутьї, слегка высунув кончик €зыка. «вук т может быть вызван от п. Ќесколько раз подр€д повтор€ют слоги па-па-па, положив широкий €зык на нижнюю губу. «атем воспроизвод€т эти же слоги улыба€сь, что отключает от артикул€ции губы. Ётим способом возможно и изолированное вызывание звука, но послоговое произнесение облегчает введение нового звука в слова. ћежзубна€ фонема с позвол€ет перейти к т при ритмичном смыкании и размыкании резцов, закусывающих €зык.

¬ызывание фонемы от базовых звуков поощр€етс€, поскольку произнесение становитс€ менее напр€женным и звуки легче ввод€тс€ в слоги, слова. ѕоставленные фонемы автоматизируютс€ с учетом степени активизации м€гкого неба, поэтому вначале их ввод€т в обратные слоги, затем в пр€мые, так как при этом степень активизации м€гкого неба в два-три раза ниже. ћ€гкие фонемы требуют также меньшей активизации м€гкого неба, чем твердые.

ѕосле автоматизации звуков т, д переходим к постановке небных звуков: к, г. х. Ёти звуки ставим от базовых слогов, в четыре этапа путем задвижени€ €зыка в глубину рта указательным пальцем ребенка до второй фаланги. — помощью этого метода переносим смычку с кончика €зыка при звуке т на спинку €зыка, выгибающуюс€ к твердому небу (ка ставим от та, к€ Ч ка).

»справление задненебных звуков невозможно при узком, высоком готическом твердом небе или при выраженном укорочении м€гкого неба, когда спинка €зыка не имеет опоры дл€ смычки. ¬ подобных случа€х не следует тормозить глоточную артикул€цию звука, так как акустически она незначительно отличаетс€ от нормального звучани€. «вук г ставим от базового слога да или путем озвончени€ к. ѕри постановке звука ж предлагаем ребенку Ђпогретьї оз€бшие ручки при открытом рте. ¬ отдельных случа€х звук х ставим от базового слога са Ч с€ Ч х€ Ч ха.

—вист€щие с, з, ц и шип€щие ш,ж,щ,ч требуют длительной, кропотливой работы, больших энергетических затрат как со стороны ребенка, так и со стороны взрослых: педагогов и родителей. «вук с чаще исправл€ют традиционным способом: учат дуть на вату, дуть с просунутым между губами широким €зыком, дуть на €зык между зубами, а затем придвинутый к нижним резцам. Ќо дутье должно быть тихим, беззвучным. ƒл€ постановки звука с ребенку предлагаетс€ сделать ротовой выдох через оскаленные зубы. ≈сли спонтанно артикул€ци€ звука с при фиксации на оскале зубов не создаетс€, необходимо уточнить положение кончика €зыка. ќн должен быть у нижних резцов. ” ребенка обычно есть тенденци€ к межзубной артикул€ции, но использовать ее нужно осторожно, потому что постановка звука через дефектную межзубную артикул€цию не ускор€ет темп работы, а зат€гивает. Ћучше подсказать ребенку, что при этом выдохе зубы почти смыкаютс€, и €зычок Ђспит за зубамиї. ћожно предложить ребенку сомкнуть зубы так, как будто он их чистит.   механической помощи обращатьс€ желательно в крайнем случае, если ни массаж, ни дифференцированна€ гимнастика не дают ожидаемого результата. ќсобенность коррекции звука с при небноглоточной недостаточности состоит в невозможности использовани€ упражнений с утрированным дутьем. ¬ажно учитывать, что когда дети приступают к упражнени€м с приоткрытыми губами, возможен переход на патологический выдох глоткой. „тобы предупредить это нарушение и заранее подготовить образование желобка на €зыке, рекомендуют дутье через соломинку, которую кладут на середину высунутого €зыка (она задвинута на 2Ч2,5 см за зубы вдоль €зыка между резцами). ”чим дуть через нее на руку, вату или пух, придержива€ их сначала губами, затем только зубами и €зыком. ѕостепенно соломинку убирают изо рта и ребенок самосто€тельно воспроизводит правильный звук.

«вук с можно использовать в качестве теста с целью прогноза эффективности постановки согласных. Ёто объ€сн€етс€ максимальной плотностью смыкани€ неба и глотки при его артикул€ции. «вук з вызывают путем озвончени€ с.

“рудности коррекции шип€щих звуков св€заны с их сложным артикул€ционным укладом. —ближенные зубы преп€тствуют зрительному контролю, поэтому все элементы артикул€ции шип€щих приходитс€ изучать отдельно (положение губ, €зыка, подача воздушной струи). ѕри постановке звука ш особенно много времени уходит на обучение приподниманию €зыка в форме Ђковшикаї. ќбучающимс€ трудно регулировать направление воздушной струи вверх, одновременно удержива€ €зык в форме Ђковшикаї в полости рта. ¬место целенаправленной воздушной струи дети часто переход€т на выдох носом. ѕоэтому подготовку к дутью начинают задолго до упражнений в поднимании €зыка. ƒл€ постановки звука ш можно ввести игровое объ€снение: Ђƒавай сделаем во рту парусную лодку. язык поднимем, как парус, вверх и подышим на него, чтобы лодочка могла плыть. «убы закроемї. ѕри постановке звука ш обращаем внимание на положение €зыка; губы самосто€тельно располагаютс€ в соответствии с положением €зыка в силу их мышечной взаимосв€занности. Ћогопеду необходимо своевременно подсказать и закрепить необходимую артикул€цию.

¬ тетради дл€ индивидуальных зан€тий рисуем парусную лодочку, а р€дом с ней подн€тый вверх €зык, это напомнит ребенку о том, что парус Ђделаетс€ї во рту подн€тием кончика €зыка к твердому небу.

ѕри наличии проторного звука р ставим ш от шепотной фонемы р при сближенных зубах и округленных губах. ≈сли ребенку легче даетс€ по подражанию нижн€€ артикул€ци€ звука ш, то вводим в речь ее. ѕоказани€ми к постановке шип€щих нижнего варианта обычно считают дефекты переднего отдела твердого неба, массивную подъ€зычную уздечку, отсутствие слуховых дифференцировок. „тобы вызвать звук ж, предлагаем, использу€ тактильно-вибрационный контроль, дополнительно включить голос. Ќапоминаем, что воздушна€ стру€ должна быть сильной, целенаправленной, а не рассеиватьс€ во рту. ѕоставленные звуки автоматизируютс€ по общеприн€той схеме: в слогах, словах, словосочетани€х.

ƒл€ исправлени€ звука щ достаточно произнести с, округлив губы и отт€нув назад кончик €зыка. »спользу€ этот прием, можно сразу произнести пр€мые слоги: с€, се, се, сю, си. ≈сли кончик €зыка слегка отодвинут назад, то слышатс€ соответственно: ща, ще, що, щу, щи. ћожно получить щ от ш. ѕредлагаем прот€жно произнести звук ш-ш, опустив широкий кончик €зыка вниз. —пинка €зыка и его корень остаютс€ неподвижными. ¬ тех случа€х, когда ребенка затрудн€ет изменение положени€ органов артикул€ции по инструкции, можно вызвать щ как м€гкий вариант ш, предварительно объ€снив, что согласный звук можно произнести по-разному: строго, твердо или ласково, м€гко. Ќапр€женность органов артикул€ции легче проследить на таких фонемах, как п, б, м, н, т, д, л и их м€гких вариантах. »ногда дл€ постановки щ предлагаем произносить длительное см€гченное шъ-шъ и в это врем€ шпателем поднимаем кончик €зыка к верхним резцам, €зык напр€жен и образует щель у альвеол. ѕри нижнем варианте рекомендуем прижать кончик €зыка за нижние резцы. ƒл€ произнесени€ шип€щих звуков требуетс€ больша€ тренированность кончика €зыка, его боковых краев, спинки, а также губ, челюстей, м€гкого неба. ¬ажно объ€снить, что €зык поднимаетс€ к верхним резцам или прижимаетс€ к нижним, при нижнем варианте произнесени€ при ротовом выдохе слышитс€ звук, похожий на шипение масла на сковородке, когда жар€т котлету.

“аким образом, содержание подготовительного периода работы обеспечивает формирование правильного ротового выдоха и усвоение р€да звуков: гласных в шепотном произнесении и фрикативных глухих согласных. јртикул€ционный уклад глухих согласных звуков можно создать у ребенка при зрительном подражании артикул€ции логопеда и устном описании, когда мы рассказываем о положении губ, €зыка и степени открывани€ рта. ќсновными особенност€ми коррекционной работы в этом периоде €вл€ютс€: параллельность в работе над речевым дыханием и артикул€цией, максимальное отвлечение ребенка от слухового контрол€ во врем€ произнесени€ звуков и систематическое повторение усвоенного комплекса упражнений перед подачей нового материала.

ќсновной период содержит включение голоса при длительном ротовом выдохе, формирование короткого ротового выдоха при взрывных согласных звуках, дифференциацию короткого и длительного, ротового и носового выдоха при формировании сонорных звуков, аффрикат и м€гких фонем. ѕри укороченном небе, когда при разжимании носа давление падает и звучание резко ослабевает, можно также временно зажимать одну ноздрю. ѕодушечкой указательного пальца крыло носа слегка прижимают к лицу, но не к носовой перегородке. »ногда этот прием дает положительные результаты даже до операции. ћожно посоветовать положить горизонтально указательный палец на верхнюю губу под нос, что ограничит утечку воздуха.

ѕри нарушении звука л постановка осуществл€етс€ в дидактической игре Ђ„ей пароход гудит лучшеї или от межзубных гласных: ы или а, удержива€ зубами высунутый кончик €зыка. ѕрот€жное произнесение гласного ы с прикушенным кончиком €зыка позвол€ет вызвать изолированный л, а ритмичное покусывание напр€женного €зыка во врем€ фонации а стимулирует слоги типа ла-ла-ла.

 оррекци€ вибранта проводитс€ традиционными способами, и наиболее часто исходными фонемами служат д, ж и з. ¬ибрирующий звук р довольно редко удаетс€ поставить при недостаточности небноглоточного смыкани€, так как воздушна€ стру€ не может достичь надлежащей силы, чтобы вызвать вибрацию кончика €зыка. ѕри этом на силу струи вли€ет не только длина, но и степень автоматизации небной занавески. ”течка воздуха в носовую полость позвол€ет получить вибрацию кончика €зыка только при зажимании крыльев носа. ¬ некоторых случа€х обучают одноударному или проторному звуку и ввод€т его в речь. Ёти звуки-аналоги пригодны дл€ воспитани€ слуховых дифференцировок, особенно при обучении грамоте.

—мычно-проходные носовые звуки м, н могут нарушатьс€ при закрытой ринолалии. »справление этих недостатков не вызывает затруднений. ƒет€м предлагают сомкнуть губы, приоткрыть зубы и длительно произносить гласный а, добива€сь ощущени€ вибрации в носу. ѕолучив таким образом м, прос€т воспроизвести его, зажав €зык между зубами. ѕри этом четко слышитс€ межзубный .

¬ литературе имеютс€ данные, что при ринолалии воспроизведение и разборчивость глухих взрывных и фрикативных согласных фонем страдают больше, чем звонких. “ем не менее начинают коррекцию с глухих звуков, так как отсутствие вокализации облегчает реализацию задач, уменьшает носовой резонанс. –абота без голоса позвол€ет при необходимости готовить звуки, не называ€ их, что помогает предотвратить про€влени€ действи€ фиксированной патологической установки.

ѕри ринолалии не рекомендуетс€ произносить согласные прот€жно и утрированно, поскольку усиливаютс€ напр€жение, выдох и удлин€етс€ врем€ смычки. ¬ работе можно примен€ть два приема озвончени€. ѕервый эффективен при работе с детьми без голосовых расстройств. –ебенок длительно произносит или поет на основном тоне голоса гласный звук. ¬о врем€ фонации он должен спокойно, не увеличива€ на пр€жени€, но достаточно быстро воспроизвести нужную артикул€цию, не прерыва€ голосообразовани€. ¬ызывание звонких согласных звуков б, в, г, д, ж начинаетс€ с гласного а, так как широко открытый рот позвол€ет ребенку наблюдать себ€, а расслабленные губы не мешают артикул€ции. —ловесна€ инструкци€ логопеда может выгл€деть примерно так: Ђт€ни звук а-а-а, но в середине звука легонько хлопни губамиї, получаетс€ б; или Ђпой: а-а-а, но в середине песенки дотроньс€ нижней губой до верхних зубовї, слышитс€ звук в. “аким образом, воспроизвод€тс€ звуки б и в в интервокальной позиции (между гласными). Ћогопед одновременно беззвучно выполн€ет задание, чтобы ребенок мог синхронно артикулировать и не останавливатьс€ на смычках. ƒл€ получени€ звука д предлагаем т€нуть а-а-а и коснутьс€ зубами высунутого €зыка.

–абота€ над звуком ж, останавливаютс€ на следующих моментах: обучающийс€ т€нет звук а-а-а, одновременно поднимает €зык Ђковшикомї, сближает зубы и округл€ет губы. –азумеетс€, вызывание звука ж от р проще.

ƒозировка материала на логопедических зан€ти€х может быть различной. Ќа первом зан€тии можно ограничитьс€ тренировкой ротового выдоха и перейти к формированию нескольких гласных звуков. —таршим дет€м предлагаетс€ большее количество упражнений, но не следует выполн€ть все типы упражнений на одном зан€тии. Ќеобходимо соблюдать описанную выше последовательность работы над артикулемами, учитыва€ степень активизации м€гкого неба.

ћногие ученые считают, что первоначально не целесообразно задерживатьс€ на тщательной отработке вызванных звуков, так как в речевом потоке каждый звук измен€ет свою артикул€цию в зависимости от предшествующего и последующего звуков, поэтому отрабатываемые артикулемы приобретут окончательную четкость несколько позже в авюмати-зированной, а затем в спонтанной речи.  аждое зан€тие рекомендуют начинать с повторени€ изученного материала. Ќа первых зан€ти€х необходимо многократное повторение упражнений, на последующих зан€ти€х достаточно беглое. ¬ажно учитывать не только компенсаторные возможности ребенка, но и ведущий принцип при ринолалии: ставить и автоматизировать звуки с учетом степени активизации м€гкого неба.

Ќесмотр€ на разнообразие примен€емых методов, устранение назализации голоса при ринолалии представл€ет трудности, которые определ€ютс€ т€жестью дефекта, характером оперативного вмешательства. ¬осстановление тембра осложн€етс€ тем, что страдает механизм голосообразовани€, так как иннерваци€ м€гкого неба вли€ет на функцию голосовых складок.  оррекционна€ работа при ринолалии требует комплексного подхода: воздействи€ на всю систему голоса и ре-чеобразовани€. ѕатофизиологические исследовани€ расшир€ют наши представлени€ об этиологии, патогенезе, структуре дефекта: особенности дыхани€, фонации, артикул€ции, позвол€ют выбрать наиболее обоснованные и эффективные методы логопедической работы.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 483 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬аше врем€ ограничено, не тратьте его, жив€ чужой жизнью © —тив ƒжобс
==> читать все изречени€...

498 - | 514 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.026 с.