Именно Парацельс первым сказал европейцам, что термин "элементы '' приложим лишь к низшим (т. е. физическим) состояниям всех первичных Элементов, именуемых Огонь, Воздух, Вода, Земля.
Именно Парацельс учил, что термин "элементалы " применяется, когда речь идет о невидимой, духовной составляющей "элементов ". Мы уже говорили, что элементал - это живая Душа физических элементов, а элемент - лишь их внешнее, самое грубое осязаемое тело.
Мэнли П. Холл в своем "Энциклопедическом изложении масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии" (с которым бы порекомендовали познакомиться всем начинающим изучать Сокровенное Учение), приводит несколько фрагментов из работ Парацельса о Стихиях. Читая их с полным доверием к великому ученому, все-таки не будем забывать, что его работы предназначались современникам и надо было передавать знания в образах, близких к сознанию людей. А современники Парацельса, признавали истинным храмом Духа, увы! -физическое тело. Они были в этом так же уверены, как в том, что Земля может быть только видимой, и к тому же она неподвижная, плоская, квадратная и является центром Вселен ной.
Поэтому, читая сказанные в XVI веке слова великого ученого, посвященного в Сокровенную Науку и сознававшего невероятную трудность передачи какого-либо знания об элементалах, будем помнить также и о том, что говорила о них же (уже в XIX веке) Е. П. Блаватская.
Так, совмещая в сознании отчаянные попытки двух великих мыслителей и таких же великих Белых Магов, старающихся помочь нам создать хоть какое-нибудь представление о совершенно "несъедобных" для мозга вещах, будем пытаться получить синтезированное представление о естественных элементалах - Духах Стихий, Духах Природы.
По Парацельсу, низшие Д ухи имеют лишь животный ум (инстинктивный) и не способны к духовному развитию. Они имеют то, что на человеческом языке мы бы назвали жилища, манеры, привычки, язык, общественные связи, предводителя (наподобие вожака стада). У них есть одежда, сотканная, естественно, из того элемента, в котором они живут, к которому принадлежат и иногда их одеяния (например, у гномов)... растут вместе с ними (вроде шкуры животных).
Парацельс учил, что Духи Стихий не имеют высших принципов, а потому они смертны. Но раньше срока их никакими физическими средствами уничтожить нельзя. Живут они от 300 до 1000 л ет. Умирая, они разлагаются окончательно, подобно животным. В течение жизни природные Духи (как и животные, и люди) подвержены различным болезням (разумеется астральным).
В отличие от существ физического Мира Духам Стихий не мо гут повредить ни огонь, ни вода, и их нельзя запереть в самых надежных каменных темницах.
Духи Природы могут быть как хорошими по отношению к человеку, так и плохими, враждебными. Но это только с точки зрения человека. Однако сами они совершенно не имеют представления, что такое зло и добро.
Так как у Духов Природы, как и у животных, нет высших принципов, нет самосознания, то даже если они в течение минуты разрушат огромный город и уничтожат миллионы людей, обвинять их в сознательной жестокости, злобности и агрессивности то же самое, что обвинять в агрессивности и жестокости тигра, когда он нападает на оленя и загрызает его.
Стихии в своей ярости могут уничтожить за несколько минут всю нашу цивилизацию.
Но, в отличие от человека разумного, они совершенно не ведают, что такое осознанное зло, что такое преданность злу. А потому, даже принося человечеству неисчислимые бедствия, эти сущности ни в чем не виноваты.
Злобность стихий порождена злым влиянием человека. Кроме того, бушующие Стихии являются своеобразными бессознательными судебными исполнителями, как бы секирой в руках "божественного палача" - т. е. исполнителями воли Владык Кармы.