(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)
1. Введение (актуальность) темы:
XVII в. открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией нового времени. В это время происходят буржуазные революции в Нидерландах, Англии и т.д. Развитие буржуазного общества порождает изменения и в сознании людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание. XVII в. обычно называют эпохой революции. Поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии XVII в. на первый план выходят проблемы теории познания. Полемика между двумя направлениями в философии в XVII в. предстает как борьба между эмпиризмом и рационализмом.
XVIII в. называют эпохой Просвещения: научное знание активно распространяется, утверждается уверенность в мощи и безграничных возможностях человеческого разума, в прогрессе наук, создающем условия для экономического и социального благоденствия. Появляются новые акценты: во-первых, значительно сильнее подчеркивается связь науки с практикой, ее общественная полезность; во-вторых, критика философов главным образом обращена против метафизики. В философии началась резкая критика картезианства как метафизической системы, которую просветители обвиняли в приверженности к умозрительным конструкциям, в недостаточном внимании к опыту и эксперименту.
2. Цель: Познакомить студентов с основными особенностями и чертами философского мышления Нового времени и эпохи Просвещения.
3. Задачи:
Студент должен знать:
· основные концептуальные модели философии Нового времени и эпохи Просвещения; основные элементы систем философского знания и их категории: основных представителей философии этого времени;
Студент должен уметь:
· характеризовать специфику философского знания данной эпохи в его целостности, внутренней расчлененности и многообразии;
Студент должен приобрести навыки и качества:
· уметь анализировать и интерпретировать рассматриваемые проблемы в контексте развития мировой цивилизации, преемственности историко-философской мысли.
4. Основные учебные вопросы (план):
1. Развитие естествознания и проблема метода. Эмпиризм Ф.Бэкона и рационализм Р.Декарта.
2. Метафизика как учение о субстанциях и их атрибутах.
3. Метафизический материализм и сенсуализм XVIII века.
4. Общественно-правовой идеал Просвещения.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. В чем состоит смысл понятия “Новое время”?
2. Какие идолы призывает свергнуть Ф.Бэкон и почему?
3. О чем говорит принцип сомнения Р.Декарта? Сформулируйте его.
4. Каково социокультурное содержание и значение афоризма Ф.Бэкона “Знание - сила”?
5. Почему Ф.Бэкон считается основоположником индуктивной логики? Раскройте сущность его индуктивного метода.
6. Каково научно-философское значение метода ”универсальной математики” Р.Декарта?
7. В чем выражается связь философии Просвещения и идеологии буржуазного общества?
8. Каков смысл определения “механистический” в отношении французского материализма XVIII в.?
9. Почему Ж.-Ж. Руссо призывает человечество возвратиться к “золотому веку”?
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
1. Ф.Бэкон об “идолах” и идеалах познания.
2. Рационалистический метод Р.Декарта.
3. Г.В.Лейбниц - философ и ученый.
4. Учение Б.Спинозы и его место в истории философии.
5. Философское значение естественнонаучного наследия И.Ньютона.
6. Социальная философия английского просвещения (Дж.Локк, Т.Гоббс).
7. Философско-публицистическое наследие Вольтера.
8. Ж.-Ж. Руссо и его место в историко-культурной и философской традициях.
9. Механический материализм XVIII века.
10.Проблема человека в философии французского материализма XVIII века.
7. Литература:
Основная:
1. История философии в кратком изложении. - М., 1991.
2. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII в. - М., 1974.
3. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII в. - М., 1973.
4. Рассел Б. История западной философии. - Кн. 1-3. - Новосибирск, 1994.
Дополнительная:
1. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. - 1989. - № 3.
2. Ахутин А.В. Понятие “природа” в античности и Новое время. - М., 1988.
3. Бэкон Ф. Новый Органон. Соч.: В 2 т. - Т. 2. - М., 1978.
4. Васильев В.А. Гольбах о всеобщей морали и добродетели. // Социально-гуманитарные знания, 2003, № 3.
5. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). - М., 1987.
6. Декарт Р. Рассуждения о методе. Соч.: В 2 т. - Т. 1. - М., 1990.
7. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени. - М., 1989.
8. Кузнецов Б.Г. Французский материализм XVIII в. - М., 1981.
9. Прокофьев А.В. Парадоксальный гуманизм и критика морали (опыт этического анализа «Философии в будуаре» Д.А.Ф. де Сада) // Вопросы философии, 2001, № 1.
10. Симона де Бовуар. Нужно ли сжечь де Сада? // В кн.: Симона де Бовуар. Прелестные картинки. – М., 1968.
11. Альмера. Маркиз де Сад. Биография. – Ростов-на-Дону, 1999.
12.Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. - М., 1984.
19.Соловьев Э.Ю. Феномен Локка // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. – М, 1991, – С. 146-166.
13.Фейхтвангер Л. Мудрость чудака, или Смерть и преображение. Руссо Ж.Ж. // Собр. соч.: В 12-и т. – М., 1968. –Т.10.
14.Философия эпохи ранних буржуазных революций. - М., 1989.
15.Французское Просвещение и революция. - М., 1989.
Первоисточники:
1. Вольтер. Философские письма. Несведущий философ. // Вольтер. Философские сочинения. Т. 2. - М., 1988.
2. Декарт Р. Страсти души. // Декарт Р. Избр. произв. - М., 1950.
3. Декарт Р. –Библ. Ф. Павленкова. – Челябинск, 1996.
4. Бэкон Ф. О достоинстве и преумножении наук. // Бэкон Ф. Соч. в 2 т., – М., 1977, –Т.1.
5. Гельвеций К. Мысли и размышления. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. // Гельвеций К. Сочинения в 2-х т. – М., 1974, –Т.2.
6. Гольбах П.А. Основы всеобщей морали, или Катехизис Природы. Карманное богословие. Здравый смысл. // Гольбах П.А. Избранные произв. В 2 т. – М., 1963.
7. Гольбах П.А. Система природы или о законах мира физического и мира духовного. Гл. 11 // Философия и общество, 2002, № 1.
8. Гольбах П.А. Совместим ли атеизм с нравственностью // Вопросы философии, 2002, № 3.
9. Дидро Д. Разрозненные мысли. // Дидро Д. Салоны: в 2-х т. – М., 1989, –Т.2.
10. Ламетри М. Анти-Сенека, или рассуждения о счастье. // Ламетри М. Сочинения. – М., 1976.
11. Ларошфуко Ф. Максимы и моральные размышления. М.-Л., 1959.
12. Ларошфуко Ф. Мемуары. Максимы. – М., 1993.
13. Локк Дж. Мысли о воспитании. // Локк Дж. Соч. в 3 т., – М., 1988. – Т.3.
14. Мандевиль Б. Басня о пчелах. – М., 1974.
15. О человеке. Раздел 7, глава 1, 2, 3, 4 // Философия и общество, 2002, № 4.
16. Опыт о человеческом разуме. // Там же, – М., 1985. – Т.1, кн.2, гл.20.
17. Опыты или наставления нравственные и политические. // Там же, – М., 1978, –Т. 2.
18. Паскаль Б. Мысли. – М., 1990.
19. Руссо Ж.-Ж. Письма о морали. Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения в 2-х т. – М., 1981.
20. Спиноза Б. – Библиотека Ф. Павленкова. – Челябинск, 1996.
21. Спиноза Б. Этика. // Избр. произв. - М., 1957.
22. Философские мысли. // Дидро Д. Соч. в 2 т. – М., 1986, –Т. 1.
Рекомендуемые понятия для изучения темы 6:
Картина мира, механистическая картина мира, механицизм, детерминизм, натурализм, эмпиризм, сенсуализм, субстанция, рационализм, детерминизм, просвещение, методология, метод, материализм, метафизический подход к трактовке бытия, гражданское общество, правовое государство, социальный прогресс, свобода, проблема свободы в Новое время.