Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 3. Философия Древней Индии




(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)

 

1. Введение (актуальность) темы:

История философской мысли Древней Индии восходит к концу II - началу I тысячелетия до н.э. Структуру древнеиндийского общества определяло наличие рабства, прочность индийской сельской общины, ее замкнутый характер. Обострившиеся социальные противоречия нашли отражение и в области идеологии, в начавшейся борьбе против религиозных догм брахманизма - идеологии, закреплявшей сословное деление среди свободных, освещавшей власть знати и приниженное положение основной массы свободных. Особенностями философии Древней Индии являются: тесная связь с мифологией; связь личности и окружающего мира; обращенность внутрь человека; аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние как жизненные принципы; абстрактный характер философии, которая решает проблемы первопричины, Абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами; учение о перерождении, вечном круговороте жизни и смерти; учение о карме - сумме злых и добрых дел каждого человека, определяющей форму очередного перерождения.

2. Цель: Ввести студентов в круг основных проблем, поставленных древнеиндийскими мыслителями, и познакомить с категориальным аппаратом индийской философии.

3. Задачи:

Студент должен знать:

· основные философские системы древнеиндийской философии;

Студент должен уметь:

· характеризовать особенности развития философии в Индии;

Студент должен приобрести навыки и качества:

· уметь анализировать и интерпретировать основные понятия древнеиндийской философии.

4. Основные учебные вопросы (план):

1. Начала философского мышления. Особенности развития философии в Индии.

2. Учение джайнизма и буддизма. Учение материалистов.

3. Философские системы индуизма: санкхья, ньяя, вайшешика, миманса, йога, веданта.

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1. Идеология брахманизма. Понятие “брахман” и “атман”.

2. Ортодоксальные и неортодоксальные школы в Индии.

3. Космологические представления.

4. Понятие кармы, сансары, нирваны, мокши, дхармы.

5. Теория реинкарнации в Индии.

6. Имеет ли нравственный смысл система “йога”?

7. Можно ли рассматривать цивилизации Древнего мира как “золотой век” человеческой истории?

8. В чем суть учения о 4-х элементах?

9. Что такое гедонизм?

10.Почему восьмеричный путь в буддизме называют “срединным”?

11.Что такое закон зависимого происхождения?

12.Почему онтология буддизма называется “негативной”?

6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1. Специфика ведийской мифологии.

2. Основные ортодоксальные школы древнеиндийской философии.

3. Религиозно-философская концепция буддизма.

4. Проблема человека в философии Древней Индии.

5. Концепция миропонимания Рерихов.

6. Понятие кармы в индийской философии.

7. Литература:

Основная:

1. Антология мировой философии: В 4 т. - Т. 1. - Ч. 1. - М., 1969.

2. Древнеиндийская философия. - М., 1972.

3. История философии в кратком изложении. - М., 1991.

4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981.

5. Чанышев А.Н. Начало философии. - М., 1982.

Дополнительная:

1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: Философия, наука, религия. - М., 1980.

2. Буддизм. Проблемы истории, культуры и современности. - М., 1990.

3. Буддизм: Словарь. - М., 1982.

4. Буддийский взгляд на мир. - СПб., 1994.

5. Глазенапп Х. Буддийские таинства // Вопросы философии. - 1994. - № 7, 8.

6. Емельянов Б.В., Любутин К.Н. Введение в историю философии. - М., 1987.

7. История философии. - Т. 1. - М., 1957.

8. Лазарев С.Н. Диагностика кармы. - СПб., 1993.

9. Радхакришнан С. Индийская философия: В 2-х т. - Спб., 1994.

10.Рерих Е.И. Братство // Социологические исследования. - 1991. - № 2.

11.Розенберг О.О. Труды по буддизму. - М., 1991.

12.Топоров В.Н. Санскрит и его уроки // Древняя Индия: Язык. Культура. Текст. - М., 1985.

13.Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. - М., 1994.

14.Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. - М., 1991.

15.Шохин В.К. Брахманистская философия. Начальный и раннеклассический периоды. - М., 1994.

16.Шохин В.К. Санкхья-йога и традиции гностицизма // Вопросы философии. - 1994. - №7, 8.

17.Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. - М., 1988.

Первоисточники по восточной философии:

1. Антология мировой философии. В 4-х т. – М., 1969. –Т. 1.

2. Афоризмы старого Китая. – М., 1991.

3. Буддизм. Четыре благородные истины. – М., Харьков, 2000.

4. Бхагавад-гита. – СПб., 1992.

5. Дао. Гармония мира. – М., Харьков, 1999.

6. Джавахарлал Неру. Открытие Индии. Книга I, гл. 4-5. – М., 1989.

7. Из книги Мудрецов. Проза древнего Китая. – М., 1969.

8. История китайской философии. – М., 1989.

9. Книга Экклесиаста. // Вопросы философии, 1991, № 8.

10. Конфуций. Изречения. – М., 1994,

11. Конфуций. Уроки мудрости. – М., 1999.

12. Мень А. У врат молчания. Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до н. э. // Звезда Востока, 1991, №№ 8, 10.

13. Рерих Е.И. Письма (1932 – 1955) – Новосибирск, 1995.

14. Рерих Н. О Вечном – М., 1994.

15. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха просвещения. (Хрестоматия) – М., 1991. – С. 3 – 58.

Дополнительная по восточной философии:

1. Бондаренко Ю.Я. Человек, Судьба, Вселенная глазами древних мудрецов. – М., 1994.

2. Гиндилис И. М., Фролова В.В. Философия Живой Этики и ее толкователи. Рериховское движение в России // Вопросы философии 2001, №3.

3. Филатов С., Лункин Р. Раздражение – не метод идейной полемики // Вопросы философии. 2002, №3.

4. Кнотт К. Индуизм. – М., 2001.

5. Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. – М., 2002.

6. Кожевников В.А. Повести о перевоплощении Готамо-Будды и их значение в истории развития буддизма. // Вопросы философии, 1997, № 2.

7. Майданов А.С. Тайны великой Ригведы – М., 2002.

8. Панфилов Т.Ф., Старостин Б.С. Обсуждение проблем восточной философии. // Вопросы философии, 1998, № 7.

9. Семененко Л.М. Афоризмы Конфуция. – М., 1987.

10. Трубникова Н.Н. Знак и действительность в буддийском тайном учении. // Вопросы философии, 2000, № 2.

11. Филатов С., Лункин Р. Рериховское движение в России: восстановление связи времен. // Вопросы философии 1999, № 12.

12. Хрестоматия по истории философии от Лао-Цзы до Фейербаха. Ч.1. М., 1997.

13. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. – М., 1994.

9. Рекомендуемые понятия для изучения темы 3:

Джайнизм, буддизм, санкхья, ньяя, вайшешика, миманса,

йога, веданта. Идеология брахманизма. Брахман, атман. Ортодоксальные и неортодоксальные школы в Индии. Карма, сансара, нирвана, дхарма, реинкарнация, восьмеричный путь, веды.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 800 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2300 - | 2031 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.