Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


О том, что человек имеет об- щее и с неодушевленными вещами, и бессловесными су- ществами, и с одаренными ра- зумом 1 страница




Должно знать, что человек и имеет об- щее с неодушевленными предметами, и участвует в жизни бессловесных существ, и получил мышление существ, одаренных разумом. Ибо с неодушевленными пред- метами он имеет общее со стороны своего тела, также и потому, что он соединен из четырех стихий; а с растениями как в этом отношении, так и со стороны силы пи- тающей, и произращающей, и заклю- чающей в себе семя или способной рож- дать; с бессловесными же существами имеет общее и в этом, а сверх того, и в от- ношении к желанию, то есть гневу и похо- ти, и в отношении к чувствованию, и в от- ношении к движению, соответствующему

 

 

1 Буквально: разделено трояким образом.


побуждению.

Чувств, конечно, существует пять: зре- ние, слух, обоняние, вкус, осязание; дви- жению же соответственно побуждению принадлежит способность переходить с места на место, также способность к при- ведению в движение всего тела, способ- ность к издаванию звука и способность дышать, ибо от нас зависит делать это и не делать.

Через посредство разума человек со- единяется с бестелесными и постигаемы- ми только умом природами, мысля, и об- думывая, и произнося приговор относи- тельно всего порознь, и следуя за доброде- телями, и любя благочестие – вершину добродетелей; посему человек и есть ма- лый мир.

Должно же знать, что рассечение, и те- чение, и изменение – свойственны одному только телу. Изменение [разумею] то, ко- торое бывает относительно качества, именно – согревания и охлаждения и по- добного. Течение же – то, которое проис- ходит вследствие опоражнивания, ибо опоражниваются и сухое, и влажное, и дух, и имеют нужду в наполнении2. По- этому и голод, и жажда суть согласные с законами природы чувства. А рассечение есть разобщение влаг одной от другой и разделение на форму и материю.

Душе же свойственны благочестие и мышление. Но добродетели общи душе и телу, и именно потому, что они имеют от- ношение к душе, так как душа пользуется телом.

Должно знать, что разум по природе владычествует над неразумною частью. Ибо силы души разделяются на ту, кото- рая разумна, и ту, которая неразумна. Но есть две части неразумной стороны души: одна – непослушна разуму, то есть разуму не повинуется; другая – послушна и пови- нуется разуму. Непослушная и не пови-

 

2 Буквально: в наполнении которых бывает нужда.


нующаяся разуму часть есть, конечно, жизненная сила, которая называется и пульсовою, также сила, заключающая в себе семя, то есть способная рождать, так- же и сила растительная, которая называ- ется и питающею; а ей принадлежит и си- ла, способствующая росту, которая и об- разует тела. Ибо эти управляются не ра- зумом, но природой. Послушная же и по- винующаяся разуму часть разделяется на гнев и похоть. А вообще неразумною ча- стью души называется способная к чувст- вованию и возбуждающая желания. Должно же знать, что и движение, соот- ветствующее побуждению, принадлежит к той части, которая послушна разуму.

А сила питающая, и рождающая, и приводящая в движение артерии, при- надлежит той части, которая не повинует- ся разуму. Растительной же силой называ- ется та, которая способствует росту, и сила питающая, и сила рождающая; жизнен- ной же та, которая приводит в движение артерии.

Сил питающей части, конечно, четыре: притягивающая, которая привлекает пи- щу; удерживающая, которая задерживает пищу и не дозволяет ей тотчас извергнуть- ся; изменяющая, которая перерабатывает пищу в соки; отделяющая, которая выде- ляет и выбрасывает извержение через зад- ний проход.

Должно знать, что из тех сил, которые находятся в живом существе, одни суть душевные, другие – растительные, иные – жизненные. И душевные, конечно, те, ко- торые исходят из свободной воли, то есть движение, соответствующее побуждению, и чувствование. Движению же соответст- венно побуждению принадлежит и спо- собность переходить с места на место, и способность к приведению в движение всего тела, и способность к издаванию зву- ка, и способность дышать; ибо от нас зави-


Растительные же и жизненные суть те, ко- торые не зависят от свободной воли. И растительные, конечно, суть: сила питаю- щая, и способствующая росту, и заклю- чающая в себе семя; жизненная же есть та, которая приводит в движение артерии. Ибо эти силы действуют и тогда, когда мы желаем, и тогда, когда не желаем.

Должно же знать, что из дел одни хо- роши, а другие худы. Благо, которое ожи- дается, конечно, производит желание; присутствующее же благо производит удовольствие; подобным же образом, в свою очередь, ожидаемое зло производит страх, а присутствующее – печаль. Должно же знать, что, сказав здесь о благе, мы ска- зали как о том, что благо поистине, так и о том, что кажется благом; подобным же образом – и о зле.

 

ГЛАВА XIII (27)

Об удовольствиях

Из удовольствий одни суть душевные, другие – телесные. И душевные, конечно, суть те, которые свойственны одной толь- ко душе самой по себе, каковы1удовольст- вия, чувствуемые при занятиях науками и при созерцании. Телесные же удовольст- вия те, которые происходят через участие души и тела и которые поэтому называ- ются телесными: [это] все, касающееся пищи и совокупления и подобного. Но никто не мог бы найти удовольствий, свой- ственных одному только телу.

С другой стороны, одни из удовольст- вий истинны, другие ложны; и удовольст- вия, свойственные одному только уму, со- стоят в познании и созерцании; те же, ко- торые возникают с помощью тела, касают- ся чувства. И из удовольствий, возникаю- щих с помощью тела, одни суть естествен- ные, вместе с тем и необходимые, без ко- торых невозможно жить, каковы: пища,


сит совершение и несовершение этого.

1 Буквально: как.


восполняющая недостаток, и необходи- мые одежды; другие же, хотя и естествен- ные, однако не необходимы, каковы – со- вокупления, согласные с природою и со- образные с законом. Ибо, хотя они содей- ствуют сохранению всего рода, однако возможно без них жить в девстве. Иные же удовольствия ни необходимы, ни естест- венны, как: пьянство, и сладострастие, и пресыщения, преступающие потребность. Ибо они не содействуют ни сохранению нашей жизни, ни преемству рода, но, на- против, скорее даже вредят. Поэтому тот, кто живет согласно с Божией волей, дол- жен искать удовольствий необходимых, в то же время и естественных; удовольствия естественные и не необходимые полагать на втором месте, допуская их в приличное время, и приличным образом, и в при- личной мере1. Остальных же удовольствий следует всячески избегать.

Прекрасными же удовольствиями должно признавать те, которые не соеди- нены с печалью, и не возбуждают раская- ния, и не способны производить другого вреда, и не переходят за пределы надле- жащей меры, и не отвлекают нас на долгое время от серьезных дел или не порабо- щают.

 

ГЛАВА XIV (28)

О печали

Печали же – четыре вида: горе, грусть, зависть, сострадание. Горе, конечно, есть такая печаль, которая причиняет лишение голоса; грусть же – печаль, причиняющая боль; а зависть – печаль из-за чужих благ; сострадание же – печаль из-за чужих бед- ствий.

 

 

1 Буквально: бывающая сообразно с приличным вре- менем и образом, и мерою.


ГЛАВА XV (29)

О страхе

Но и страх разделяется на шесть видов: на нерешительность, на стыдливость, на стыд, на изумление, на ужас, на беспокой- ство. Нерешительность есть, конечно, страх пред будущею деятельностью. А стыдливость – страх вследствие ожидания порицания; и это чувство – прекрасней- шее. Стыд же – страх вследствие совер- шенного позорного дела; но и это чувство не безнадежно в отношении к спасению [человека]. Изумление же – страх от [како- го-либо] великого явления. А ужас – страх от явления необыкновенного. Беспокойст- во же – боязнь ошибки в своих надеждах, то есть неудачи; ибо, боясь, что не будем иметь успеха в деле, мы испытываем бес- покойство.

 

ГЛАВА XVI (30)

О гневе

Гнев есть кипение находящейся около сердца крови, происходящее вследствие испарения желчи или возмущения ее; по- сему [по-гречески] он и называется χολή и χόλος [словами, обозначающими желчь]. А иногда гнев есть и желание мщения. Ибо, будучи оскорбляемы или думая, что нас оскорбляют, мы огорчаемся; тогда происходит смешанное чувство: из жела- ния и гнева [– вспыльчивость].

А видов гнева три: вспыльчивость, кото- рая называется χολή и χόλος; также μηνις и κότος. Ибо гнев, когда он начинается и возбуждается, называется οργή и χολή, и χόλος. Μηνις же – упорно остающийся гнев, то есть злопамятство; а назван он от слова μένειν (оставаться) и потому, что он вверяется памяти (μνήμη). Κότος же – гнев, выжидающий удобный случай для мщения; а назван он от слова κεισθαι (ле- жать).

Далее, гнев – спутник разума, защитник


желания. Ибо, всякий раз как мы устре- мим свое желание на предмет и со сторо- ны кого-либо встретим препятствие, то гневаемся против него, как оскорбленные; так как разум в тех, которые охраняют свое положение, как требует природа, очевид- но, решил, что случившееся – достойно негодования.

 

ГЛАВА XVII (31)

О способности воображения

Способность воображать есть сила не- разумной части души, действующая через посредство органов чувств, которая назы- вается и чувством. Воображаемым же и чувствуемым называется то, что подпадает под власть воображения и чувства, как [например] зрение есть самая зрительная сила; видимое же – то, что подпадает под власть зрения, может быть, камень или что-либо из такового. Воображение же есть состояние неразумной души, проис- ходящее по причине чего-либо, дейст- вующего на воображательную силу. А призрак есть напрасное состояние, бы- вающее в неразумных частях души, кото- рое возникает независимо от какой-либо вещи, подлежащей воображению. Орга- ном же способности воображения служит переднее углубление головного мозга.

 

ГЛАВА XVIII (32)

О чувстве

Чувство есть та сила души, которая спо- собна воспринимать материальные вещи, то есть способна различать. Жилищами же чувств служат органы, то есть члены, через посредство которых мы чувствуем; а чувствуемое – то, что подпадает под власть чувства; способным же к чувствованию яв- ляется живое существо, имеющее чувство. Чувств же пять; равным образом пять и жилищ чувств.


идущие из головного мозга, и глаза; а ощущает зрение главным образом цвет; вместе же с цветом оно распознает окра- шенное цветом тело, его величину, фигу- ру, место, где оно находится, промежу- точное расстояние, число, движение и спокойное положение; шероховатость и гладкость; ровность и неровность; остроту и притупленность; состав, водянистое ли оно или земляное, то есть влажное или су- хое.

Второе чувство – слух, который спосо- бен воспринимать слова и звуки. Распо- знает же он их высоту и низкость, ровность и силу. А органами его служат нежные нервы головного мозга и устройство ушей. Далее, один только человек и обезьяна не приводят в движение ушей.

Третье чувство – обоняние, которое воз- никает через посредство ноздрей, отправ- ляющих пары к головному мозгу; достига- ет же оно до границ передних углублений головного мозга. Далее, оно способно чув- ствовать и воспринимать испарения; а са- мое родовое различие испарений есть благовоние, зловоние и среднее между ними, что не есть ни благовонно, ни зло- вонно. Происходит же благовоние тогда, когда находящиеся в телах влаги бывают совершенно сварены. А когда они бывают сварены только посредственно, то проис- ходит среднее состояние. Когда же они сварены более недостаточно или даже со- вершенно не сварены, тогда происходит зловоние.

Четвертое чувство – вкус; способно же оно воспринимать, то есть ощущать, вку- сы. А органами его служат язык и главным образом оконечность его, также и нёбо, которое некоторые называют ουρανίσκον маленьким небом; в них1распространены нервы, направляющиеся из головного мозга и возвещающие уму человека о происшедшем восприятии, то есть чувст-


Первое чувство – зрение. Жилищами же


чувства и органами зрения служат нервы,


1 Буквально: в которых.


ве. А так называемые вкусовые качества соков суть эти: сладость, острота, кислота, жесткость, терпкость, горечь, соленость, маслянистость, вязкость. Ибо вкус спосо- бен к распознаванию этого. Вода же, отно- сительно этих качеств, бескачественна, ибо не имеет ни одного из них. А жесткость есть напряжение и излишество терпкости. Пятое чувство есть осязание, которое обще и всем живым существам; возникает оно1с помощью нервов, направляющихся из головного мозга по всему телу. Посему и все тело, а также и остальные органы чувств владеют чувством осязания; а под- лежат осязанию: горячее и холодное; неж- ное и жесткое, клейкое и твердое, тяжелое и легкое; ибо это узнается через одно только осязание. Обще же осязанию и зрению: шероховатое и гладкое, сухое и влажное, толстое и тонкое, вверх и вниз, место и величина, всякий раз как она бы- вает таковою, что может обниматься од- ним прикосновением [органов] осязания; также и как частое, так и редкое или нозд- реватое, и круглое, всякий раз как оно бы- вает небольшое по объему; также и неко- торые иные фигуры. Подобным же обра- зом осязание узнает и приближающееся тело, но [конечно] с помощью памяти и мыслительной способности; а точно так же и число до двух или трех и те числа, которые незначительны и легко обхваты- ваются [рукою]. Однако эти скорее вос-

принимает зрение, нежели осязание.

Надлежит знать, что каждое из осталь- ных органов чувств Творец устроил двой- ным для того, чтобы если один притупля- ется, другой восполнял недостаток. Ибо Он устроил два глаза, два уха, два носовых отверстия и два языка; но в одних из жи- вых существ разделенные, как в змеях, в других же соединенные, как в человеке; и, с другой стороны, осязание Он [разлил] во всем теле, кроме костей, нервов, ногтей,

 

1 Буквально: которое.


рогов, волос, связок и некоторых других.

Должно знать, что зрение видит по прямым линиям; обоняние же и слух [воспринимают] не только по прямой ли- нии, но со всех сторон. А осязание и вкус узнают и не по прямому направлению, и не отовсюду, но тогда только, когда при- ближаются к самым предметам, подле- жащим их восприятию.

 

ГЛАВА XIX (33)

О мыслительной способности

Мыслительной же способности свойст- венны и решения, и одобрения, и побуж- дения, направляющие к действию, и от- клонения, и бегство от деятельности; осо- бенно же: рассуждения о тех вещах, кото- рые постигаются только умом, и доброде- тели, и науки, и основания искусств, и со- ветование, и свободный выбор. С другой стороны, эта способность предсказывает нам будущее и именно через сновидения; способность, которая одна только, говорят пифагорейцы, последовав евреям, есть ис- тинный дар прорицания. А органом ее служит среднее углубление головного мозга и находящийся в нем жизненный дух.

 

ГЛАВА XX (34)

О способности помнить

Способность же помнить служит и причиной, и хранилищем памяти и при- поминания. Ибо память есть представле- ние, оставленное как каким-либо чувст- вом, так и каким-либо мышлением, обна- руживающимся через действие; или со- хранение вещи, воспринятой и чувством, и мышлением2. Ибо [если] душа восприни- мает или чувствует то, что чувственно, че- рез посредство органов чувств – возникает представление; а то, что постигается толь- ко мыслью, через посредство ума – возни-

 

 

2 Буквально: сохранение и чувства, и мышления.


кает мышление. Итак, всякий раз как она сохраняет образы тех вещей, которые по- стигла представлением и мышлением, то- гда говорят, что она помнит.

Должно же знать, что восприятие по- стигаемого только умом возникает не ина- че, чем через учение или врожденное представление. Ибо оно не происходит посредством чувства, потому что чувст- венное удерживается памятью само по се- бе; постигаемое же только умом помним тогда, если что-либо [из этого] изучили. Однако памяти о сущности таких предме- тов1мы не имеем.

Припоминанием же называется восста- новление сил памяти, исчезнувшей вслед- ствие забвения. А забвение есть утрата па- мяти. Итак, способность воображения, воспринимая материальные предметы че- рез посредство чувств, передает мысли- тельной способности или рассудку, ибо и то, и другое – одно и то же. Он2, приняв и обсудив, отсылает способности памяти. Органом же способности памяти служит заднее углубление головного мозга, кото- рое также называют мозжечком, и нахо- дящийся в нем жизненный дух.

 

ГЛАВА XXI (35)

О внутреннем слове и произноси- мом

А в свою очередь разумная часть души разделяется как на внутреннее слово, так и на произносимое. Внутреннее же слово есть движение души, происходящее в той части, которая рассуждает, без какого- либо восклицания; посему часто, и молча, мы вполне излагаем в себе самих всю речь, также и разговариваем во время сновиде- ний. Поэтому преимущественно мы все и разумны (λογικοί). Ибо и немые от рож- дения или те, которые потеряли голос по причине какой-либо болезни или страсти,

 

1 Буквально: их.

2 Буквально: который.


нисколько не менее разумны. Слово же произносимое получает свою силу в звуке и разговорах; то есть слово, которое про- износится языком и устами, почему оно и называется произносимым; и оно есть вестник мысли. Поэтому же мы и называ- емся одаренными способностью речи (λαλητικοί).

 

ГЛАВА XXII (36)

О страсти и деятельности (энергии)

О страсти говорят в двояком смысле. Ибо говорят и о телесной страсти, как [на- пример] болезнях и ранах; говорят, в свою очередь, о страсти и душевной: как похо- ти, так и гневе. По общему же мнению и вообще страсть живого существа есть то, за чем следует удовольствие или печаль. Ибо за страстью следует печаль; и не са- мая страсть есть печаль, потому что бес- чувственное, страдая, не скорбит. Итак, не страсть есть боль, а чувствование страсти. Но должно, чтобы эта страсть была значи- тельна, то есть велика, для того чтобы она подпала под власть чувства.

Определение же душевных страстей та- кое: страсть есть чувственное движение желательной способности, вследствие во- ображения блага или зла. Или иначе: страсть есть неразумное движение души по причине представления блага или зла. Представление блага, конечно, возбуждает желание; представление же зла – гнев. А родовая, то есть всем принадлежащая страсть определяется таким образом: страсть есть движение, производимое од- ним в другом. Энергия же есть движение деятельное. Деятельным же называется то, что движется по собственному побужде- нию. Таким образом и гнев есть энергия [или деятельность] пылкой части, а страсть – энергия двух частей души и, кроме того, всего тела, всякий раз как оно вынужденно ведется гневом к действиям. Ибо [тогда] в одном произошло движение,


причиненное другим, что именно и назы- вается страстью.

Но называется энергия страстью также и другим способом. Ибо энергия есть движение согласно с природой, а страсть – вопреки природе. Итак, в этом смысле энергия называется страстью, когда она возбуждается не согласно с природой, или когда [кто-либо] возбуждается сам от себя или из-за другого. Поэтому пульсовое движение сердца, будучи согласным с за- конами природы, есть энергия; а то дви- жение, которое происходит скачками, бу- дучи неумеренным и не согласным с при- родой, есть страсть, а не энергия.

Но не всякое движение страдательной части души называется страстью, а те, ко- торые очень сильны и доходят до [облас- ти] чувства; ибо незначительные движения и нечувствительные еще не суть страсти, так как должно, чтобы страсть имела так- же и величину, которая значительна. По- этому к определению страсти присоеди- няется: [страсть – ] движение, подлежащее чувствам; ибо незначительные движения, остающиеся незаметными для чувства, не производят страсти.

Должно знать, что наша душа имеет двоякие силы: одни познавательные, дру- гие жизненные. И познавательные суть: ум, мыслительная способность, мнение, воображение, чувство; жизненные же, то есть желательные, воля и свободный вы- бор. А чтобы говоримое сделалось более ясным, с тонкостью исследуем касающееся этих способностей; и прежде всего скажем о силах познавательных.

О воображении и чувстве, конечно, дос- таточно уже изложено в вышесказанном. Итак, через посредство чувства в душе происходит настроение, которое называ- ется воображением; вследствие же вооб- ражения возникает мнение. Затем мысли- тельная способность, расследовав мнение, истинно ли оно, или ложно, выделяет то,


что истинно; посему она и называется διάνοια от του διανοειν: от того, что обду- мывает и обсуждает1. Наконец истина, об- сужденная и определенная, называется умом.

Иначе: должно знать, что первое дви- жение ума называется мышлением; а мышление относительно чего-либо назы- вается мыслью, которая, долго оставаясь и запечатлевая в душе то, что мыслится, на- зывается внимательным обдумыванием. А внимательное обсуждение, твердо держась того же самого предмета, и испытывая се- бя, и расспрашивая душу относительно того, что мыслится, называется проница- тельностью. Проницательность же, рас- ширившись, создает умозаключение, на- зываемое внутренним словом, определяя которое говорят, что оно – полнейшее движение души, возникающее в мысли- тельной способности без какого-либо вос- клицания; из него2, говорят, выходит слово произносимое, которое говорится языком. Итак, сказав о познавательных силах, мы желаем сказать и о жизненных или жела- тельных.

Должно знать, что от природы всеяна в душу та сила, которая стремится к тому, что согласно с природой, и которая сохра- няет все то, что существенно находится в природе; сила, которая называется жела- нием (θέλησις). Ибо сущность стремится и к бытию, и к жизни, и к движению как от- носительно ума, так и чувства, желая себе свойственного ему – согласного с законами природы и полного бытия. А потому это естественное желание и определяют та- ким образом: желание есть как разумное, так и жизненное стремление, зависящее от одного того только, что – естественно. По- этому желание [есть] то самое естествен- ное, и жизненное, и разумное стремление

 

 

1 Букв.: «называется разумом, потому что размыш- ляет и рассуждает».

2 Буквально: из которого.


ко всему тому, чем обусловливается проч- ное состояние природы, – простая способ- ность. Ибо стремление бессловесных су- ществ, не будучи разумным, не называется желанием.

А βούλησις (намерение) есть некоторое естественное желание, то есть естественное и разумное стремление к какому-либо де- лу. Ибо в душе людей находится сила к стремлению сообразно с разумом. Поэто- му когда естественным образом возбудит- ся это разумное стремление к какому- либо делу, то оно называется βούλησις; ибо βούλησις (намерение [или акт воли]) есть разумное стремление и желание ка- кого-либо дела.

Говорится же «βούλησις» как относи- тельно того, что находится в нашей власти, так и относительно того, что не от нас за- висит; то есть как в отношении к возмож- ному, так и в отношении к невозможному. Ибо мы часто желаем предаться блуду, или сохранить целомудрие, или заснуть, или чего-либо из такового; и это из числа того, что находится в нашей власти и что возможно. Но желаем мы и стать царями; и это не есть из числа того, что зависит от нас. Желаем же, может быть, и никогда не умереть; это – из того, что невозможно.

Но βούλησις [или акт воли] имеет в ви- ду цель, а не то, что ведет к цели. Цель, конечно, есть то, что может подлежать желанию, как, например, сделаться царем или стать здоровым. К цели же ведет то, о чем можно советоваться, то есть способ, через посредство которого мы должны стать здоровыми или сделаться царями. Потом после акта желания наступает об- суждение и исследование; и после этого, если дело идет о том, что находится в на- шей власти, возникает совет или совеща- ние. Совещание же есть стремление пыт- ливое, происходящее относительно того, что может быть сделано в зависимости от нашей власти; ибо совещается [кто-либо] о


том, должен ли он домогаться дела, или нет; потом он предпочитает лучшее, и это называется решением. Затем настраивает- ся [в пользу этого] и проявляет любовь к тому, что выбрано вследствие совещания; и это называется γνώμη (стремлением), т.е. избранием душою направления и ре- шимостью следовать ему. Ибо если он сделает выбор и не будет настроен в от- ношении к тому, что выбрано, то есть не проявит к нему своей любви, то это не на- зывается γνώμη (стремлением). Затем, по- сле [такого] настроения происходит доб- ровольное решение или выбор; ибо сво- бодный выбор есть предпочитание и из- бирание из двух вещей, которые предле- жат, одного пред другим. Потом [человек] устремляется к действию, и это называется возбуждением. Затем пользуется [достиг- нутою целью], и это называется пользова- нием. Потом после пользования успокаи- вается от стремления.

В бессловесных, конечно, существах воз- никает стремление к чему-либо и тотчас – возбуждение к действию. Ибо стремление бессловесных существ неразумно, и они против воли увлекаются естественным стремлением; посему стремление нера- зумных существ не называется ни волею (θέλησις), ни актом воли (βούλησις). Ибо θέλησις (воля, желание) есть разумное и свободное естественное стремление; а в людях, которые одарены разумом, естест- венное стремление скорее ведется, нежели ведет. Ибо оно возбуждается независимо и через посредство разума, так как познава- тельные и жизненные способности соеди- нены в нем [т.е. человеке]. Итак, он сво- бодно стремится, и свободно желает, и свободно исследует, и рассматривает, и свободно совещается, и свободно решает, и свободно настраивается, и свободно предпочтительно избирает, и свободно устремляется, и свободно поступает в тех делах, которые согласны с природою.


Должно же знать, что мы хотя и гово- рим о желании в Боге, но не говорим о свободном выборе в собственном смысле. Ибо Бог не совещается, так как советовать- ся свойственно неведению. Ибо никто не совещается относительно того, что извест- но. А если совещание свойственно незна- нию, то во всяком случае также – и сво- бодный выбор. Бог же, Который все про- сто знает, не совещается.

Но не говорим о совете или свободном выборе и в душе Господа, потому что Он не имел неведения. Ибо если Он и имел природу, которая не знала будущего, но, однако, она, ипостасно соединенная с Бо- гом Словом, обладала знанием всего, не по благодати, а, как сказано, по причине ипо- стасного соединения. Ибо Один и Тот же был и Богом, и человеком; посему Он и не имел желания, возникающего из мысли. Ибо хотя Он имел желание естественное, простое, одинаково созерцаемое во всех лицах человеческих, но мнения, то есть то- го, что могло быть предметом Его жела- ния, противного Божественной Его воле и иного по сравнению с Его Божеским же- ланием, Его святая душа не имела. Ибо мнение бывает различно вместе с лицами, кроме святого, и простого, и несложного, и нераздельного Божества. Ибо там, так как Ипостаси совершенно не различаются и не разделяются, не различается и то, что может быть предметом желания. И там, так как природа едина, едино и согласное с законами природы желание. А так как и Ипостаси неразлучны, то едино также и то, что может быть предметом желания, и едино движение трех Лиц. А в людях, так как природа их одна, одно и согласное с законами природы желание; но так как лица различны и разделяются друг от друга как по месту, так и времени, и по расположению к делам, и по другому весьма многому, то по этой причине раз- личны их желания и мнения. В Господе же





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 293 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2407 - | 2286 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.