Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные положения аналитической философии




• Язык — граница мышления и действия. Язык да­ет полнейшую информацию о мышлении и действии.

• Язык имеет логическую форму.

• Значение слова есть факт, который оно обознача­ет (ранний Витгенштейн).

Значение слова есть его употребление в языковой игре и практической деятельности (поздний Витген­штейн).

• Истинность синтетических предложений проверяет­ся их сопоставлением с фактами (тезис неопозитивизма).

• Истинность синтетических предложений нельзя подтвердить окончательно, но можно проверить неис­тинность синтетических предложений (принцип фаль­сификации).

• Теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру.

• В процессе роста научного знания происходят научные революции.

• Добро — это эмоция (тезис неопозитивистов).

• Добро — это предложение, жизненность которо­го определяется последствиями его применения (тезис постпозитивистов).

• Философия не является наукой (тезис неопозити­вистов).

• Философия научна (тезис постпозитивистов).

• Философия — это прояснение содержания языко­вой деятельности человека.

ПОСТМОДЕРНИЗМ

Программа Постмодернистов

Наш обзор современной философии был бы весьма неполным, если мы прошли мимо постмодернизма. Постмодернизм считается многими экстравагантной

философией. Но число его сторонников неуклонно воз­растает. Крупнейшими постмодернистами являются французские философы Жак Деррида, Жан Лиотар, мно­го сторонников постмодернизма также в США.

Слово «постмодерн» означает после модерна. Фран­цузское слово «модерн» означает современный. Постмо­дерн — это прежде всего философия, которая направле­на против философии Нового времени. Постмодернисты считают, что феноменология, герменевтика, аналити­ческая философия по сути своей не отказались от иде­алов нововременной философии. Постмодернисты гото­вы к самым резким выводам. Они стремятся расшатать все то, что сжимает человека в «объятиях тоталитариз­ма»: жесткие логические схематики, окончательные вы­воды, всяческий поиск устойчивого, преклонение пе­ред авторитетами, властные структуры, в том числе науку и технику, поиск единообразия, насаждение необосно­ванных ценностей, стремление к непременному согла­сию между людьми, умаление эмоционального и чув­ственного, культивирование устаревших эстетических и моральных идеалов.

Призыв постмодернистов таков: больше хаоса, дис­кретности, плюрализма, чувственности, кризиса ав­торитетов, интуитивизма, поиска нестабильности, не­согласия, нигилизма, отсутствия единообразия, иронии по отношению к признанным ценностям, калейдоскопичности, символичности, неустойчивости.

Деррида: метод деконструкции

Как реализовать призыв постмодернистов? Этого мож­но достичь, считают постмодернисты, в определенном

варианте лингвистической философии. Снова в центр философствования ставится язык, но не столько речь, сколько письмо, письменный текст. Имеется в виду, что в речи человек уже определил свою позицию, от него теперь труднее дождаться желаемого плюрализма. Письмо же открыто для самых различных его интер­претаций. С этой целью Деррида как раз и настаива­ет на деконструкции.

Речь идет о том, чтобы разложить на части структу­ры — философские, политические, культурные. Для каж­дого слова надо искать заменители (с этим мы отчасти уже знакомы по семейному сходству слов). Нужно пока­зать, что именно ты усмотрел в данном слове или выска­зывании, при этом широко использовать метафоры, сим­волы, описания слов в словарных статьях.

Суть философствования Дерриды состоит в выска­зывании того же самого, но в другой форме — в пере­писывании мысли. Переписывать следует «в слове, которое оказалось бы и более красивым. Когда я гово­рю об этом написании другого, которое окажется более красивым, я, очевидно, понимаю перевод как риск и шанс поэмы». Иными словами, рискуй в поисках кра­соты. К этой точке зрения близок другой француз­ский философ, Ролан Барт, который понимал текст как «никакой власти, немного знания, толика мудрости и как можно больше ароматной сочности». Короче, текст должен доставлять удовлетворение, наслаждение.

Лиотар: этика и эстетика возвышенного

Новейшие постмодернисты сближают этику с эсте­тикой. Их философия ориентирована эстетически. Ли-

отар, один из лидеров постмодернизма, развивает в этой связи своеобразно понятую эстетику возвышен­ного. Возвышенное понимается как единство удовольст­вия и боли, сотворение непредставимого. Эстетика возвышенного состоит, по Лиотару, в том, чтобы «зри­мыми представлениями намекнуть на непредставимое». Увидеть можно красивое и прекрасное, но не возвышен­ное. Квадрат Малевича не является иллюстрацией к ге­ометрии, он намекает на то неуловимое, которое как раз и вызывает чувство возвышенного.

Постмодернизм давно завоевал себе право на суще­ствование, особенно в мире искусства. Постепенно он проникает и в мир науки и техники, прежде всего туда, где имеют дело с многозначимостью (в этой свя­зи мы предлагаем компьютерфэнам поразмыслить над тем, что представляет собой гипертекст, гиперсреда, ги­перпространство и так называемая виртуальная ре­альность: все больше нелинейных связей, все больше мнимого).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 387 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.