Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные положения диалектического и исторического материализма




Своеобразие российской философии на нынешнем этапе ее развития во многом определяется двумя обсто­ятельствами. Во-первых, сохранением идущей от Марк­са, Энгельса и Ленина диалектико-материалистской тра­диции. Во-вторых, содержанием русской философии, восходящей к философии Б.С. Соловьева, П.А. Флорен­ского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского. Так как философия марксизма рассма­тривалась выше, ограничимся перечислением и крат­ким комментарием основных положений диалектиче­ского и исторического материализма.

Основной вопрос философии — это вопрос о соот­ношении материи и сознания. Материалисты счита­ют первичной материю. Идеалисты считают пер­вичными идеи, сознание. Материалисты правы: лет эдак 10 миллионов тому назад планета Земля была, а лю­дей с их сознанием не было. Трудно найти среди совре­менных философов кого-либо, кто бы отрицал этот факт. К сожалению, противопоставление материалис­тов и идеалистов мало что дает для решения действи­тельно актуальных проблем. Важно понять природу со­знания, его активность (благодаря которой, кстати, человек и узнал, что Земля существовала до человека). Но в указанном отношении простой рецепт — «мате­рия первична», не «работает».

Мир познаваем. Имеется в виду, что нет таких тайн, которые рано или поздно не будут раскрыты и изучены человеком. Многие философы вслед за пост-

позитивистом Карлом Поппером предпочитают рас­суждать просто о «росте знания» (зачем, мол, ссы­латься на некие тайны).

Сознание есть продукт высокоорганизованной ма­терии. Опять же возникает вопрос о природе самого со­знания.

Познание — это отражение действительности в про­цессе восхождения от живого созерцания к абстракт­ному мышлению и от него к практике. Практика — критерий истины. Многие из современных философов считают, что познание есть не отражение действитель­ности, а конструирование ее моделей, образцов, в ко­торых присутствует активность сознания (вспомните феноменологов, их внимание к процессу воображения).

Материя и сознание развиваются диалектически, от одного противоречия к другому; противоречия — это единство и борьба противоположностей. Тезис о противоречивости мира у многих вызывает возраже­ние. Каждому известно, что логика, наука о мыш­лении, запрещает противоречия. Познание проблемно, но непротиворечиво. Закон единства и борьбы проти­воположностей, известный, между прочим, с антично­сти, не пользуется уважением в современной науке. Де­ло в том, что содержание законов физики, биологии, социологии, других наук нельзя втиснуть в узкие рам­ки представлений о единстве и борьбе противополож­ностей. Представьте себе на основе закона противопо­ложностей товарно-денежные отношения. Вам придется утверждать, что все едины (не могут обойтись друг без друга), но вместе с тем находятся в состоянии борьбы (каждый преследует свой интерес). Вроде бы мы даем правильную интерпретацию происходящему, но вряд ли ею удовлетворится экономист. Он объяснит, что

для понимания товарно-денежных отношений надо ис­пользовать понятия спроса, предложения, денег и т.д.

Экономический базис, совокупность производитель­ных сил и производственных отношений определяет ха­рактер политических, социальных и духовных отноше­ний в обществе (это основное положение исторического материализма). Многие философы считают, что далеко не всегда именно экономика играет в обществе решаю­щую роль. В зависимости от обстоятельств на первый план могут выходить самые разнообразные, не обязательно эко­номические общественные отношения.

Развитие экономических отношений и деятельность пролетариата обеспечат победу социализму, который сменится коммунизмом. Эта гипотеза пока не нашла своего подтверждения.

Религия — опиум для народа. Мало кто согласит­ся ныне с такой явно упрощенной трактовкой религии.

Влияние диалектического и исторического матери­ализма в нашей стране ослабевает. Эта философия пе­рестала быть официальной доктриной нашего государ­ства. Трудно отделаться от мысли, что диалектический и исторический материализм попал в зону затяжного

кризиса.

В чем скрыты истоки неудач диалектического и ис­торического материализма? Прежде всего в недостаточ­ной философской проработке достижений наук, ис­кусств и практик XX века.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 339 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2283 - | 2108 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.