Организационной формой разрешения возникающих правовых споров или конфликтов является Конституционный Суд Российской Федерации. "Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению" (статья 125, часть 6 Конституции).
Непосредственное регулирующее значение конституционных норм существенно возрастает в тех случаях, когда нужно преодолеть пробел в праве, применительно к конкретному делу, спору, правоотношению. Возникает, однако, вопрос: возможно ли преодолеть пробел в самой Конституции и каковы пути его устранения? В Конституции Российской Федерации предусмотрены три способа преодоления пробелов в самом Основном Законе.
Во-первых, положения глав 1, 2 и 9 могут быть пересмотрены с соблюдением правил, установленных статьей 135; что касается глав 3 –8, то к ним могут быть приняты поправки в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, которые вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации (статья 136). При этом, разумеется, речь идет не только о преодолении, но и об устранении пробелов.
Во-вторых, по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации, принимаются федеральные конституционные законы. Они принимаются с соблюдением порядка, установленного статьей 108 Конституции, и не могут быть отклонены Президентом Российской Федерации. В Основном Законе не оговаривается соотношение Конституции и федерального конституционного закона. Но исходя из перечня федеральных конституционных законов, принятие которых предусматривается действующей Конституцией Российской Федерации, и характера регулируемых ими отношений, можно сделать вывод: федеральные конституционные законы есть способ конкретизации Конституции, персонификации установленных ею полномочий субъектов конституционных правоотношений, их развития с учетом потребностей общества. Если Конституция закрепляет основы конституционного строя, то федеральные конституционные законы надстраивают над этим фундаментом здание конституционного строя.
60_______ I. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СУЩНОСТЬ. ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
В-третьих, преодоление пробелов в Конституции возможно на основе толкования Конституции Российской Федерации, даваемого Конституционным Судом по запросам Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации и органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.
Наряду с указанными способами устранения пробелов в Конституции возможно также использование в процессе ее применения аналогии права. При разрешении конституционного спора можно исходить из общих начал и смысла Конституции Российской Федерации. При таком применении Конституции особенно возрастает значение принципов права, наиболее значимые из которых получили закрепление в Основном Законе. Существенную роль играет при этом также профессиональное, научное правосознание, аккумулирующее представления о сущности Конституции, ее функциях и принципах.
Таким образом, непосредственное действие конституционных норм характерно для всех форм государственной деятельности – законодательной, исполнительно-распорядительной, судебной, а также для процесса осуществления гражданами принадлежащих им прав, свобод и обязанностей.
Проблема непосредственного действия Конституции и ее норм в федеративном государстве имеет еще один аспект, обычно остающийся за пределами внимания исследователей. Как известно, наряду с федеральной Конституцией в Российской Федерации действуют конституции республик, уставы краев и областей, а также законы, определяющие фундаментальные основы правового положения национальной автономии. Федеральная Конституция не нуждается в какой-либо трансформации или имплементации в конституционном законодательстве республик, она действует непосредственно на территории всех республик, является обязательной для соблюдения, исполнения и применения всеми субъектами права на всей территории федеративного государства1. Иначе говоря, федеральная Конституция действует на территории субъектов Российской Федерации не потому, что ее положения преобра-
^ Небезынтересно отметить, что этот аспект непосредственного действия Основного Закона получил отражение, в частности, уже в первой общесоюзной Конституции в 1924 году в следующей форме: "Все декреты, постановления и распоряжения, издаваемые Центральным Исполнительным Комитетом, обязательны к непосредственному исполнению на всей территории Союза Советских Социалистических Республик" (ст. 19).