1. При каждом госпитале надлежит искусного главного лекаря иметь, которому надлежит в деле своем прилежному, терпеливому и в науке хирургической и анатомической весьма основательному человеку быть, и чтоб уже многие годы до того при полках достопохвально служил, которой под дирекциею доктора також правление в госпитале имеет и в небытности его все то, что до доктора надлежит, исправлять.
2. Должен конечно в госпитале жить и в другие дела сверх того не вступать; чего ради ему також выгодное жалованье и надлежащих денщиков против штаб-лекаря иметь довлеет.
3. По докторскому распределению главный лекарь должен вначале раскладывать больных по местам каждой болезни, особливо по нумерам для лучшей удобности в лечении; равным же образом и раненых разделять, а лекарям или подлекарям держать каждому книгу, в которых записывать им больных определенных им нумеров, которых болезней и какие медикаменты от доктора тем больным определены, которые доктор пересматривать имеет, а главному лекарю оные закреплять для сношения с аптекарскими книгами по вся субботы.
4. Должен особливо на внешние припадки больных помоществованием доктора смотреть и в том с доктором, коль часто нужда востребует, советовать и оных дважды, а по состоянию нужды чаще в день и ночью с лекарями и учениками пересмотреть и перевязывать; учеников же притом явственно обучать; также и за пищею, которая больным дается, смотреть, так ли их комиссар кормит, как регламент повелевает.
5. Ежели важную операцию (действо) воспримать надлежит, то о том наперед доктору объявить.
6. Оные важные операции, також и анатомии главному лекарю по приказу докторскому иногда чинить самому, и подчиненным обстоятельно показывать, что при том примечать надлежит.
7. Ежели искусного лекаря или подлекаря имеет, то может оному таковую операцию чинить приказать, дабы в том утвердитися мог, точию б под его смотрением оное исправлено было: тако же не позволять, чтоб подлекари, но и меньше же ученики без присутствия лекарского кровь пущали.
8. При всех болезнях и припадках, которые к лекарскому делу касаются, должен подчиненным своим действа лекарствам к болезни толковать и им показывать, как больных с искусством перевязывать и лечить надлежит.
9. Надлежащих медикаментов требовать ему от госпитального аптекаря; что же кроме того к пользованию больных, а именно: молока, яиц, уксусу ренского, вина, полотна и прочего потребует, оное принимать от комиссара по билетам, и в том что принято, по прошествии месяца, расписаться.
10. Должен, когда доктор в госпиталь приедет, в колокол велеть звонить, чтоб все собиралися по своим местам, и когда доктор больных посещать будет, с ним обще ходить и смотреть, дабы определенные медикаменты по тому порядочно даваны и содержание больным доброе наблюдено было.
11. В небытности доктора главный лекарь имеет отправлять докторскую должность; а в опасных и нужных случаях требовать докторского совету.
12. Над пищею и питием больных, також о их надзирании, чистоте покоев и прочего, ему також смотрение иметь; и ежели каковое непотребство усмотрит, то о том ему доносить доктору, а доктору старание возыметь, где надлежит, чтоб прекращено было.
13. Должен над лекарями, подлекарями и учениками осторожное смотрение иметь, дабы неточию у больных должность свою исправляли, но и тихо и воздержно содержалися. Ему ж все репорты подписывать.
14. Должен лекарям, подлекарям и ученикам дневание учреждать, чтоб и денно и ночно ни единую минуту больные без призрения пребывали, и чтоб не токмо от своего дневанья не отлучалися, дондеже сменяются, такоже и в божескую церковь своих подкомандных отпускать столько, чтоб при больных оставалося довольное число; а с теми подлекарями и учениками, которых они отпустят в божию церковь, командовать одного лекаря, который бы за оными молодыми людьми смотрел, чтоб окроме церкви в посторонние худые места не ходили, и трезвых в целости приводил в госпиталь.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ