Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Документы по истории Аптекарского приказа




7170 (1662) октября 9

Вопрос, сделанный в Аптекарском Приказе новгородцу Федору Белозерцеву о том, противу какой болезни давал он боярину Борису Ивановичу Морозову принимать корень под названием «Заячье Копыто».

170 года Октября в 9-й день во Аптекарском Приказе, хамовной слободы тяглец Федька Белозерцев расспрашиван, который корень давал он, Федька, принимать, топя в молоке, боярину Борису Ивановичу Морозову, и где тот корень он взял, для чего его принимать давал и почему он тот корень знает, и где тому лекарственному делу учился, преж сего он тем коренем лечил ли и кого именем? И от какой болезни боярину Борису Ивановичу Морозову тот корень он давал?

И Федька Белозерцев в расспросе сказал, что ему тот корень прислан из Новгорода для ради образца и с травою, чтоб ему тот корень по тому образцу сыскать в Московском уезде, и по тому образцу трава и корень сысканы в его боярской вотчине на ржиках. А для той травы и корени боярин Борис Иванович Морозов посылал людей своих, а кого именем, того он не ведает. А называет он, Федька, тое траву Заячье Копыто, а траву ту по его, Федькину, приказу у боярина у Бориса Ивановича Морозова топили в молоке люди его, Андрей Лешутин с товарищи, и давали тое траву с коренем топя в молоке принимать боярину Борису Ивановичу Морозову от мокротной болезни, и та мокрота текла у него из уха, и то молоко и корень приказал он, Федька, принимать сколько произволит, и та мокрота наперед сего шла у боярина у Бориса Ивановича из уха и перестала идти тому года с полтора. И от той мокротной болезни боярину Борису Ивановичу было тяжело, и он, Федька, то молоко с коренем велел принимать боярину Борису Ивановичу для того, чтоб та мокрота пошла по-прежнему ухом. А лечилася-де у него, Федьки, тем коренем, от той же мокротной болезни, мать его Марьица в Новгороде. А его, Федькина, мать Марьица принимала тот корень также в молоке, как он давал боярину Борису Ивановичу Морозову, и от того мать его, Федькина, исццелела и жила лет с двадцать. А матери Федькиной Марьице сказала про тот корень вдовая попадья, а как ее зовут, того он не упомнит, и иных людей он, Федька, наперед сего не лечивал тем коренем и принимать никому не давывал, а он, Федька, тот корень сам в молоке топя принимывал и сырой ел, и от того корени ему, Федьке, худа никакого не учинивалось; да и ныне он, Федька, тот корень и траву готов есть хоть три дни или пять дней и ему, Федьке, никакого от нея худа не будет, руку приложил.

Да новгородец Федька Белозерцев допрашиван, как от того корени, который он велел топлен в молоке принимать боярину Борису Ивановичу, будет тоска и жар и тое тоску и жар как отвести и какими лекарствами?

И Федька Белозерцев в допросе сказал, как того корени утоя в молоке принять и из того будет мочному человеку тоска и жар небольшой и то в тот день, как тот корень в молоке принимает, а у бессильного человека тоска и жар каков велик бывает, того он не ведает, и тое тоску и жар не отводит он никакими лекарствами, а полагается в том на волю Божию, потому что та тоска и жар само минется, как будет человеку легче. А как он, Федька, тот корень топя в молоке велел принимать боярину Борису Ивановичу, то говорил ему, что от того корени будет тяжело, тоска и жар, и веле ему тот корень принимать уведывая свой нрав, чтоб того кореня принять не через силу, и боярин-де Борис Иванович сказал ему, Федьке, что-де я положился в том на волю Божию и стану ж принимать как меня Бог наставит. К сим речам руку приложил Федька Белозерцев.

 

7174 (1666) августа 17

Отписка Григория Куракина, Михаила Головина, Артемия Козлова и Романа Табунцова из Казани: о сборе в Казани и в Казанском уезде лекарским учеником Вавиловым чечуйной травы и об отправке его с этою травою в Москву.

Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя Росии самодержцу холопи твои Гришка Куракин, Мишка Головин, Артюшка Козлов, Ромашко Табунцов челом бьют в нынешнем в 174 году июня в 29-й день в твоей великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя Росии самодержца грмаоте писано к нам холопям твоим по твоему великого государя указу велено в Казани и в Казанском уезде собрать чечуйные травы 5 пудов добрые с цветом и кореньем, а для тое травы прислан в Казань лекарского дела ученик Сережка Вавилов, а собрав, государь, тое чечуйную траву вычистить и перебрать начисто и зашив в холстину положить в лубяные коробки и те коробки зашить в рогожи, и под тое траву ученику Сережке Вавилову дать подводы на чем тое траву поднять и для береженья чечуйные травы провожатых сколько человек пригоже дать и прислать к тебе великому государю в Москве, а которого числа ученик Сережка Вавилов с травою из Казани отпущен будет и о том к тебе великому государю велено нам холопам твоим отписать и по товему великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя Росии самодержца мы, холопы твои велели в Казани и в Казанском уезде згающим людям, которые тое чечуйную траву знают, собрать чечуйной травы с цветы и с кореньем 5 пудов и вычистя и перебрав и высуша и зашив в холстину и в лубяных в 4-х коробках и те коробки зашив в рогожи и запечатав твоею великого государя печатью царства Казанского дали подводы и провожатых и отпустили его, Сережку, к Москве, и велели ему, Сережке с тою травою ехать к Москве наспех и приказали, чтоб он тое траву, едучи дорогою, берег накрепко, не подмочил ничем, а в Москве велели ему, Сережке, явиться и отписку подать и с травою объявиться во Аптекарском приказе боярину Илье Даниловичу Милославскому да дьяку Ивану Десятово. А отпуск государь чечуйной траве замотчался[2] затем, что чечуйная трава вскоре не поспела.

 

7175 (1667) декабря 31

Память думному дьяку Алмазу Иванову (в Посольский приказ): о посылке жителю города Любека гостю Иоганну фон Горну грамоты о том, чтобы он проведал про доктора Иоганна Кустериуса, знающий ли он свое дело доктор, был ли в академии и имеет ли свидетельствованные грамоты о своем знании.

Лета 7175 декабря в 31 день по государеву цаерву и великого князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя России самодержца указу память дьякам б\думному Алмазу Иванову с товарищи великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя России самодержец указал города Любека жителю гостю Ягану фон Горну в цезарской земле призвать духтура Ягана Кустериуса к городу, а опасная грамота к нему послана, и по государеву цареву и великого князя Алексея михайловича всея великия и малыя и белыя России самодержца указу дьяккам думному Алмазу Иванову с товарищи послать государеву грамоту в город Любек к гостю Ягану фон-Горну, а велеть про дохтура Ягана Кустериуса проведать подлинно и прямой ли он дохтур и дохтурскому делу научился ли, и где дохтурскому делу учился и в академии он был ли и свидетельствованные грамоты к него есть ли и буде ему Ягану про того дохтура вполне ведомо, что он прямой дохтур и свидетельствованный в академии и свидетельствованные грамтуы у него есть и того дохтура свлужить великому государю он Яган призвал бы и великого государя опасную грамоту он, Фон-Горн ему дохтуру дал бы и с тою опасною грамотою его дохтура прислал; а буде ему Ягану фон Горну про того дохтура подлинно неведомо, что он не прямой дохтур и в академии не был и свидетельствованных грамот у него нет и он бы Ягар того дохтура не призывал и государевой грамоты ему не давал, а призвал бы иного дохтура доброго и ученого и навычного, а какого именем дохтура он Яган призовет и на которые города из немецкой земли к Москве отпустит, о том бы он, Яган, отписал великому государю.

Вопросы. На основании трех последних документов выделите основные направления деятельности аптекарского приказа


 

МЕДИЦИНА РОССИИ XVIII в.

В данном разделе особое внимание уделяется законодательным актам, регламентирующим проблемы здоровья и медицины, начиная с указа Петра Первого, а также «Генеральный регламент о госпиталях». Приведены отрывки из сочинений великого русского ученого М.В.Ломоносова, освещающие вопросы медицинского образования и охраны здоровья в России. Также читателю предлагается ознакомиться с документами, освещающими историю эпидемии чумы в Москве.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 544 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2335 - | 2136 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.