Изучая четвертый вопрос, следует подчеркнуть, что на изменение отношения к социологии в 60-е гг. XX века, точнее к конкретным социологическим (социальным) исследованиям, повлияли следующие обстоятельства:
1) постановление Президиума ЦК КПСС (1955 г.), разрешившее советским ученым участвовать в III Международном конгрессе социологов(Голландия);
2) легализация понятия «конкретные социологические исследования» (как синоним понятия «конкретные социальные исследования») после участия советской делегации в работе III Международного конгресса социологов (1956 г.);
3) проведение в Москве в сентябре 1957 г. Международного совещания социологов по вопросу о мирном сосуществовании. В совещании приняли участие крупнейшие социологи мира (Ф. Арон, Ж. Фридман, А. Холландер, Э. Хьюз, Х. Шельски, Т. Боттомор);
4) публикация статьи Юргена Кучинского в журнале «Вопросы философии» (1957). Где впервые был поставлен вопрос о самостоятельности социологического знания;
5) создание Президиумом АН СССР в соответствии с постановлением Комиссии ЦК КПСС по вопросам идеологии, культуры и международных связей (от 11 февраля 1958 г.) Советской Социологической Ассоциации (пред. Ю. Францев, зам. Г. Осипов);
6) организация в Институте философии АН СССР первого в стране социологического подразделения под названием «Сектор новых форм труда и быта» (1960 г., зав. Г. Осипов); создание в том же году в Ленинградском государственном университете первой в стране социологической лаборатории (рук. В. Ядов);
7) проведение по инициативе «Комсомольской правды» (Б. Грушин и др.) опросов общественного мнения;
8) обсуждение проблем социологии и социологического исследования общественных процессов в журнале «Проблемы мира и социализма» по инициативе А. Соболева (1961 г.);
9) постановка в докладе секретаря ЦК КПСС Л. Ильичева на Президиуме АН СССР вопроса о праве социологии на гражданство (1963 г.);
10) решение Президиума АН СССР (1966 г.) о преобразовании Сектора новых форм труда и быта в Отдел конкретных социологических исследований Института философии АН СССР, о создании Научного Совета по проблемам конкретных социологических исследований при Президиуме АН СССР (пред. А. Румянцев, зам. Г. Осипов).
Парадоксальная ситуация 1960-х гг. заключалась в том, что социологические исследования все же получили, хотя и крайне ограниченные, права гражданства, а социология как наука – нет. Отсюда в научный обиход социология была введена как наука, занимающаяся конкретными социологическими (социальными) исследованиями. Причем, чтобы сохранить за собой право проводить социологические исследования, социологи должны были главный акцент делать на позитивных аспектах социального развития страны и игнорировать аспекты негативные. Именно поэтому многие работы ученых, опубликованные в те годы и вплоть до последних лет тотального идеологического контроля в науке, имели односторонний характер.
Значительная часть первичной социальной информации осталась в архивах. Многие тревожные сигналы социологов: о нарастании отчуждения труда, об отчуждении власти от народа, о разрушении природы, о развитии националистических тенденций и другие, не только не принимались, но и осуждались, а их инициаторы подвергались как административным, так и партийным взысканиям. Более того, многие научные понятия, например, «социальная экология», «социальная статистика», «социология труда», «социология семьи», «социология религии», «социология культуры» и многие другие оказались под запретом.
В середине 60-х гг. XX века начинают появляться первые крупные труды С. Струмилина, Г. Пруденского, А. Харчева, обобщающие итоги конкретных социологических исследований. Стали издаваться примерно раз в три-четыре года обобщающие труды по итогам развития отечественной социологии: «Социология в СССР» (в 2 т.), «Социология и идеология», «Марксистская социология сегодня», «Социология и современность» (в 2 т.), «Социология и социальное развитие», «Теория социального развития», «Советская социология» (в 2 т.) и др .
В 1968 г. был организован Институт конкретных социальных исследований (возглавили А. Румянцев, Г. Осипов, Ф. Бурлацкий). В 1972 году он был переименован в институт социологических исследований (ИСИ АН СССР), а с 1988 г. – в институт социологии (ИС АН СССР, затем ИС РАН). Институтом были созданы серьезные научные труды, среди них: «Рабочая книга социолога» (1977); «Теория и практика социологических исследований в СССР» (1979); «Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях» (1979); «История буржуазной социологии XIX- начала XX века» (1979); «История буржуазной социологии первой половины XX» (1979) и многие другие.
Однако процесс вмешательства партийного руководства в процесс научных исследований продолжался. Партийной верхушке социология как наука была не нужна, более того, она вступала в конфликт с идеологизированным видением мира. Не раз коллектив института обвинялся в насаждении буржуазных теоретических концепций и взглядов. К концу 60-х гг. XX века многие ведущие специалисты-социологи были поставлены перед выбором: либо во избежание репрессий уйти из Института, либо подвергнуться гонениям и унижениям.
Серьезной критике со стороны партийного руководства был подвергнут Институт на Пленуме ЦК КПСС. Генеральный секретарь ЦК КПСС К. Черненко поставил вопрос о создании на базе Института социологических исследований Центра опроса общественного мнения. Это практически следовало рассматривать как решение об упразднении Института социологии.
Трансформация советского, а затем и российского общества, начавшаяся с перестройкой в середине 80-х гг. XX века, способствовала процессу институционализации социологии. Еще до середины 80-х гг. XX века именно социологи начали новое теоретическое осмысление социального мира, связанное с ломкой старых стереотипов мышления, с решительным отказом от теории «экономического детерминизма» и «технократической» практикой, ориентированной на производство, а не на потребителя, на количество, а не на качество, на вал, а не на человека
В силу специфических советских условий, когда без партийного решения в стране не делалось ничего, социология была институционализирована именно Постановлением Политбюро ЦК КПСС (1988 г.) «О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых проблем советского общества». Институционализация социологии явилась предпоследним этапом партийного руководства этой наукой.
В конце 80-х начале 90-х гг. XX века в Институте социологии АН СССР сложилось две различные концепции переустройства и реформирования СССР и России. Единственно общим у этих концепций было то, что та и другая обосновывали объективную необходимость радикального реформирования советского, в том числе российского, общества. Но видение и способы этого реформирования представлялись диаметрально противоположными.
Первая концепция исходила из необходимости полного разрушения всего того, что было создано в период руководства КПСС, всемерного расшатывания социальной стабильности и социального порядка. Эта концепция имела реальные основания, так как замедление темпов разрушения системы управления советским обществом несло потенциальную угрозу партократического реванша. Форсирование разрушение было чревато непредсказуемыми последствиями для общества, государства и человека, что и подтвердилось впоследствии.
Вторая концепция исходила из того, что важнейшим социальным индикатором реформирования должен быть реальный человек, что реформирование должно быть представлено в человеческом измерении, осуществляться не за счет человека, а ради него. Согласно этой концепции, все реформы реакционны, если при их осуществлении социально, морально и физически деградирует человек, и распадаются социальные связи. Именно поэтому реформирование должно опираться на четкие правовые основы, любая реформа должна оцениваться с точки зрения ее социальных последствий для человека и общества. Недостаток этой концепции заключался в том, что потеря темпов реформирования, его осуществление эволюционным путем, могли закончиться победой партократии.
Итогом двух предложенных концепций стало создание двух социологических академических институтов, представляющих два направления. Различных по характеру и содержанию видения российской действительности, две школы в социологии. Это важное демократическое решение в области науки. Вместо силового подавления – два различных видения социального мира получили права гражданства.
За последние пятнадцать лет российская социология стала одним из главных источников получения социального знания. Институционализация социологии предопределила стандартизацию областей исследования:
Институционализация социологии способствовала профессионализации социологии, унификации технического языка и понятийного аппарата социологической науки, восстановлению отечественной теоретической традиции, математизации исследований и формированию понимания того, что только наука является источником социального познания.
В стране сложилась широкая сеть научных учреждений, включающая более 400 научных центров, отделов и групп, ведущих социологические исследования в округах, областях, районах и городах. В структуре Российской академии наук успешно функционируют два института социологического профиля – Институт социологии (ИС РАН) и Институт социально-политических исследований (ИСПИ РАН), а также ряд других научных подразделений и центров. Учреждена премия за научную разработку и решение проблем в области социологии имени М.М. Ковалевского.
Высоко оценивается деятельность социологических сообществ и ассоциаций, в том числе Российского общества социологов, Общества социологов и демографов, Социологического общества им. М. Ковалевского. Общества профессиональных социологов, Евразийской социологической Ассоциации и других.
Созданы реальные условия для публикации научных трудов социологов. Им предоставлены страницы более 20 социологических журналов:
«Социологические исследования»,
«Социология»,
«Личность. Культура. Общество»,
«Социология и социальная антропология» и др.
В настоящее время четко обозначилась тенденция омоложения социологической науки. В социологическую деятельность и в руководство социологической наукой включается прекрасно образованная молодежь. Происходит смена поколений в сфере социологического знания.
Питирима Александровича Сорокина. Биографические данные. Идейно-теоретические истоки творчества
На первом этапе развития взглядов П.А. Сорокина на него оказали влияние взгляды народников: Н.К. Михайловский, П.А. Лавров, П.А. Кропоткин – стремление объяснить социальные механизмы с помощью теории факторов; особым вниманием к биологическому фактору, роли личности в истории.
Следует также отметить, что становление взглядов П.А. Сорокина происходило под сильным влиянием правовой науки конца XIX – начала XX в., своим развитием подготовившей переход к ряду социологических концепций современности. Наиболее выдающимся ее представителем явился Л.И. Петражицкий, которого, много лет спустя, П.А. Сорокин назовет «величайшим исследователем права XX в.». Будучи студентом Петербургского университета, Питирим Сорокин специализировался по кафедре уголовного права и являлся внимательным слушателем лекций Л.И. Петражицкого.
Другим направлением идейного влияния на Сорокина явились взгляды М.М. Ковалевского. Большое впечатление производила на него и личность М.М. Ковалевского, его эрудиция, широкий круг научных и культурных связей с выдающимися людьми своего времени. В качестве секретаря М.М. Ковалевского П.А. Сорокин имел возможность познакомиться с идеями выдающихся западных социологов своего времени: Г. Тарда, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М. Вебера и др.
Определенное влияние на П.А. Сорокина оказало учение лидера неопозитивистов Е.В. де Роберти, которого он признавал «одним из крупнейших мыслителей», во всяком случае, одним из социологов «первого разряда». Идея о специфике объекта социологии, психики и культуры как результата взаимодействия людей и, наконец, сама идея взаимодействия людей как основы общественной структуры были восприняты П.А. Сорокиным у Е.В. де Роберти и нашли выражение в его итоговой социологической концепции.
Большой материал для П.А. Сорокина дала его непосредственная социальная практика, события начала века: первая мировая война, революции.
Питирим Александрович Сорокин (1889-1969) родился в январе 1889 года в деревне Турье, Ярсенского уезда, Вологодской губернии. Отец был русским, ремесленником, мать – коми, крестьянка. Питиримом его окрестили в честь святого Питирима, чей праздник приходится на январь. Сам научился грамоте. Окончил сельскую школу, затем церковно-учительскую школу. В 1905 году вступил в партию социалистов-революционеров. В 1906 году был арестован. Просидел полгода в тюрьме в п. Кинешме. После освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1909 году сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и поступил в Психоневрологический институт, где была единственная в стране кафедра социологии. Этой науке он хочет посвятить свою жизнь.
С 1910 г. начал печататься в научных журналах, таких, как «Вестник Знания», «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма». В 1910 г. П.А. Сорокину было сделано предложение стать по совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом институте Лесгафта. Это был беспрецедентный случай в истории высшей школы, когда студент был лектором. Он читает лекции о предмете социологии и делает обзор основных концепций эволюции и прогресса. В этом же году П. Сорокин перешел на юридический факультет столичного университета, где знакомиться с Л.И. Петражицким, М.И. Туган-Барановским и др. За время учебы он публикует оригинальную монографию «Преступление и кара, подвиг и награда», которая обратила на себя внимание как русской, так и европейской науки. Всего за годы учебы он опубликовал 55 работ.
1917 год – П.А. Сорокин – приват-доцент в психоневрологическом институте. Им была написана целая серия политических очерков:
«Анатомия национальностей и единство государства»,
«Формы правления»,
«Проблемы социального равенства»,
«Основы будущего мира» и др.
Одновременно П.А. Сорокин принимает активное участие в процессах институционализации русской социологии: преподает курс общей социологии по специальной программе в Психоневрологическом институте, Институте Лесгафта, создает и входит в бюро «Русского социологического общества им. М.М. Ковалевского».
1918 год – самый бурный год в жизни П.А. Сорокина. После ареста в январе 1918 г. он провел около трех месяцев в Петропавловской тюрьме. После освобождения, как член Учредительного собрания и Союза возрождения России, отправился с антибольшевистской миссией в Великий Устюг, Вологду и Архангельск. После провала миссии скрывался в Северо-Двинских лесах. После этого П.А. Сорокин сдался властям. В итоге – тюрьма и угроза расстрела, от которого его спасает статья В.И. Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина»; в ней разъясняется читателям «Правды» значение опубликованных там же признаний П.А. Сорокина о банкротстве политики эсеров и желании посвятить себя науке и народному образованию.
После Февральской революции П.А. Сорокин преподает социологию в различных научно-учебных учреждениях той поры. В 1920 г. избирается руководителем кафедры общей социологии на факультете общественных наук Петроградского университета. В 1922 году опубликована его работа «Система социологии», которая была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации. Тайным голосованием ученый Совет признал П.А. Сорокина заслуживающим степени доктора социологии. Он становится первым в истории русской науки доктором социологии. К моменту защиты им было опубликовано уже 126 работ. Многие из них были направлены против советской власти и марксистской теории. Ему, как и многим профессорам, запрещают преподавательскую деятельность. Под давлением большевистских властей в сентябре 1922 года П.А. Сорокин был выслан из России.
П.А. Сорокину понадобилось менее года для культурной и языковой акклиматизации и уже летним семестром 1924 года он приступает к чтению лекций в Минисотском университете. В 1924 году выходит его первая печатная книга «Листки из русского дневника», описывающая и анализирующая российские события 1917-1922 гг. В 1925 году выходит в свет его «Социология революции», а в 1927 г. – «Социальная мобильность», затем - «Современные социологические теории» (1928), «Основания городской и сельской социологии» (1929). В 1930 году знаменитый Гарвардский университет предлагает П.А. Сорокину возглавить учрежденный социологический факультет. В университете П.А. Сорокин проработал до 1956 года. В 1964 году в знак признания заслуг ученого, 75-летнего П.А. Сорокина избирают председателем Американской социологической Ассоциации.
Питирим Александрович Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки. На Западе он давно признан как один из классиков социологии XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом, М. Вебером.
Творческую деятельность Питирима Александровича Сорокина принято разграничивать на два периода – русский (с начала 10-х по 1922 г.) и американский. К началу 60-х годов П.А. Сорокин уже около сорока лет был «американским социологом», прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира.
Свое представление о месте, предмете, задачах, принципах социологии П.А. Сорокин изложил в работе «Система социологии» (1920 г.).
Основные задачи социологии по П.А. Сорокину состоят в том, чтобы изучать:
1) строение и состав общества,
2) данные в нем процессы или его жизнедеятельности,
3) происхождение и развитие общества и общественной жизни.
В «Системе социологии» П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать «объективную социологию»:
освобождение социологии от нормативизма и идеологии («Хорошо проверенная статистическая диаграмма стоит любого «социально-философского трактата»);
использование объективных методов («измерение и качественные процедуры получения добротного фактического материала»);
вместо теорий единого решающего фактора должен занять методологический плюрализм и системный подход (замена понятия «фактор» понятием «функция»).
П.А. Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую.
Задача теоретической социологии – определение и описание общества, анализ процессов взаимодействия, формулировка основных социальных законов, история социологической мысли.
Теоретическая социология подразделяется на три части:
социальная аналитика изучает строение, как простейших социальных явлений, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений;
социальная механика изучает процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется.
социальная генетика изучает исторически тенденции в развитии общественной жизни людей.
Задача практической социологии – изучать явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного. Социология практическая включает в себя социальную политику. «Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям», – писал П.А. Сорокин.