Проблемы обществоведения освещались преимущественно с помощью средств художественной литературы и публицистики, что послужило поводом для выделения в истории русской социологии «публицистического» периода.
Большое влияние на социологию оказало формирование двух широко мировоззренческих ориентаций: западничества и славянофильства.
Главной особенностью начального этапа социологии России было почти одновременное зарождение двух течений, складывавшихся на основе идей, перенесенных на российскую почву с Запада, - позитивизма и марксизма.
Реформа 1861 г. оказала влияние на всю социальную мысль: возрастает интерес к теоретическим проблемам правоведения, к разработке форм самоуправления, к исследованию межгрупповых и межсословных отношений.
Однозначно-негативное восприятие социологии со стороны официальных властей. Термин «социология» не приято было использовать в преподавании этой дисциплины, поэтому подыскивались разного рода синонимы, что позволяло избежать запрета властей на введение в программы учебных заведений этой дисциплины.
Одной из характерных особенностей социологии России был односторонний характер ее связи с наукой Запада (изоляция).
На развитие русской социологии огромное влияние оказала идея социализма, получившая в России особое звучание и оригинальное развитие.
Российская социологическая мысль была тесно связана с движениями радикального переустройства общества.
Отсутствие в русской социологии школы (учитель – ученик), русская социология как арена индивидуальных творческих усилий.
Являясь первоначально «импортным продуктом», русская социология произвела людей, которые шли наряду (подчас опережая) с мыслителями Европы и США.
Проблематика исследований
Рассматривался вопрос о предмете социологии, о ее принципах, методах, понятийных средствах, о взаимоотношениях социологии с другими науками, особенно с психологией. К началу XX в. устанавливается единое понимание предмета социологии как особого рода синтетического знания, призванного определять причины и ход прогресса человечества (конгресс Международного социологического института – 1912 г.). В то же время в определении предмета социологии не было достигнуто взаимопонимания: одни видели в ней науку об особом объекте, который не изучается ни одной другой наукой; другие – особую форму синтеза и систематизации результатов специальных наук об обществе; третьи – форму знания об общих свойствах социальных явлений.
Особое место в русской социологии занимает тема интеллигенции. Она традиционно разрабатывалась всеми поколениями социологов разных направлений. Учение П.Л. Лаврова о «критически мыслящей личности» явилось первой развитой формой самосознания русской интеллигенции. Появляется аспект, связанный с взаимоотношениями интеллигенции с другими группами и слоями общества, что способствовало изучению социологами разных направлений классовых отношений, выяснению их природы и их роли в истории.
На рубеже столетий наблюдается заметное повышение интереса к политической истории. Крупный блок проблем был связан с исследованием природы и институтов власти. Анализу подвергались история права, сущность бюрократии, виды государственного устройства и другие явления и состояния общественного порядка, имевшие место в истории разных обществ. В фокусе социологических исследований оказались явления солидарности (интеграции) социальных групп, состояния конфликта (борьбы) между ними (М.М. Ковалевский, Л.И. Петражицкий).
Задолго до начала первой мировой войны социологи обращаются к проблемам войны и мира, которые затем, на более позднем этапе, уже в период начавшейся войны и после ее окончания, найдут серьезное продолжение в творчестве П.А. Сорокина.
Одной из наиболее широко обсуждаемых на рубеже столетий становится тема социального прогресса. Ей был специально посвящен том сборника «Новые идеи в социологии» (1913). Закономерно, что стремление найти «формулу прогресса» выдвинуло в центр социологии проблемы социального поведения, социальной мотивации и социальной структуры. Этим определяется обращение исследователей к закономерностям социально-психологического взаимодействия, к проблеме «личность и группа» и т.п. Более того, психологическое направление выступило ведущим в российской социологии, во многом определив ее своеобразие.
Тесно связано с этой областью исследований стало повышение интереса к проблемам философии истории, исторического мировоззрения, теории социального процесса, вопросу о путях развития исторической науки.
В последнее десятилетие XIX в. начинается разработка историко-культурной проблематики, что способствовало формированию новой дисциплины – исторической социологии.