При рассмотрении этого вопроса следует обратить внимание на то, что русская мысль формировалась первоначально как философия истории, особенно в первой половине XIX века. К середине этого века на передний план выдвинулись социальные теории, в которых переплетались элементы социально-философские и социологические. И только в начале XX века появились уже чисто социологические теории. Однако и в последнем случае наблюдается постоянный взаимопереход социальной философии и социологии.
Первый этап – 1860-1890-е годы – как и на Западе, социология в России возникает в лоне позитивистской доктрины. Социологические идеи проникли в русскую интеллектуальную среду спустя два десятилетия после опубликования во Франции знаменитого труда Огюста Конта «Курс позитивной философии». На рубеже 60-70-х годов XIX века появляются первые собственно социологические работы П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского, написанные в русле позитивизма. Обозначились первые итоги методологической дискуссии о статусе новой науки, появились публикации, четко зафиксировавшие рождение двух противоположных направлений – объективного и субъективного.
У истоков новой науки стояли Г.Н. Вырубов, П.Л. Лавров. Е.В. де Роберти, Н.К. Михайловский, С.Н. Южаков, П.Ф. Лилиенфельд, А.И. Стронин.
На этом этапе сложился целый ряд школ и направлений социологической ориентации:
натуралистическая социология в различных ее формах (Н.Я. Данилевский, А.И. Стронин, Л.И. Мечников и др.);
психологические направления(П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев, Е.В. де Роберти и др.);
школа М.М. Ковалевского;
экономический материализм Г.В. Плеханова.
Второй этап – 1890-1900-е годы – кризис позитивистских принципов социального познания. На передний план выходит анализ философских предпосылок социологического познания. Ведущей социологической школой становится неокантианство (Б.А. Кистяковский, Л.И. Петражицкий и др.). Утверждается экономический материализм (или марксистская социология) в двух вариантах: ортодоксальный марксизм (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов-Ленин) и неортодоксальный, «легальный» (П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский), весьма близкий с точки зрения методологии к неокантианству.
Российская социология, благодаря деятельности М.М. Ковалевского и Е.В. де Роберти, выходит на международную арену, причем на равных. Российские социологи активно участвуют в работе Международного института социологии, конгрессы которого собирались раз в три года. Три российских социолога (П.Ф. Лилиенфельд, М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин) избирались президентами института.
В 1901 году М.М. Ковалевский и Е.В. де Роберти создали в Париже Русскую высшую школу общественных наук, где обязательным предметом была социология. Школа по праву была оценена как первая модель российского социологического факультета, причем не имеющая аналогов в мире. В 1908 году по личному разрешению Николая II в Петербурге был открыт частный психоневрологический институт во главе с академиком В.М. Бехтеревым с первой российской социологической кафедрой, которую возглавляли М.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти, позднее – П.А. Сорокин и К.М. Тахтарев. Кафедра подготовила четыре выпуска сборника «Новые идеи в социологии».
Третий этап – 10-20-е годы XX века насильственно прерванный внутри страны в 1922 г. Это период, когда социология четко определяет свой предмет и самое себя как общую теорию социального, из чего вытекает снятие антиномии объективизма и субъективизма.
Ведущей в социологии становится неопозитивистская ориентация (П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев, А.С. Звоницкая). Одновременно оформляется своеобразная христианская социология в русле религиозной философии (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк). В рамках ортодоксального марксизма, с одной стороны, усиливается вульгаризация и политизация социальной теории (В.И. Ульянов-Ленин), а с другой, выделяется направление, стремящееся соединить марксистские идеи с современной наукой (А.А. Богданов).
Нарастает процесс институционализации социологии: в 1912 г. открыта социологическая секция при историческом факультете Петербургского университета; в 1916 г. учреждается русское социологическое общество им. М.М. Ковалевского; в 1917 г. вводится ученая степень по социологии, образуются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах; в 1920 г. в Петроградском университете открывается первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с П.А. Сорокиным.
Однако утверждавшаяся в стране после октября 1917 г. тоталитарная система не нуждалась в социологической науке, тем более «буржуазной». С «критикой» П.А. Сорокина выступил сам лидер нового режима В.И. Ульянов. Итогом стала высылка ведущих ученых-обществоведов за пределы страны и полный разгром российской социологической науки.