v Ученые единогласны в том, что сбор Закята по справедливости, расходования его по праву, а также оберегание его от посягательства, является обязанностью власти.
Доводом тому служит слова Аллаха: «(Это) те, которые, когда Мы им даем на земле власть и авторитет, совершают молитву, дают закят, повелевают добром и отвращают от беззакония». Хадж: 41.
Это то, чему придерживались Пророк и его преемники после него.
v Если власть не исполняет свою роль в качестве закято-распорядителя, то следует учредить организацию или какое либо учреждение, или сообщество, или комитеты, которые бы занялись этой обязанностью так, чтобы это было под надзором государства. Так как эти учреждения будут более искусно и квалифицированнее развивать источники Закята и тратить его на законные мероприятия, чем отдельные частные лица
v Даже если государство или организации будут распоряжаться Закятом, собирать его и распределять по законным объектам, не исключается отделения какой-то части Закята для закято-плательщика, чтобы он смог распоряжаться с ним сам (распределять его между своими родственниками и соседями, которые заслуживают Закят). Эта часть не должна превышать 25% от выплачиваемой суммы.
v Мусульмане должны сотрудничать в этой сфере деятельности, поддерживать эту системную работу, так как она является основой для возрождения обязательных предписаний как Закят. Также необходимо создавать нормы обязательного характера, которые могли бы регулировать этот процесс.
v Если упомянутые закято-распорядительные организация отсутствуют, то мусульманину следует, как можно усерднее постараться доставить Закят на места его назначения (т.е. распределить его по установленным объектам).
(3 – 4) – Современные учреждения по Закяту.
В исламском мире имеются множество организаций, которые занимаются Закятом.
Вот некоторые из них:
v Государственные учреждения по Закяту: как обстоит дело в Саудовской Аравии, Судане, в Ливии и в Иране. В этих государствах сбор Закята производится принудительно, согласно закону.
v Организация по Закяту (полунезависимые организация) имеют свой отдельный бюджет, с точки зрения источников и расходов дохода, а также поддерживаются государством и действуют под ее надзором, как обстоит дело в Кувейте, Катаре и в Бахрейне. Здесь сбор Закята производится на добровольной основе.
v Сообщества и независимые гуманитарные организация, у которых имеется независимый бюджет из сбора Закята, и действуют под надзором государства. В их деятельность входит сбор Закята от отдельных лиц, предприятий и компаний, и распределения его по предназначенным объектам. Уплата Закята проходит добровольно.
v Комитеты по Закяту, которые расквартированы в мечетях, учреждениях, компаниях и т.п. В компетенцию этих комитетов входит сбор и распределение Закята. Уплата происходит добровольно, и они должны быть всячески поддержаны.
v Вышеупомянутые современные организация по Закяту должны пользоваться полной независимостью в своих доходах и расходах и подчинятся только правовому (шариатскому) и финансовому надзору со стороны людей компетентных и заслуживающих доверия.
v Мы питаем надежду, что сотрудничество, координация и взаимопомощь не будут чужды этим организациям по Закяту на местном, региональном и международном уровне во имя достижения цели предписанного Закята.
Четвертый раздел
Нормы и расчеты Закята Аль-Фитр (разговенье)
Значение Закята Аль-Фитр
v Закят Аль-Фитр - это милостыня, которая становится обязательным в день разговенья по завершению месяца Рамадан. Выплата Закята Аль-Фитр является обязанностью каждого мусульманина, будь он отдельной личностью, рабом, свободным, мужчиной, женщиной, ребенком или стариком.
v Закат Аль-Фитр - это очищение для постящегося от грехов злословия и пустословия. Его также называют: «милостыня Аль-Фитр», или «милостыня Рамадана» или «Закят за душу, человека».
(4 – 2) – Юридическое обоснование и мудрость Закята Аль-Фитр.
Закят Аль-Фитр был предписать во втором году хиджри. Он является обязательным по мнению большинства ученых – правоведов. Некоторые ученые утверждают, что он входит категорию устойчивой сунны (сунна муаккада). Доказательством его обязательности является Аят из Корана: «И тех, в имуществе которых есть доля. Для просящего и бедного». Мааридж: 24-25.
Также как Закят Аль-Фитр является неотъемлемым правом бедных в имуществе богатого в месяц Рамадан.
v Имеются много хадисов Пророка, подтверждающие обязательность Заката Аль-Фитр.
Ибн Аббас говорит: «Пророк обязал закят Аль-Фитр, как очищение для постящегося от грехов сквернословия и пустословия, и как в качестве пропитания для бедных. Для того, кто его уплатит до праздничного намаза, то это одобряемый закят, а тот, кто уплатит его после намаза, то это милостыня из милостынь».