Юридическое пособие
По исчислению Закята.
Как осуществить расчет Закята
деньги, капитал, инвестиции, заработок, счета, депозиты,
коммерция, производство, фермерство, земледелие.
Разработано д. Х.Х Шахата
Профессором университета Аль-Азхар
Членом всемирной организации по изучению и разрешению правовых вопросов, возникающих вокруг Закята.
Авторизованный перевода
Ибрагима Теси Чеченского.
(Издание второе, дополненное, проверенное).
Аяты из священного Корана и изречения Пророка об
обязательности Закята:
Аллах (Свят Он и Велик) сказал:
«Бери из имущества их милостыню, чтобы очистить их и снять с них грехи их. Молись за них, ибо молитвы твои дадут им покой. Аллах слышит и знает все».
Ат-тавба: 103
«Объяви тяжкое наказание тем, которые копят золото и серебро и не тратят их на пути Аллаха»
Ат-тавба: 34
Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует), отправляя Муаза в Йемен, говорил ему:
«……… и доведи до них, что Аллах обязал их платить закят (милостыню), которая берется у богатых и возвращается бедным ………». Передали Бухарий и Муслим.
«Как только они отказывались платить закят, Аллах отказывал им в ниспослании дождя, и если бы не животные, они бы лишились дождя навсегда». Передал Ибн Маджа.
Введение
Закят – обязательное предписание Ислама, один из его столпов, выражение покорности и поклонения Всевышнему Аллаху, основа социальной солидарности, база экономического развития и один из источников финансирования жизненно необходимых сфер существования исламской уммы.
В связи с тем, что появились совершенно новые виды капиталовложений и технологий предпринимательской деятельности, которые не имели места быть в период становления исламской государственности, необходимо подробно изучить и переосмыслить, как в создавшемся положении, правильно и адекватно сформулировать определение Закята и осуществить его расчет.
В подобном определении нуждаются такие актуальные виды деятельностей как: инвестиции в виде акций; векселя, чеки; банковские сберегательные счета; облигации; производственные инвестиции; инвестиции в недвижимость, в фермерство, в добычу меда, в ловлю рыбы, в скотоводство, в добычу молочных продуктов; инвестиции в сферу медицины, образования, информации и т.п.
Поэтому считаем в этой книге уместным подвергнуть к изучению и изложению вопросы, касающихся условий расчета и извлечения Закята с этих видов деятельности.
Разделы книги
Данная работа состоит из четырех основных разделов:
· Определения юридическо-правовых положений Закята (нормы Закята)
· Схемы и методы расчета Закята с капитала и различного рода предприятий (расчет Закята)
· Форма раздачи и распределения Закята по установленному Шариатом принципу закято-распределения в соответствии с современной практикой (категории объектов закято-распределения, раздачи).
· Форма расчета Закят Аль-Фитр.
В конце этой книги мы привели некоторые интересующие людей вопросы и ответы относительно норм расчета Закята (актуальные вопросы вокруг Закята).
В процессе разработки этого материала мы основывались на наиболее выдающиеся и авторитетные мнения ученых-правоведов и на фетвы, изданных правовой академией и всемирной организацией по изучению и разрешению правовых вопросов, возникающих вокруг Закята.
Мы приложили все усилия на упрощение и доходчивое изложение этой книги, чтобы все без исключения мусульмане могли пользоваться его благами.
Мы молим Аллаха, чтобы Он направил наши намерения и сделал их чистыми.
О, Аллах прими от нас! Воистину, Ты слышащий, знающий.
Прими наше покаяние! Воистину, Ты прощающий, милосердный.
Автор д.Хусайн Шахата
Профессор при университет Аь-Азхар
Зуль-киада 1423 г.
Январь 2003 г.
Первый Раздел
Правовая норма Закята
(1 – 1) – Значение и смысл Закята.
v Закят – это акт очищения, освящения и благоустройства своего имущества.
Всевышний Аллах сказал: «Бери из имущества их милостыню, чтобы очистить их и снять с них грехи их. И молись за них, ибо молитвы твои дадут им покой. Аллах Слышащий, Знающий». Ат-тавба:103.
v Закят с юридической точки зрения определяется, как извлечения определенной части из своего имущества в пользу тех, кто его заслуживает, в знак поклонения и смирения перед Аллахом. Также как Закят – это и очищения души, имущества и общества.
v В некоторых случаях его называют милостыней. Закят – это милостыня, но не всякая милостыня это Закят, так как Закят – это нормативно обязательная милостыня.
v Закят принято подразделять на два вида:
- Закят с имущества: он извлекается с имущества в соответствии условиям его предписания.
- Закят Аль-Фитр: это обязательная форма Закята, предписанная в месяце Рамадан. Иногда его называют Закят Аль-абдан (Закят с каждого человека) или Садака Аль-Фитр (милостыня в день разговенья).
Правовая норма и мудрость Закята.
v Закят – обязательное предписание, установленное и закрепленное Кораном и Сунной, и подтвержденное (на основе общего согласия) консенсусом ученых-правоведов.
Подтверждением из Корана, что Закят это обязательное предписание, являются слова Всевышнего Аллаха: «Бери из имущества их милостыню (Закят), чтобы очистить их и снять с них грехи их. Молись за них, ибо молитвы твои дадут им покой. Аллах слышит и знает все». Ат-тавба: 103
«Поистине, Садака (закят) только для бедных, нуждающихся и тех, кто этим (сбором Закята) занят, и тех, чьи сердца надо привлечь, и для освобождения рабов и должников, и для дела (Джихада) Аллаха, и для путников. Так велик Аллах, а Аллах – всезнающий, мудрый». Сура Ат-Тавба: 60
«Объяви тяжкое наказание тем, которые копят золото и серебро и не тратят их на пути Аллаха». Ат-тавба: 34
v Подтверждением из Сунны Посланника являются его слова, сказанные им Муазу, отправляя его в Йемен наставником и наместником:
«и доведи до них, что Аллах обязал их платить закят, которая взимается с богатых и возвращается бедным». Передал Ахмад.
v Исламские ученые-правоведы всей эпохи (ранней и поздней) без исключения подтвердили обязательность предписания Закята.
Закят является одним из столпов Ислама, и поэтому, каждый, кто принимает Ислам, обязан засвидетельствовать об его обязательности.
Всевышний Аллах говорит: «Но если они раскаются, станут исполнять молитву и давать закят, то оставьте их в покое». Ат-Тавба: 5.
«Горе тем, которые придают Ему сотоварищей; которые не подают закят». Фуссилат: 6-7.
Посланник Аллаха говорит: «Ислам основан на пяти столпах: свидетельствования, что нет бога, кроме Аллаха и Мухаммед его посланник; совершение молитвы (намаза); исполнения закята; соблюдение поста; совершение хаджа, если ему позволяют возможности». Хадис Согласованный.
v Закят – это неотъемлемое право бедных и неимущих, которое они заслуживают согласно словам Аллаха: «и тех, в имуществе которых есть доля. Для просящего и бедного». Мааридж: 24,25.
v Также Закят является обязательным долгом богатых перед бедными и неимущими. Закят не входит в категорию добровольной милостыни и не является подачкой или любезностью со стороны богатых по отношению к бедным. Так как богатые получают награду от Аллаха и заслуживают Его благосклонность за счет того, что они (во исполнения своих обязательств перед Аллахом) выплачивают Закят бедным и неимущим.
v Ученые-правоведы, так же как и ученые других областей науки, много высказывались по поводу того, какую мудрость составляет Закят, и какую пользу он приносит мусульманам? Обобщенно эти высказывания сводятся к таким определениям мудростей Закята, как: духовное и нравственное воспитание, гарантия социального обеспечения, участие в развитие экономики и сохранения политической добродетели между мусульманами.
v Для более подробного ознакомления с данной тематикой можно обратиться к первой части работы «фик’х аз-Закят-нармы закята» д. Юсуфа аль-Кардавия и к первому разделу нашей работы «современная практика закята».
Общие положения Закята.
Общие положения Закята с имущества, регулируются совокупностью определенных норм, принятых и сформулированных на базе принципов исламского права и правосознания.
Вот наиболее значимые из этих норм:
v Закят - это обязательное предписание наравне с Намазом, которое приводится вместе с ним в более чем 83 местах Священного Корана.
Посланник Аллаха говорит: «Ислам основан на пяти столпах: свидетельствования, что нет бога, кроме Аллаха и Мухаммед его посланник; совершение молитвы (намаза); исполнения закята; соблюдение поста; совершение хаджа, если ему позволяют возможности». Согласованный.
v Закят – вид поклонение, проявляющийся в виде уплаты (в пользу бедных) части своего имущества, с которым мусульманин ищет себе благосклонность Аллаха и изъявляет Ему свое восхваление за Его щедрость и пропитание. И поэтому, выплачивая Закят, следует воспроизвести чистое намерение и уплатить Закят с выражением искренней покорности Аллаху.
v Закят – это извлечение и выплата определенной части с определенного вида имущества.
Всевышний Аллах говорит: «и тех, в имуществе которых есть доля. Для просящего и бедного». Мааридж: 24,25.
И поэтому, Закят не является милостыней, подачкой или любезностью со стороны богатых по отношению к бедным.
Ученые-правоведы в понятной форме установили обобщенные юридические принципы и определенные правовые рамки, четко формирующие порядок и систему правильной и квалифицированной выплаты Закята.
v Закят – ежегодно обязательное предписание, выплата которого осуществляется по истечению годичного срока, т.е. раз на конец каждого года, за исключением Закята с сельскохозяйственной продукции (урожая посевных и фруктов) и найденного клада, драгоценных металлов и камней.
v Закят имеет конкретные категории объектов, – по которым следует его распределять, раздавать и расходовать, - которые получили свое нормативное закрепления в словах Аллаха: «Поистине, Садака (закят) только для бедных, нуждающихся и тех, кто этим занят, и тех, чьи сердца надо привлечь, и для освобождения рабов и должников, и для дела Аллаха, и для путников. Так велик Аллах, а Аллах – всезнающий, мудрый». Сура Ат-Тавба: 60.
v Закят – безотлагательное предписание, которое не подлежит откладыванию или отсрочиванию. Так как Закят это долг мусульманина пред Аллахом, и если даже он умрет, не выплатив его в срок, необходимо чтобы его наследники (до его погребения) погасили Закят за счет его наследства, перед тем, как оно будет распределено между наследниками.
v Закят – не имеет двойного действия (силы), т.е. не выплачивается дважды за один год (или срок) с одного и того же имущества.
v Недопустимы ухищрения или уловки, пытаясь избежать выплаты Закята. Потому что Закят, в первую очередь, вид поклонения, необходимым элементом которого является чистое намерение и неподдельная преданность.
Посланник Аллахасказал: «Кто выплатит его в надежде на воздаяние, тот будет вознагражден Аллахом, а кто откажется от его выплаты, не желая поступиться своим имуществом, с того мы взыщем причитающийся с него закят и половину (или часть) его имущества в придачу, - во славу и во имя исполнения воли Аллаха. И ничто из Закята не полагается Мухаммаду и Его семье».
Передал Ахмад.