Еда – это то, с чего начинается наша жизнь, то чем она поддерживается и едим мы вплоть до своего ухода из этого тела. Все знают 4 базовых потребности тела (еда, сон, секс и самозащита), удовлетворение которых для нас нечто само собой разумеющееся. Все также знают, что «голод не тетка», т.е. потребность в еде – это наша самая основная потребность, даже потребность в сексе уходит на 2 план, когда мы сильно голодны. Аюрведа говорит, что наше состояние сознания во время приема пищи отпечатывается в нем и, соответственно, будет влиять на всю нашу жизнь. Наше сознание наиболее открыто к каким-то воздействиям в 2 момента – еда и сон, в этот момент все наши чакры максимально открыты, поэтому наше тонкое тело также максимально подвержено воздействию. Мы, рожденные в неведической культуре, зачастую совершенно не подозреваем об этом, А ЭТО ОДНО ИЗ САМЫХ ВАЖНЫХ ЗНАНИЙ. ТО, КАК МЫ ЕДИМ, ВЛИЯЕТ НА ВСЮ НАШУ ЖИЗНЬ!!!! Часто преданные удивляются, почему они практикуют уже 5-10 лет, а эффект от этой практики очень слабый. Просто посмотрите на то, как вы едите! Шрила Прабхупада часто приводил этот пример, когда одной рукой мы разжигаем огонь, а другой тушим. Если мы пытаемся разжечь в себе огонь духовного знания, а потом заливаем это, поглощая пищу как животные, то чему мы можем удивляться? Конечно, мы будем топтаться на месте. Также все знают, что служение Кришне начинается с языка, но, если мы едим в низших гунах, пусть даже и прасад, то это сложно назвать служением Кришне. Сразу хочу предупредить, то, что мы будем рассматривать не относится к начинающим преданным или невежественным людям, которых мы угощаем прасадом. Они в сильном невежестве, поэтому с них и спрос невелик. Они получают благо от принятия прасада в любом случае. Но для нас (преданных, которые практикуют уже не первый год), есть определенные требования и ожидания от Кришны. Подобно маленьким детям, когда им 3 года, если они везде все разбрасывают, ничего полезного не делают дома, к этому мы относимся терпимо. Но если они в 15 лет продолжают так же себя вести, то это начинает нас напрягать. Как переводит Шрила Прабхупада один из стихов ЧЧ ади лилы (8.24), невозможно достичь экстаза, повторяя мантру Харе Кришна бездумно. Точно также, невозможно достичь Бога, просто тупо поглощая прасад. Чтобы понять, что нужно делать, рассмотрим процесс принятия пищи в 3 гунах природы.
1) В гуне невежества. («Знай же, о потомок Бхараты, что гуна тьмы, являющаяся порождением невежества, держит воплощенные живые существа в плену иллюзии. Результатом ее влияние является безумие, леность и сон, которые связывают обусловленную душу»). Когда гуна невежества влияет на сознание, человек мало чем отличается от животного, т.е. он полностью отождествляет себя с телом и умом. Поэтому основным мотивом, зачем такой человек ест – просто насытить желудок, избавиться от чувства голода («заморить червячка»). Как он ест? Он ест, быстро поглощая пищу, стремясь скорее набить живот, ест до отвала, пока не почувствует, что желудок переполнен. Часто при этом он смотрит что-нибудь или читает. Гуна невежества притупляет разум и способность различать, поэтому он ест все без разбора (например, если хлеб кармический предложен Кришне, то он будет спокойно есть его, он не разбирается, кто готовил, из чего, с каким сознанием, полезно ли это для тела и души, он просто жрет). Сюда же относится, когда мы заедаем стресс или беспокойства. Это тоже в гуне невежества. Ест в любое время суток, просто повинуясь чувству голода. Наслаждением для такого человека служит чувство сытости и набитости желудка. После еды он, как правило, хочет поспать («поели - можно и поспать»). Все это связано с принятием пищи в гуне невежества. Если мы едим так, то укрепляем в себе гуну невежества, и в соответствии с БГ, обречены на деградацию в этой жизни, а в следующей можем родиться животными, либо в очень невежественных семьях (например, алкоголиков или наркоманов). Но постойте, мы же едим прасад, и что будем деградировать???? Еще раз подчеркну, что это не относится к неофитам и невежественным людям. Но так же как повторяя Святое имя на уровне нама апарадхи, человек может деградировать, так же и здесь. Вкушая прасад в гуне невежества, мы будем чувствовать, что животные наклонности укрепляются в нас. Это законы Вселенной, мы не можем их избежать. Мы должны работать над собой.
2) В гуне страсти. «Гуна страсти возникает из неумеренного вожделения и алчности. Поэтому она, о сын Кунти, заковывает обусловленную душу в кандалы материальной кармической деятельности». В гуне страсти человек начинает что-то понимать и в чем-то разбираться. Но по-прежнему, он сосредоточен главным образом на удовлетворении своего тела. Основным мотивом принятия пищи в этом случае будет желание насладиться вкусной пищей. Т.е. такой человек невкусную пищу есть уже не будет (в отличие от человека в тамасе, который ест все подряд). Ему хочется насладить свой язык и ум. Поэтому во время еды, он будет быстро есть ту пищу, которая не нравится его уму и наслаждаться той пищей, которая ему нравится. Он просто сосредоточен на внешних материальных вкусах и качестве приготовления. Часто при этом он разговаривает с кем-то. Сюда относятся даже разговоры на так называемые духовные темы между преданными во время прасада, т.к. на самом деле сложно представить себе качественную Кришна катху с набитым ртом. Во время еды он часто отвлекается на что-то (например, смотрит по сторонам или слушает что-то, копается в телефоне и т.д.). Сюда же относится слушание лекций во время прасада, слушание киртанов и любая посторонняя деятельность. Ведь служение возможно только в сосредоточенном состоянии. Когда мы едим, то наш ум мечется то на прасад, то на разговоры или лекцию или киртан. Мы совершаем двойную апарадху. Также во время еды (страсть вызывает жадность) он часто, даже не доев, уже думает о добавке. Т.к. ум его рассеян, то поэтому ему сложно прочуствовать по-настоящему вкус пищи и духовный вкус милости Кришны, он часто переедает. Потом, осуждает себя за это. Так ест человек в гуне страсти. Результат этого – он усиливает еще больше в себе влияние страсти, в нем укрепляются похоть и жадность и как следствие этого – пустота, тоска и одиночество. Почему? Пустота возникает от того, что такой человек, сильно желающий выгоды, все делает поверхностно, на показуху, поэтому не чувствует внутренней наполненности. Тоска приходит к нему из-за постоянных разочарований, ведь счастье в гуне страсти сначала нектар а потом яд. А одиночество – это результат того, что такой человек проникнут (вольно или невольно) настроением эксплуатации других, он наслаждает себя за счет других. Естественно, что в таком случае у него никогда не возникают глубокие долгие отношения, ведь никто не хочет, чтобы его эксплуатировали (в том числе с гуру и Кришной).
3) В гуне благости. «Гуна, благости, о безгрешный, которая чище других гун, озаряет живое существо светом знания и освобождает его от тяжелого груза греховных реакций. Те, кто находится в гуне благости, обусловлены ощущением счастья и знанием». В гуне благостичеловек способен четко различать, что приносит благо, а что нет (БГ 18.30). Поэтому он никогда не будет есть что попало и как попало. Он имеет знание (БГ 14.11), т.е. четко понимает влияние пищи на сознание, поэтому отводит этому очень важное место и работает над тем, как и что он ест. Основным мотивом принятия пищи в гуне благости для такого человека будет желание очиститься от материальной скверны и невежества (БГ 5.11 Освободившись от привязанностей, йоги занимают свое тело, ум, разум и даже чувства деятельностью, направленной только на то, чтобы очистить сознание от материальной скверны). А также поддержать в хорошем состоянии здоровье и прибавить сил - БГ 17.10 комм. (поэтому он не будет есть вредную пищу, пусть даже приятную для чувств). Он ест очень спокойно, умиротворенно, тщательно прожевывая пищу. Он никуда не отвлекается («когда я ем, я глух и нем»), не спешит. Он очень серьезен к состоянию своего ума, ибо знает, что эти мысли во время пищи закрепляются в сознании. Поэтому он будет либо сосредоточен на вкусе пищи и также том, что это чистая пища - прасад, она способна очистить меня, избавить от невежества. Либо он ест с благодарностью к Кришне, что Он дал ему такую чудесную пищу, которая радует сердце и очищает чувства. Он не беспокоится о добавке. Просто внимательное вкушение удовлетворяет его ум, насыщает чувства, поэтому ему не нужно переедать. После еды он чувствует легкость, прибавление сил, счастье, умиротворение, осознание своей отличности от тела (БГ 17.8). Результат такого принятия пищи – гуна благости усиливается в сознании, увеличивается духовное знание и счастье, человек быстро духовно прогрессирует, сердце наполнятся удовлетворением, поэтому желание критиковать других уходит. Как только уходят оскорбления, сразу приходит духовный вкус. Поэтому мы должны постоянно практиковать прием пищи в гуне благости!!!
4) Трансцендентный уровень. «Тот, кто таким образом достигает трансцендентного уровня, сразу постигает Верховного Брахмана и исполняется ликования. Он никогда ни о чем не скорбит и ничего не желает. Он одинаково относится ко всем живым существам. Поднявшись на этот уровень, он занимается чистым преданным служением Мне». На духовном уровне нет желания есть. Также такая душа уже очистилась от материальной скверны. Зачем же ему продолжать есть, пусть даже прасад? Дело в том, что прасад усиливает привязанность к Кришне, укрепляет чувство связи с Ним. Поэтому такой человек продолжает принимать прасад. Ему интересно доставить удовольствие Кришне. И именно с этим мотивом он ПОЧИТАЕТ прасад. Он полностью осознает, что прасад не отличен от Кришны (БГ 12.8 комм. «Когда преданный предлагает Кришне пищу, Кришна Сам принимает его подношение и, вкушая затем остатки этой пищи, преданный постепенно кришнаизируется /развивает в себе сознание Кришны. Тому, кто не занимается преданным служением, никогда не понять, как все это происходит»). Он не ест сабджи или сладкий рис, ОН ПОЧИТАЕТ ПРАСАД, хотя внешне кажется, что он точно так же ест, как и мы. (БГ 3.25 комм. «Человек, обладающий сознанием Кришны, и человек, не обладающий им, отличаются своими желаниями. Человек, осознающий Кришну, не сделает ничего, что не способствовало бы развитию сознания Кришны. Его действия даже могут в точности походить на действия невежды, слишком привязанного к материальной деятельности, но один занят такой деятельностью ради удовлетворения своих чувств, тогда как другой делает это ради удовлетворения Кришны»). Когда он ест, он думает только о Кришне и о том, как доставить Ему удовольствие, почитая ту милость, которую Он дал ему. (Это как подарки. Некоторым людям нравится дарить подарки, и наше служение им будет в том, чтобы очень ценить то, что они нам дарят и пытаться дать что-то в ответ. Так же и Кришна, сердце Его переполнено, Он всем хочет давать Свою милость, наше служение в том, чтобы с удовольствием ее принять). Поэтому внешне может выглядеть, что он безумно наслаждается, как обычный материалист, но это действительно так. Настроение служения дает ему возможность чувствовать духовный вкус красоты и любви Кришны, который есть в прасаде, поэтому он чувствует безграничное наслаждение (БГ 6.20-23). Он не наслаждается материальным вкусом или чувством сытости как мы. Ему не интересно это. Через прасад он служит Кришне и укрепляет свои отношения с Ним. Это и есть результат принятия пищи на трансцендентном уровне. Вопрос: а можем ли мы так? Есть на духовном уровне. Если по какой-то причине в вашем сердце возникла вера в то, что прасад не отличен от Кришны. И, служа прасаду с любовью, почтением и внимательностью, я служу непосредственно Кришне, то тогда да. Мы можем так есть на духовном уровне и с космической скоростью прогрессировать в развитии своих отношений с Кришной.
Мы едим каждый день. Поэтому почитание (а не пожирание) Кришна прасада является частью нашей ежедневной садхана бхакти. Любая практика имеет какую-то цель. Естественно, мы как преданные, занимающиеся практикой преданного служения, не должны просто есть как животные. Мы должны учиться есть как минимум в гуне благости. Только тогда мы сможем прогрессировать в духовной жизни. Ведь прасад – это милость Бога, которую Он нам дал именно для быстрого духовного прогресса.
P.S. данная статья содержит много ссылок на «Бхагавад гиту как она есть». Пожалуйста, не поленитесь найти эти стихи и комментарии в ней, для более полного осознания данной темы.